ЧЕМ опАсна подЗЕМна ГАЗификАция УГЛЕй для Природы
В НАШем МИРе - ВСЁ опАсно -
дпжн ПИЩа и любовь -
КТО ж устроил МИР ТАК СТРАШно -
чтоб лилАся ВЕЧно КРОВЬ?
Так за ЧТО ж богов МЫ ХВАЛим
и хвалУ ИМ воздаЁм?
И тирАнов ВСЕХ НЕ СВАЛим -
В ЖЕРТву СЧАСТЬе отдаЁм?
ЛрбрО ДАРом НЕ даЁтся -
за ЛрбрО надо платИть!
А ЗЛО ж РАдостно смеЁтся:
непресЕнно победПр!
ФОТО Автора; Промышленная площадка Ангренской станции <Подзем-газ> -
НЫНе = <ЕР-ости-газ>
ИДЕе подЗЕМной ГАЗификАции УГЛЕЙ - уже СОТня ЛЕТ - иДЕе ЛЕНина и МенделЕева!
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Пролог
II. Обшие сведения про подЗЕМную ГАЗификАцию УГЛЕй
III. ЧЕМ опАсна подЗЕМна ГАЗификАция УГЛЕй - для Природы
IV. ЧЕМ опАсна подЗЕМна ГАЗификАция УГЛЕй - для людей
V. Кое-какие итоги
***********
I. Пролог
- не профи в Этом деле - но именно поэтому я почти сразу же замечао ЛЯпсусы -
которые их не замечали профи - которым профессионально вдолбИли ТЕ ЛЯпсусы - как Истину!
Зато я уже был артиллерист-зенитчик, в Зпрлолжье на заводах познал технологии производства алюминия, чугуна, стали, кокса и многих химических продуктов,
газовщик по обогреву коксовых печей, почти профи по очмстке газов, мог выполнять расчёты по гидравоике, по прочности и устойчивости аппаратов очмстки газов, по опредежению расходов газа и жидеости и ТэДэ! И уже имел опыт смертельных опасностей, два года провёл в зоне бомюёжек и военных действий...
.............
II. Обшие сведения про подЗЕМную ГАЗификАцию УГЛЕй
И ось велЕнием ПАНи СудьбЫ - и до Тянь-ШАНю я поПАВ:
МВЙЖ дванадцять РОКив ТАМ проЧХАВ:
По горам высОким я шаСТАВ:
ЖИНку ТАМ знайшОв та й ДИТок <наклэПАВ>,
Та на <АнгрЕн-ПодЗЕМ-ГАЗи> працюВАВ:
ТУ идЭю МендеЛЕя пизнаВАВ:
ТУ, що й ЛЕНин в 1913-тому нахвалЯв -
У свойИй статтИ:
<ВелИкая СИЛа на берегАх ДонцА>:
"Тяжёлый опасный подземный труд шахтёров -
МЫ заМеНим на радостный труд в светлых чистых лабораториях!"...
РИВНо 100 = СОТня РОКив ювилЭй -
ЦИй статтИ - НЭ КРАЩою з иДЭй!
ПИВ-сторИчча томУ - в 1963-му РОЦи -
я надислАв про 50-РИЧный ювилЭй -
статтИ (про цэй ювилЭй - циЕй - НЭ КРАЩои з иДЭй!) -
алЭ моИ статтИ ТИ - НЭ прыйнялы:
"- 50-РИЧный ювилЭй - ЦЭ = НЭ КРАЩИй ювилЭй -
циЕй чи тиЕй - НЭ КРАЩои з иДЭй!"
А иДЭя ЦЯ таКА (БУДу по-москАльському - НЭ ПИСяты = пыСАТы!):
ТАМ, ГДЕ УГоль ТРУДно добывАть
(ШАХТу иль карьЕр - нельзЯ проковыРЯТЬ,
Или ж неренТАбельно ТАМ УГоль добывАть:
пластЫ глубокО лежАт,
пластЫ ВЫШе лежАщие МОГут ШАХТу забиВАть,
ЕЁ СТВОЛ подрезАть) -
ТАМ МОЖНо сделать ТАК:
ПробуРИТЬ с поВЕРХности - сквАжины к углю,
разЖЕЧЬ ТАМ уголь - ПРЯМо в пластУ,
и в одни сквАжины - нагнеТАТЬ СЖАТый ВОЗДух,
который сжигАет уголь - ПРЯМо в пластУ,
а образУющийся ДЫМ - за СЧЁТ выделЯющегося при гоРЕНии теплА -
превращАется в гоРЮЧие ГАЗы:
ГорЕние: С + О2 = СО2 + теплО
Образование гоРЮЧих ГАЗов:
С + СО2 + теплО = 2 СО
С + Н2О + теплО = СО + Н2
Эти гоРЮЧие ГАЗы (водород Н2 и Окись углеРОДа СО ) -
и образУют гоРЮЧий ГАЗ ПГУ - ПодЗЕМной ГАЗификАции УГЛя!
ЭТот гоРЮЧий ГАЗ ПГУ имЕет МАЛую теплА-ТВОРноть
(800-1000 кило-калОрий в 1 м3,
а у приРОДного ГАЗа = 8000 кило-калОрий в 1 м3),
поэтому ГАЗ ПГУ неВЫГодно передаВАТь на далёкие расстояния,
а сжигАть ЕГО поблИзости от МЕСТа добычи (до 10-20 км).
