От лишнего человека к лишнему обществу один шаг

Рецензия на «Об интеллигенции и лишнем человеке» (Сан-Торас)


____ «Люди не могут быть лишними» - гуманистическая позиция моей учительницы Натальи Тимофеевны.

И убеждение Санто:

--- «Само понятие - лишний человек - глубоко порочно, даже
сама мысль об этом пахнет инквизицией. Словосочетания лишний человек, вообще, не имеет права на существование под каким бы то ни было предлогом.». «если этому понятию дать право на существование, оно начнет сметать саму жизнь». (Сан-Торас)

Есть основания полагать, что доживи Герцен и Белинский до наших дней, они бы иначе взглянули на свои формулировки и были бы удивлены, что мы в них столь крепко вцепились и увязли.

3) Чем еще опасна, на мой взгляд, фраза «ЛЧ»? Почему ее нельзя употреблять НИ В КАКОМ контексте? Потому что контекст, как правило, отбрасывается – и людьми, и Вселенной. Поэтому я не скажу: «Ты не нужен сейчас в этой комнате». Я скажу: «Выйди, пожалуйста», поскольку «сейчас» и «комнату» человек не услышит, он сделает акцент на своей НЕНУЖНОСТИ и, распространив это далеко за пределы помещения, будет ранен, восприняв себя лишним ВООБЩЕ, на всем белом свете.

Я вообще за осторожность в обращении со словами, особенно если выражения повторяются многократно и энергетически насыщены. Слово несет в себе ту или иную энергию – позитивную или негативную, тот или иной посыл Вселенной и запускает тот или иной механизм – восстановления или разрушения.

Даже если «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», и именно поэтому, надо тщательно взвешивать слова и отдавать себе в них отчет.

С точки зрения вселенских замыслов, думаю, ни Онегин не был лишним в жизни Татьяны, ни Татьяна – в судьбе Онегина. И тем более – в ЖИЗНИ как таковой – на которую было благословение СВЫШЕ (Вы, Санто, говорили о решении Бога).

