Вспоминая лекцию Быкова
На желтом фоне билета, в первой строке посередине красными наклонными буквами было напечатано «Лекторий «Прямая речь». Во второй строке жирными заглавными буквами черного цвета крупно выделялось «ПРИГЛАШЕНИЕ». Но само «ПРИГЛАШЕНИЕ» почему то было зачеркнуто и рядом справа шариковой ручкой написано «Билет 750 р». Кроме этого еще указывалось «На лекцию». А далее опять в этой же, строчке по горизонтали дописано авторуйчкой: «Д.Быков». Ну и последнее что там было из реквизитов так это в самой предпоследней строке слева, после слова «Ряд»: все той же шариковой авторучкой написано: «Приставленные стулья».
Столь подробное описание входного билета, я акцентировал затем, что бы явственней представить этот своего рода документ, находившийся сначала у меня в руках, а потом в руках Быкова, когда я написал ему свой вопрос относительно воспоминаний Бунина о Есенине именно на этом билете.
Получив записку-вопрос через девушку, сотрудницу в зрительном зале, Быков стал читать.
- Ваше мнение о не хороших высказываниях Бунина о Сергее Есенине?
- Понимаете… Начал Быков. Небольшая пауза. И далее:
- Здесь еще написано билет 750 рублей. Я понимаю, что было написано изначально, но это как бы мне упрек. Простите, пожалуйста, ей богу я не виноват. Аренда зала.
И потом уже Быков продолжил ответ по существу вопроса.
- Очень трудно найти людей, если это были не хорошенькие женщины, о которых Иван Алексеевич Бунин высказывался бы хорошо.
После этих слов смех в зрительном зале и далее слова Быкова
Ленин – злодей с зеленой жижей вместо мозга. Маяковский – хам с черными зубами. Есенин – автор небывалых кощунств. Вот. Ну и про него самого тоже не очень церемонились. Высказывались разные мнения. Степун кажется, о нем сказал что «Это старик с сексуальным помешательством»,
Ну и что же? – Веселые, едкие литературные шутки. Крупная соль едкой светской злобы. Отношение Бунина к Есенину мне понятно во всяком случае. Народ голованов знает его Абалкина. Я могу сказать, что я его это отношение разделяю. Я могу понять это отношение. Зато он очень любил Льва Николаевича Толстого и о нем никогда плохого слова не говорил.
На мой вопрос: « Почему Бунин, не хорошо отозвался о Есенине?» ответ Быкова исчерпывался, и он перешел к следующему, отвечая на него так же холодно и равнодушно, как и на мой вопрос.
Возвращаясь к началу лекции Быкова о Тарковском должен сказать, что в связи с категорическим запрещением администрации снимать на видеокамеру сегодняшнее мероприятие, у меня тотчас испортилось и, мое общее настроение, и, настроение для восприятия самого Быкова. Сидя на боковом месте, хотя и не очень далеко от сцены, с которой должен был выступать докладчик, я уже до начала самой лекции был всем этим мероприятием недоволен, подавлен, раздражен и даже решил уйти, не дожидаясь появления Быкова. Но потом все же смирился, успокоился, и не глядя преднамеренно в сторону, вышедшего на сцену Дмитрия Львовича, стал слушать лишь только его один голос, подчеркнуто не глядя в его лицо, но следя за привычной Быковской интонацией, и за реакцией зрительного зала.
Стихи Тарковского, Дмитрий Быков, читал на мое мнение очень громко, даже слишком громко, совсем не удовлетворяя мое желание и мою потребность, как бы глубже понять и воспринять поэта Тарковского со слов выступающего лектора.
На мое мнение Быков читал именно Тарковского абсолютно противоположно тому, как я слышал эти же стихи, этого же автора, в исполнении Михаила Казакова в юбилейный вечер Тарковского, на котором выступали и Евгений Евтушенко и дочь Тарковского и Маргарита Терехова и другие.
Дмитрий Быков не был артистом театра и кино, и не обладал, на мой взгляд, тем обаятельным голосом, каким обладал, скажем, Александр Блок или Сергей Есенин. Но ведь они тоже не были ни артистами кино, ни театра. Сегодня Быков старался читать красиво, правильно передавая текст любого стихотворения, изменяя скорость чтения, делая паузы, и тому подобное, но все равно этого было не достаточно, и очень мало, что бы очаровать, околдовать зрителя не только стихами Тарковского, но и вообще стихами.
Самый первый раз мне понравился, Дмитрий Быков, когда я прочитал его книгу «Вместо жизни» издательство «Вагриус» 2006 год, где он очень хорошо рассказывал о разных известных и не известных людях, писателях и поэтах, жизнь которых меня давно интересовала, но, к сожалению, я, наверное, о них узнал поздновато. И все же узнав об этом, из книги Быкова я был ему очень благодарен.
Прочитав названную мной книгу «Вместо жизни»», и так как она произвела на меня хорошее впечатление, я решил отослать ее своему старшему товарищу и земляку украинскому поэту Николаю Кондратенко. Кстати, купил я ее в магазине «Москва», на Тверской улице, в тот же день, когда именно там каким - то образом, оказался и сам Быков. Набравшись тогда смелости, и решительности я подошел к нему и, обратившись по имени отчеству, попросил автограф, на книге «Вместо жизни». Быков аккуратно взял из моих рук свою книгу и молча, не говоря ни слова, подписал: «Павлу, на счастье. Д.Быков»
С тех пор прошло много времени. И вот я уже при других обстоятельствах второй раз встречаюсь с живым Быковым, специально придя на встречу, в Союз писателей, в большой зал на лекцию «Тарковский. Я беженец. Я никому не нужен». Внимательно слушая комментатора стихов Тарковского, то есть Быкова. А также и сами стихи Тарковского, в исполнении Быкова, я пришел к выводу, что Быков как поэт совершенно не владеет необходимым ему инструментом очаровывать слушателя в зрительном зале, а тем более зрителя пришедшего сегодня не на простую лекцию « О снах и сновидениях», а о настоящей поэзии. У меня сложилось такое впечатление, как будто Быков сегодня отрабатывает свое время и деньги, придя на очередную рабочую смену.