ИнициАторами воплощЕния идЕи ПГУ (в 1930-тые ГОДы) -
были пролеТАРии-АРии из ДонбАсса, уЧИВшиеся в ДИИ =
Донецком ИндустриАльном Институте (ТАМ ЖЕ, ГДЕ уЧИлися Никита Сергеевич Хрущёв
и я - В.И.Крыленко!):
СкафА Пётр Владимирович и ЕГО соКУРСник МатвЕев.
МНЕ довелОся поработать ПОД ИХ рукоВОДством -
на <АнгрЕн-ПодЗЕМ-ГАЗе>, поСТРОенном в УзбекистАне в долИне Тянь-ШАНя.
Скафа Пётр Владимирович
(в "1960-том ОН издал учебник <ПодЗЕМная ГАЗификАция УГЛЕЙ>) -
главный инженер Главка "ГлавПодземГаз".
Был глуховат, но очень умный, приятный, общительный, всегда при встречах
расспрашивал меня о моих занЯтиях, увлечениях, походах
(даже об моём Ангарске сказал мне:
"- Это мы строили - и хим-комбинат ?6, и ГОРод!
Как, - неплохо для ТЕХ времён!?").
"ГИПроПодземГаз" (распоЛОЖенный, КАК и ДИИ, в городе СТАЛино) -
эапроектировал на скважинах в качестве запорной арматуры -
не задвижки типА "Лудло", которые можно свободно открывать и закрывать,
а листовые поворотные заслонки между двумя фланцами,
которые ДЛЯ открывания и закрывания - требуют времен, труда и вдобАвок =
очень опасны при открывании или закрывании. И ими невозможно регулировать
расход газа и воздуха. И Пётр Владимирович -
в январе 1960-го - дал мне задание:
"- Составить все (что я смогу придумать!) варианты ТАКОй "обвязки" скважин, -
чтоб можно было выполнять розжиг угля в скважине и регулировать расходы -
и газа, и сжатого воздуха. Срок - 1 день!"
А я-то - думать не умею - не привык работать ДУМалкой!
Потом я начал карандашом (чтоб на чертеже можно было стирать ненужное!)
составлять разные схемы - штук 10! Составил я и СВОДную табличку:
сколько чего надо по каждому варианту, в том числе - сколько это будет
стоить в рублях. На совещании у Матвеева (Начальника Главка "ГлавПодЗЕМ-ГАЗ")
Пётр Владимирович вслух обсудил всё (все ПРОЧие совещАтели - помалкивали,
только я давал пояснения по вопросам ПВ). ПВ сказал, какой вариант принять,
и МЫ (<АнгрЕн-ПодЗЕМ-ГАЗовцы>) начали изменять то, что успели натворить -
за 8 лет - соГЛАСно проекту "ГИПроПодземГаза"! То-то ТАМ мне и отказали
в 1967-мом в приЁме на работу в Эту ГИПРу, которую переименовали -
в ЮжНИИГИПроГаз, СТАВший в 1970-80-тые ГОДы - САМой богАтой -
во ВСЁМ МИРе - проектной организАцией!
А Полешовы, Анисимовы до сих пор там заправляют,
да деньГУ экскавАтором загребАют:
они же проекты - не изменяли:
ВУмные люди не плюют в колодец! И теперь почти пол-века:
и пьют, и не только воДИЧку - ИЗ ТОГО <колОдеца>...
А в конце 1977-го я был в конторе <Экспорт-Газ> на улочке Сивцев Вражек,
где Главою был Пётр Владимирович - умный, приятный и достОйный Человек!
*****************
В 1935-ТОМ БЫЛА ПУшена СТАНЦия ПодЗЕМной газификации УГЛЯ в Горловке,
а поПОЗЖе - в ЛисичАнске (в Донбассе), в Подмосковье
(в ШАТСКе и возле ТУЛы), в Каменске (в Донбассе),
в Киселевске (Южно-Абинская СТАНЦия ПГУ в Кузбассе),
в Узбекистане - САМую МОЩную в МИРе - Ангренская станция <АнгрЕн-ПодЗЕМ-ГАЗ>
(ныне - <Ер-ости-газ>)
<АнгрЕн-ПодЗЕМ-ГАЗ> продал лицензии СШАтам (в 1980-тых),
Австралие (в 2000-ых) - ЭТо ГЛАВные доходы за ВСЮ историю ПГУ в НАШей СтранЕ!
НО - УЖЕ - НЕ НАШей СтранЕ!
Когда в 1961-ом году Ангренская станция <Подзем-газ> дала товарный газ,
то в расчёте на единицу тепла производительность труда у НАС на <Подзем-газе> -
была в 4 РАЗа ВЫШе, чем у шахтёров на соседней шахте ?9,
а себеСТОимость теплА - в з = ТРИ РАЗа НИЖе. чем на соседней шахте ?9!
Да к тому же - на шахте ?9 добывали уголь в идеАльных горно-геологическмх
условиях и в пластах большОй мощности,
а <Подзем-газ> добывал ГАЗ ТАМ, ГДЕ на шахте - невозможно было
добывать уголь!
Да к тому же - ГАЗ <Подзем-газа> поступАл потребителю -
в идеАльном для потребления ВИДе:
наЖАЛ БЕЛую КНОПку - ГАЗ пошёл в ТОПКу и загорелся!
НаЖАЛ КРАСную КНОПку - ГАЗ переСТАЛ поступать в ТОПКу и поТУХ!
