13. И-да-М - 10 лет... Раздел I-1 2002 Горечь и на
Год 2002
ГОРЕЧЬ И НАГРАДА
Испытание коммерцией
Год только-только начался, а наши артисты уже собрались в дорогу…
После каждого Фестиваля идёт череда радиовыступлений, телесюжетов, публикаций в прессе. Так было и в конце 2001 года.
Как всегда, много звонков от новых людей, интересных вопросов и предложений. Не стал исключением и этот год: позвонил директор Пансионата ветеранов войны и труда № 29. Договорились, что на Рождество наши артисты выступят в Пансионате 8 января. Директор поинтересовался, сколько стоит концерт – я обрадовалась:
- Ну, вот, появилась возможность параартиийцам подработать!
Радовались все, почувствовали себя значительно талантливее. Глядишь, и гастроли начнутся по городам и весям!
Как оказалось, радости были преждевременны.
Стоял трескучий мороз. У станции метро «Университет» в длительном ожидании автобуса, мы замёрзли. Но артисты – пилигримы: их ничто не пугает. Предвкушая радость от общения со зрителем, сотворения праздника для ветеранов и себя, держались мужественно. Не зря мёрзнем! Мы же артисты!
В.В.Архангельский, концертмейстер, радовался, что сможет купить лишнее лекарство для сгоравшей, как свеча, жены Ирины.
Обладательница прекрасного голоса – ярко выраженная калмычка, потрясающе исполняющая русские народные песни, незрячая Айса Хохлашова, которую по всей Москве на концерты и на учёбу в Детскую музыкальную школу имени М.М.Ипполитова-Иванова сопровождает полузрячий отец, Сергей Давыдович, естественно, гордилась тем, что и она, юная певица, участвует с нами в концерте. К слову сказать, отец для Айсы – и папа, и мама, и подруга и… в одном лице. Родившуюся кроху-дочь, незрячую, бросила мать. Навсегда! Узнав об этом, находясь в потрясении, я посвятила Айсе песню «Не бросай!». Сегодня Айса – красивая, образованная, очень добродушная, весёлая девушка. «Я растворяюсь в музыке. Музыка для меня – это жизнь!» - говорит она.
Была с нами в тот раз и Р.Ф.Маздрина, которая в декабре собиралась отметить восьмидесяти пятилетие, сохранившая молодой задор и голос, радовалась не меньше молодых.
Г.А. Филимонова, художественный руководитель ансамбля «Колокола России», волонтёр Центра, режиссёр-постановщик, ведущая наших концертных программ, украшала своими выступлениями – колокольными звонами, – она звонарь! - концерты самодеятельных артистов. Единственный профессиональный представитель мира искусства волокла на себе через всю Москву несколько било (тяжёлые плоские колокола), и я, автор этих строк. К этому случаю у меня появилась новая песня «Москва», которую без единой репетиции все исполнили прекрасно, закончив ею выступление. Даже зал подпевал.
Концерт прошёл замечательно. Но! – нас искренне ждали только зрители. Представителей администрации не было: праздник же! Естественно, никто, как договорились по телефону, нам не дал ни копейки за концерт! Мы пребывали в шоке. Архангельский от обиды выругался, и ушёл, бросив нас с тяжёлыми било наедине. Оправдаться я ничем не могла, так как саму охватила растерянность: нас попросту кинули! Так иногда случается и с настоящими артистами. Мы надеялись на покровительницу поэзии и музыки Евтерпу: уж она-то непременно найдёт «общий язык» с богом торговли Меркурием… Увы!
Снова, ещё более длительное ожидание автобуса. В состоянии какого-то полуистерического смеха мы бегали, прыгали, танцевали, хлопая друг друга по спине. Вскоре стало не до смеха: мороз пробирался до костей! Ветер распахивал полы пальто, норовил сорвать с головы шапку. Пошли пешком через какой-то пустырь, вышли к остановке других автобусов и автолайна.
