Пушкин и Серафим Саровский

В пустыне
Пробился ключ,
Обложен камнями простыми
А. Пушкин
Это одно из самых коротких стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, и если читатель случайно откроет книгу на нём,
то зевнув, скажет: «Ну и что, что пробился», – и не будет больше чи-
тать. А в этих нескольких словах огромная тайна…
Глазами пробегая строчки,
Читатель отодвинет книгу,
На Пушкине поставив точку…
А в них – два величайших мига:
Сама Пречистая исторгла
В знак очевидности явленья
Жезлом родник! Сильней восторга
Не знала я. Стихотворенье
Не всю для нас открыло тайну,
Но летопись её хранит.
Обрушилась она случайно.
В ней Неба нежный лазурит.
Молился в пустыне святой
За душу грешную поэта…
Воскликнуть хочется: «Постой!
Не дай такому кануть в Лету».
Он Царство Вечное тогда
Поэту вымолил у Бога…
И засияло, как звезда!
В бессмертье светлая дорога.

Ноябрь 1830 года. Пушкин из-за карантина заперт в Болдино. Его
свадьба, по его словам, точно бежит от него. Доведённый до отчаяния,
он едет к великому предсказателю, не афишируя свою поездку. Нуча –
это маленькая пустынька Серафима Саровского в полутора верстах от
Саровского монастыря, где четыре года назад явилась Пресвятая Бого-
родица и жезлом исторгла родник, в доказательство того, что это не сон
и не видение, а реальность. Пушкин за неимением бумаги на черновике
письма к Бенкендорфу пишет несколько строк о ключе и рисует про-
филь невесты. Он встретился с великим чудотворцем, который предска-
зал ему его судьбу: свадьба состоится, но его ждёт погибель из-за неё.
Серафим Саровский молится за душу поэта. Пушкин напишет: «А серд-
це чаяло отрады от той молитвы старика». Поэт на рукописи стихотво-
рения «Отцы пустынники и жены непорочны» рисует по памяти свято-
го. Серафим Саровский легко узнаётся в этом рисунке. Пушкин вспо-
минает о том, как молился о нём старик, а он стоял в сторонке, ждал с
волнением своей участи. «Я слышал в келии простой Старик молитвою
чудесной Молился тихо предо мной…». Пушкин зарифмует услышан-
ную молитву. В стихотворении «Молитва» и выражено это чудо обра-
щения к Богу. Поэт ждал решения своей судьбы, он знал, что перед ним
величайший святой, носитель воли Бога.
Серафим Саровский изображён в белой ризе и чёрной полумантии,
которую сшил для себя из кожи, чтобы молиться по ночам в лесу в свой
тысячедневный подвиг столпничества. Святой в беседе с поэтом на-
ставлял его молитвой Преподобного Ефрема Сирина, мы знаем, что он
был очень дорог Серафиму Саровскому, а молитва святого Ефрема –
простая, её Пушкин дословно употребил в стихотворении «Отцы пус-
тынники и жёны непорочны».
В стихотворении «Сон в июльскую ночь» вновь он пишет о Сера-
фиме Саровском, с которым они были соседями. И хотя имени его не
названо, никакого другого святого Пушкин не знал.
Чудный сон мне Бог послал:
С длинной белой бородою,
В белой ризе предо мною
Старец некий предстоял
И меня благословлял.
Он сказал мне: «Будь покоен,
Скоро, скоро удостоен
Будешь Царствия небес,
Скоро странствию земному
Твоему придёт конец.
Пусть готовит ангел смерти
Для тебя святой венец».
Сердце жадное не смеет
И поверить, и не верить:
Ах, ужели в самом деле
Близок я к моей кончине?
И страшуся, и надеюсь:
Казни вечныя страшуся,
Милосердия надеюсь.
Успокой меня, Творец.
Но Твоя да будет воля, не моя.
Вся гамма чувств и переживаний в этих строчках.
Он ждёт явления старца, который обещал явиться к нему с небес,
чтобы принять его душу. Этот миг хорошо описал Жуковский, говоря о
первых минутах смерти Пушкина (фильм «Сон в июльскую ночь. Пуш-
кин и Серафим Саровский»).
Встреча с Серафимом Саровским совершенно изменила Пушкина.
Из богохульника он превращается в глубоко верующего христианина.
Огромное духовное утешение Александр Сергеевич получил тогда. И
по тому, как его жизнь протекала после свадьбы, мы видим, что про-
изошло нечто очень сильное. Во всех его произведениях отныне легко
найти хотя бы одну строчку из Библии. Это был путь его гениального
восхождения. «Капитанская дочка» – шедевр в конце этого пути. Пуш-
кин спешит, готовясь к смерти, которую предсказал ему Серафим Са-
ровский. Вот откуда невиданная плодотворность Болдинской осени.
Но его трагедия теперь в том, что горячо любимые ближние не
разделяют его стремления к жизни новой, к Царствию Божию. «Мои
домашние в смущение пришли /И здравый ум во мне расстроенным на-
шли». Он боится геенны огненной, которая поглотит грешников и весь
город: «Он в угли и золу вдруг будет обращён». Пушкин видит себя
оленем, который бежит к источнику, к Христу, а лев, олицетворяющий
мирскую жизнь, гонится за ним. Он мечтает жить в деревне, но жена и
слушать об этом не хочет.
Поэт молится, уподобляясь пустынножителям, читает Библию. Чем
выше он поднимается в своём духовном озарении, тем сильнее нападки
бесов. В стихотворении «Бесы» с горечью и отчаянием он говорит: «Страшно, страшно поневоле /Средь неведомых равнин», «Мчатся
бесы рой за роем /В беспредельной вышине, /Визгом жалобным и воем
/Надрывая сердце мне». Последние шесть лет Пушкин живёт с надорван-
ным сердцем. Он хочет очистить себя от грехов и жить праведно. «Но дай
мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, /Да брат мой от меня не примет
осужденья, /И дух смирения, терпения, любви /И целомудрия мне в серд-
це оживи». Жизнь для него отныне – это пир во время чумы. Поэт
спешит «Дабы скорей узреть – оставя те места, /Спасенья верный путь и
тесные врата». Серафим Саровский ушёл из жизни на три года раньше
Пушкина и явился, чтобы забрать, как и обещал, душу поэта.
***
О нет, святой не опоздал!
Лицо поэта отражало,
Что дух свой он ему отдал.
Не впили бесы в него жала.
В бессмертье путь его лежал!
И отступили злые бесы.
Саровский бережно держал,
Неся его сквозь поднебесье.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.