О вере в Б-га и вере человеку

     Вопрос:

     Уважаемый раввин Зингер,
уверяю Вас, вопрос мой станет понятен в одном из мест моего письма. Я надеюсь, у Вас хватит терпения дочитать, до такого места.

     Для меня, христианина с рождения, Ваши ответы убедительны и подталкивают к размышлениям, но порой пугают. У меня всегда были на сомнения в истинности Евангелий и остальной части Нового Завета. Вопрос, как сказал Пилат: "Что есть истина?". У каждого свой ответ, и каждый утверждает, что его версия есть последнее слово. В Вашей критике христианства, я не нашел ничего, что я бы назвал "вводящим в  заблуждение" или "нечестностью"; но, как вижу я, Вы основываете практически всю критику на букве Закона. Иисус мог много чего сказать о том, как книжники и фарисеи применяли Закон в их служении вере. Единственное, что Вы, кажется мне, упустили – то многое из учения Иисуса, связанное с глубиной любви человека к Богу. Я понимаю, как  буквой Закона Вы способны опровергнуть многие претензии христианства, поэтому мой вопрос таков: Как можете Вы отвергать почти невероятную перемену характера и личности человека, после его обращения к Христу?

     Я видел это снова и снова, поэтому верю, что мои наблюдения, по меньшей мере, разумны. Я видел, как эта перемена шла с человеком по жизни. То, что вы называете рвением обращения, на деле есть рвение помочь другим и, конечно, привести их ко Христу. Случаи принудительного обращения мне не известны. Основная же цель – показать другим перемену в своей жизни и пути к ней. Сколько ни убеждала меня Ваша правовая критика, я не могу отринуть познание Христа в моем существе, даже когда я грешу. Ведь ясно, если бы это вера была ложной и уводила миллионы с истинного пути прямиком к проклятию,  Бог всего человечества не позволил бы ей быть провозглашенной во имя Его. Если это не так, то существование человека в этом мире представляется вполне бессмысленным.


     Ответ:

     Я уверен, что от многих читателей ускользнёт важность основного посыла Вашего письма, потому что в нём затронута та духовность, корни которой в сердце верующего. Я не преувеличиваю, когда говорю, что Ваше вдумчивое письмо содержит один из самых важных вопросов, которые могут быть заданы мне.

     С тех пор как я начал помогать евреям вернуться к вере предков, я получил множество писем и слышал много историй похожих на Вашу. Они на живых примерах показывают, как волшебным образом меняется жизнь человека во вновь обретенной религии,  о магическом  излечении от наркомании, алкоголизма.

     Недавно я получил письмо от еврейки среднего возраста. Она пишет, как после обращения в мормонизм  гнойная инфекция на опухшей ноге чудесным образом исчезла.
После недавней лекции молодой человек живо вспомнил, как едва он вошёл в лоно католической церкви, ушла мучительная депрессия. Радость, пришедшая на место ноющего страдания, – для него свидетельство истинности католицизма.

     Несколько лет назад я читал лекцию в Юж. Калифорнии, где встретил четырех молодых людей членов Харе Кришна. Случайный разговор завязался при переходе оживлённой улицы Лос-Анджелеса. К моему ужасу, трое из этих потерянных душ были евреями. Я внимательно слушал рассказы странно одетых парней. Каждый с энтузиазмом описывал, как новая вера преобразила его жизнь. Они радостно говорили об этой восточной секте; я чувствовал испытываемый ими восторг и душевный покой. Они были уверены в истинности их веры; было видно, что они духовнее сейчас, чем когда-либо в прежней жизни.

     Эти рассказы очень впечатляют; но при сравнении мы видим, как каждый  утверждает истинность одной веры и ложь всех остальных. Это серьёзная теологическая проблема.

     Всякая такая жизненная история  кажется новичку доказательством истинности его недавно обретённой веры, но факт жизни в том, что все эти религии, веры и секты взаимно исключают каждая каждую и поэтому не могут быть правдой. Когда дело доходит до духовных переживаний и волшебных превращений, у нас в руках клубок спутанных нитей.

     Царство веры было бы очень стройным, если бы только одна религия меняла жизнь человека и проявляла чудеса. Но к ужасу пылких верующих, здесь они попадают в самую беспорядочную область упорядоченной религии.

