VIII Арзамас при царе Алексее Михайловиче
Основание Введенскаго монастыря. Схимонах Иов. Принесение из Казани иконы Одигитрии Смоленской в Выездную Слободу. Явление иконы близь деревни Нагаева. Дьяк Семен Румянцев и его дар собору. Рождение великаго Арзамасца. Процветание кожевенных заводов. Боярин Федор Михайлович Ртищев. Его благодеяние Арзамасу. Память об этом в Арзамасе. Построение Богословской церкви.
VIII Арзамас при царе Алексее Михайловиче
VIII Арзамас при царе Алексее Михайловиче
В 1647 г. боярин Б. М. Салтыков, умирая, отказал свою вотчину, с. Выездную Слободу брату своему Петру, от котораго она перешла по третейскому полюбовному разделу, помимо сыновей его Алексея и Петра Петровичей, ко внукам Алексею и Василью Федоровичам, родным братьям царицы Прасковьи Федоровны.[91]
В 1651 г. в центре города Арзамаса, близь собора и Николаевскаго монастыря, построена деревянная церковь во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы с двумя приделами: 1) Архидиакона Стефана и 2) пр. м. Евдокии, и при ней учрежден мужской монастырь, счетом в городе 5-й. Надобно полагать, что храм этот был построен, при скудных средствах, весьма не фундаментально потому, что через 40 лет, в 1692 г. он пришел уже в ветхость.[92]
В 1653 году писец Яков Соловцов обложил данью Введенский монастырский двор, находившийся к северу от церкви. Кроме казенных пошлин положено взимать в домовую Патриаршую казну 4 деньги и гривну за въезд. По скудости монастырских средств, оклад этот уничтожен в 1686 году.[93]
25 июля 1653 г. татары разграбили и сожгли историческую часовню, находившуюся близь Троицкаго монастыря на р. Пьяне (в нынешнем Сергачском, а тогда Арзамасском уезде.[94]
3 февраля 1654 года скончался иеросхимонах Иов 110 лет от роду и погребен на правом берегу р. Пьяне на месте бывшаго Троицкаго монастыря. Память народная, из глубокой древности, чтет его святым. Окрестные жители доселе стекаются в ночь на Духов день на его могилу, а утром бывает сюда крестный ход из села Ветошкина.[95]
В 1656 году в с. Выездную слободу, бывшую уже тогда вотчиной Салтыковых, в церковь Рождества Божией Матери и Николая Чудотворца принесена из Казани чудотворная икона Божией Матери Одигитрии Смоленския, копия с чудотворной Седмиезерской иконы Божией Матери, по усердию совладельца села Михаила Михаиловича Салтыкова, бывшаго тогда воеводой в Казани. Как Седмиезерская чудотворная икона избавила Казань от моровой язвы, так и в Арзамасе, по принесении копии с нея, прекратилась свирепствовавшая моровая язва. Память об этом событии сохранилась до сего времени и икона Святой Матери Одигитрии, почитаемая жителями города и уезда, неопустительно бывает носима во все крестные ходы, совершаемые в Арзамасе.[96] Новая каменная церковь в честь этой иконы построена в 1708 г., а через 100 лет заменена нынешнею обширною.
1664 года (от сотворения мира в 7172 лето) 9 мая в Арзамасском уезде, в приходе села Печерок, близ деревни Нагаева, в роще, над ключом, на дереве клене явилась икона Пресвятыя Богородицы Одигитрия-Смоленския, от которой совершилось много чудес; между прочим одна женщина, по имени Евдокия, бывшая слепою 20 лет, получила зрение. От царя Алексея Михаиловича и патриарха Иоасафа дано было монаху Силе, который первый получил откровение о сей иконе, промышлять о построении на этом месте церкви, но монах Сила вскоре умер, а церковь так и не была построена. Существует только каменная часовня, в которой и находится св. икона.[97]
В 1667 году дьяк посольскаго приказа Семен Володимеров сын Румянцев послан был с дворянином Петром Ивановичем Потемкиным в Гишпанию (Испанию) и Францию. Памятником его в Арзамасе остались частицы св. мощей 13-ти восточных и российских святых, приложенныя им в Воскресенский собор, где оне хранятся в напрестольном кресте, пожертвованном царем Михаилом Феодоровичем, о чем свидетельствуют надписи на том кресте.[98]
1670 года 28 марта Царем Алексеем Михайловичем грамота на имя стольника Леонтия Шайсупова, в которой оказаны царския милости Николаевскому монастырю.