Так что, будучи в курсе того, что имели в виду Герцен и Белинский (говоря об Онегине), я тоже отказываю термину «лишний человек» в праве на существование. И не хочу, повторяя эту разрушительную, порочную во всех аспектах фразу, приумножать зло во Вселенной.
Анна Витальевна Коростелева 1   11.03.2017 11:36   
*
_______Благодарен, за Ваши письма, о лишнем человеке, милая Аннушка!
В начале Вы упомянули Онегина и Печорина, что наводит «исполинскую мысль», на выводы, которые я бы не отвергал с порога, несмотря, на кажущуюся одиозность.
Заметьте, название рек - Онега и Печора, влившись в имена литгероев, оказались роковыми. Так-же, Рудин от реки Руда, Волгин у Чернышевского, Онегин с Печориным у Пушкина и Лермонтова – все они, так или иначе, были названы "лишними людьми".
И, раз уж образовалась такая тенденция,то не кажется ли Вам, что в эту «речную компанию», по логике просится еще один носитель имя-рек:))? - при чем, далеко не столь безобидный, как первый – убивший одного Ленского и второй – одного Грушницкого?
По-моему, в первую очередь на лишнего человека тянет герой, присвоивший себе псевдоним от реки Лены. И ежель, он до сих пор не угодил в «компанию лишних», то только потому, что ни чей учительский ум не прицепил ему, слямзеный у Белинского ярлык!
А штамп «лишний человек», вовсе не возражал бы чтобы его,выйдя из круга стереотипов, хоть раз использовали по назначению.
Почему-то тот, кто учинил в целой стране гигантский бардак, истребив половину населения, не считается лишним. Хотя, если уж вооружаться этой беспардонной терминологией, то из всей «речной компании», я бы отдал пальму первенства, именно, ему! По-крайне мере, такая трактовка, интересна, уже тем, что хоть как-то разбавляет затверженные учителями слова, собственными выводами.
И Печорин лишний не в самой жизни, а в этом обществе, где царит двойная мораль, коррупция, фальшь, где нет ни намека на честность, на справедливость и некуда
расти, и некуда стать, и нет будущего. – Он лишний не потому что плох, а потому что слишком хорош. Слишком одарен для этой среды, для этой Отчизны, которую, как истинный воин, готов кровью защищать – «золотая шпага за храбрость!»,
но обречен на внутреннюю колонизацию. Что происходит с человеком, попадающим в
тупиковую серость, выдавливающую его из мира живых? Он начинает "обижать девушек"
Беллу,княжну Мери, Веру...
...Он загонял лошадей, в отчаянье рыдал, какие великие бури разрывали его одинокую, «лишнюю душу»
Но есть другой путь в обществе – который олицетворяет  в "Герое нашего времени" личность Максим Максимыча - добрый, честный служака, а как он фазанчиков умел приготовить! Милый, конечно, но  как несносна эта убийственная посредственность!
 Ведь Печорин - это человек не вектор – это человек масштаб.
К тому же Лермонтов показал финал пути добряка Максимыча: красный нос, хриплый голос, нищета, одиночество - тупиковый, унизительный конец, кто хочет видеть себя
на его месте?
Но, слова императора  после прочтения «Героя нашего времени»  - «я, уж понадеялся, что героем  будет Максим Максимыч, говорят о том, что  в этом обществе Грушницких, да Максимычей - нет места Печорину - это  поколение томится в бездействие.
Отдавая дневник Печорина последние слова, что слышит о нем Максим Максимыч,
«погиб он, где-то в Персии и меня это радует».
И те же, по смыслу слова, сопровождают в последний путь и самого Лермонтова. Слова, сказанные Николаем, узнавшем о его гибели:
– «Собаке - собачья смерть!»
 Лермонтов видит мир ясно, с особой чуткостью вдохновения и за два месяца до смерти, он написал 20 шедевров.
Застенчивый, сутулый и неловкий, его непримиримость и аскеза, его выносливость и храбрость, устойчивость при отсутствии бытовой приспособленности – черты истинного аристократизма. Современники вспоминают, что никто не мог выдержать его взгляда, что-то страшное глядело из его глаз, которые никогда не смеются – это было мистическое, черное отчаянье, отверженного людьми гения.
В момент дуэли, вдруг дикая гроза разразилась на чистом небе. И дуэль эта, по сей день осталась - делом темным...
Хотя бы потому,что раскаиваясь, и каждый год в день убийства Лермонтова, напиваясь до смерти, Мартынов, прожив за 80 лет, наплодив 11 детей, на вопросы как это было отвечал: - «я раскаиваюсь, но я убил бы его еще раз!»
Это было не сложно, потому что Лермонтов выстрелил в воздух, со словами:
«Буду я еще стрелять в этого дурака!»
И Мартынов выстрелил в ему сердце, по сути, в безоружного человека – убийство – вызванное самоубийством.
Но это ненависть, сохраняющая ярость всю длинную Мартыновскую жизнь
не могла иметь такое стойкое порождение злобы из-за интрижки, насмешек Лермонтова,
сказанной неловкости при дамах, или из-за ссоры, задевавшей сестру Мартынова.
Безусловно, нечто большее, питало остервенение какой-то неуемной ненависти - это  невыносимость чистой гениальности, которая для посредственности, страшнее всего! И  вульгарно жестокие слова, позорящие русского царя: - "собаке собачья смерть" - есть тому подтверждение, ведь не был Лермонтов заговорщиком, чтоб вызвать столь ожесточенную монаршую ненавидеть.
Врага - могут простить - гения не простят, гения - царство посредственности не прощает!
Лермонтов родился во время грозы и умер во время грозы.
Но, пока общество не поймет что незаменимые люди есть
а лишних нет –  оно будет выдавливать из мира душу бОльших масштабов, чем собственная душа,  обрекая себя на духовную деградацию, где стандарты
 устанавливает воинствующая агрессивная серость, которой неведомо ни великодушие,
 ни благородство.
А та ненависть, что послана вслед, погибшему 26 летнему поэтому, одинаково унижает и убийцу, и монарха, и общество - назвавшее его "лишним человеком".
Сан-Торас 17.03.2017 07:50