А ЧТОбы сжигАть УГоль, - УГоль нАДо погрузИть, привезтИ, разгрузИть,
измельчить, подать в ТОПку, оЧИстить дым от мельчайшей золЫ,
золУ и шлак - ВЫгрузИть из ТОПки,
отвезтИ на огРОМный золЫ и шлакА ОТВАЛ,
предохранЯть, ЧТОб ВЕТер ИХ НЕ сдуВАЛ, ЧТОб ДОЖДЬ ИХ НЕ смыВАЛ -
ВВО красотиша КАКая!
Да к тому же - ШЛЕЙФ дымА, с которым в атмосферу выбрасывают
СОТНи ТЫСяч ТОНН золЫ (ежеГОДно - от одной ТЭС!) - иМЕет РАДио-актИвность -
в десЯтки РАЗ БОЛЬШе, ЧАМ ВСЕ ВЫбросы АТомной АЭС! -
ВВО красотиша КАКая!
За один ГОД Ангренская станция <Подзем-газ> -
достигла ВЫработки 200-220 тысяч м3 ГАЗа в ЧАС,
давАя за 1 год 2 миллиарда м3 ГАЗа на Ангренскую ГРЭС.
НО 13 октября 1964-го заговорщики (диверсАнты в ЗакОне,
диверсАнты у ВЛАСТи!) СБРОСили с постА Никиту Сергеевича Хрущёва
и под девизом "Экономика должна быть экономной!" - начали РАЗВАЛ Экономики СССР.
И по ПрикАзу СВЫШе - Ангренская ГРЭС перестала принимАть товарный газ -
с Ангренской станции <Подзем-газ>!
Согласно ТОМУ ЖЕ диверсАнтскому девизу:
"Экономика должна быть экономной!"
И СОЮЗ Великий развалИли, и ПГУ - в <Подзем> заСУНули! -
ВВО красотиша КАКая!
*********************
За 8 годочков работы в Ангрене на станцие <Подзем-газ> (особенно на газагенераторах № 2 - 3 - 6 - 7 - которые мне довелось и проектировать - учтя ошибки (шибки!) ГИПроПодземГаза) - Владимир Крыленко 20 декабря 2013я имел возможности узнать:
ЧЕМ опАсна подЗЕМна ГАЗификАция УГЛЕй - для Природы и людей.
И ниже я привёл мои субъективные мнения по этой теме:
III. ЧЕМ опАсна подЗЕМна ГАЗификАция УГЛЕй - для Природы
1. Как и при любОм строительстве - в первую очередь - при прокладке дорог,
устройстве террас (под проезжы, коммуникации связи, электро- и водо-снабжения,
под прочие сооружения и здания) - при землиРОЙных работах повреждают почаенный и растительный покров!
В Ангрене это не вызвало трагических последствий - поскольку в зоне
строительства и эксплуатации - расположен пояс низкогорных (900-1230 м н.у.м.)
адыров - где не было землиДЕЛьных угодий и выпаса скота:
2. Вся растительность на участке ПГУ - янтАк - вербляжья колючка - которую НЕ едят глупые барАны и барАнки! Да и янтАк быстро обживал оголенные склоны гоп!
3. СМыв прчвы и подстилающих горных пород - с оголенных склонов гоп был практически незаметен - поскольку и дождевые осадки, и талые вОды хорошо впитывали лессовидные суглинки!
4. Это имело место и при бурение скважин, когда выбуренные породы осаждались в котлованах отстойниках - без стока в реку Ахан-ГарАн...
5. Шлам (полуЖИДКая масса - содежащая частицы угольной, зольной и минеральной пыои, а также смолы, фенОлы и прочую химию) - которые получались при очистке и охлаждение горячего (на выходе из сважин - до 650 град Цельса, а в магистральных газПРОВолах - до 200 град Цельса) - осаждался в отстойниках и его периодиески выкачивали и сбрасывли на отвалы всрышных пород угольного карьера...
6. А для очистки эксплуатационнных (не фекальных) сточных вод - содержащих фенол - были запроекьтоланы очисткые сооружения - которые НЕ потребоыплись в деле - посаольку эти воды - были полномью задержаны отвалами горных пород - вывезенных с угольного карьера:эти воды собирались в виде небольших прудиков и постепенно обезвреживались самопроизвольно - под действием мощных лучей Солнца!
7. Для предъ-отвращения прорыва токсичных (содержаших до 10-20 % СЛ - угарного газа и до 1 % сероводорода) газа ПГУ -
в горные выработки шахты №9 - была пробурена сеть дренажных скважин в защитном целике угля -
между полями шахты №9 и Ангренской станции <Подзем-газ>...
8. В конце 1961-го года был запроектирован газа-генератор "2
(проектировали НЕ профи - которые не имели понятия о состояние дел, -
а уже броее опытные Виталий Михайлович Рохеменко (мрй шеф на 2 месяца), свеженькая выпускница ДИИ-ПГУ (из города Сталино) - Тамара КодрЯнська, а также я - дилетатнт по образованностям в деле ПГУ, зато имеющий Опыт в деле на практике - по дилетатнтству обнаруживший ряд ошибок профи.