Спас нас от шанса превратиться в замёрзшие мумии прибывший дорогой для нас «фургончик», в который набилось столько народу, что в нём едва-едва закрылась дверь: в тот момент, промёрзнув насквозь, никто не думал о технике безопасности. У того, кто сидел, - на коленях восседал другой, совершенно ему незнакомый человек. Все вмиг перезнакомились, пели не переставая, мечтая лишь об одном - поскорее доехать до метро!
Наконец, мы у станции метро «Университет»! Галина Филимонова загнала нас в здание станции, приобрела «согревающую жидкость» и каждому по горячей шаурме. Спустившись гурьбой, поддерживая друг друга на эскалаторе, в чрево подземелья, мы, наконец, почувствовали дыхание тепла, исходившее от движущегося потока вечно спешащих людей. Не обращая на них внимания, расположились на скамейке, вливая в изрядно проголодавшиеся желудки горячительное, чокаясь пластмассовыми одноразовыми стакашками, поздравляя с Рождеством Христовым, закусывали и хохотали, как сумасшедшие. Вот гастроль - так гастроль!
Нам повезло: ни один страж порядка нас не видел – иначе, думаю, точно не избежали бы участи попасть в «обезъянник».
После праздников пыталась «вырвать» обещанные три тысячи. Директор сетовал на то, что денег нет - Комитет социальной защиты населения не даёт.
Спустя три месяца после долгих переговоров, увещеваний мы получили свои кровные - три тысячи на всех! И то только после того, как я, призывая к совести, поняла, что не помогает этот способ, пригрозила:
- Вы не выполнили условия Договора, нам придётся обратиться в Комитет, чтобы И.К.Сырников, его председатель, оплатил наш труд.
Справедливость восторжествовала. Но это была первая и последняя гастроль с оттенком коммерции.
Здорово!
От Благотворительного Фонда «Москва - Крым» Центр получил одиннадцать путёвок в санаторий «Витязь» (п. Витязево близ Анапы). Иваны и Марьи с большой радостью поехали к Чёрному морю. Пусть и конец января стоял, а солнышко было весенним, тёплым и ласковым.
Неожиданно для себя мы сделали вывод: ездить в санатории есть смысл со знакомыми! Во-первых, снимается проблема, кто с кем будет проживать в номере. Во- вторых, творческие люди в любой обстановке верны своему творческому кредо.
В санатории по нашему предложению, с нашим участием было организовано и проведено два интересных мероприятия. С первых дней не было потрачено ни одного часа на притирку, привыкание к коллективу. Всем очень понравилось отдыхать «своим коллективом».
При предоставлении путёвок Фонда социального страхования хорошо бы учитывать этот фактор. Как реализовать такое пожелание потенциальных отдыхающих, - другой вопрос. То, что это желательное условие, положительно влияющее на отдых и лечение людей, - факт, который нашёл своё подтверждение и «в следующем заезде».
И в санаторий «Русский лес» мы также ездили своим коллективом. В номерах стоял дикий холод: на ночь наполняли пластмассовые бутылки горячей водой и клали по одной к каждой ноге, и ещё одну бутыль держали в руках, согреваясь. Это не очень повлияло на прекрасное настроение людей. Более того, мы оказались, как и в первом случае, заводилами на танцах, в поездках на экскурсиях. Опять-таки было организовано три мероприятия: «Память», «День поэзии», Творческий вечер одной из отдыхающей Марьи. Нас провожали администрация, культмассовые работники. Нам говорили, что такого дружного, талантливого контингента отдыхающих у них ещё не было! Наш коллектив вернулся обновлённым в качественном и количественном отношении.
Жажда творчества
В конце апреля на «Весенний бал» вновь из Удмуртии прибыл Алёша Макшаков с отцом.
