Поэтическая Вселенная СВодолей. Виктор Каблов
Есть целая поэтическая Вселенная - поэтическая Вселенная Светланы Водолей - .http://www.stihi.ru/avtor/svetlanavodolej
О том, что это, что это целая Вселенная говорят ее характеристики:
Создано произведений: 12264, получено рецензий на них: 16798, написано самой Светланой рецензий: 14359, читателей только на портале стихи.ру : 202262 (середина марта 2017г.. У нее около 400 избранных авторов (то есть таких, которых она более - менее регулярно читает). Если вы хотите почитать хороших современных поэтов, может быть малоизвестных, выберете любое имя из ее списка. Этот список хорошая рекомендация для поэтов.
А еще она прозаик, публицист, композитор и исполнитель собственных романсов (написала более 150 романсов на свои стихи и стихи известных авторов).
Автор собрания сочинений в 12 томах./ стихи неоднократно переводились на иностранные языки: английский, французский, немецкий, украинский языки. армянский и латышский, выпустила 6 дисков: "Стихи и романсы" и 10 дисков: "стихи читает Светлана Водолей." и еще много чего происходит в этой вселенной – зайдите на порталы стихи. ру и проза. ру и увидите сами. Проза тоже не обойдена ее вниманием - Номинант 2016 года на проза.ру, Произведений: 248. Получено рецензий: 420.Написано рецензий: 399.
Читателей: 23835 http://www.proza.ru/avtor/fotinija
И как полагается настоящей Вселенной – Вселенная Светланы Водолей постоянно расширяется! Здесь приведены данные на начало 2017г. Но звезды – стихи и другие произведения появляются практически каждый день. Готов к печати сборник стихов " Черкнув по Времени Года...". (Это работа трёх зимних месяцев, декабрь-2016, январь, февраль 2017.
Светлану Водолей называют преемницей Серебряного века, восстанавливающей живой связь времён, прошлой поэзии, в частности, Серебряного века и нынешней (Алина Гржибовская). Бэлла Ахмадулина, ознакомившись со стихами Светланы, воскликнула: «Чувствую - огромный Мир!». У нее огромный языковый запас и мыслепоток, легко переходящий с темы на тему. (Пётр Межиньш). "Глобальная поэтесса нашего времени..." ( Людмила Межиньш).
Стоит ознакомиться с двумя блистательными статьями о творчестве Светланы Водолей двух прекрасных поэтов:
« Светлана Водолей - феномен среди Поэтов нашего видавшего виды времени. Сочетая порой невероятное и невозможное, на её страницах рождается море парадоксальных образов и метафор. В них всегда присутствует глубокий смысл, что заставляет не только думать, но и развивать фантазию, увлекая читателя в мир мистики и сюрреализма с нотками романтики и здоровой толикой авангарда». Инесса Елисеева http://www.stihi.ru/2017/03/03/4977
«Распахнутость и многогранность». Феерия творчества Светланы Водолей…«В чем секрет такой феерии? В том, что каждое слово, каждая рифма живы как бабочки, не пришпиленные булавкой в коллекцию ботаника…» Андрей Шеланов http://www.stihi.ru/2017/02/27/10463.
.
Я бы сказал, что Светлана поэт прежде всего всей европейской культуры. Образный строй, словарь, мифология, имена... Но есть и очень русское словотворчество и образность, но опять же русско-европейское. Было бы интересно составить словарь Светланы Водолей – мы бы увидели много находок, не часто употребляемых слов, слов ее придуманных (см. ниже). Многообразна у нее и «архитектура» стихотворений, их построение, синтаксис… Это и своеобразная поэтическая энциклопедия – читатель много найдет для себя и, несомненно, много приобретет для себя. Особенно читатель – поэт. Ее творчество можно рекомендовать всем, кто ищет мастерства.
Но все-таки эта Вселенная – живой и отзывчивый на творчество других людей человек. Написать более 14 тысяч рецензий – значит не пожалеть собственного времени, может быть даже в ущерб своему творчеству. Пишу, может быть потому, что многие ее рецензии это и начало ее собственного творчества, развитие чьих-то строчек в новые произведения.
Приведу несколько примеров из собственных рецензий на стихи Светланы и отрывки из переписки, чтобы показать заочную работу поэтов (слава Интернету и порталу стихи.ру)
«Алконост» (отрывок)
http://www.stihi.ru/2017/02/20/5125
От лап шестерни Алконоста
до бреда атласных когтей,
когда станцевать на погосте
позволят, смешав бренность дней...