В 1962-м этот газа-генератор "2 был подготовлен (пробурены скважины, проложеня трубы для подвода сжатого воздуха и отвода товарного горючего газа)
в 1963-м начали добывать газ - выгазовывая пласты угля (толщиной до 10 метров -
на глубине "200 метров), а летом 1965-го - на поверхностях землИ (склоны гор на высоте ""1100-1200 м) появились страшные трещины (шириной до 2 метров и глубиной до сотни метров), а также просадки поверхности землИ - глубиной до 5-6 метров - страшнее - чем на леднике ШаИт в Коллекторском хреюте АЛАя!
10. Негативные последствия лоя вод и горных пород недр
10.1. Воздеймтаие на водный бассейн
На моей родине (хутор пана НикОльского -между Кадиевкой и станцией ОрлОвка в Луганской области) - проходка шахтного ствола в 1928-м году подрезала водуНОСгын потоки подхемных вод и в наших родниках исчезла вода! Но Ротолдн Это не понравилось и ОНА подрезала трижды ствол 0 принудив прекратить строительство - после чего вскоре у нас снова появилась водичка в родниках! ***********
Епе и шахтные выработки - выгазовывание угля при ПГУ тоже нарушает установившийся гидрологический режим - обезВОживая прилегающие пласты горных пород понижая уровень грцнтовых вод.
А высоаие температуры вызывают образование множества химических веществ -
в том числе - токсичных, канцероГЕНных и др.
Кроме того - происходит термическая метаморфизация горных пород - прилегающих к зонам горения и подЗЕМой ГАЗификАция УГЛЕй.
В конкретных условиях АнгрЕна
(ЗОНа подЗЕМоф ГАЗификАциии расположена НИЖе русловых вод прилегающих рек (Ахан-ГарАн, КайрагАя и ЗагасАн) т ВНЕ зон размещения полезных ископаемых) - Эти процессы практически неощутимы по всем аспектам природной средЫ - таково моё - дилетантское мнение!
Можете привести ВАШи доводы - не забывая -
что ДАРом даются только болячки и прочие ГАДости,
а за полЕзеые делА - надо расПЛАЧиваться сполНА!
***************
IV. ЧЕМ опАсна подЗЕМна ГАЗификАция УГЛЕй - для людей.
В НАШем - невероЯтно несовершенном МИРе (творили ЕГО - ЯВЬные диверсАнты!) - для людей опАсно абсолютно ВСЁ - включАя любовь, РОДы, еду, питьё и даже воздух - которым МЫ ДЫШим, и подУшки - на которых СПИМ!
Ну и тем более опАсна для людей - подЗЕМна ГАЗификАция УГЛЕй!
Помимо обычных опАснаостей - подстерегающих НАС на каждом шагу -
тут действужт и специфичные опАснаости ПГУ:
1. Высокая смертельная токсичность газа ПГУ.
В сентябре 1965-го погиб наш знакомый - РустАм ТаджиьАев - молодой папа дюжиныы детей,
обхОдчик магисипальногог газаПРОВода: вошёл БЕЗ противоГАЗа - в помещение
ваавпвив-уонденсАиа-отводчика - закрыть задвижку: вдохнул газа и -
сразу же теряя сознание - выбросил голову и верх туловища в окно -
на свежий воздух - но ЭТО ЕГО уже НЕ спасло!
2. Другой обходчик Центрального газаПровода - Довлат Касимов - соскользнул
в яму - ВЫмоину под конденсата-отводчикшм - заПОЛненную горяыим конденсатом -
и сразу же сварился живьём: друг его схватил за руку - потянул - а кожас неё - сползла чулком!
3. И в том же сентябре 1965-го - ДамИр КурАлов - 19-летний оператор с моего участка - ехал на своём мотоцикле с другом по горной дороге (наша специфика) с Промышленнаи площадка Ангренской станции <Подзем-газ> - вниз в долину Ахан-ГарАн - и налетел на встречный самосвал - Оба не успеои пикнуть!
4. А в декабре 1965-го на моём участке - подряд два случая:
4.1. Трактор- трубы-укладчик внезапно соскользнул (вбок - всторону)
траками - как на коньках - со слегка наклонной примлолжнгглй поверхности террасы -
где мы монтировали трубы - отводы газа из скважины! Трактор съехал настолько
быстро - что не успел опрокинуться - и приземлился на нижнюю террасу - не выйдя из строя!
А ЕГО водитель успел ухватиться за тросы над НИМ (от лебёдки - к блоку стрелЫ крАна) -
и повИс на НИХ - съ-амортизировав удар попой об сидение - при приземление! Но морда еГО лицА - стала белЕе снегОв окрестных ГОР: ГОРы белоСНЕЖные Тянь-Шань!
4.2. А через несколько дней - повторилось ТО же и почти там же месте - но уж с обычным трактором ДТ-54 - который тоже НЕ ВЫшел из строя!
5. Чтобы не соскальзывать с крутых склонов - у нас ВСЁ было НЕ на колёсах -
а на полозьях из стальных труб диаметром 100-150 мм:
электо-свАрочные аппараты, сАнки с баллонами для сжатого кислорода (с навесом для защиты баллонов от переГРКВа горячими лучами Солнышка), юурильные станки,
баки для воды, будки-бытовки для персонала: бкрильщиков, слесарей, монтажников,
сварщиков, резчиков, операторов, лаборантов анализа газов - ну и для меня -
механика газ-генераторного цеха - по должности - с окладом 135 руючиков в месяц!
А ведь я лично проектировал ВСЕ Эти газ-генераторы №2-6-7 - выполнив работы геолога, маркшайдера, технолога, конструктора и СМЕТчика,
причём СМЕТы утверждали в ГлавГАЗе СССР, а мне НЕ ДАЛИ = НИ еорнйет доРЛАТы -
за Эти работы _ НЕ входящие в мои должностные обязанности - с тогдашним окладом 110 рубчиков!