*
_____А сколько возможностей оставляете Вы, Санто?!)) У меня куча готовых откликов, которые осталось снабдить завершающим штрихом и вогнать в узкое русло рецензии.)) Так что, Вы воодушевляете меня сказать о чем-то давно зревшем, а я в данном случае спровоцировала Вас.))
И как интересно получилось. Я говорю: «Для иных лучше остаться не у дел, чем натворить дел» и привожу пример — Ленина. Вы упоминаете рассказ Толстой, где Ленин (благодаря вмешательству Пушкина) оказывается вне тех дел, которые дорого обошлись России и ее детям.
И тут, возвращаясь к нашим давним знакомцам — Онегину и Печорину, - Вы, обращаясь к их фамилиям, записываете в «речную компанию» (классный термин) товарища Ленина! Блестяще подведена речная тема под наши нужды!))
А почему, собственно, ему там не быть? Потому что его ум нашел применение? То есть, когда ум использован (пусть даже для невероятно жестоких дел), значит обладатель сего ума нашел себя и сокрушаться о силах, оставшихся без приложения, не надо? Или когда количество жертв чьего-то ума исчисляется тысячами и миллионами, то говорить о его «лишнести» не приходится? Потому что ему сопутствовала удача. А у нас оплевывают неудачников и поклоняются добившимся успехов злодеям...
Анна Витальевна Коростелева 1   17.03.2017 06:50 
*
______В том-то и дело Аннушка, у нас есть термин: "лишний человек", а как его трактовать - никто не указ! -  Формулировка дело критика, а трактовка самого
понятия - дело читателя, ибо пояснение смыслов и выводы требуют самостоятельных усилий -  одни считают, что лишний -  тот, кто не реализовался,
а другие, например я,  полагают наоборот - это тот, кто слишком активно реализовывал себя:)) и достал всех своей деятельностью:))))
Мы с Вами идем по разным ассоциациям в свободном плавание, ибо
от навязанных штампов у людей возникает каменная болезнь мозга.
 Камни в почках и мозгах - болезнь века -  массовый синдром: алкоголизм и тупость:))
Сан-Торас   17.03.2017 07:35   
*
_____Кстати о зрелости духа (и зрелости любви, в частности) написала эссе - отклик на одну из Ваших фраз (где мы обсуждали "платоническое" чувство Онегина). Не явилась к Вам с рецей, намереваясь ее немного сузить, а потом отвлекли дела. А сегодня Вы раскрываете эту тему (без моих провокаций). Телепатия, не иначе.)) Наверное, потому что наши корабли плывут в одну сторону.))
Анна Витальевна Коростелева 1   17.03.2017 07:52   
*

