Дух или слово
Среди божественной природы,
В сиянье духа новых день,
Дыханье слова - дух свободы.
В холодной поступи веков,
Где время жалкое мгновенье,
Есть в жизни радость от стихов,
Где грусть рождает вдохновенье.
Свидетельство о публикации №117032404363
ДУХ ИЛИ СЛОВО
Дух или слово? Свет или тень?
Среди божественной природы,
В сиянье духа новый день,
Дыханье слова - дух свободы.
В холодной поступи веков,
Где время жалкое мгновенье,
Есть в жизни радость от стихов,
Где грусть рождает вдохновенье.
СВОБОДНОЙ МУЗЫКОЙ СТИХА
Свободной музыкой стиха
дышу я каждое мгновенье
Из чувств рождается строка -
плод бытия и вдохновенья.
Мысль обретает жизнь в стихах.
Бессмертны вечные творенья.
Душа, как свет любви в веках,
вновь продолжает восхожденье.
Лорина Тодорова
Предложенные мною тут два стихотворения Юрия Колодного привлекли мое внимание - в них и Библия, и Г.Гийом, т.е. прозрение и библейское, и научное. Оба стихотворения имеют между собой семантическую (от др.-греч. σημαντικός «обозначающий», «значимый») связь.
Смотрю я на текст «ДУХ ИЛИ СЛОВО» и размышляю: с чего начать...
Дело в том, что здесь игра слов: «Дух ->/ Слово ->/ Свет ->/ Тень». Вообще-то они представлены в своей последовательности - противопоставлении - причинности.
Поэт начинает с философского рассуждения в риторической эллиптической форме, что привлекает внимание…, но не дает ответа:
1."Дух /слово? " и так как перед нами риторический эллиптический вопрос, то возникает и другой вопрос: Чем объяснить подобное начало.... Это противопоставление? или это: причина и следствие?
2."Свет / тень?"- ситуация та же: эллиптический риторический вопрос. А где же ответ!?
А далее следует игра означаемого и означавшего, что опять доводит до тупика: появляется локативная идея:
«Среди божественной природы» = «холодной поступи вeков»
Авторское «сейчас-тут» - «ici – maintenant» - модальные отношения вне текста - эта строка вводит локативную идею, где настоящее время доводит экзистенциальную идею типа «быть» до «темпоральной идеи бесконечной растяжимости» (Ch. Todorov. La théorie opérative et la littérature française, FABER, 2003, p. 191)
Вот как объясняет подобный стилистический прием Христо Тодоров: «В отличие от ежедневной речи, литературный текст не опирается на ситуацию, в которой он рождается. Лишенный возможности опереться на экстратекстуальные обстоятельства, литературная речь создается как целый лингвистический мир, т.к. предполагается, что о нем ничего предварительно не известно. Единственная имплицитная даденность, к которой литературный текст реферирует, - это ЯЗЬІК как система восприятия: будучи далеким от «специального» приложения, литературный текст есть РЕЧЬ, которая полностью его раскрывает."= " A l' opposée du dicours quotidien, le texte littéraire ne ne s'appuie pas sur la situation dans laquelle il est produit. Ne pouvant pas s'appuyer sur des circonstances extra-linguistiques, le discours littéraire va donc se construire comme un univers linguistique entier, car rien n'est supposé connu d'avance en lui. La seule connaissance implicite à laquelle il se réfère, c'est la langue comme système de concevabilité: loin d'être un domaine d'application " spéciale" du langage, l'oeuvre littéraire est un discours qui révèle entièrement la langue." (Idem. p.191)
«В сиянье духа - новый день,
Дыханье слова - дух свободы...»
Предложенное выше объяснение Хр. Тодорова, позволяет понять самое важное - статичность идеи существования, типа «быть» в настоящем времени расширяют границы восприятия и суждения Поэта и эллиптические означаемые первой строки далее получают новые означающие:
«в сиянье духа - новый день= в Божественном сиянье - (рождается) новый день»;
Дыханье слова (дыханье = гибкость языка) - дух свободы = дух творческого восприятия, - от этого момента и реализируется теория Хр. Тодорова о «бесконечной темпоральной растяжимости – «в холодной поступи веков// где время жалкое мгновенье = есть в жизни радость от стихов, (т.е. от Творчества)// «где грусть рождает вдохновенье» = теза «грусть» (состояние духа Поэта) "рождает вдохновенье = момент контакта с Божественным идеогенезисом.
Так в своем восприятии Поэт мысленно разделяет мир на два понятия: субъективный внутренний мир Поэта, как результат восприятия объективного мира, как объективной даденности, мира -= «в холодной поступи веков».
В поэтическом тексте мир всегда статичен, в нем нет интриги (и даже, если она существует, то она всегда маргинальна).
Поэтический текст получает свою когерентность (связанность) из отношений, которые устанавливаются между говорящим Субъектом (Поэтом) и Объектом речи: именно это ОТНОШЕНИЕ и должно изучаться. (стр.195)
30.03.2017 г.
Юрий Колодний 30.01.2023 12:27 Заявить о нарушении