В том же году близ Арзамаса, в селе Красном у дьячка Федора Степанова родился сын Иоанн, который впоследствии был подвижником и настоятелем Арзамасскаго Введенскаго монастыря, первым просветителем знаменитой Саровской пустыни и, наконец, много пострадал от временщика Бирона.[99]
Письменными актами за 1671 год подтверждается, что в то время в Арзамасе уже процветали кожевенные заводы. Обороты их были уже настолько значительны, что о них знало Правительство и брало с заводов известный оброк натурою — юфтями. В этом 1671 г. из юфти, собиравшейся в казну, повелено было ежегодно выдавать Алексеевскому монастырю по 26 юфтей.
В 1673 году 21 июня скончался в Москве любимец Царя Алексея Михайловича ближний его боярин, постельничий, Феодор Михайлович Ртищев, на 47 году от рождения.
Он отличался необыкновенную любовью к ближним, милосердием и сострадательностью к страждущему человечеству. Занимая по своей должности близкое место к царю, он не гонялся за славою и почестями, а всю свою жизнь и почти все средства употребил на помощь несчастным всякого рода. О совершенных им в разное время делах милосердия сохранилась целая повесть написанная современником и называемая «житие милостиваго мужа, Феодора Ртищева». Едва-ли не величайшим и, безспорно, самым долговечным из его добрых дел следует назвать его благодеяние оказанное городу Арзамасу.
Основанный на месте мордовских поселений, маленький в начале городок Арзамас был крайне беден землей. С юга и востока от него, почти рядом с городом начинались земли и угодья Спасскаго монастыря и принадлежавших ему селений Ивановскаго и Кирилловки. За рекой Тешей, т. е. к западу Выездная Слобода с ея землями пожалована была Салтыкову, а с севера близко подходили земли и леса боярина Ртищева, которыя тянулись на 12 верст до самого села Протопоповки, широко раскидываясь на обе стороны поперёк дороги. Между тем число жителей в Арзамасе постепенно возрастало и им становилось тесно: не хватало ни пашни, ни лесу, ни выгона. Единственная надежда оставалась на соседния дачи Ртищева. Вероятно, благодаря его доброте, арзамасцы по соседству пользовались тут кой-чем. Но вот Ртищеву представился случай продать свою водчину. Не щадя своих средств на помощь ближним, он сам часто нуждался в деньгах, почему и продал даже свое подмосковное имение, село Ильинское. И за арзамасское имение ему давали около 17 000р. на нынешния деньги, а тогда это была очень большая сумма. Услыхали об этом арзамасцы, испугались и послали к Ртищеву своих посланцев. Ртищев предложил им купить его водчину, просил арзамасцев назначить сколько они могут за нее дать, потом сам назначил им цену 500 тогдашних рублей, но арзамасцы были тогда настолько бедны, что не могли заплатить и этой суммы. Ртищев навел справки и, узнав, что действительно, город очень беден, а нужда его в земле и лесе самая крайняя, взял да и отдал свою водчину городу Арзамасу даром.
