Хроника Враги сожгли

Хроника написания римейка стихотворения  Михаила Исаковского
«Враги сожгли родную хату», 2015 г.


27. 01. 15. После того, что произошло в мирном и смирном городе Мариуполе 24 января 2015 г., в выходной день, черную субботу для Мариуполя в 9.30 утра вопрос Евгения  Евтушенко: «Хотят ли русские войны?» звучит кощунственно. Сегодня русские не только хотят, но вот уже больше года, как день за днем убивают украинцев на украинском Донбассе. А украинцы молчат и отстреливаются, отстреливаются и молчат, выполняя какие-то свинские договоренности. Втайне надеясь и явно ждя, что Европа и Запад Украине помогут, откроют свои европейские веки, «Поднимите мне веки»!», (Н.Гоголь), увидят украинского Хому и очередной раз пожурят русского Вия, что так делать нельзя.   
               Шатуну с русским именем Вова скажут: «Нельзя и иди, спи!»
                Решая вопросы войны средствами дипломатии, Украина платит за это
ежедневным  числом жертв патриотов и мирного населения. Теперь русское зло пришло и в мирный, в кавычках, город Мариуполь. После расстрела города российскими реактивными установками «Град», (первообраз советских реактивных минометных установок «Катюша» образца 1941 года), в городе погибло более 30 и ранено больше 100 человек ватного населения. Русские войска тупо расстреляли пригород города у моря. Был  изуродован и разрушен новый и перспективный для строительства, «правильная роза ветров», спальный микрорайон города «Восточный»
                К чему это я? Старшее поколение мариупольцев, ватники и совки, когда напиваются по поводу и без повода, в конце пития и перед самим забытьём обязательно поют русские песни. Именно русские. Это, так называемые, певуны. Это у них такая мания, фобия перед пустотой ночи и тьмой русской души, её чернотой, зверством и трусостью. Самыми популярными песнями у пьющих русских в зависимости от степени алкогольного опьянения и образования были и есть такие известные песни:
                1) «Хотят ли русские войны»» - это когда пьяные гости всех слов не знают и подпевают самому сильному за столом тенору. Обычно это происходит после десяти танцев, третьего-четвёртого, когда все устали и наступает певчее время.
                2) «Враги сожгли родную хату», - это когда уже можно есть руками, говорить, что хочешь, перебивать хозяина и орать: - «Неси ещё, там есть! В коридоре, в углу, я видел!», вытирать руки о скатерть, плевать на пол и курить за столом.     
                3) «Ой, мороз, мороз, не морозь меня», - это когда все пьют водку на посошок и коня и когда этот посошок этот длится минут 40 и гости уже не просто «хорошие», а «готовые», и в дверях явно назревает драка, а такси не едет. Кто-то из моих гостей забыл сигареты, но я не курю без фильтра.
                Закрываю двери и включаю компьютер. Текста слов песни «Враги сожгли родную хату» я не знал, самого стихотворения никогда не слышал и не читал, мои знакомые певуны, которые пели эту жуть, давно-давно умерли и не оставили мне возможности спросить, что они в этой песне находили, что в ней было такое особенное?  В другой жизни я учился в советской школе и учился, назло кондукторам, хорошо. И вот я подумал, что эту песню, (тире), стихотворение мог  написать кто нибудь из серии «фронтовых советских поэтов», поэтов-песенников или певцов окопной лирики. В общем, что - то там должно было быть связанно с Великой ( в России все войны Великие) Отечественной Войной. Но кто это и что это, я вспомнить не мог. Это мог быть и А.Твардовский и Н. Тихонов и А.Сурков и К. Симонов. Они для меня все на одно стило. Попросил знакомых посмотреть в Интернете: кто это и что? Знакомые ответили, что это «какой-то М. Инсаковский, что стихотворение «длинное» и вообще, «проводи себе Интернет»