К этому времени у нас появился новый ещё один юный участник Вадик Симонов. К сожалению, судьба подарила ему короткую, как миг зарницы, жизнь, но яркую, насыщенную, талантливую. Он как будто прожил несколько жизней…
Вадим всем запомнился своим неповторимым выступлением: артистически читал отрывок из поэмы «Василий Тёркин» А.Твардовского – его так и звали «Наш Тёркин».
Стоя на сцене с перебинтованной, в гипсе рукой, при галстуке, талантливо изображал то Тёркина, то певца – к удивлению даже своих родных, без подготовки (мальчик оканчивал школу, занимаясь с преподавателями дома) спел под аккомпанемент В.Архангельского песню «Москвичи». А ещё он написал фантастический рассказ, и занимался… бисероплетением. Каждое выступление давалось ему с преодолением сильнейшей боли, но жажда творчества была так сильна, что Вадим мужественно перенёс три концерта подряд: дал интервью радиокорреспонденту А.В.Белокрыльцевой. Анна Витальевна была поражена эрудицией мальчика и тем, какое он дал умное, неординарное интервью. 27 мая концерт состоялся в Государственном музее – Гуманитарном Центре «Преодоление» имени Н.Островского. Вадик держался молодцом.
В.Симонов и А.Макшаков очень подружились, даже потом перезванивались. Одарённые ребята, очень! И если Алёша был открытием 2001года , то о Вадике можно сказать, что он стал открытием года 2002.
В концерте принимала участие ещё одна юная певица. На сцену выкатывали коляску с Кристиной Александровой, которая пела под фонограмму. Подражая самой А.Б.Пугачёвой, девочка хорошо «держалась», забывала обо всём! Зал ей дружно аплодировал.
А ещё Кристина пишет сказки. Овладела, как и Вадик, компьютером. Жаль, но её перестали привозить к нам: коляску с девочкой труднее перетаскивать в дороге на метро. А каждая еженедельная поездка в школу обходится очень дорого худенькой, как тростинка, матери-вдове. Куда уж на репетиции…
Алёше всё это – неподвластно. Зато у него феноменальная память: держит в голове всю партитуру своего произведения. Специалисты объяснили этот феномен так: «Вот представьте, что Вы прочли роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - и запомнили все абзацы, запятые, переносы слов… Не говоря о тексте!».
Как хотелось бы поддержать все юные дарования! Они – тоже будущее нашей России!
А скрипка то поёт, то плачет…
Время катастрофически тает, если ты занят всеми делами сразу. Пора было подумать о ПараАртиаде. Узнаю в АСИ, где, когда проходят конкурсы на получение грантов. И впервые нам посчастливилось их выиграть.
Проект «Комплексная медико-социальная и творческая реабилитация инвалидов и людей пожилого возраста ЮАО и ЮЗАО города Москвы» получил грант от «Комитета общественных и межрегиональных связей» Правительства Москвы.
С ужасом и удивлением при посещении своих подопечных (по двадцать человек из каждого округа) узнали: некоторые одинокие люди не могут даже лечь в больницу – нет халата большого размера, и некому купить!
А один старик спустился на коляске к подъезду, на улицу, встречать нашего волонтёра, который принёс ему коробку конфет, лекарства и комплект постельного белья. Поблагодарив, смущённо сказал: «Как хорошо, что именно бельё Вы принесли! Я сдал в стирку постельные принадлежности…».
Н.А.Тесленко норовила поцеловать мне руки (она жила в соседнем доме, я знала её давно), говоря при этом: «Боже мой, я шоколадных конфет не пробовала целую вечность!».
Больно мне и стыдно в очередной раз.
Лежачих больных посещали врачи – проект был реализован совместно с другой организацией, из которой приглашались медицинские работники.
За неделю до ПараАртиады наши художники приняли участие в III международной выставке «Планета здоровье 2002», которая была организована НИИ медицины труда и ВВЦ. Наши работы на фоне других не терялись, а, наоборот, выигрывали. Там, в основном, были представлены фирмы-производители разнообразных товаров.
Свидетельство о публикации №117032005894