А вель мои участки №2-6-7 давали 70 % товарного газа,
а ВСЕ 2 = ДВА НЕ мои участки №1 и №3 давали 30 % товарного газа,
зато ими управляли 3 = ТРИ заместителя начАльника ЦЕХа - с окладами в полтора раза больше - чем у меня!
А мой начАльник ЦЕХа (Рябченко Орёл Орловмч - родом их Майкопа) - за ВСЕ ТЕ ГОДы -
НИ РАЗа НЕ БЫЛ на моих участках (у неГО была штатная секретутка) -
ЧТО меня Очень устраивало - зачем мещшчная опЕка!
А Этот милый Орёл Рябченко (в 1970-м - когда в Узбекистане начались волнения
против ГНУСной политики МосквЫ - бежал отТОЛЬ - с семьЁй -
и первое время жил в нашей квартире с спмьёц) - пользовался Этим поводом -
чкак нарушением ПРАВил ТБ - и втайне от меня - лишАл меня ПРЕМии -
ТАК что я за 8 годов работы на ПодземГазе - НЕ получил и копейки ПРЕМии:
за экономию ФОНДа заработной ПЛАТы - получали премию ВОРы!
................
ПРАВДа - я Этим нарушал правила "Техники безопасности" - согласно которым
требовалось обязательным - приСУТЬствие начАльника ЦЕХа - при выполнение газа-опасных работ - которые приходилось выполнять КАЖДый ДЕНЬ - да не рлну - а иногда - десятки:
А. опасных высокой токсичностью (смертельной от одного вдоха газа) ГАЗов - в СОТнях скважин да плюс - во многих километрах труб газаПРОВодов диаметром до 1800 мм! -
Б. смертельно высокой взрыва опасностью (в СОТнях скважин да плюс - во многих
километрах труб газаПРОВодов диаметром до 1800 мм) - за СЧЁТ взрыва -
от быстрого сгорания горючего газа - при наличие кислорода в составе газа!
В. смертельно высокой взрыва опасностью (в СОТнях скважин да плюс - во многих
километрах труб газаПРОВодов диаметром до 1800 мм) - возможность взрыва -
за счёт механической энергии вследстыие высокого давления товарного газа.
?. В. смертельно высокой взрыва опасностью (в СОТнях скважин да плюс - во многих
километрах труб газаПРОВодов диаметром до 1200 мм) - возможность взрыва -
за счёт механической энергии вследстыие высокого давления сжатого воздуха :
НИЗкого давления - до 2,5 атмосфер
СРЕДнгго давления - до 8 атмосфер
НИЗк ого давления - до 50 атмосфер,
а при гидрпалическом разрЫве пластов угля - до 500 = пятьСОТ атмосфер!
М УВУ ЭТО ни покажется странным - проектировшики института "ГИПроПодземГаз"
заложили в проект - в качестве запорной армтуры - НЕ удобные и безопасные
в эксплуатацие задвижки типа Лудло, - а Очень опасные и практически неГОДные
в эксплуатацие - поворотные заслОнжки (стальной лист между фланцами)!
Чтобы повернуть такую заслОнжку - надо было открутить ВСЕ болты на фланцамах этой заслОнжки,
с помощью зубИл и клиньев раздвинуть фланцами этой заслОнжки, - а оттуда - из трубы
(диаметрос 200-400 мм) - с оглушаюзим РЁВом вырывался поток сжатого возпуха -
отюрасывая рабочих людей, их инмьокингьы, шапки, рукавицы! А КАК же ими регулировать подачу дутья и отвод газа!?
В звдыижки типа Лудло - абсолютно герметичны и давно работают на всех ихимических и иных заводах!,
позволяют одной женщине - лёгкими движениями 9турвала - закрывапьб, открывать и регулировать расход газа или жидкости!
И ещё подарочек подкинули НАМ проектанты диверсанты - обратные клапаны - массивные болванки - абсолютно НЕ НУЖнче - но очень мещающие - и при монтаже-демонтаже, и при эксплуатационных переключкемях с двтья на отвод газа и наоборот! И ИХ пришлось жемонтировать на СОТнях уже смонтированных обВЯЗкой скважин!
В конце 1959-го года главный инженер ГлавПодземГаза (тогла не
было министерств) СкафА Петро Владимирович (УМный и добрый (хотя и глуховатый)
человек - инициатор ПГУ и Автор учЕбника "ПГУ") - дал срочное (3 дня) задание:
приДУМать как можно больше вариантов СХЕМ атматурной обВЯЗки скважин -
используя задвижки: ТАК - чтобы можно было быстро (за минуту - а не зп часы -
при исползование заслОнок) выполнять любые переключения режимов работы скважин:
их сбОйку (гидравлическое соединение ар угольному поасту), РОЗжиг
(заСЫПав на ДНО скважины ведро раскалённого горящего кокса), подачу в пласт угля -
сжатого воздуха - любОго давления (из соответствующих труб), отвод товарного газа -
из-под землИ - в газаПРОВОД или на проДУВку - в атмосферу!
На каждый вариант составить сметы - по экономической оцненке -
чтобы выбрать наиболее дешёвый вариант - но позволяющий работать - как надо!
