Живое и... неживое 3

   
    Душа отрывается от всего земного и уходит в отрыв, в полёт - в перспективу своего самочувствования, она расстаётся со своей землёй Таким образом и начинает своё бесконечное блуждание по неведомым, выстраиваемым ею же пространствам. Но так ведёт себя душа вообще, мировая душа или душа как принцип всего живого - живое должно выделиться из неживого, отделиться, самоутвердиться, отграничиться. Тем самым она теряет свою "родину" или почву, но лишь затем, чтобы заново её обрести, теперь уже в лице человека. Человеческая душа - это возвращение. Это новый путь на некогда оставленную родину всего земного. Но это земное отныне уже другое - оно должно быть само одушевлённым, пронзённым светом, живым - в общем осмысленным.
    В перспективе радости и счастья, в перспективе исполнения своего предназначения, мы видим человека "крепко стоящим на двух ногах", мы видим вполне земного человека, но не того, который сейчас ходит по земле, а того, который смог с ней сладить - смог сладить её со своей душой. Задача не из лёгких, нужно сказать, - открывается перед человеком. Относиться к неживому так, словно оно тоже живёт, дышит, а душу всякий раз привязывать к чему-нибудь помимо неё. Душа так и жаждет вырваться из этих "цепей" и любить одну себя - неукротимую и неостановимую. Но наши привязанности, когда они не бессмысленны, только и делают нас свободными и делают свободной нашу душу - вот такой вот парадокс - который, большинство людей никак не хочет разрешать. Без сомнения это сложно. Ещё и стать в такой направленности к миру не менее сложней, видеть и чувствовать, мыслить и понимать. Свершаться. Читай возвращаться...
    Исходя из всего этого мы имеем две мощные темы: тему странствия(исхода в своём начале) и тему возвращения. Эти центральные и самые укрупнённые темы человечества пронизывают собой все остальные возможные темы, проблемы и вопросы.

    Различать живое и неживое способна уже душа и тем, у кого она есть, не составляет труда это делать. Но вернуться в самом предельном и высшем смысле этого слова в лоно, откуда мы вышли и пить из истока, тем самым свернув время и превратив его в вечность - это задача уже не одной только души, одна она здесь не справится, но задача духа. Дух ведёт нас по такому пути и по его велению трепещет и душа, впервые наблюдая свою ограниченность как осмысленность. Этот великий круг превращается в великую спираль нашего развития. Он смыкается и преобразуется или же не смыкается и тогда образует вечное повторение того же самого в дурном смысле - смотрите Ницше с его темой вечного возвращения, но учитесь воспринимать её верно. Вечное возвращение необоримо, и если у человека и есть какой-то выбор, то смысл его единственно в том, чтобы выбирать не "день сурка".
    Но тогда встаёт вопрос что есть Дух? - в таких масштабных проекциях... Если Душа это вечный порыв - за пределы - и прежде всего самой себя, выскок из себя, снятие своих же границ, обнаружение новых и снова снятие, то что есть Дух? Не является ли он самим великим в мире и всемогущим ограничителем? Дух "веет, где хочет" потому, что у него нет собственных пределов. Оба они оказываются безграничными: и Дух, и Душа - но несколько по разному. Душа безгранична в своём принципе - постоянного выхождения из собственных владений к иному и в иное. Но для Духа иного нет. Он и то, что он есть и иное - сразу. И таким образом, он может видеть, отделять и отграничивать.
Душа - безгранична в своём движении и конечна всякий раз. Дух - всякий раз безграничен, но когда веет - "где захотел" - ограничивается, потому что несёт с собой всему пределы.
    Человеческая душа только потому человеческая, что она духовна. Став духовной такая мировая душа становится особенной душой - душой "не каждый раз", а мировой, всепоглащающей. То есть то. что можно назвать мировой душой есть человеческая душа и есть душа духовная.
    Дух находится в таком же отношении к душе, как и Душа к неживой природе. Душа выходит из неживой природы, базируясь, основываясь на ней и таким образом осуществляя, развивая и даже впервые порождая свой принцип - выходя, становится душой. Дух же исходит из Души и её бесконечного опыта, как апофеоз душевного. Без души, Дух практически является Ничто. Ибо только Ничто полностью всепроникающе в таком смысле. Всепроникающе и равнодушно. Но там, где есть Душа равнодушия нет. Душа всегда не равна себе и потому не- равно- душна)))

     Несоразмерное душе это всё неживое, мёртвое, недушевное, но это и дух также. С двух сторон они гонят душу в её бесприютность и странствия, в её нахождения и ненахождения, в её мытарства. Тема странствия, следовательно, есть тема души по преимуществу - её вечной, извечной ненайденности и неукоренённости. Странствуют души, путешествуют души, проходят путь души.
     Возвращение же как тема принадлежит области духа. Лишь дух способен притянуть душу обратно к её истокам и руслам, из которых некогда она вышла в свой далёкий и опасный путь. Поэтому, каким бы образом мы ни брали эти темы - символическим, мифологическим, философским, поэтическим, общекультурным, мистическим, мы прежде всего должны их "держать" смысловым образом: странствия - душа, возвращение - дух, тогда нам станут видимы и откроются многие тайны человеческие, или уж в крайнем случае, мы приблизимся к ним.


Рецензии