Не хочу сказать, что Быков очень плохо и слишком не убедительно выступал в своей роли. Нет. Он делал все превосходно и профессионально. Наверное, другой бы на его месте, то же самое, сделал еще на много хуже, и еще более не интереснее. Но думая о нем сейчас и вспоминая Быкова в день его лекции о Тарковском скажу еще раз что я не испытал того желанного восторга, вдохновения и радости которую мне хотелось получить увидев и услышав Быкова как поэта.
Размышляя про себя, о том, что именно из Тарковского читал, Быков. Размышляя о том почему до меня абсолютно ничего не доходило из того что он читал. Почему все это меня никак не задевало, я подумал: а может причина моего безразличия к Тарковскому, во время доклада Быкова кроется совсем не в самом Тарковском, а в том кто именно читал его стихи?
Почему то ведь во время чтения того же автора, но только другим человеком, Михаилом Казаковым, я слушал его абсолютно не предъявляя к исполнителю никакой претензии. Малого того, я просто не мог оторваться от обворожительного чтения стихов Тарковского именно Михаилом Козаковым. Я просто не мог налюбоваться его голосом, его интонацией, манерой держать себя манерой говорить и умением общаться с большой аудиторией.
В тот раз мне показалось, что даже сам Евгений Евтушенко, читая свои стихи после Михаила Козакова, читал их не так красиво и очаровательно, как это делал сам Козаков. В тот вечер самого Михаила Сергеевича зрители просто не отпускали со сцены, аплодируя ему и упрашивая читать еще и еще. На что Козаков преспокойно (именно преспокойно!!) отвечал: «- Да я могу Вам читать хоть до утра и без всякого перерыва». В тот вечер, Козаков декламировал абсолютно все по памяти, не держа в руках никакого даже маленького листа с текстом - подсказкой. А вот Быков, сегодня все же доставал книгу Тарковского заглядывал в текст, и это, пожалуй, тоже не очень хорошо воспринималось.
Внешний вид у Быкова, в этот раз был то же не таким как у Михаила Козакова. Он был у него таким же, каким я его видел однажды, летом на Тверской улице, идущим, с какой-то молодой женщиной. Он был одет в шорты ниже колен, защитного цвета, в черной футболке с коротким рукавом, и в серой жилетке с маленькими карманчиками на груди.
Волосы на голове у Быкова кудрявились черным цветом и были аккуратно подстриженные.
Вспоминая Михаила Козакова в тот вечер, я вижу его в элегантном костюме темно голубого цвета, в белой рубашке с приятным галстуком и, наверное, в тот раз мне была приятной даже его обувь, которая очень гармонировала с его костюмом. Но что более всего, нравилось мне в тот раз в Козакове, исполнителе стихов так это, конечно же, его человеческое обаяние, притягательная сила, очарование в лице, в глазах, в голосе, его неповторимая интонация.
Сегодня, сидя почти в первом ряду, на приставных стульях, на лекции Быкова, я даже сожалел о том, что отдал за его лекцию 750 рублей, да к тому же еще и моя супруга считай, выбросила эти деньги на ветер. Но если все же разобраться серьезно, то дело, конечно не в деньгах, и не во времени которого, то же порой не хватает больше чем денег. Жаль было чего-то другого. Более ценного, и более дорогого…
Может быть сегодня, жертвуя и временем и чем-то еще более ценным, я все же приходил на лекцию Быкова не столько ради Тарковского, и не столько ради самого Быкова, сколько ради любимого мной поэта и человека Сергея Есенина. А так же и поэта и писателя Ивана Бунина, дабы решить свой давнишний и не решенный спор с самим собой: «Почему же именно и какая именно была на то причина не хороших (мягко сказано) высказываний Бунина о Сергее Есенине. И вот что я услышал из уст современного уважаемого профессора Дмитрия Быкова.
«- Очень трудно найти людей, если это были не хорошенькие женщины, о которых Иван Алексеевич Бунин высказывался бы хорошо»
Ну, причем здесь это? Сравнивать Сергея Есенина всеми любимого национального поэта России, в оценке другого такого же национального поэта Бунина с хорошенькими женщинами по–моему, это совсем пошло и не серьезно, но у Быкова в отношении Есенина, к сожалению все очень просто: "Ну и что же? – Веселые, едкие литературные шутки. Крупная соль едкой светской злобы. Отношение Бунина к Есенину мне понятно во всяком случае. Я могу сказать, что я его это отношение разделяю. Я могу понять это отношение»
Ну да конечно, еще бы Быкову да не понять отношение Бунина к Есенину?
В год прочтения его лекции о Тарковском в 2012 году, я еще не знал о высказывании самого Дмитрия Быкова о Сергее Есенине, да к тому же слишком в грубой форме по его словам с очень «Крупной солью едкой светской злобы».
Но прочитав все же потом его очерк «Сергей Есенин», и то, что он там «упорядочил» как «знающий исследователь жизни и творчества Есенина», я с того самого мгновения резко изменил свое мнение о Быкове как о человеке, о Быкове как журналисте, как о писателе и поэте, о Быкове профессоре.
Бог ему судья.
А все что я о нем думаю конкретно, в связи с его очерком «Сергей Есенин» и какие у меня на то веские причины и доводы «Я расскажу, я расскажу в письме ответном»
Свидетельство о публикации №117032709913