Для института "ГИПроПодземГаз"на выполнение этого задания потребовалось бы
не менее 4 = четыре ГОДа - ТАК требовалось по условиям ТОЙ "ПЛАНовой" системы:
включить в ПЛАН Главка, ТАМ - включить в ПЛАН института,
в институте - включить в ПЛАН отдела, в отделе - включить в ПЛАН ГРУПП:
1) конструкторов
2) проектировзиков,
3) сметчиков
и кажлой из Этих ГРУПП - хотя-бы по пол-ГОДа - ДЕЛО то ведь НОВое - готовых шаблонов НЕТ!
Это задание Скафа поручил Тех-отделу Ангренской станции <Подзем-газ> -
ОН проводил там рабочее совещание под Новый 1960-й год - и надо было найти срочные МЕРы - по ВЫходу из катастрофического положения (а ОН - как главный инженер - был виновен тоже!):
СОТни суважин УЖЕ были обвязаны в металл - по диверсантскому проекту!
Станцию строили уже шестой ГОД - но НИ КТО из ОРлв (Ответственных Работников) и ВОРлв (Высоко Оплачиывемых Работников) -
НЕ ЗНАД - ЧТО УЖЕ смонтировано, а ЧТО - НЕТ! - ВСЁ НЕкогда было за безДЕЛЬем узнать!
Я пещком (брсым, закатАв по-Яйца штанЫ - по колени в тончайшей пыди)
пришёл на Ангренскую станцию <Подзем-газ> 18 сентября 1959-го - с направлением
на работу - из ГлавПодзем-газа. Меня зачислили диспетчером газагенераторного цеха
с окладом 880 (88 - по курсу 1961-гоЗ рублей и ... - по 2 декабря послали
собирать урожай хлопчатника - в Голодную (кормили только макаронами и поИли только арЫкной водОй!) Стеиь!
А когда я вышел на работу на <Подзем-газ> (кровать в казарме - там же
а горах) - там лежал пущистый Тянь-Шаньский СНЕГ по-ШЕю!
И Именно по Этому СНЕГу - мой шеф (Евгений Афанасич Лунтовский) послал меня -
составить Генеральный ПЛАН - ВСЕЙ Ангренской станции <Подзем-газ> - ЧТО ТАМ ЕСТЬ в натуре!
А то ж ведь подрядчики подсовывали на оплату - как свеже-смонтированное - одно и то же - по много РАЗ!
МНЕ довелось там же на газагенераторах - три года работать с екмцами
и старший из ниъ Рудвольф Штроль - задал мне вопрос: ""- ТЫ знаешю - ЧЕМ урус - от немца отличчается?"" - НЕТ - НЕ знаю!
""- Немец сначала долго свистит, а потом делает!
АРусски - сначала сделает, - а потом долго-долнр свистИт!""
А тут - на ПодземГАЗе - был не просто СВИСТ - а ЯВЬная диверсия -
когла лрожностные ЛИЦа - НЕ имея произвОдственных забОт и рабОт -
даже НЕ отмечали: ЧТО УЖЕ СДЕЛано подрядчиками - по несколько РАЗ оплАчивая одну и ту же работу - НЕ из своего же кармана!
................
И вот я принёс Ген-ПЛАН того - ЧТО эТО уже смонтировано - и ЧТО надо переделыварт по-инОму -
но - пока-что - неизвестно - КАК!
А в техническом отделе - только его шеф - ЕвгЭн ЛунтОвськый, та йлШЛ раб - КрылЭнко!
И методом исключения - задание даНО - одному МНЕ - НЕ подземШАЗоввцу - с мини-окладом - вдвое ментшим - чем у всех прочих моих соКУРСников!
За ТРИ ДНЯ выполнить 4-годИчную работу секретного спец-института!
И я вышел из ВАЖного Кабинета , сел за свой столик - а в голове -
пустота - ТА: НИ каких МЫСДей: на ВСЕХ уровнях уч-ЁБы - ВСЕХ учили - НЕ МЫСДтьб -
а только зазубривать и строго выполнять Директивы СВЫШе!
ТАК прошёл пдин ДЕНЬ из ТРЁХ!
А на другой ДЕНЬ я начал малювАты СХЕМы обВЯЗки скважин трубами с задвижками 0
с подключением скважин - к трубам газа и сжатого аоздуха Н высокого (для отЖАТия подземных вол),
среднего (для сбОйки скважин по угольному пласту)
и низкого даления - для газификации угля!
За день я накалякал 15 вариантов схем - больше не полцчилось!
А за третий ДДЕНЬ ТВОРэння - я перелопатил ВСЕ прейскуранты и ЦЕНники нашей
бухгалтерии и ВЫполнил расчёты по денежной оценке всех 15 вариантов и отнёс ВСЁ Скафе -
ответив на ЕГО вопросы по СУТе дел - ОН же был УМниа - не ЗРЯ же в 1970-80-тые ГОДы ОН ведал
в "СоюзГазЭкспорте" - приносящем ГЛАВный доход СССР в долларах!
А какой вариант выбрать - было ВИДно из 15 сипрк таблИчки!
...................
В апрСеле 1960-го мне поручили провести испытания на ПРОЧНость и на ЛОТРНость -
трубЫ воздухаПРОвода длиной 400 метров м дмвскипрм 400 мм - от уоздухаДУВного ЦЕХа -
до Опытного газагенератора. Испытания на ПРОЧность ОН успешно ВЫдержал,
а вот на ПЛОТность - ардкачАл - баб-бАхнул оглушный ВЗРЫВ, меня окутала непроглядная ТУЧа ПЫЛи -
ВЫнесенной из ТРУБ и поднятой с поверхности в пол-киЛО длиной!