Прошло с тех пор почти 250 лет. Из леса даннаго Ртищевым Арзамасу значительная часть (1500 десятин) отошла в казну, а ею даны участки Ямской слободе, и Алексеевской общине, но и до сего времени Арзамас имеет 1500 десятин леса и обширныя угодия, частью занимаемыя выгоном, а частию сдаваемая под пашни и покосы, всего же 2532 1/<>2 десятины. Немного найдется городов с такими богатыми угодьями! Лес со введением правильнаго лесного хозяйства, обеспечивает город топливом навсегда. Нужно прибавить к этому еще то, что ранее сего целыя 200 лет большинство бедных жителей города безплатно пользовались дровами из городского леса, а было время, когда лес был еще красный — строевой и строились из арзамасскаго леса целые дома. Некоторые из них сохранились до сих пор, Например дом Фешиных в Большо улице. Из всего этого можно представить какое великое благодеяние оказано было Ртищевым Арзамасу и можно было бы полагать, что имя его в этом городе с благоговением и признательностью передается из уст в уста, от отцев детям, из рода в род. Но на деле этого не оказалось. Арзамасцы всех сословий чрез 150–200 лет положительно забыли об этом, не сохранилось ни малейшаго предания и имя Ртищева было забыто.
Вспомнил было о Ртищеве в 1822 г. Арзамасский купец, откупщик Иван Петрович Ансиев и вздумал поставить ему памятник на свой собственный счет. Испрошено было разрешение Правительства и составлен проект памятника, но вышло разногласие: Ансиев хотел поставить памятник, непременно, пред окнами своего дома (ныне д. Белоногова в Сальниковой улице), на том месте, где до того времени стоял большой дубовый столб, будто-бы служивший прежде гранью между городом и вотчиной Ртищева,[100] а городское начальство настаивало, чтобы памятник был поставлен у восточнаго угла Спасской церкви, т. е. на другой стороне улицы. Между тем у Ансиева разстроились дела, он сам сошел с ума и потом умер.
Проэкт памятника был забыт, а вместе с ним опять забыли и о Ртищеве. Вновь вспомнили о нем Арзамасцы в 1895 году, когда 21 июня в первый раз отслужили по нем заупокойную литургию в соборе и панихиду на площади. Поводом к этому послужили: лекция профессора В. Ключевскаго, прочитанная в пользу голодающих в 1891 г.: «Добрые люди древней Руси»; жизнеописание Ртищева, помещенное в одном из календарей на 1895 год и изследования некоторых арзамасских патриотов-архиологов, главным образом протоиерея Ф. И. Владимирскаго. Постановлено было думою и разрешено св. Синодом ежегодно 21 июня совершать по Ртищеве в Соборе заупокойную литургию и панихиду, а также соорудить в память его икону св. Феодора Стратилата, его Ангела, которую и поставит в соборе. На сооружение иконы открыта была подписка среди жителей города, которая дала 400 р. и в 1897 г. икона была заказана арзамасскому уроженцу профессору Ник. Андр. Кошелеву, которым исполнена и прислана в Арзамас в 1899 г.[101]
В 1675 г. построена в Арзамасе каменная холодная церковь во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, существующая до ныне. Трапеза этого храма, с двумя приделами, сооружена впоследсьвии, что вполне заметно даже по разнице в архитектуре. Пожар 26 апр. 1883 г. опустошивший трапезу и оставивший от нея лишь одне голыя стены, не проник в самую церковь, благодаря только тому, что в ней был чугунный пол.[102] Храм этот — величественное и стройное здание, дышет стариной. Красоту его составляют: узорчатый крест на луне, с цепями, глава из черепицы, золотистаго цвета, наличники у окон из зеленой черепицы, причудливый чугун. пол и чудный резной иконостас.[103]
i 005
13 июня 1675 г. царем Алексеем Михайловичем дана жалованная грамота воеводе Василью Петровичу Кошкареву, в которой упоминается об основанном царем Михаилом Феодоровичем в 1634 г. Алексиевском монастыре, который называется в этой грамоте царским богомольем.[104]
29 янв. 1776 г. скончался царь Алексей Михайлович.
Author: Н. М. Щегольков
Свидетельство о публикации №117032003104