1812 Крест вечного исхода ч 187

ч 187
Крест вечного исхода

Крест вечного исхода битвы века,
Лёг ,на уснувшие в вечерних сумерках поля,
Оставив  мудрости величия души и человека,
Принять в Любви Божественной себя.

Прошедшего по жизни первыми шагами,
Путь родовой дороги в вечности любви,
Постигнув бренность суеты,владеющей веками,
Огнём над полем славы и бессмертия души.

Свет совести потомков ,уготовив гимном  рода,
В знамённых взводах вознести на вечный пьедестал,
Народ вернув зарёй величия и вечности свободы,
Взойти душой в величия и вечности аннал.

Бородино в день славы русской , сотворив в моленье,
Одигитрией , в поле брани свет души благословив,
Всем миром , совершив  Руси великое знаменье,
Французов , в битве рода светом веры посрамив .

Искавших дух , достойного противника веками,
Великим Римом ,освящая путь величия Голгоф,
Свободу в душах, смертью в войнах облекая,
Тропя всем путь вселенских катастроф.

Пылающих в сердцах ответом армии при встрече,
Кумира , вознося на уровень Божественной Души,
Внимая свет любви , елеем слова каждой речи ,
Творящей роду поводы величия войны.

Несущей апогей достоинства свободы,
В Алтарь Души , немеркнущей в веках,
Творить в роду святые семена и  всходы,
Записанные в вечности мирах.

И колесо судьбы вело на право сечи воздаянья,
Туда , где истины души в верхах сошлись,
Вершить мир духа славы и величия  призванья,
И воспретив по доле , в счастье жизнь прожить.

И не было в Руси народу  выбора по воле,
Быть в истине самим собой в веках ,
Род выбирал всем мир души и долю,
Россию защищая правом рода,службой на паях.

В сословиях признав Божественной Любви указ и речи ,
Дворянам всем главенствовать на сечах по крови,
Солдат готовить из крестьян на вече,
Решавших чьему сыну в рекруты пойти.

Сбирая все резервы про запас,
Готовясь , загодя и царственной заботой,
Единородцам , обьявляя свой святой наказ,
Быть венчанным с Божественной Свободой.

Любовью вечной к матушке земле,
Великой мудростью исток любви творящей,
Защитой счастья жизни в воинском огне,
Душой любви,свет рода вновь и вновь боготворящей.

Снято в с. Бородино, 26 августа 1912 года
Снимки относятся к торжествам по случаю столетия Бородинского сражения в 1912 году.

-Фельдфебель Аким Войтинюк, участник Бородинского сражения, 122 года.
-Петр Лаптев, 118 лет, очевидец Отечественной войны, странно что очевидец, так как годы позволили бы ему быть участником.
-Максим Пяточенков, 120 лет, участник Бородинского сражения.
-Степан Жук, 122 года, участник Бородинского сражения.
-Войтвенюк, 122 лет, по информации журнала «Огонек» № 34 за 1912 год, в том же 1912 г. ему было 133 года, крайний слева, тот что с русыми волосами.
-Павел Яковлевич Толстогузов, 117 лет, участник Бородинской битвы.

сайт -Художник баталист Виктор Болтышев.