А я - испытатель - НЕ пострадал:
волНА взрыва - ушлА продольно трубе - в МЕСТе - где ЫФстрелили компенсАторы термичнсетх дкформАций -
САДБникового ТИПа - которые пришлося снабдИть стЯжками болтового ТИПа...
.............
Твт был воздух давлением 10 атмосфер, а в феврале 1963-го рванул воздух давлением 50 атмосфер -
возле стен здания воздухаДУВного цеха - когда ударом обломка поломало ногу -
начальнику цеха (ЕыгЭну ПантэлЕйовычу Жукову) - виновнику взрыва:
ОН НЕ провёл промывание труб от отложений САЖи и смазочных масел -
которые сами возгорелись внутри труб и вызвали взоыв!
В мне - как работнику - не механику (как Жуков) - а химику (с окладом вдвое меньше)
попучили провести Эту промывку - приготовив в бАке 10 кубометров раствора ЕДкого НАТРия
(NaOH) - который растворяет тело полностью - образуя МЫЛо из ЖИРа!
И я тогда в первый раз увидел и одел резиновый костюм...
..............
И в ТОМ же феврале 1963-го рванул воздух давлением 50 атмосфер!
Но это был не взрыв - а ВЫстрел пробки льда - из заМЁРЗшего аонденсата -
заМЁРЗшего в нижнем клгцЕ трубЫ - гже была задвижка - для продувки труб!
А тогда такую обычную продувку труб! рещил (от НЕча делать!) - молодОй (23 года)
начальник смены газагенератора №1 - Влад Михайлович Анисимов - сокурсник моей
жены Тамары - который в 1950-90-х годах - бужучи Зам Главного инженера
ЮжНИИГИПроГаза - ВНЁС и свою ЛЕПТу - в издевательства над Тамарой! А тогда
Влад - по отсутствию соображения - открыл задвижку - стоя напротив ЕЁ отверстия -
и струя сжатого воздуха ударила еГО в живри (порвав кишки)
и отбросиоа в сторону - а на РЁВ струИ - прибежали еГО рабы и отправили в больницу...
**********
7. По горному участку Ангренской станции <Подзем-газ> - не было дорог -
и МЫ ходили по трубам диаметром 1800 и 1200 мм, а в город - когда паводок повредил мост через реку Ахан-ГарАн - по трубам диаметром 2000 мм.
А высота приличная - от 3 - до 6 метров! А когда спрыгиваешь вниз - ноги аж прострплиавет болью - при ударе о землю!
Наш главный энергетик (Ал-р Тимофеевич Рябченко) поломал ногу - упав с трубы 1800 мм!
А НАШ инженер по охране труда (мой сокурсник Виктор Васильевич Евдокимов) - поломал руку - не хватило силы удержарься при спуске по лестнице стремянке с трубы 2000 мм!
А начальник КИП и лаюоратории - ЕвгЭн ЛунтОвськый - попал в больницу - подвернув щиколотку - спвскаясь с горки на газагенератор №3 !
А меня чуть не прикончило - когда я шёл по трубе 1800 мм - глядя под ноги - и внезапно глянул прямо - на электро-провод на уровне ШЕи = 100% СМЕРТЬ - если-бы не успел приГНУТЬСя! КТО-то же подВЕСил его ТАМ - где многие ГОДы было свободно!
8. А электо-свАркая опасность была весьма велика - при электо-свАркой
сбОйке скважин (напряжение - десятки тысяч вольт) - которая у нас НЕ пошла -
вследствие высоеой обводненности цгольного пласта.
А кабели электо-свАрки у нас были НЕ ЦЕЛЬные (КАК полагается), а скрученные
их кусков по 10-12 метров длиной, а скрутки НЕ изолированные - валялись по земле!
Когда было сухо - это нткак не проявлялось, да и мои немцы - народ более разумный -
екжклм НЕ немцы! А в 1*99-м я шёл по участку №3 - и внезапно меня отшвырнуло
в сторону - судорогой во ВСЁМ ТЕЛе: меня угостило так называемое шаговое напряжение -
то-есть - разность потенциалов напряжения мокрой поверхерсти земли - на расстояние одного шага!
А я ведь был обут в резиновые чварни (ОНИ и поНыне стоЯт под Этим компьютером) -
в резиновые - НЕ диэлектрических - имейте Это в видУ!
Большой электрический заряд я получил дважды - и оба раза - в 1965-м.
во время апрлувки сквадины на генераторе №9 в атмосферу понесло много угольной
пыли, а ВСЕ врорсы на моей голове и на всём теле - поднялись дыбом - даже приятно
от этого стало - необычное ощущение - которое я уже ощущал 3 инсяыа назад -
под вершиной горЫ Кара-Куш на высоте "3700 м - когда нас оклужило грозосое облако -
вызвав не страх - а возбуждение - подобное любОвному!
**********
КАК ни странно - но с моими подопечными за ВСЕ ГОДы совместной работы и похОдов -
не произошло ни одного серьёзного ЧП - хотя частенько бывали в весьма опасных ситуациях!
А на мне подопечных цявчиувх - не было ни единой аварии - я старался заранее обойти мою территорию
и своим слабым зрением - ВЫявить слабые местА и укрепить их!
