Словарь Поэтических Терминов О-П

О

ОБРАЗ -  обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

                Не ветер бушует над бором,
                Не с гор побежали ручьи,
                Мороз - воевода дозором
                Обходит владенья свои.
                (Н.А. Некрасов)

ОДА (греч. ode - песня) - торжественное, патетическое стихотворение, посвящённое какому–то историческому событию или герою

ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутся торжественной оды.

                Подай, Фелица! наставленье:
                Как пышно и правдиво жить,
                Как укрощать страстей волненье
                И счастливым на свете быть?
                Меня твой голос возбуждает,
                Меня твой сын препровождает;
                Но им последовать я слаб.
                Мятясь житейской суетою,
                Сегодня властвую собою,
                А завтра прихотям я раб.
                (Г. Державин)

ОДНОСТИШИЕ (моностих) - стихотворение в один стих и, как правило, юмористического характера.

                Покойся, милый прах, до радостного утра!
                (Н. М. Карамзин)

                Подайте на билет в Буэнос-Айрес!
                (Н. М. Вишневский)
                А не пройтись ли нам по анапесту?
                (некто Фома Рифмачёв) 

ОКСИМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) -  сочетание контрастных, противоположных по значению слов («живой труп», «гигантский карлик»).

ОКТАВА - восьмистишие «ABABABCC». Произошла от сицилианы. По характеру октавы могут быть эпические, лирические  и лирико-сатирические.
(«Дон Жуан» Дж. Байрона, «Осень» А. С. Пушкина).


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные
(душа поёт, река играет…).

                Колокольчики мои,
                Цветики степные!
                Что глядите на меня,
                Тёмно-голубые?
                И о чём звените вы
                В день весёлый мая,
                Средь некошеной травы
                Головой качая?
                (А.К. Толстой)

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное
А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»).

                Итак, она звалась Татьяной.
                Ни красотой сестры своей,
                Ни свежестью её румяной
                Не привлекла б она очей.
                Дика, печальна, молчалива,
                Как лань лесная боязлива,
                Она в семье своей родной
                Казалась девушкой чужой.
                Она ласкаться не умела
                К отцу, ни к матери своей;
                Дитя сама, в толпе детей
                Играть и прыгать не хотела
                И часто целый день одна
                Сидела молча у окна.
                (А.С. Пушкин)

ОПОРНЫЙ ЗВУК – согласный звук, стоящий перед ударными гласными в рифмованных словах. Опорных звуков может быть и несколько. Рифма с такими звуками называется богатой: молодой – бородой, род – народ, сосна - весна… Опорным может быть целый слог(глубокая рифма): полам – пополам, коза – стрекоза, лоток - молоток…

ОПОЯСЫВАЮЩАЯ (ОХВАТНАЯ) РИФМОВКА – см. Кольцевая рифмовка.




П

 П

ПАЛИНДРОМ (греч. palindromos – бегущий обратно) - текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу ("Аргентина манит негра" М. Булгаков"; «А муза раба разума?»;«Тут хорош сыр, крыс шорох тут",  «А роза упала на лапу Азора», А. Фет). Русское название палиндрома – перевертень. Стихи из палиндромов - палиндромоны - относятся к экспериментальной поэзии (В. Хлебников и др.).  Примеры...         Циклопалиндром

ПАМФЛЕТ - публицистическое произведение на злободневную тему, написанное  с целью социально-политического обличения. Памфлет  тесно связан с сатирой. Может быть обличён в стихотворную форму (В.В. Маяковский).

ПАНЕГИРИК (греч. panegyrikos logos - похвальная публичная речь) – хвалебная торжественная речь, посвящённая людям или явлениям: царям, богам, городам, чувствам и т.д. Сродни оде.
 

ПАНТОРИМ  – стих , в котором все слова рифмуются между собой. "Сорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий). Подробней см. Панторифма.