           Наступавшее сражение не могло походить на битву обыкновенную ,долженствовало носить на себе отпечаток особенный . С одной стороны , народы всей Европы , различные обычаями , нравами , языками , стремились сломить последнюю препону для довершения всемирного преобладания завоевателя , и , может быть , для водружения знамён его за Уралом . С другой стороны стояли Русские , родные по чувству и крови , а за ними были могилы предков , Москва, Царский трон , Вера отцов , права человечества . Князь Кутузов обьехал войска и говорил с ними просто , но языком доступным до глубины души. Симбирскому пехотному полку , например , сказал он : «Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови . Каждый полк будет употреблён в дело . Вас будут сменять , как часовых через каждые два часа.Надеюсь на вас . Бог нам поможет ; отслужите молебен.»
         Единодушное : ура! сопровождало вождя от одной колонны к другой. Перед вечером понесли по лагерю икону Смоленской Божией Матери и совершили молебствие . Начальники и солдаты укрепились молитвою, готовясь противостоять полчищам , алкавшим разгромить Россию. Князь Кутузов не отдал приказа, какими обыкновенно предваряют войска о сражении. Но плодовитое воображение Французов составило какое-то нелепое воззвание , будто бы при молебне обьявленное Князем Кутузовым . В уста его влагают разглагольствование о мече Архангела Гавриила , о ковчеге Господнем , поносящие речи против Наполеона . Князь Кутузов не имел надобности воспламенять в груди своих подчинённых негодования к неприятелю. Не время было витийствовать . Огненная черта , означавшая шествие Наполеона , зарево пожаров , каждый вечер освещавшее небосклон, явственно свидетельствовали о злодействах врагов , красноречивее приказов говорили нам о мщении за оскорблённое Отечество.
                Солдаты точили штыки и отпускали сабли ; артиллеристы передвигали орудия, избирая для них выгоднейшие места, Генералы и полковые начальники говорили солдатам о великом значении наступавшего дня . Одни из них сказал: «Ведь придётся же умирать под Москвою : так не всё ли равно лечь здесь?» Наступил вечер ; поднялся ветер и с воем гудел по бивакам . С безупречной совестью , Русские дремали вокруг дымящихся огней. Сторожевые цепи одна другой пересылали отголоски . На облачном небе изредка искрились звёзды . Всё было спокойно в нашем лагере . Но ярче обыкновенного блистали огни неприятельские , и в стане их раздавались восклицания , в приветствие Наполеону , разьезжавшему по корпусам . Разноплемённая армия , завлечённая в дальние страны хитростями честолюбца , имела нужду в возбуждении . Надобно было льстить и потакать страстям . Наполеон не щадил ни вина , ни громких слов , ни улещений.
 
А.И. Михайловский -Данилевский Описание Отечественной Войны 1812 года.

Взгляд устремляя в вечности почин,
Спасать и верить в будущее, завтра,
Принять в противнике величие личин
И укротить у Empereur величие азарта.

Сжигавшего пороги счастья за собой,
Заставив уходить в восторг воспоминаний,
Как шли всегда за ним в кровавый бой,
Отдавшись пылу ярких воздаяний.
            Из-под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.Обгоняя Пьера, без шапок бежали навстречу идущим солдаты и ополченцы.— Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!..— Смоленскую матушку, — поправил другой.Ополченцы — и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, — побросав лопаты, побежали навстречу церковному шествию. За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники, один старичок в клобуке с причтом и певчпми. За ними солдаты и офицеры несли большую, с черным ликом в окладе, икону. Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных . Взойдя на гору, икона остановилась; державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Жаркие лучи солнца били отвесно сверху ; слабый, свежий ветерок играл волосами открытых голов и лентами, которыми была убрана икона; пение негромко раздавалось под открытым небом. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону. Позади священника и дьячка, на очищенном месте, стояли чиновные люди. Один плешивый генерал с Георгием на шее стоял прямо за спиной священника и, не крестясь (очевидно, немец), терпеливо дожидался конца молебна, который он считал нужным выслушать, вероятно, для возбуждения патриотизма русского народа. Другой генерал стоял в воинственной позе и потряхивал рукой перед грудью, оглядываясь вокруг себя. Между этим чиновным кружком Пьер, стоявший в толпе мужиков, узнал некоторых знакомых; но он не смотрел на них: все внимание его было поглощено серьезным выражением лиц в этой толпе солдат и оиолченцев, однообразно жадно смотревших на икону. Как только уставшие дьячки (певшие двадцатый молебен) начинали лениво и привычно петь: «Спаси от бед рабы твоя, богородице», и священник и дьякон подхватывали: «Яко вси по бозе к тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству», — на всех лицах вспыхивало опять то же выражение сознания торжественности наступающей минуты, которое он видел под горой в Можайске и урывками на многих и многих лицах, встреченных им в это утро; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям.Толпа, окружавшая икону, вдруг раскрылась и надавила Пьера. Кто-то, вероятно, очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе.Это был Кутузов, объезжавший позицию. Он, возвращаясь к Татариновой, подошел к молебну. Пьер тотчас же узнал Кутузова по его особенной, отличавшейся от всех фигуре.В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице, Кутузов вошел своей ныряющей, раскачивающейся походкой в круг и остановился позади священника. Он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. За Кутузовым был Бенигсен и свита. Несмотря на присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колена, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Седая голова его подергивалась от усилий. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру; потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы.

Л.Н. Толстой роман «Война и мир» 1867 год

Судить других за веру и мечты,
За радость жизни , истиной истока,
Творя вокруг великие труды
И понимая,что судьба жестока.

В чужих достоинства и радости умах,
Чиня препятствия в любви любому делу,
Войной пытаясь,одолеть размах,
Величия Божественной Любви придела.