… всё то, что я зная - не знаю
на гребне несущей стены!
Набегающие волны парадоксальных образов...
"... на гребне несущей стены!" Надо, конечно, прочитать все стихотворение, но пройдите по ссылкам… Такие стихи показывают, русская поэтическая техника себя далеко не исчерпала. Свободное обращение с ритмом соответствует образности стиха.
«Себе - в День Рождения» (отрывок)
http://www.stihi.ru/2017/02/13/4254
я вновь воскуряю из тесного ладан
туманов и скал среди вечного впадин,
рождённая до и, конечно же, после.
/до Дня возРождения топает ослик./
и снова по склонам взрывая проталин
уютные гнёзда, льну к опочивален
теплу. из панбархата с тяжестью складок,
и пеной из рюшей своих водопадов.
как сладок был мёд, что обещан и слизан.
как холодно было курить над карнизом.
срываясь в площадные мыльные камни,
скользя средь богов и толпы - оригами,
сплетённой в сизали морского узла,
и помня как бабушка санки везла...
а в них провалясь средь снегов обуянных
с протянутой варежкой в белое манны,
с небес снисходившей на синее в Вечер,
снежинками падая в рот и на плечи.
как сладко дожить, достоять и оплакать
всё то, что загадано свыше. и лаком
покрыть, чтоб сияло фольгой между прочим,
когда сам Отец был отец, а не отчим!
и море взрастило, и травы взрастали,
подсолнухов рай до небес доставали.
и семечек тонны бросали на ветер.
и жарили стоны войны. на примете -
всё тот же очаг, огород и клубника,
лесная июльская пропасть черники.
и непроходимое, что дано свыше.
торящей Пути к сотворившему ниши
над площадью города. как среди бриза
курили мы очень над дрожью карниза
и грядками дня нисходящего склона,
где много огня на сиреневом фоне.
я только пою, воспевая что было.
я помню всё то, что мне дорого, мило.
с душой, собирающей мизер громады.
а цель - огранить, несмотря на засады.
и бить водопадом, и течь словно лава,
и рощей взрастать из олив и агавы.
а то, что останется после меня,-
пусть искрами сыплет на благо Огня!
Прекрасное стихотворение - как будто из эпохи Возрождения! Великолепный словарь, совершенная поэтическая отделка, многослойно выражен и зашифрован смысл. Представляется, что написано во Флоренции 500 лет назад и, одновременно, остросовременно!
«Неовитиеватое»
http://www.stihi.ru/2017/01/05/6998
Трудно выбрать характерный отрывок, все связано перетекающими из строки в строку рифмами. Не зря один ее любимых авторов В.Высоцкий, мастер такой поэтической вязи.
пусть будет в узорах сложных
окно заморожено звёздно
с отличиями необычными
в нео-замысловатых
чертах, закованных в латы.
со сложностью очертаний
геометрических знаний
и Тайн Пифагора. квинты,
звучащие в них лабиринты -
высокопарным слогом
с парнокопытных рогом
о речи, о стиле в штиле,
хоть бури доходят до шпиля,
где сам Золотой Петушок
гортанью приводит в шок.
и требуя уточнения
для правильного усвоения,-
готов впредь утроить рвение до...
с Гекатой пересечения.
Да... необычно. И современным, даже авангардным стилем на сложные темы. Слово необычное – неовитеватое. Придумывать слова – долг поэта. Не всем поэтам, правда, это дано. Вот Хлебников придумал слово «летчик». И оно вытеснило красивое слово «авиатор». Поток рифм затягивает внутрь стихотворения, не вырвешься.
Перечитайте это стихотворение несколько раз – вы будете находить новые и новые образы.
И этот жуткий трагический Петушок, горланящий с уходящей под воду башни... и алчно ждущая его Геката... а он готов утроить рвение! Стоит ли быть этим петушком? Подумай, поэт!
Ответ Светланы:
Стоит подумать... Шикарный образ ты сформулировал, и в движении с перспективой!.. А по поводу Петушка /лёгок на помине/ - http://www.stihi.ru/2017/01/14/4669
(остался лишь месяц у Леты. 3)
… а Тема сегодня - одна:
остался лишь месяц у Леты
до Дня,- и родится струна!..
«Не пристало мне грустить сегодня!»
http://www.stihi.ru/2016/02/14/5368
Не пристало мне грустить сегодня!
Шаг над пропастью - и я перелетела
в синеву небес. Мне это сродни.
В розовое платье кожи тела.