                Опьяняет  смелый  бег,
                Овевает     белый   снег,
                Режут  шумы   тишину,
                Нежат  думы про весну.
                (В. Брюсов)

ПАРАБОЛА (греч. parabole – сопоставление, подобие) – символическая прозаическая притча, принцип художественной образности. (Г. Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Э. Хемингуэй «Старик и море» и т.д.)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. 


                В синем море волны плещут.                Мчаться тучи, вьются тучи...
                В синем небе звезды блещут.                (М.Ю. Лермонтов)
                (А. С. Пушкин)      

Параллелизм может быть, как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРАФРАЗА (греч. paraphrasis - пересказ) – вольное изложение текста, пересказ другими словами.


ПАРОДИЯ (греч. parodia – перепев) – жанр в литературе, комическое или сатирическое подражание кому-то или чему-то; высмеивание стилистических и других приёмов какого-либо писателя (поэта), основанное на утрировании его манеры письма. Первые пародии в русской поэзии встречаются в 18 в. у А.Сумарокова ("Дифирамб Пегасу", написанный на стихотворение В. Петрова). Позже пародии писали В.Жуковский, И.Крылов, Д.Минаев, В.Курочкин, А.Измайлов и др. Классиком русской современной стихотворной пародии стал поэт-пародист Александр Иванов (1936-1996).
Примеры современных поэтических пародий.


ПАРОНИМЫ (греч. para – возле и onyma – имя) – слова, близкие по звучанию, но различные по смыслу (кино – кинолог, банк – банка, база – базис, штопать – штопор…). Паронимия – стихотворная игра паронимами (схема – смеха, сторожил – старожил, отдушина – задушена, граблю – грабли…). На паронимии часто строятся каламбуры и скороговорки:
                Коля колет колья.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения  («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский).

ПАСКВИЛЬ – сочинение, содержащее нападки, компрометирующее и клеймящее кого-либо или что-либо. Близок к памфлету, но более резок и груб, что не даёт оснований относить его к литературному жанру.


ПАСТОРАЛЬ (лат. pastoralis - пастушеский) - жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихотворная драма), связанная с идиллическим мировосприятием.


ПАУЗА (греч. pausis – остановка) – небольшой перерыв в речи. В стихах паузы делятся на логические и ритмические, могут выполнять метрические функции. Бывают также внутренние (цезура) и конечные паузы.


ПЕГАС - в греческой мифологии крылатый конь, родившийся из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гиппокрена, из которого черпали вдохновение поэты. Образ Пегаса - символ поэтического вдохновения («оседлать Пегаса»). Подробней...


ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. Схема: -;;-;;-//-;;-;;-.  В чистом виде пентаметр не употреблялся.

ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с  ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.

                Не шуми ты, рожь,
                Спелым колосом!
                Ты не пой, косарь,
                Про широку степь!
                (А.В. Кольцов)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м  ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й(- ; ;;), 2-й( ;- ;;), 3-й(;;-;) и 4-й слог стопы (; ;; -). Пеоны достаточно редки в поэзии и часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
 
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
                (К.Д. Бальмонт) Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.                (Р. Рождественский)

ПЕРЕКРЁСТНАЯ РИФМОВКА  - самый распространённый способ чередования рифм в строфе, при котором строки рифмуются через одну (АВАB).

                О, есть неповторимые слова,
                Кто их сказал – истратил слишком много,
                Неистощима только синева
                Небесная и милосердье Бога.
                (А. Ахматова)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.

                Выходит Пётр. Его глаза
                Сияют. Лик его ужасен.
                Движенья быстры. Он прекрасен,
                Он весь, как божия гроза.
                (А. С. Пушкин)

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание)  - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» — вместо «лев»).

ПЕСНЯ - стихотворное и музыкальное произведение для исполнения голосом. Стихи, положенные на музыку.


ПИРРИХИЙ -  стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (силлабо-тоника) слогов. Перрихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.