Так получается, что Интернет до сих пор для меня ассоциируется с некоей вселенской интеллектуальной миквой и жёлтой лоханью для подмывания мозговых гениталий, (читайте о «микве» с кавычками у В.В.Розанова в «Опавших листьях»), поэтому завтра я пошёл в университетскую библиотеку ПГТУ г. Мариуполя, и с помощью любимых сотрудников библиотеки отыскал - таки сборник стихотворений Михаила Исаковского «Избранное», «Молодая гвардия», 1974г., а в нём стихотворение «Враги сожгли родную хату»  Если от 2015г. отнять 1974г. будет 41 год.
За 40 лет нахождения «Мишиного» сборника на полках университетской библиотеки его прочитали три человека. Я буду четвертым. Не знаю, осилю ли?
              Но осилить надо, так я хочу Мишино стихотворение адаптировать, сделать римейк к сегодняшним, современным реалиям русско-украинской войны 2014 – 2015 г.
и трагедии в моём городе. Начало нового «моего-мишиного»  стихотворения в голове жило уже давно и звучало примерно так: «Враги сожгли район Восточный», убили всю мою семью» «Нет, надо, как у Миши», - «Сгубили всю его семью».
              С первой строкой римейка вроде всё было ясно, а вот дальше надо было заставить себя почесть и понять технику стихотворения Исаковского, что особой сложности, вообще – то, не представляет, так как конструкции стихотворений всех советских фронтовых поэтов,  (исключение – Лифшиц), - это примитивизм в чистом его виде; «я бы ямбом разметался, да хорей катит в глаза» Словесный запас этих авторов – это словесный запас советских словарей и рабочих 1925 года рождения, русский лубок, лобок, «так говорят в столовых на железнодорожных вокзалах»; им бы писать матом, но тогда матом было писать нельзя по соображениям морали. «Поэты не ругаются»  (В.Утки - Отки)
У В. Набокова в «Лолите» лучше. «Поэты не убивают»   
              Интересно, у обезьян, пишущих стихи, есть внутренний пальмовый цензор? Зачем тогдашней фронтовой пишущей братии нужна была цензура? Ведь завтра могли убить? Пиши правду! Но нет, этих лемуров не убивало.   
              Итак, задача поставлена, задача будет не трудной и если возникнут вопросы, буду слать телеграммы в 1941 год.

27. 01. 15.
11 г. 45 мин. Стихотворение М.Исаковского «Враги сожгли родную хату» еще не прочёл,  только-только нашел его в сборнике, стр. 117 и положил закладку. В сборнике есть фото автора. «Снят» в поэтическом ателье. Позирует, якобы читая книгу. Свою?  Или фотографы дали в руки?  Одет в «галстук» и очки. Лицо типичного советского тракториста. Или комбайнёра. После фото сессии, обязательно выпьет. Он уже думает об этом. На Мише скромный, скоромный, советский, (а какой же ещё?), пиджак а ля «Москвашвея», немного помятый, типа «я свой!». На пиджаке, скромно так у верха плеча, а не просто, чтоб на груди, ближе к левому плечу-погону, выше сердца - Звезда Героя Социалистического Труда. Советский аналог Нобелевской премии.  «Наш ответ Чемберлену». Ладно, пойду, поссу. И чего нибудь выпью, как Миша. 

