Возникновение морали
Общественное сознание это совместные (суммарные) знания общества, то есть, круга людей имеющих взаимопонимание на основе языка общения, одинакового культурного уровня и информированности. В таком обществе возможно обмениваться своими знаниями, обогащая друг друга (увеличивать общее знание), и вырабатывать общественное мнение, т. е. мнение, разделяемое большинством данного общества, в том числе и моральные нормы. В выработке общественного мнения тон обычно задают наиболее активные и заинтересованные.
Культурные времена начались после того, как дикарь стал человеком. Это становление произошло за счёт развития у дикаря понятийно-логического мышления и речи и на их основе сознания (осознавать свои действия и предвосхищать их последствия)). Вооружённые такими способностями, дикари занялись окультуриванием среды обитания и самих себя, в процессе чего и стали людьми.
Культурное, культура в широком понимании это всё, что не естественно-природное, а продукт сознательной целенаправленной деятельности человека. Сюда входит многое, в том числе и культура поведения, без соблюдения которой ты не до человек.
Культура порождает мораль, а мораль в свою очередь поддерживает достигнутый уровень культуры и способствует его росту.
Культурность в поведении заключается в сдерживании людьми некоторых своих животных замашек (инстинктов), также в необходимости выполнять некие обязанности, за что-то отвечать, задумываться о последствиях поступков. Эта необходимость (сдерживать, отвечать, заботиться о последствиях) появилась не сама по себе, а по необходимости. Началось это с возникновением устойчивой семьи и других устойчивых сообществ с общим хозяйством и, соответственно, общими делами и заботами и распределением обязанностей в процессе совместной деятельности.
Пращуры понимали, что жить и действовать сообща выгодней, так легче выживать, и, чтобы сохранять эту «выгоду», сообщество своё, они стали вырабатывать некие правила поведения (правила игры) в своём сообществе и наказания за их несоблюдение. На уровне предшествовавших стайно-стадных отношений прогресса особо не достигнешь, поэтому и возникли новые правила, и с тех пор они с усложнением общественно экономических отношений всё более ужесточаются.
Правила эти, так, мол, поступать ты обязан, так можно, а так нельзя, диктует сама жизнь, а люди просто осознают веления обстоятельств и облачают их в словесные формулировки. А служители культа для пущей важности утверждают, мол, сам Бог так велел.
Всегда и везде всякое общество, сообщество, общественно-экономические системы вырабатывают свои правила и нормы общественного поведения (общественную мораль) применительно к своим обстоятельствам и задачам. Меняются обстоятельства, меняются и задачи, а с ними и моральные нормы-правила, но базовые (не воруй, не лги, не изменяй, не угнетай, трудись, не обижай слабых и др.) остаются всегда.
Нормы морали охватывают огромный круг вопросов общественных отношений.
Но обычно моральными называют нормы поведения на бытовом уровне: не создавать окружающим неудобств и неприятностей, не вводить в соблазн, быть полезным близким, не создавать обстановку неприязни и вражды. И они обычно неформальны, то есть не писаны, за их нарушение осуждают так или иначе, журят-стыдя, и только.
Писанными моральными являются нормы запрещающие наносить ощутимый вред друг другу и окружающей среде, они занесены в уголовный и гражданский кодексы. За нарушение этих норм обычно не стыдят, а говорят - нарушил закон, после этого судят, штрафуют и сажают.
Твёрдо усвоенные нормы поведения те и другие являются базисом для функционирования совестного самоконтроля и само регуляции индивидом своего поведения в обществе.
Однако общественная мораль не всегда точно соответствует тому, что требует действительность (которая разнообразна и изменчива), т. е. должному во взаимоотношениях в данное время в данном месте. И хотя она постоянно корректируется, всё же находятся поводы для конфликта отдельных личностей с общественными нравами.
Человек в детстве воспринимает общественную мораль как данность, далее, по мере взросления и умственного развития, наиболее самостоятельные начинают сами себе определять, как и какие нормы исполнять, какие свои поступки осуждать, какие оправдывать, и что для них более ценно. Так и вырабатывается собственные убеждения, исходя из которых индивид, разделяемую ранее общественную мораль применительно к себе дополняет или урезает. Однако от наказания за несоблюдение действующих общественных норм это его не освобождает.
Как отмечено выше, общество вырабатывает нормы поведения применительно к своим обстоятельствам и задачам. Как, например в капиталистической и социалистической системах. Идеологии их разные, поэтому имеют существенные различия по некоторым вопросам, касающихся морали кроме базовых.
Идеология это совокупность знаний и идей, в которых всесторонне осознаётся и оценивается текущее бытие, и на этом основании вырабатываются ориентиры и программы действий. Идеологии бывают частные, общие, всеобщие (государственные), временные и долговременные, писанные и не писанные.
Изначально идеологии государств складывались стихийно, значительную роль в этом вопросе имели религиозные учения. В Советском же Союзе идеологией и вытекающей из неё общественной моралью занимался уже спец. орган (Идеологический одел при ЦК). И это было правильно, так как усложняющееся общество не совместимо со стихийностью хоть в экономике, хоть в идеологии. А у нас в настоящее время по этими вопросами опять вернулись к стихии рынка и церковной самодеятельности. Государственная идеология по нашей Конституции запрещена, кто отвечает, кто конкретно формирует общественное мнение и общественную мораль не ясно. Вообще по этой части объявлена свобода.
От сюда имеем, что имеем: капитализм наш криминальный, то есть, воровской, наше общество, где нажива поставлена на первое место, аморально в корне. История с Сердюковым, Улюкаевым макушка айсберга.
В воровской среде тоже есть свои правила игры, своя, так сказать, мораль. И поскольку теперь всякого воровства много, в нашем полукриминальном обществе установилась двойная мораль, т. н. христианская и воровская на равных. А так же двойная бухгалтерия на предприятиях, зарплата официальная и в конвертах, теневая экономика, чёрный нал, офшоры. И возникла эта двойная мораль с началом приватизации. Привыкли.
Свидетельство о публикации №117032001401