                Три девицы под окном
                Пряли поздно вечерком…
                (А.С. Пушкин)

ПЛАГИАТ (лат. plagio - похищаю) - выдача чужого произведения за своё или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства и нарушение авторских прав.


ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos - излишество) - употребление слов, излишних для смысловой полноты высказывания, а иногда и для стилистической выразительности. Например, плеоназм в словосочетании «своя автобиография» (в слове «автобиография» уже содержится понятие «своя»), "мёртвый труп", "сидеть без денег на бобах"… Плеоназм сродни тавтологии.


ПОВЕСТЬ – жанр прозы небольшого объёма (больше рассказа, но меньше романа) с отсутствием интриги. Главный герой описывается в рамках немногих событий.

ПОГОВОРКА  -  устойчивое образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена поучительного смысла. ( «Утро вечера мудренее», «Семь пятниц на неделе»…)

ПОЛИМЕТРИЯ  - сочетание в одном (обычно крупном) произведении композиционно разделенных кусков, написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко, романтизма, 20 в. («Двенадцать» А. А. Блока).


ПОЛУСТИШИЕ – часть стиха, отделяемая цезурой. («Приветствую тебя, пустынный уголок…», А.С. Пушкин.)

ПОСЛОВИЦА – народный афоризм; краткое образное народное изречение с  поучительным смыслом. Имеет логически законченную форму и ритмическую организацию (Всяк сверчок знай свой шесток).


ПОЭЗИЯ - стихотворное творчество, искусство ритмической организации слова; произведение в стихах в отличие от художественной  прозы ."Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Кальридж)."Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке" (Теодор де Банвиль). До середины 19 века поэзией считалась любая художественная литература в отличие от нехудожественной.
 

ПОЭМА – поэтический жанр большого объёма на историческую, героическую или лирическую тему. В древности и средние века - монументальный героический эпос лироэпического плана, основные черты которого - патетика, героичность, легендарность («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде»…).

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - учение о поэтическом творчестве; раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему средств выражения в них.

ПРИБАУТКА – забавная рифмованная поговорка шуточного характера в русском фольклоре.

                Ай, дуду, дуду, дуду!
                Потерял мужик дугу.
                Шарил, шарил - не нашёл,
                Сам заплакал и пошёл.

ПРИПЕВ (рефрен) – часть песни, повторяемая после каждого её куплета.

ПРИТЧА – небольшой  рассказ поучительного характера в иносказательной, аллегорической форме. Сродни басне, однако смысл притчи всегда глубже.


ПРОКЛИТИКА (греч. proklitikos - наклоняющийся вперед) – безударное слово (как правило - предлоги, союзы, артикли) примыкающие к последующему ударному слову, вследствие чего происходит перенос ударения и оба слова  произносятся как одно ( «и мы», «на ней», «чтоб вновь»…). Противоположность энклитике.


ПРОЛОГ (от греч. prologos - вступление) – вступительная часть произведения, предваряющая основное действие или разъясняющая художественный замысел.


ПРОСОДИЯ ( греч. prosodia - ударение, припев) - раздел стиховедения, изучающий метрические элементы речи (ударные и безударные гласные, слоги, слова и пр.). Часто просодией называют стихосложение.

ПРОСТОРЕЧИЕ - речь малообразованных людей: слова и выражения, отклоняющиеся от литературной нормы( «захочем» вместо «захотим», «ляжь» вместо «ляг» и т.п. ).

ПСЕВДОНИМ (греч.pseudos - вымысел, ложь и onyma – имя) – условная подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя (автоним).


ПЯТИСЛОЖНИК - см. Пентон.

ПЯТИСТИШИЕ (квинтет) – строфа из пяти стихов.

                Хотя я судьбой на заре моих дней,
                О южные горы, отторгнут от вас,
                Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз;
                Как сладкую песню отчизны моей,
                Люблю я Кавказ.
                (М.Ю. Лермонтов)


Рецензии