     Посмотрите вокруг, этот жизнь меняющий опыт из Вашего письма неизменно присутствует в среде приверженцев всех религий, вер, сект. Последователи каждой заявляют о "почти невероятном преобразовании характера и личности", и это не зависит от истинности доктрин, на которые они молятся. В сути этих историй нет никакой связи между духовной трансформацией, которая происходит в сердце верующего, и духовной истиной, которую он исповедует.

     Не забывайте, планета наша переполнена такими мировыми религиями, как индуизм, буддизм, ислам; каждая из которых хвастает сотнями миллионов приверженцев. Толпы благочестивых верующих в соперничестве с конкурирующими конфессиями с восторгом рассказывают о всё тех же чудесных изменениях "характера и личности", которые Вы видите в Вашей религии — в христианстве.

     Однако, если Вы вчитаетесь в эти рассказы и подумаете над тем, как они изменяют жизнь, тогда кажется, что все они принадлежат к одной религии, где каждом рассказе бьётся пульс встречи с божественным.

     По Вашему миллиарды душ этих преданных верующих будут потеряны, потому что следуют "ложной вере". Из этого понятно уже то, что эти яркие религиозные переживания не могут быть доказательством истинности одной и ложности остальных вер.

     Так, индуизм и ислам имеют радикально различные учения о природе Бога; но как же так происходит, что индусы, христиане, мормоны, мусульмане и сторонники  новых идей нашего времени, все говорят об опыте того же глубокого религиозного обращения, которые описали Вы, христианин?

     Ответ становится особенно загадочным, если рассмотреть ваше подлежащее утверждение, что духовная трансформация верующих сама указывает направление к духовной истине.

     Претензии на исцеление верой сделаны всеми религиями, и больные посещают их святыни в надежде выздоровления.

     Я был в Лурде во Франции и Фатиме в Португалии, у исцеляющих святынь христианской Девы Марии. Я был в Эпидавре в Греции и Пергаме в Турции, у исцеляющих святынь языческого бога Асклепия. Чудесные исцеления, записанные во всех местах поразительно одинаковы. В гроте Лурда вывешено множество костылей, немых свидетелей тех, кто приехал хромой и ушёл прямоходящим.  Но нет там отброшенных протезов, доказывающих возвращение утерянных рук и ног.

     Все вместе эти веры не могут быть свидетелями правды. Тем не менее, каждая из них может зажечь глубокие духовные изменения в характере и личности преданной им толпы.

     Здесь приходит на ум важнейший вопрос: Почему Бог допускает все эти религии, независимо от теологической лжи, на которой они построены, чтобы этой ложью зажечь духовную страсть в сердце верующего? Библия содержит записи многих людей и народов, которые были  горячо преданы идолопоклонству. И всё же их духовное прелюбодеяние осуждается Господом как полнота мерзости, независимо от духовности и перемен ими испытанных.

     Почему Всемогущий позволяет религиям, фундаментальные учения  которых не имеют никаких оснований в истине, производить чудеса, влияющие на жизнь и поведение им преданных последователей?

     Ответ на это в начале Второзакония, где Тора обращается к этой дилемме с более поразительной историей, чем сценарий представленный Вами.

     Во Второзаконии 13:1-3 Библия ставит вопрос о том, как реагировать на "пророка", который предлагает показать чудо, чтобы поверили в его пророчества. Что же человеку ответить, если обещанное чудо сбудется, как предложил "пророк"? Должны ли мы следовать "ему", даже если он призывает нас поклоняться другим богам, которых не знали отцы наши? "Вы не должны прислушиваться к словам пророка или сновидца, – говорит Всемогущий. – Я не посылал его".

     "Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: "пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им", – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь" (Второзаконие 13:1-4).

     Ваш случай и другие и есть Божие искушение. В мире, где свобода выбора дана в идеальном равновесии, выбор за Вами. Будете ли Вы поклоняться единому Богу Израиля, или обратитесь к богам, народу Израиля неизвестным? Если бы мы жили в мире, где только одна религия может принести духовность и чудесные перемены в жизни человека, тогда свобода выбора существовать не может.

