Если лес галдит грачами...
но рады и такому и галдят грачи,
а на весну небо тоску наводит,
оно впитало в себя темноту ночи.
Ветер с окраины сверлит прореху
в нависающем с небес густом тумане
и заря прокралась в дырку эту
тоненько, несколькими лучами.
Один лучик солнце дарит в окна,
а другой - тоскующей весне,
третий - для берёзки одинокой
и ещё один - стрелою в сердце мне.
Берёзка распрямилась, расцвела
и стряхнула с плеч седые хлопья,
начинает прогонять тоску весна,
зазвенела в солнечные окна.
Не хватило только солнца небу,
под туманом летит ветер озорной,
растрепал его седую бороду,
оно хочет расплескаться синевой...
Гоню по ветру я вчерашние печали,
в сердце зОлотом окрасив седину...
Если лес галдит весенними грачами,
значит солнцу быть и быть теплу!
29.03.2017.
Картина А.Саврасова "Грачи прилетели".
Сюжет
Где-то в российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся из теплых краев грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов.
Почему эта картина так действует на зрителей почти 150 лет?
«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе спокойствием задевают «душевные нервы». И здесь при всем оптимизме полотна, при всем свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность, при которой хочется бахнуть стакан да затянуть песнь.
Тема весны - любимая тема А.Саврасова.
При жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник закончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу".
"Грачи прилетели"впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".
В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".
Свидетельство о публикации №117032902270