27.01.15.
16 ч.30 мин.  Наконец-то добрался до полного прочтения Мишиного
стихотворение «Враги сожгли родную хату». (Лучше бы не читал!) Не прочитанным оно казалось мне лучше!
Господи, зачем я взялся за это гиблое дело возрождения и исправления этого пустого, как бутылка из-под водки, советского стиха и привязки его к кровавым мариупольским событиям? Вообще, какой кошмар, вся эта Мишина поэзия?
Где-то в голове и около сердца тихо стучало, что если это стихотворение поют пьяные русские, то в нем что-то есть тайное, заветное, чего я своим гением не понимаю.
Перечитал ещё раз. Нет, ничего нет, полный бред сивой советской кобылы, думающей о молодом жеребце. И это стихотворение меня заставляли учить в школе, (вспомнил таки!), и ученикам за это ставили «пятёрки» по русской и советской литературе? И мне тоже. 
Какое отношение это стихотворение имеет к литературе? Это даже не пропаганда. Это угар пьяного русского, запрягающего трезвую лошадь. Какая поэзия? О чём вы? Где она? Где эта ночь, я пойду, выйду, поговорю с этой ночью!
              Рассказывают, что Миша писал это стихотворение пьяным.
Пил и писал. Пил, плакал и писал.  Заканчивалась водка, от спирта сушило горло, кончалась вода в бачке, подступала изжога. Миша мечтал о вине. Но вина не было. (Воинская часть стояла не в городе). Стихотворение писалось  долго, мучительно, многое  не получалось, не было «концовки» стиха и драмы стихотворения, а были какие-то слюни у могилы, но оставалась ещё водка и трещащая новость из радиоприемника о взятии советскими войсками города Будапешта. Концовка стихотворения чиркнула, как зажигалка в руке туземца и тут же погасла. «Ладно, - подумал Миша, впереди целая ночь, что-нибудь придумаю» «А сейчас надо идти к Прасковье, полковой медсестре, вторую неделю, сука, зовёт на ночь и на чай» «Ла-ла-ла, ла-ла-ла, не дала, с угла, слегла» «У Параши некрасивые груди, но говорить ей об этом нельзя!» «Похожи на переспелые зимние груши»  «И сильные ноги» «О, ноги у Параши - столбы!» «Упадут-задавят!» «Сегодня укушу её за губу» «Пусть отстанет! Достала!» «И на груди её светилась», - нет! - «на его груди светилась» (Выходя из штаба, Миша споткнулся о порог и медалями зацепился о грязные шинели разведчиков, мать их!)
                - «Медаль за город Будапешт!». Вот! Вот! Медалей еще нет, но скоро будут!
                - «Ай, да, Миша! Ай, да сукин сын!» «И на груди его светилась
медаль за город Будапешт» «Открывай двери, Паря, мать твою и отца твоего в жопу!» «Поэт пришёл!»
( Так или примерно так писались все стихи о войне, позже названные советскими критиками шедеврами фронтовой поэзии и алмазами окопной правды»)

28.01.15 г.
18 ч. 20 мин.  После выше описанного, надо бы остановиться, сплюнуть и сделать семиотико-лотмановский разбор Мишиного стихотворения, показать все его взлёты и падения, но так как оно просто мерзко и отвратительно по своей лубочной природе, мне жаль тратить на это своё зло и великую поэтическую ненависть. Разве что несколько             ….…. для «эгоистов и снобов»:

                1) как вам «глагольные» Мишины рифмы?

                «Повстречал – качал;
                поправил – поставил;
                говорил – покорил;
                катились – светились».

Не надо опускать глаза долу или поднимать их вверх, надо говорить, как есть. О чём? О пустоте? Глухоте?   
И заполнить эту пустоту «мироносцем, целующим мироносицу в переносицу»?

                2) а как вам «Бутылку горькую (водки?) поставил»
                и тут же, …
                «И пил солдат из медной кружки
                Вино печалью пополам»


Так что он пил: водку или вино? Или всё вместе? Дареному питью в кружку не смотрят.
Читаем дальше! Но дальше уже без меня! Читайте сами. Много чести. Стоял сорок лет Миша нечитаным, пусть бы себе и стоял. Так нет же, трагедия помогла. Прочитали его «Избранное» за 40 лет четыре человека и то ладно, и то слава. Как пишут в плохих романах: «Спасибо, что ты был!»
               
               
               
               

               
               
               
               
               
               
               


Рецензии
"Настоящий поэт в высшей степени равнодушен к мнению критиков и нисколько не заботится о реакции читательской аудитории. Привратники у дверей храма его литературной славы вызывают у него лишь брезгливость и желание обойти их стороной"
ВИКТОР ШКЛОВСКИЙ, ZOO- 2018

ГАМБУРСКИЙ СЧЁТ

По большому счету, милый
ты не любишь никого
и у брошенных могилок
материшься огнево.

От мифических героев
в снег летящих куберем
остаются камни Трои
и заросший водоем.

Мы стреляемся и пули
мягко падают у ног.
Нас смогли и обманули
револьвер и старый Бог.

Хлеб,конечно же, несущен
аки мысли или храм.
Одиночество присуще
и поэтам, и богам.

Накрывая рукодельем
золоченый унитаз
Бог от скуки и безделья
живо выдумал всех нас.

Не поштучно, а подушно
возвращается залог.
Мы не вечны, потому что
нас не любит старый Бог.

Давид Виниченко   07.08.2018 19:38     Заявить о нарушении