______ Эскадра! А, ведь Ленин, Лермонтов и Пушкин жили, практически, в одно время!
Проживи Пушкин, как Лев Толстой он бы  встретился с Лениным.
 И Лермонтов тоже - если б их не убили молодыми, они физически в одном
 человеческом веке, могли бы взяться за руки с Ленины в РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ!
 Настолько по времени эти события близки, здоровски отомстил обществу Ленин, за само  понятие - "Лишний человек", за всю эту "речную компанию" лишних!
Будто Господь разверз завесу небесную:
"Я Вам ГЕНИЯ в дар послал! А Вам  дар БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИШНИЙ?!!"
 Вам Печорин лишний? Потому что ему силы исполинские некуда приложить?
Потому что ему делать среди вас нечего? Лермонтов ДЛЯ вас лишний?!!
- Ладно - нате вам Ленина! - он уж силушку приложит и дел наворотит - маманегорюй!
Будет вам человек не лишний - деятельный, полезный, активный и место свое
найдет и вас всех подвинет и задвинет так, что себя не найдете!
Вот так жизнь и учит, только учись, успевай.
И были посланы в мир великие реки - Печору песком и бетоном засыпали,
а река Лена вышла из берегов и утопила, назвав "лишним" целое общество
дворянское, чтоб на веки поняли, что значит объявлять кого-то ЛИШНИМ!
И каково это самим стать лишними. Интеллигенцию этот нелишний Ленин
назвал - говном, дворянство уничтожил - кто изгнан был, а кто остался
перестал быть дворянином - нет больше целого класса - ЛИШНИМ оказался.
И царь лишним стал и царская семья - вот так жизнь учит, да воспитывает.
"Собаке - собачья смерть" - бумерангом на весь род царский до самого болота
долетело - "не гневи  демона!" - Прости меня небо за эту жестокую правду.
Только никто ничему не учится и выводов не делает, и сознание не включает.
Как долдонили одно и тоже, так и продолжают - я уж в этом на практике
убедился. Тупое, агрессивное НЕПОНИМАНИЕ. Осмыслить не могут - на блюде
 принесешь - нате, вкушайте! Дык нет - блюдо перевернут, затопчут и снова
 ту же ересь долдонят бес-про-свет-но.
Белинский сказал - будто гвоздями в мозг вбито - а подумать самим?
Он это назвал "Энциклопедий русской жизни"?!!

Он 3 часа по крайней мере
пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветренной Венере.. .
 
Уж темно, в санки он садится,
поди, поди - раздался крик.
Морозной пылью серебрится
его бобровый воротник.
 
После театра чешет кутить:

... еще бокалов жажда просит
 залить горячий жир котлет,
а звук брикета уж доносит,
 что новый начался балет.

А потом на бал:
 
Но шумом бала утомленный
И утро в полночь превратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя

Проснется заполдень, и снова
До утра жизнь его готова,
 однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера ...  Если это русская жизнь, то зачем  декабристы ее так

испортили? Резонно подумает юный школьник. Какой русской жизни эта энциклопедия?
Ведь не сказано: жизнь в свете,  жизнь высшего общества - сказано русская жизнь.
Бедный Онегин, как ему было тяжело....
Сан-Торас 17.03.2017 08:52
*
_____Согласна, Санто. Лермонтов прозревал это:

"Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь - и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом".
(«Предсказание»)

как предвидел и свою трагическую гибель:

«Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста».
(«1831-го июня 11 дня»)

«...настанет час кровавый,
И я паду, и хитрая вражда
С улыбкой очернит мой недоцветший гений»
(«Не смейся над моей пророческой тоскою»).

И потому спешил облечь в слово ту «лаву вдохновенья», что клокотала на его груди:

«Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. …
...Мне жизнь все как-то коротка
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!»
(«1831-го июня 11 дня»)

Часто размышляла над словами Толстого о Лермонтове — о том, кого мы потеряли в этом «недоцветшем гении». Сложно представить, до каких высот мог еще подняться его гордый дух, изначально взявший космическую высоту, какие глубины мог прозреть его могучий ум... Я все боюсь подходить к этой животрепещущей теме, к этому величию.

«Собаке - собачья смерть» - читала у Рудольфа Баландина, что фраза «неявно свидетельствует о смертной казни, а не дуэли». Действительно, не вяжется с дуэлью...
А почему многие столь равнодушны к урокам истории — «наставницы жизни» (слова Цицерона), так боятся дать своему мозгу мало-мальский аналитический труд — не знаю, Санто. Видимо, это издержки своеобразного ума — натренированного только получать информацию, складировать без анализа на полках памяти и в нужный момент извлекать, яростно сопротивляясь осмыслению и любому несоответствию чьих-то мыслей своим шпаргалкам. Это может быть нормально в юности (когда акцент на накоплении информации и когда на уроке нужно выдать что-то согласно шаблону), но нелепо в зрелости — когда за плечами уже есть жизненный опыт и нет учителя с журналом.))