Вот полет поэта! «Шаг над пропастью – и я перелетела в синеву небес»
И удивительная метафора - «розовое платье кожи тела»
Мне кажется, что поэты, находясь в разных местах и временах многое пишут в унисон, Это удивительное явление единого поэтического духа. Мне это стихотворение запало в душу, так как у самого эта тема полета часто присутствует в разных вариантах:
http://www.stihi.ru/2016/01/18/3664
А также «Желание полета» http://www.stihi.ru/2016/01/08/5341
Творчество СВ поражает многообразием!
Вот еще одно необычное стихотвореение:
«Художнику. 1. цикл Начало. 2016»
В засаде сидит, кто ходит-
бродит, тень Неизвестного
Читателя. Воды в броде
"стойбища лжи" местного…
Ржа из пружин давится
всхрипами, всхлипами воплей.
Сжало? Душа - правится.
Вытри. Терпи сопли!
Мощное и стилистически необычное стихотворение. Оно действительно для художников, ищущих и страдающих, но творящих, находящихся в неопределенности, но созидающих свои творения. Это состояние предрешения, но решение во-вот будет!
В небольшой поэме "Домик без крыши" (http://www.stihi.ru/2016/01/09/7929) я спонтанно пытался это тоже отобразить.
И пусть
Теша
И потешаясь,
В гудящем черепе шатаясь,
Приюта требует душа…
http://www.stihi.ru/2016/01/09/7929
Может быть, Вам что-то в этой поэме пригодится для развития - у Вас это легко и красиво получается. Уже не один поэт прописался в Вашем огромном поэтическом мире
И вот пример рецензии самой Водолей на эту довольно замысловатую и не всеми понимаемую поэму «Домик без крыши». Даю в виде нашей переписки, выборочно, чтобы показать кропотливую работу СВ с другими авторами. Не просто прочитано, а сделана выборка, понравившихся отрывков, дана оценка, более того по мотивам поэмы написано собственное прекрасное стихотворение. Щедро цитирует, не считает нужным что-то урезать у другого автора. Пусть чрезмерно, но именно щедро, по цветаевски, относится к другим поэтам (если, конечно, ей что-то понравилось)
СВ: Вы правы, эта Тема - доминирующая у каждого маломальски значительного художника. Трагическое Одиночество художника во враждебном мире - превосходит тему Любви, которая только как противовес пытается сохранить баланс весов Фемиды, которая тем не менее неумолима. И зло побеждает добро как всегда, потому что добро как правило безоружно, нище /а борьба со злом требует больших вложений/, но гордо своим теоретическим существованием. Насчёт "прописался" - вы правы. Мне не жаль написать, если цепляет или просто хороший человек. Искусство это взаимно сообщающиеся сосуды, мы все питаемся в каком-то смысле энергией друг друга. И это хорошо. Правда, есть на сайте поэты, которые настолько трясутся за свои "творения", и даже за слова, которые не они придумали, что позволяют себе даже скандалить по этому поводу. У меня такого нет, наоборот, я хорошо могу раскрутить любую страницу, если есть что раскручивать, конечно, и успеваю со временем, что не всегда,- единственное, я пишу только по собственному желанию. Даже прочесть что-то в принудительном порядке для меня тягостно, если лично мне это не первостепенно надо. Ваше стихотворение мне понравилось, поэтому написала.
Кстати, Марина Цветаева сделала знаменитыми многих, потому что любила писать именно кому-то.
А на этот отрывок уже написано. Вот ссылка:
http://www.stihi.ru/2016/01/18/8191
И дальше идет подробный разбор и цитирование поэмы.
Читатель сам может проследить за этим разбором по ее рецензиям по ссылке http://www.stihi.ru/2016/01/09/7929
Вот только некоторые отрывки из этого разбора:
А Образность - вообще на высочайшем уровне! Чего только стоит:
Обмылками ухмылок
Рот набив,...
ИЛИ
"Единообразье поведенья – зло.
Куда меня безумьем занесло,
Каким триумфом вырвало весло?"
- триумф может вырвать весло и не только! Но как ЁМКО!!!
Вот это ее стихотворение: (обыгрывается моя фраза «вещно-словесное скрещивание»
«В Поиске. 8. цикл Начало»
Словесное теплится, вещее
под Утро, что грезилось ночью.