А при авариях на НЕ мрих участках - приходилось мне собирать моих работников м устранять аварии - поскольку ИХ хозяева были ЫВШе РАНгом и ПЬЯНы - как и ИХ работники!
Вот некоторые из ТЕХ слуяаев:
1. Разрыв лИнзового компенсАтора на газапроводе 1800 мм
В летний день ВЫборов мне 1965-го позвонил глпагый тгжнгно идал команду собопьб юригаду
м исполняит команду. Я нащёд свпщика Василия Латышеав, резчика Роланда Шмидта, слесарей Виктора Цыш и рудВОЛбфа Штоль.
В гараже нам дали тракторный кран - которым МЫ притащили к месту аварии - сварочный аппарат и вани с кислородными баллонами,
а также соорудмлм ардмости на высоте от 3 до 5 м.
НаРЕЗали из стального листА - полос нужных размеров,
приварили ИЗ вокруг места разрЫва - пока не мешало даление шаза,
а потом уже приходилось чекАнить асбестовым шнуром и подвАривать.
И до темноты ВСЁ было сделано,
а меня - лишили премии - за выполнение газаопасных работ -
без начальника цеза (был ПЬЯН)
и главного инженера (у него нерабОчий день)...
2. ПРОРЫВ и воспламенение ГАЗа на разберивание цементной пробки в скважине
Это был уыасток Ал-ра ЩадькО - №3.
Июль 1964-го - полдень, Солнце жжёи,
а ему помогает пламя высотой в полСОТни метров!
Благо - есть вола в водпроводе!
Трактором оттащили буровой станок,
с помощью его же тяги - надели фланей на обсадную трцбЦ скважиныи держали лист
пиронита (негорючего материала) - отгораживая электросварщика - от излучения
пламени! Фланец на высоте полМЕТРа от земли и сварщик лежит на листе пиронита.
Через 10 минут фланец приварен, а сварщику дали болт М32 - чтобы вставил снизу и
держал!
А тракторным краном подвели сбоку задвижку 250 мм, держа сбоку от пламени -
одели отверстием ЕЁ фланца - на ТОТ БОЛТ, зафиксировали гайкой,
а потом с помощью трактора - развернули сквозь мощную струЮ горящего ГАЗа и держа ЕЁ открытой -
чтобы пламя шло только вверх -
закрутили остальные болтЫ и штурвалом закрыли задвижку!
ВСЁ - авария устраненА за какой-то ЧАС! А дальше - обычный монтаж обвязки и к
концУ дневной смены - газ из этой скважины - уже шёл - в газапровод = как товар!
А меня - как всегда - за Это лишили премии!
6. Авария на скважине №67 моего газагенератора -
но в моё отсутствие (пока я был в Дагестане)
10 октября 1965-го - ровно годик сыну Ване! А надо не ликоварть -
а скважину усмирять! Под ней нарушен режим и вместо горючего газа -
там образовался ЕДкий ДЫМ с серной кислотой - которая разъЕла не только обвязку из труб и задвижек (стальных и чугунных),
но и обсадную трубу самой скважины! А ведь без меня - НЕуча в деле ПГУ - тут оставалось с полСОТни профи в ПГУ - и довели до Этого!
И решили задачку вот как:
Со склона, где торчит труба - бульдозером соскреблИ суглинисьую породу, резчик срезал керосиноРЕЗом весь ВЕРХ, -
а дальше - ВСЁ - как в предыдущем случае сделали МамАев и ТумАнов на газагенераторе №3 в 1964-м!
А для меня - итог прежний - без излишних фантазий!
...............
Когда я по заданию шефа пришёл на генератор №1 - тАМ операторы показали мне свой стиль Работы -
взвалив на плечи по двуДЮЙМовой трубе в полтора метра длиной да с двумя болтами М20 на конце!
а надо было поменять режим работы скважин! Подошли к задвижке , сунули в ЕЁ штурвал ТЕ болтЫ М20, нажали на трубу 2 дюйма - и разломали бедный штурвал!
И ТО Же - на следующей скважине - только ТАМ вдребезги разломали весь кронштейн -! - ВВО КАКие герои сильные да могучие:
СИЛа ЕСТЬ - уМА - НЕ НАДо!
Я спросил - ЗНАют ли они экономический эффект своего героизма?
- А НА-х...рен НАМ Этот эффект! НАМ ПРЕМии за Эта плАтят!
Задвижки никогда НЕ смазывали - поэтому их детали прикипают одна к другой -
а предыдущий нач ЦЕХа - Влад Иванович СтрутИнский - научИл ИХ - как надо ломать задвижки!
Я сразу же - войдя в будку операторов -
записал в ИХ СМЕННый журнал - моё распоряжение -
какой СМЕНе - какие скважины смазать в течение ближАйших СУТок -
для чего со склада привезли бочку солидола -
за ЧТО парт-Орг ЦЕХа - Афанасий Житников - приЛЮДно заявил МНЕ:
- Я МНОГо дуракОв встрп=ечАл -
но ТАКОГо - КАК ТЫ - впервОй!
.........
Комментарии излишни!
Но задвижки ломать - перестали!
И РОВно 50 годов назад -
я отработал последний ДЕНЬ на Ангренской станции <Подзем-газ> -
и 25 марта 1967-го - уехал в Кырк-Кыз-Стан - в Кара-Кол...
...........................
ВМУ ДонЭцьк 24 бэрэзня 2017-го
Свидетельство о публикации №117032409802