Если ты умираешь...

Если ты умираешь, любимое, драгоценное,
Во мне, приведённом в ничто,
Обнажённом от кожи, и чувств, и желаний,
Дай мне прислушаться к тихому твоему дыханью,
Последнему вздоху сердечных глубин,
Дай увидеть, как ты претворяешься, изменяясь,
Обращаясь в ничто, несомненно ликующее,
Пока ещё так незнакомое, чудное, –
Ты, иное, освобождённое,
Если являешься, словно птенец,
Из белого, неподвижного, неявленного,
Кротость свою яви, любящее в изначальном,
Забытое, несуществующее именование:
Сердце, любовь, смерть.

Но если ты умерло, как тебе подобает,
Плачь же и радуйся, будь обычным,
Прими и мир, и себя, и Богом
Прочерченный путь твой,
Когда ты слепой держал карандаш в руках,
Чертя на страницах неизгладимо,
Порывисто и безнадёжно верно,
Пытаясь себя угадать, – но угадывал что? –
Кто угадывает тебя теперь,
Тебя, разглядевший, что пишешь в книге,
Отрываешь страницу и пишешь вновь,
Но всегда – то же, что было в ней прежде:
Смерть, любовь, воскресение. Сердце,
Изменяемое Непобедимым,
Неуловимо и неотступно бьющееся
У Него в руках, – умри, умолкни,
Не сопротивляйся,
Стой, посмотри, что будет,
Что происходит в тебе:
Ты, лишаясь предмета, умираешь ли?
Всем и каждому вскрытое непонятно, просто,
Растворённое в каждом взгляде, жесте,
Обращении, пустоте, – ответом,
Жертвой необъяснимой, новой, –
Что в тебе изменилось?

Некто
Поселился всё же в твоих ладонях,
Страницах, перелистываемых мгновеньях,
В кратковременном родниковом зреньи,–
Стой, умолкни, молчи,
Всё равно не сможешь
Сказать ничего иного и большего,
Чем обыденное, укрытое:
Воскресенье, любовь, смерть.

Сентябрь 2013.


Рецензии
Почему "Воскресенье, любовь, смерть"? Почему в таком порядке? Я бы написала: "Смерть, Любовь, Воскресение".

Элла Крылова   29.04.2017 21:14     Заявить о нарушении
Ага, Вы заметили!
Что ж, скажу. Это перечисление, как Вы видели, в верлибре совершается несколько раз.
У апостола Павла хорошо сказано, что любовь Божия к нам состоялась тогда, когда мы Его ненавидели.
Так вот, первое перечисление - "смерть, любовь, воскресение" - как раз об этом.
Второе перечисление о том, что обнаружив себя мёртвыми, мы любовью Его воскресаем.
Последнее перечисление - о том, что происходит с человеком, когда он, воскреснув, живёт. Он благодарен. И возвращает принесённый ему Христом дар, когда Он за него умер. Возвращает в том, что умирает для дурного.
Крепка как смерть любовь, сказано в Песни песней.
Только это, увы, очень нелегко и долго совершается...

Игумен Паисий Савосин   29.04.2017 21:25   Заявить о нарушении
И ещё чуть. Вообще это стихотворение о "втором периоде духовной жизни", как о том говорил схиархим. Софроний Сахаров, ученик прп. Силуана Афонского.
Первый период - рабство в Египте. Второй - после избавления сороколетнее странствование в пустыне. И только после этого третий - земля обетованная. И мы, воскреснув, проходим обязвтельно это пустынное странствование, когда в нас словно бы умирает Христос и мы страшно одиноки... Это не навсегда. Не сдавшийся приходит в Землю обетованную.

Игумен Паисий Савосин   29.04.2017 21:38   Заявить о нарушении
Вы ссылаетесь на Ветхий Завет, на эту еврейскую мерзопись, у которой давно пора отнять статус священного писания. Не приемлю иудейского Яхве-Ялдабаофа-Сатаниила, кровавого тирана и убийцу, "князя мира сего". Не сказал ли Христос правоверным иудеям: "Отец ваш - дьявол"? Евреи приняли этого гада за верховного бога. А Христос был русским, и звали его Радомир (до того, как он пришёл в Иудею отвращать евреев от ложной веры). Какой еврей согласится распинаться за грехи всего мира? Это не в их менталитете. Я поклоняюсь Богу Всевышнему и сыну Его (а не Яхве-дьявола) Иисусу Христу. И мне плевать, что по этому поводу думает РПЦ, я к ней не имею никакого отношения. Мы с Вами ровесники, так долой церемонии, а церковного чинопочитания я не признаю.

Элла Крылова   29.04.2017 22:59   Заявить о нарушении
В Ветхом Завете совершенно нет любви бога к человеку. Только мщение, ревность, жестокость, смертоубийство. Любовь - в Новом Завете. Потому что Христос - сын не Яхве-дьяпола, а Бога Всевышнего, который есть абсолютное Добро и Любовь. Но еврейские евангелисты исказили и личность Христа, приписав ему некоторые демонические качества ("тьма внешняя", "скрежет зубовный"). Вечные муки не совместимы с Милостью Божьей. Но я думаю, что сталины и гитлеры просто полностью уничтожаются - абсолютная аннигиляция.

Элла Крылова   30.04.2017 01:59   Заявить о нарушении
Ну, рассуждения Ваши совершенно не новы. Поистине, ничего под луной... Именовались они в древности гностицизмом. Мне жаль, что мы перешли с речи о содержании поэзии (которое содержание хотя бы часть культуры) на некий диспут. Воля Ваша, но я не имел такого намерения.

Игумен Паисий Савосин   30.04.2017 04:43   Заявить о нарушении
Всё же скажу лишь одно, может, поможет. Есть у прп. Силуана, уже упомянутого мной, мысль о том, что гордого человека, если и насильно посадить в рай, то он не сможет там находиться, скажет: "отчего не я на первом месте?"
Это я о "тьме внешней". Человек от сотворения своего получил дар свободы. И насильно Бог не может его ни спасти, ни принять в рай.
Это - таинство свободы, как удивительно написал Владимир Лосский, "божественный риск"... Риск быть отвергнутым. Но если нет свободы, нет и любви.

Игумен Паисий Савосин   30.04.2017 05:01   Заявить о нарушении