Хорошо, что цензоры не врут...

РЕЦЕНЗИЯ ОЛЕГА КИРЮШИНА НА ОЧЕРЕДНОЙ СТИХ...
(исправленный вариант, но по усмотрению автора)

Кому ты врёшь? Себе, соседу, другу,
Любезность, растирая по лицу?
Какому поклоняешься жрецу -
Червонцу золотому, подлецу?
Оделся в неудобную кольчугу,
Уподобляясь алчному глупцу.

Наводишь на людей, то страх, то морок,
Слова легко спуская с языка,
Кривишь губу и бьёшь наверняка.
На всех с презреньем смотришь, свысока,
Жизнь, превращая в месиво разборок,
Судьбу в расход пускаешь с молотка.

Так ты идёшь - один через века,
Но грудь сдавила дикая тоска,
И меж лопаток жуткий, мерзкий холод...
Кому ты врёшь?

Перечитывая стихи Натальи Самойленко, я вспомнил порядком подзабытый анекдот:

В Алма-Ате проходит финал конкурса дутаристов. В финале – двое: Старый и Молодой. Первым, на сцену выходит Молодой. Своим виртуозным исполнением он покоряет публику. Он играет на дутаре и так и эдак: держа инструмент перед собой, заведя руки за спину, перебирая струны пальцами ног… Публика неиствует, на галёрке – слёзы!
После Молодого, на сцену выходит Старый. Небрежно поклонившись публике, он присаживается на корточки и полчаса тренькает одно и то же: что-то заунывное и однообразное. Публика засыпает. На галёрке – храп!
Решение жюри: первое место получает…Старый! Публика в шоке: Да как такое возможно!? Молодой – весь в поиске, живой и подвижный, словно – ртуть, а Старый: полчаса – одно и тоже: трень-брень! Как же так!?
Председатель жюри, поправив очки, ответствует:
– Молодой, он у вас всё чего-то ищет…
– А Старый…?
– Старый, уже – нашёл!

Наталья не относится к разряду тех, которые нашли. Она ищет. В сложившейся связи, её стихи надо очень внимательно читать, прежде чем сделать какой-то вывод относительно техники написания стиха.
При написании данного стихотворения использована секстина. Система рифмовки: АбббАб. Подобная рифмовка считается сложной. Называется – сплетённой.
Размер стиха для секстины – пятистопный или шестистопный ямб. Реже, секстины пишутся трёхдольными размерами:

"Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины:
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вишу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье".
(А.С. Пушкин)

Смотрим первую строфу стихотворения "Кому ты врёшь?":
"Кому ты врёшь? Себе, соседу, другу,
Любезность растирая по лицу?
Какому поклоняешься жрецу -
Червонцу золотому, подлецу?
Чью носишь неподъемную кольчугу?
Зачем уподобляешься глупцу?".

Первая строка написана пятистопным ямбом. Вторая строка написана трёхдольниками: амфибрахий + анапест (пеон четвёртый – не в счёт, он размер не определяет). Третья – так же, как и вторая. Четвёртая – так же, как вторая с третьей. Пятая (внимание) должна быть написана, как и первая строка. Сравниваем:
"Кому ты врёшь? Себе, соседу, другу,".
и
"Чью носишь неподъемную кольчугу?".
Размеры стиха первой и пятой строк несколько разнятся: в первой – пятистопный ямб, в пятой – трёхдольники (амфибрахий, анапест, амфибрахий). Амфибрахий, к тому же, "чью" и "носишь" соединил в одно слово "чьюносишь", ухудшив тем самым, инструментовку текста. Вот они: поиски стиля… Боком выходят!
Шестая строка написана амфибрахием с анапестом.
Таким образом, можно было бы сказать (по совокупности), что секстина написана трёхдольниками, но, надо для начала, надо что-то сделать с первой и пятой строками.
Вторая строфа:
"Наводишь на людей, то страх, то морок,
Слова легко спуская с языка,
Кривишь губу и бьёшь наверняка.
На всех с презреньем смотришь, свысока,
Жизнь превращая в месиво разборок,
Судьбу в расход пускаешь с молотка".
(После "жизнь" запятую надо поставить; так положено).
А вот тут – поехал ритм. Произошло это потому, что автор начала, в строках, перемежать двудольники с трёхдольниками. Таким образом, вторую строфу надо приводить в соответствие с первой.
Рассмотрим рифмы в первой и второй строфах. В первой строфе использованы исключительно грамматические рифмы. Вполне допустимый вариант, хотя, не самый сильный.
Во второй строфе, рифмы – чуть получше: "морок - разборок", "языка – наверняка – свысока – молотка". Обратите внимание: рифмуются разные части речи: существительное и деепричастие.
Концовка стиха убедительно показывает, что прежде чем кидаться в безудержное придумывание чего-то нового, неплохо бы вспомнить хорошо забытое старое.
Концовка написана катреном:
"Так и идёшь - один через века,
А грудь сдавила дикая тоска,
И меж лопаток жуткий, мерзкий холод...
Кому ты врёшь?".
Если немного поработать над звукописью: исправить "так и идёшь", дабы всё не сливалось в некую абракадабру, то концовка станет сильной.
Стихотворение начинается и заканчивается риторическим вопросом: "Кому ты врёшь?". Данный приём можно считать несомненной удачей автора.
С уважением Олег Кирюшин.


Рецензии