Возникновение морали

  Мораль порождение культурной среды, точнее общественного сознания культурного общества.
    Общественное сознание это совместные (суммарные) знания общества, то есть, круга людей имеющих взаимопонимание на основе языка общения, одинакового культурного уровня и информированности. В таком обществе возможно обмениваться своими знаниями, обогащая друг друга (увеличивать общее знание), и вырабатывать общественное мнение, т. е. мнение, разделяемое большинством данного общества, в том числе и моральные нормы. В выработке общественного мнения тон обычно задают наиболее активные и заинтересованные.
    Культурные времена начались после того, как дикарь стал человеком. Это становление произошло за счёт развития у дикаря понятийно-логического мышления и речи и на их основе сознания (осознавать свои действия и предвосхищать их последствия)). Вооружённые такими способностями, дикари занялись окультуриванием среды обитания и самих себя, в процессе чего и стали людьми.
    Культурное, культура в широком понимании это  всё, что  не естественно-природное, а продукт сознательной целенаправленной деятельности человека. Сюда входит многое, в том числе и культура поведения, без соблюдения которой ты не до человек.
    Культура порождает мораль, а мораль в свою очередь поддерживает достигнутый уровень культуры и способствует его росту.
        Культурность в поведении заключается в сдерживании людьми некоторых своих животных замашек (инстинктов), также в необходимости выполнять некие обязанности, за что-то отвечать, задумываться о последствиях поступков. Эта необходимость (сдерживать, отвечать, заботиться о последствиях) появилась не сама по себе, а по необходимости. Началось это с возникновением устойчивой семьи и других устойчивых сообществ с общим хозяйством и, соответственно, общими делами и заботами и  распределением обязанностей в процессе совместной деятельности.
      Пращуры понимали, что жить и действовать сообща выгодней,  так легче выживать, и, чтобы сохранять эту «выгоду», сообщество своё, они стали вырабатывать некие правила поведения (правила игры) в своём сообществе и наказания за их несоблюдение. На уровне предшествовавших стайно-стадных отношений прогресса особо не достигнешь, поэтому и возникли новые правила, и с тех пор они  с усложнением общественно экономических отношений всё более ужесточаются.
     Правила эти, так, мол,  поступать ты обязан, так можно, а так нельзя, диктует сама жизнь, а люди просто осознают веления обстоятельств и облачают их в словесные формулировки. А служители культа для пущей важности утверждают, мол, сам Бог так велел.
      Всегда и везде всякое общество, сообщество, общественно-экономические системы вырабатывают свои правила и нормы общественного поведения (общественную мораль) применительно к своим обстоятельствам и задачам. Меняются обстоятельства, меняются и задачи, а с ними и моральные нормы-правила, но базовые (не воруй, не лги, не изменяй, не угнетай, трудись, не обижай слабых и др.) остаются всегда.
    Нормы морали охватывают огромный круг вопросов общественных отношений.
Но обычно моральными называют нормы  поведения на бытовом уровне: не создавать окружающим неудобств и неприятностей, не вводить  в соблазн, быть полезным близким, не создавать обстановку неприязни и  вражды. И они обычно неформальны, то есть не писаны, за их нарушение осуждают так или иначе, журят-стыдя, и только.
     Писанными моральными являются нормы запрещающие наносить ощутимый вред друг другу и окружающей среде, они занесены в уголовный и гражданский кодексы. За нарушение этих норм обычно не стыдят, а говорят - нарушил закон, после этого судят, штрафуют  и сажают.
      Твёрдо усвоенные нормы поведения те и другие являются базисом для функционирования совестного самоконтроля и само регуляции индивидом своего поведения в обществе.
    Однако общественная мораль не всегда точно соответствует тому, что требует действительность (которая разнообразна и изменчива), т. е. должному во взаимоотношениях в данное время в данном месте. И хотя она постоянно корректируется, всё же находятся поводы для конфликта отдельных личностей с общественными нравами.
    Человек в детстве воспринимает общественную мораль как данность, далее, по мере взросления и умственного развития, наиболее самостоятельные начинают сами себе определять, как и какие нормы исполнять, какие свои поступки осуждать, какие оправдывать, и что для них более ценно. Так и вырабатывается собственные убеждения, исходя из которых индивид, разделяемую ранее общественную мораль применительно к себе дополняет или урезает. Однако от наказания за несоблюдение действующих общественных норм это его не освобождает.
    Как отмечено выше, общество вырабатывает нормы поведения применительно к своим обстоятельствам и задачам. Как, например в капиталистической и социалистической системах. Идеологии их разные, поэтому имеют существенные различия по некоторым вопросам, касающихся морали кроме базовых.
     Идеология это совокупность знаний и идей, в которых всесторонне осознаётся и оценивается текущее бытие, и на этом основании вырабатываются ориентиры и программы действий. Идеологии бывают частные, общие, всеобщие (государственные), временные и долговременные, писанные и не писанные.
     Изначально идеологии государств складывались стихийно, значительную роль в этом вопросе имели религиозные учения. В Советском же Союзе идеологией и вытекающей из неё общественной моралью занимался уже спец. орган (Идеологический одел при ЦК). И это было правильно, так как усложняющееся общество не совместимо со стихийностью хоть в экономике, хоть в идеологии. А у нас в настоящее время по этими вопросами опять вернулись к стихии рынка и церковной самодеятельности. Государственная идеология по нашей Конституции запрещена, кто отвечает, кто конкретно формирует общественное мнение и общественную мораль не ясно. Вообще по этой части объявлена свобода.
    От сюда имеем, что имеем: капитализм наш криминальный, то есть, воровской, наше общество, где нажива поставлена на первое место, аморально в корне. История с Сердюковым, Улюкаевым макушка айсберга.
     В воровской среде тоже есть свои правила игры, своя, так сказать, мораль. И поскольку теперь всякого воровства много, в нашем полукриминальном обществе установилась двойная мораль, т. н. христианская и воровская на равных. А так же двойная бухгалтерия на предприятиях, зарплата официальная и в конвертах, теневая экономика, чёрный нал, офшоры. И возникла эта двойная мораль с началом приватизации. Привыкли.


Рецензии