     В 18 главе 3 Царств Илия предлагает сравнение силы Ваала и Всевышнего. Народ Израиля, 450 пророков Ваала и 400 пророков Астарты призваны к горе Кармель. Построены два алтаря, один для Ваала и один для Бога. Дрова возложены на оба алтаря. Забиты два быка, разрезаны на части; части возложены на дрова. Илия приглашает священников Ваала молиться о снисхождении огня на жертву.

     Библия живо рассказывает, как они страстно молят Ваала с утра до полудня – и без успеха. Ясно видно, что нет сомнения в умах этих языческих верующих, что Ваал услышит их страстное моление,  вмешается от их имени и поглотит их тельца огнём небесным. Они даже взобрались на алтарь и стали прыгать рядом с жертвой. Илия высмеивает их усилия.

     Когда ниспосланное с небес пламя не появилось, последовало ужасное зрелище. В ответ они стали резать себя мечами и ножами добавляя свою кровь к жертве на алтаре (нарочитое увечье тела строго запрещено в законе Моисея).

     Эти пророки Ваала были состоянии экстаза и безусловного доверия своим идолам. Но независимо от непреклонности рвения к своим идолам, они были вынуждены отвернуться от этих мерзостей.

     Пророк Иеремия предупреждает нас, что духовность, полученная при следовании лжепророкам и порочным учителям может стать настолько всеобъемлющей и подавляющей, что некоторые начинают зависеть от их поучений. Иеремия заключает: "...Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь" (Иеремия 29:8-9).

     Слова Иеремии ясны: Если сообщения лжепророков настолько овладевают Вашей психикой, что Вы думаете об этих лжецах, Вы сами, и никто иной, отвечаете за эти богохульные мысли. Бог их не посылал.

     Кроме того, в самом конце вашего вопроса, вы предлагаете: "Ведь ясно, если бы это вера была ложной и уводила миллионы с истинного пути прямиком к проклятию, Бог всего человечества не позволил бы ей быть провозглашенной во имя Его". Это заявление не имеет права на существование.

     Если Ваше мнение истинно, почему толпы духовно слепых верующих делают этот плачевный выбор религиозной принадлежности? Почему Бог не препятствует этим лжеучениям и их успеху? Почему ислам самая быстрорастущая религия в мире, когда якобы только Ваше христианство есть единственная жизнь преобразующая правда? Как это возможно, что столь многие ошибаются в чём-то настолько важном, как вера, когда, в соответствии с Вашим пониманием, Всемогущий никогда бы "не увёл миллионы" с Его истинного пути?

     Внимательное прочтение Библии выявляет, что никогда Бог не уводил человечество с Его чистого и истинного пути. Пророкам Израиля были даны права проповедовать покаяние тем, кто не хочет слышать этих слов, и  предупреждать о гневе Божьем за непослушание.

     Решение предаваться греху есть решение самого человека и в его владении останется навечно. Ваш Творец никогда не отбирал свободу решения из Ваших рук, так говорит Тора: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло".

     “Я которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё" (Второзаконие 30:15-19).

     Бог позволяет человеку увлечься ложными религиями по той же причине, по которой он позволяет женатому увлечься другой женщиной. Свобода воли в пределах Вашей досягаемости.

     Добродетель тогда лишь возможна, когда грех манит. Если бы ложные религии были непривлекательными, то не было бы никакой заслуги за отказ от них. Если данная Богом свобода воли была ограничена или ущербна, добродетель была бы невозможна.

    Бог дал людям дар морального выбора. Только правильное следование свободе выбора ведёт к высшей цели – возвращению в присутствие Божье. Имея свободу поступать правильно или неправильно жизненно важно, потому что Бог хочет общество определенного типа – тех,  кто ведомы Его вечными законами. Вера в свободу воли есть аксиома еврейской мысли и неразрывно связана с наградой и наказанием, основы самой Торы: "Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Второзаконие 30:19).

     Не принимайте рассказы об изменяющих жизнь чудодейственных событиях, как указатели к священной истине Божьей. Берите только Библию как источник этого вечного учения. Как только Вы посвящаете Вашу жизнь истине Бога Израиля, радостно примите участие в принятии духовной пищи им даваемой. Не позволяйте духовным ощущениям быть барометром истины. Основа веры человека лишь Еврейское Писание.

       ***


Рецензии