А то, что многие не способны увидеть бумеранг и понять, что это - бумеранг - видно даже по поведению здесь. Например, человек упражняется в язвительных, высмеивающих разборах чужих стихов. Но стоит кому-то справедливо и весьма корректно (без перехода на личности) покритиковать его творчество - будет пыль до потолка, слезы, привлечение неравнодушной общественности. А завтра - снова высмеивать чужое. И при каждом новом бумеранге - вопли "обиженных и оскорбленных", стенания "За что?" и т.д.
Анна Витальевна Коростелева 1   18.03.2017 09:14 
.

_____А цитаты Вы выбрали из Лермонтова - мороз по коже от его пророческого
голоса. Вообще, я во многом удовлетворен нашей литературной перепиской
 о Пушкине, Лермонтове, о Мандельштаме - там россыпь ярчайших мыслей,
формулировок, наблюдений ведь это просто беседа, а если включить редакторские
правки, то это литературоведение  высочайшего уровня.
Сан-Торас   18.03.2017 12:38

.
_____Конечно, Санто, мы не будем возиться со всякой шелухой. Но пример про бумеранг был нужен. Если мы не распознаём таких простых, бытовых бумеранжиков, то что говорить об ИСТОРИЧЕСКИХ, РЕЧНЫХ?))

А эти стихи Лермонтова со мной со школьных лет. С одной стороны, близка и понятна его гордая, замкнутая, страстная натура Поэта-борца. С другой - восхитительна, недосягаема и притягательна несокрушимая мощь духа, энергия, воплощенная в лермонтовском слове и красота его слога. Все это сделало его моим любимым поэтом, на многие годы заслонившим даже возлюбленное с пеленок "Солнце русской поэзии". А сейчас, по-прежнему дорожа Лермонтовым, снова открываю для себя Пушкина (взросление).))
Космическую терминологию "солнечный Пушкин" и "лунный Лермонтов" встречала у Куняевых. И Вы делите поэтов так же. Действительно, Пушкин солнечно-светел, жизнерадостен (грусть у него сменяется радостью), а в Лермонтове много лунного - мистической грусти, например (не напрасной...).

Для меня луна мощна, страшна и притягательна. Наверное, столь же страшен и непонятен был Лермонтов для окружающих. А он был слишком горд и велик, чтобы пускаться в объяснения, что он не так плох и не так зол, как о нем думают... Безумно горько от осознания его беспросветного одиночества, от того, как больно ему было знать, что он никому не дорог... (за исключением бабушки).
В то же время ЛУНА символизирует бессмертие. И эта тема волновала Лермонтова:

"неведомый пророк Мне обещал бессмертье", (с)

"Но для небесного могилы нет". (с)

"я каждый день Бессмертным сделать бы желал". (с)

("1831-го июня 11 дня")

Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет
(«1830. Майя. 16 число»)


Санто, приведу часть афоризмов, извлеченных из Ваших тезисов - просто, чтобы автор знал, что особенно впечатлило читателя.)) Ограничусь минимумом своих комментариев.

--- «понятие «лишний человек», глубоко порочно, ибо когда один отказывает другому в праве быть – при этом, себя любимого
считая отнюдь не лишним в этой жизни, а даже весьма необходимым, то этим он уже заслуживает быть посланным далеко и надолго». (СТ)

--- «объявленный лишним, чаще всего умней и талантливей, тех, кто себя-то лишними не считают!» (СТ)

(Очень меткое замечание. Незаурядный человек в принципе не может соответствовать заурядной среде. А гений вообще опережает время — где уж ему вписаться... И что за надобность? — А.К.)

--- «самый большой грех несет тот, кто изобличает чужие падения. Потому что никто не свят. Святость не бичует чьи-то пороки, а сострадает и милосердствует». (СТ)

(Мне кажется, бичевать и изобличать - это новые веяния. На Руси к грешникам (каторжникам, например) относились с сочувствием - как к несчастным людям. -А.К.).

--- «без смуты страданий, падений и взлетов, душа не может
войти в зрелость». (СТ)
(ТОЧНО. А.К.)

--- «Пушкин, повзрослев пережил слезы и восторги, сохранив солнечность своей натуры, во многом, как мне думается, благодаря уникальному 6-ти летнему воспитанию в царском лицее». (СТ)

(Интересная мысль - о лицее, Санто. - А.К.)