Входящему в войне ,в Святой Амвон,
Величия Божественной Любви и Скорби,
Восславив в деле Русский Пантеон,
Рукою Вечности,Святой и Твёрдой.

          В течение этого дня Наполеон заметил в неприятельском лагере необычное движение. В самом деле, вся русская армия была на ногах и под ружьем. Кутузов, окруженный военной и религиозной пылкостью, выступал среди войск. Этот генерал велел своим попам и архимандритам надеть свое великолепное парадное облачение, наследие греческой церкви. Духовенство шло впереди генерала и несло хоругви и образ Богоматери, покровительницы Смоленска, по их словам, избавившейся чудесным образом от поругания врагов  .
      Когда русский генерал убедился, что его солдаты достаточно взволнованны этим необыкновенным зрелищем, он возвысил голос и заговорил с ними о небе — этой единственной родине, остающейся рабству! И во имя религии равенства он старался побудить этих крепостных рабов защищать имущество и жизнь своих господ; он взывал к их мужеству и старался возбудить их негодование, указывая им на священный образ, укрывшийся в их рядах от святотатственных посягательств. Наполеон, по его словам, это всемирный деспот, тиранический нарушитель мира, гадина, архибунтовщик, ниспровергающий алтари и оскверняющий их кровью. Он подвергает осквернению святыню, истинный ковчег Господень, изображаемый этим святым образом! Он отдает его на поругание людям и подвергает всем суровостям непогоды!
            Дальше русский генерал указывал солдатам на их города, обращенные в пепел, напомнил им об их женах и детях, говорил об императоре и закончил призывом к благочестию, патриотизму, ко всем этим примитивным добродетелям грубых народов, находящихся еще во власти ощущений. Но поэтому-то они и являются наиболее опасными солдатами, так как рассуждение не отвлекает их от повиновения, а рабство заключает их в узкий круг мыслей, где они вращаются в области лишь небольшого количества ощущений, которые для них являются единственными источниками всех потребностей, желаний и идей. Притом же они были преисполнены гордости вследствие отсутствия возможности сравнения и настолько же легковерны, насколько горды; вследствие своего невежества они поклонялись образам и были настолько идолопоклонники, насколько могут быть идолопоклонниками христиане, превратившие эту религию духа, чисто интеллектуальную и нравственную, в физическую и материальную, чтобы сделать ее более доступной своему грубому и недалекому пониманию.
            Но как бы то ни было, а это торжественное зрелище, эти речи, увещания офицеров и благословения священников окончательно возбудили их. Все, до самого последнего солдата, сочли себя предназначенными Богом защищать небо и свою святую землю  .
          У французов же не было никаких церемоний, ни религиозных, ни военных — ничего такого, что послужило бы средством возбуждения. Речь императора была роздана и прочитана на другой день, почти перед самой битвой, так что многие корпуса вступили в бой раньше, чем могли познакомиться с ее содержанием. Между тем русские, которых должны были воспламенять различные могущественные молитвы, все-таки призывали еще меч св. Михаила и все небесные силы. Французы же искали эти силы в самих себе, уверенные, что истинная сила находится в человеческом сердце и что там именно скрывается небесная армия!
              Случаю угодно было, чтобы как раз в этот день император получил из Парижа портрет Римского короля, этого ребенка, которого империя встретила, как будущего императора, восторженными изъявлениями радости и надежды  . С момента его рождения Наполеон ежедневно проводил некоторое время возле сына, давая волю самым нежным своим чувствам своего сердца. И вот теперь, когда он снова увидел нежный образ своего сына, среди всех этих грязных приготовлений, в далекой стране, его воинственная душа была глубоко растрогана. Он сам выставил этот портрет перед своей палаткой, потом призвал офицеров и солдат своей Старой гвардии, желая чтобы его старые гренадеры разделили его чувства. Он хотел показать своей военной семье свою частную семью и заставить этот символ надежды засиять перед лицом великой опасности!
 
Сегюр Филипп-Поль - Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I

Размер величия и радости полков,
Сиял во взоре духа откровенья,
Скрыв от любви размер оков,
Ведущих в горечь пораженья.

Дух веры,устранив с величия пути,
Восславив в теле дух противоречий,
Пытаясь в счастье вечности найти,
Исток и веру в счастье красноречий.

Творящих вечный рода пьедестал,
Сложённый из побед Наполеона,
Над миром , простирая дух в аннал,
Основы воздаяния семьи и трона.


Рецензии