Корону с лягушкой скрещиваю
с прищуром и кровоточьем,-
http://www.stihi.ru/2016/01/18/8191
Мгновенно написано потрясающее стихотворение! Вот это рецензия! Тема пересечений слова и вещи. Духа и материи. Понятного и неявленного. Смысла Черного квадрата - каждый может нарисовать, но Малевич первым поставил зрителя перед входом в неизъяснимое, без этого трудно представить уже современное искусство, художники зовут зрителя творить сверх своего полотна, быть активным, творящим собственные образы, далеко уносясь от оригинала. Так образ Черного квадрата был гениально использован Ларисы Шепитько в фильме "Восхождение" в сцене у сарая, где предатель Федор пытается покончить с собой и открытая дверь сарая втягивает его как Черный квадрат, но этот же Черный квадрат и изрыгает его назад. И блистательно обыграны темы из моего "Домика без крыши"
«Это - Любовь! 1. цикл Ну, как без Любви?!» http://www.stihi.ru/2016/01/17/5568
Прорвав оцепенение и тьму
Виктор Каблов
http://www.stihi.ru/2016/01/13/9726
Я каждый миг пою.
Но ты не слышишь.
Я проникаю Тьму.
Но ты не видишь.
Сама уже мороз.
Но не постигнешь.
пока гору под таянье
не сдвинешь.
С отчаяньем
подвигнешь Оберега
лишь дюну льда,
торчащего из снега.
И овладев,
не обладая даже,-
защемит сердце
истинной пропажей.
Вот и пою,
про что ещё не спето.
Во мне - пригрев,
а на пригреве - Лето.
И Леты плащ,
чуть порванный.
Но где-то...
твоё Непоправимое
и Это!..
Сложное и красивое стихотворение - причудливо переплетаются потоки образов и смыслов... «И Леты плащ, чуть порванный...» И сложное построение предложений дает еще одно не вербальное восприятие стихотворения. ...
«Защемит сердце истинной пропажей.»
В каждом четверостишии неожиданности - нужно не раз перечитать чтобы увидеть это.
Хотелось бы отметить еще одну важную деятельность Светланы. Мы часто используем одни и те же имена – классиков, прежде всего. Светлана, хотя и прошла хорошую поэтическую школу (ученица выдающейся поэтессы Серебряного века Н. Павлович, стажировка в Лит. Институте у знаменитого поэта, профессора Льва Озерова и т.д.), но она делает важную работу, цитируя, развивая, варьируя, рецензируя стихи современных, малоизвестных широкой публике поэтов. Поэтов интересных, достойных. И формирует особое пространство близкой ей поэзии. Невольно продвигает их на портале стихи.ру – ведь если она кого-то упомянула, то наверняка на страничку этого поэта зайдет немало народа. На портале размещено более 30млн. стихов, выбрать достойное проще, следя за ссылками уже состоявшихся авторитетных поэтов. Так что ее роль на портале и плодотворна и важна.
Конечно, на портале формируются различные направления и сообщества – от шутливых, политических до философских, духовных, новой православной поэзии… Но если вы хотите увидеть, почувствовать, познать мир современной русско-европейской поэзии, без дурашливости и бездарности, высокой европейской и русской культуры, то посетите поэтическую Вселенную Светланы Водолей. Особенно если вы пишите стихи, то получите много нового и неожиданного (она сама многое вбирает от читаемых авторов!), и это будет не просто взаимодействие поэтов. Это будет взаимоСОдействие. Доброжелательное и плодотворное! Совершите путешествие в эту Вселенную – вы не скоро оттуда возвратитесь - наблюдая, сопереживая, открывая новые миры, познавая разнообразные смыслы, обогащая свой словарь и поэтическую технику. Но и эта Вселенная сама будет меняться при взаимоСОдействии с вами!
март 2017 года.
Поэт и прозаик, Виктор Каблов.
Россия.
Свидетельство о публикации №117032107701
Кобылянский Иосиф 29.01.2018 11:32 Заявить о нарушении
Интересно было бы услышать. И ПРИЛЮДНО.
Светлана Водолей 29.01.2018 11:40 Заявить о нарушении
Кобылянский Иосиф 29.01.2018 11:44 Заявить о нарушении
С благодарностью - за Взгляд примечательный!
СВет.
Светлана Водолей 29.01.2018 11:48 Заявить о нарушении
Хотелось бы, когда, разумеется, у Тебя будет Время,- более развёрнутое эссе или небольшую статью-размышление по этому поводу для Общего разговора.
Сейчас прошлась по рецензиям, практически НЕЧЕГО взять для статьи, к примеру. Только восхищённые слова и "свои стихи" в рассчёте на то, что отвечу...
СВ.
ХОРОШЕГО ДНЯ!!!
Светлана Водолей 04.02.2018 13:30 Заявить о нарушении