О Пушкине:
--- «великолепную гармоничную основу, которой напитана его поэзия». (СТ)

(Гармоническую!!! Читая его, отдыхаешь душой — настолько его поэзия гармонична. И настолько глуп снобизм сосайтников по отношению к ней — то высокомерно судят о его рифмах (с чужих слов, ибо гордо сознаются, что Пушкина не читали), то «ужей» ловят», не прозревая сути. Дешевый и эфемерный способ возвыситься нулю до единицы. - А.К.)

--- «Лермонтов, в силу молодости, не переболел вечной тоской по недосягаемому абсолюту, не вызрел». (СТ)

(Спешил, как мог: не давал душе и уму лениться, но где уж тут вызреешь — в 26 лет... - А.К.).

--- «И в нем вызревал поэт, воин, борец». (СТ)

(Это то, что мне столь близко в нем — отношение к поэзии, как к могучему оружию, а не как к красивой безделушке. Дорого платили наши поэты за сей «клинок, Покрытый ржавчиной презренья» (М.Ю.Лермонтов) — А.К.)

--- «Лермонтов слышит звуки небес, отрицая все, что не может этому соответствовать». (СТ)

(«Кто близ небес, тот не сражен земным». - М.Ю.Лермонтов)

О Печорине:
«Он лишний не потому что плох, а потому что слишком хорош». (СТ)

(О да! Выделяется на фоне серости, не вписывается в "коллектив"...- А.К.)

--- «мистическое, черное отчаянье, отверженного людьми гения». (СТ)

--- «Все прощается на этом свете, но гения - царство посредственности не прощает!» (СТ) (!!!- А.К.)

--- «Тот кто выше, кто вне, кто недосягаем – всегда будет неприкаянно лишним, и дико огромным, как Гулливер в стране лилипутов. Это нестерпимая зависть, жалкая уязвленность своего ничтожного "я"». (СТ)

(Сам факт, что кто-то выше и чище тебя, не выносим НИЗКИМ душам — А.К.

Лермонтов о ЗАВИСТИ: «подлые души завидуют всему, даже обидам, которые показывают некоторое внимание со стороны их начальника». «Вадим»)

--- «стандарты, подавляющим большинством, устанавливает серость, которой неведомо ни великодушие, ни благородство». (СТ)

(Поэтому серость отрицает великодушие в благородном, приписывая ему самые низменные мотивы — в меру своей душевной ущербности — А.К.)

--- "А Пушкина ревновали к Натали и Ахматова и Марина, образно позиционируя его, как мужа". (САН-ТОРАС)

А кого НЕ ревновала Ахматова? - эта "вдова Пушкина, Блока и всей русской литературы" (в кавычках слова Виктора ТОПОРОВА — См. "Жена, ты девушкой слыла...").

«Я всегда ненавидела жён великих людей» - ценное признание Ахматовой в записи Л.Чуковской.. - А.К.

Блока, Достоевского, Толстого она, видимо, тоже позиционировала мужьями (помимо Пушкина и реальных мужей и возлюбленных).))
Анна Витальевна Коростелева 1   18.03.2017 19:30

*
____Блок сказал, что Ахматова пишет так, будто  на нее сморит  мужчина.
Меткое замечание, а Цветаева пишет так, будто на нее смотрит Бог - этим
и отличается для меня поэза Анны и Марины - при безусловной любви. 


Рецензии
Много лет назад, я услышал от одной бабушки, что всяких надо. Бог, каждому говорит свое.

Алексей Малышев 5   19.03.2017 09:41     Заявить о нарушении
Привет, Леш!!!
Бабушка права - она народ:)))

Сан-Торас   19.03.2017 10:30   Заявить о нарушении
Ты с художником Голубцовым не знаком?

Алексей Малышев 5   19.03.2017 10:32   Заявить о нарушении
ненене:)))

Сан-Торас   19.03.2017 11:00   Заявить о нарушении