В. Распутин. Русская литература жива...

Уважаемые читатели Стихири! На нынешней неделе отмечался 80-летний юбилей выдающегося русского писателя Валентина Распутина (15 марта 1937- 14 марта 2015)

Предлагаю и Вашему вниманию статью В. Г. Распутина, напечатанную в газете «Омское время» в марте 2009 г. и выставленную 15.03.17 на сайте СП России.

Источник - http://www.rospisatel.ru/rasputin.htm




15 марта - 80 лет со дня рождения Валентина Распутина

Валентин РАСПУТИН (15 марта 1937- 14 марта 2015)

"НЕСОМНЕННО, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЖИВА..."

Идет девятый год нового столетия, и то, что недавно еще в утренней сумеречности XXI века представлялось призрачным и неопределенным, теперь раскрылось в полную и ясную картину.

В преддверии очередного съезда писателей России, разумеется, надо говорить о литературе. О ней и будем говорить…

Но так же, как, просыпаясь поутру, каждый из нас прежде всего интересуется погодой, словно некой обязательной мерой настроения и действия, так и заниматься литературой, да и любой другой деятельностью, не сверить свои шаги и слова с разразившимся экономическим кризисом не получится. Он был предопределен, миновать его было невозможно...
 
Прежде-то случился кризис литературы, искусства, нравственности и совести. Никогда нравственность не падала так низко, а над совестью не издевались так бесстыдно. Общественные нормы и понятия добра и зла снялись; деньги стали мерилом всего и вся, притом в таких суммах, что прежде и не снились. Банковские спекулятивные операции невиданного размаха, воровская олигархия и послушная власть, неслыханная алчность одних и бедность других, извращенные вкусы и немереные аппетиты – все это и многое другое того же рода образовало столь огромные пустоты в государственном организме, что не лопнуть они не могли.

И новая литература, хлынувшая на товарный рынок в своем бесстыдстве, дешевой развлекательности и никчемности, тоже сыграла в этой дешевой бутафории свою роль.

Вспоминаю, что в середине 90-х, прочитав у Дм. Галковского, талантливого молодого прозаика, такие слова: «Литература как форма овладения реальностью исчерпала себя даже в России, самой литературной стране мира. Русская литература кончилась», – я тотчас бросился возражать ему, хотя и тогда, кажется, понимал, что возражаю не только Галковскому, но и самому себе.
Я писал тогда: «Несомненно, русская литература жива, пока жива Россия. Жизнь государственных и духовных организмов не имеет мгновенного пресечения. Государство по имени Россия может существовать еще долго, но по смыслу, по духу своему не быть Россией. И литература в такой России, потерявшей свой дух и смысл, свое назначение и настроение, способна измениться настолько, что правильнее говорить об ее умирании, нежели обольщаться какими-то новыми этапами. Литература, как и культура в целом, только тогда жива, какие бы тяжкие кризисы она не испытывала, когда она органически, неотрывно связана с национальной душой и обращается к народной жизни. Как только не останется этой связности, этой любви, литература обречена. Она истаскается, отдаваясь чувствам «на стороне», и обесценится».

Внешне Россия остается как будто по-прежнему Россией. Но если вглядеться – это внешность сохранившихся родимых пятен, а не нашего лица. Сейчас, спустя полтора десятилетия, это видно особенно отчетливо. От отечественного образования остались рожки да ножки, его окончательно теперь заглатывает компьютер, этот всемогущий учитель и всемогущий растлитель. Без компьютера сегодня, конечно, не обойтись, но разве не ясно, что пользоваться им в школе надо с осторожностью. Он может всё, его щедрость безгранична, но втянутые им в свою утробу неокрепшие характеры и умы не всегда способны вернуться в божий мир с его природной и духовной красотой. Пушкин и Гоголь в этом «ящике» – всего лишь пленённые имена, их гениальные строки звучат оттуда мольбой о спасении. Бойкая современная литература по большей части родом оттуда, из компьютера, духовное пополнение она вырабатывать неспособна.
 
Читают теперь всё меньше. И читают, в основном, люди старшего поколения. Несмотря на героические усилия таких журналов, как «Наш современник», «Москва», Роман-журнал XXI век», а в провинции «Сибирь» и «Дальний Восток», – тиражи невелики. Проза, мать литературы, теряя читателей, словно на глазах начинает блекнуть, старится. Поэзия и публицистика чувствуют себя уверенней, но, должно быть, и их ждёт со временем та же участь.

Новая Россия, выползающая из лона России многовековой, исторической, самодостаточной, родственная ей, но уже иная, доступная новому родству, прихваченная ветрянкой мирового суетного порядка, – новая Россия уже диктует правила и законы своей жизни. Никогда, никогда до последнего часа не закроем мы ни двери, ни сердца свои перед тысячелетней Родиной, гены и дух которой несём в себе как самое большое богатство. Но ведь и нам уходить… А последующим поколениям, судя по всему, перемены принимать станет легче. Будут выходить, конечно, и книги, найдутся и читатели, пока свет стоит, и так бы хотелось, чтобы мои сомнения (и не только мои) в будущности русской литературы оказались сомнениями невера.

За прошедшие пятнадцать лет (с 1994 года, когда мы с помощью баррикад отстояли здание на Комсомольском) писателям России не в чем упрекнуть свое руководство. В том, что наш творческий союз выстоял и не потерял активности и соборности – заслуга председателя и его помощников. Мы привыкли принимать как должное, что вовремя, по уставу, несмотря на безденежность и откровенно враждебное отношение власти и либеральной камарильи, задававшей тон в культуре, проходили пленумы и съезды, находилась поддержка журналов, достойные книги отмечались и отмечаются премиями отнюдь не от олигархов. «Он уважать себя заставил» – эти слова с полным правом можно отнести к нашему творческому союзу. Вспомним опять те же 90-е годы, когда на Комсомольский, 13 смотрели как на вражеское гнездо, между тем как наш Дом все больше становился оплотом патриотической России. И выстоял – подобно Брестской крепости в начальные годы Великой Отечественной.

А разве была это только литературная или только общественная работа, когда писатели вот уже десятилетие вместе с Православной церковью стоят на защите отечественной культуры и образования.

Нашей победы в этом противостоянии, признаться, нет, но ведь и «реформаторы» не достигли желаемых результатов. «Всё впереди», как предвидел наш товарищ по литературе. Не отдать великую отечественную литературу, не отупить русское слово, песню, держаться за родное до последнего – это сейчас дорогого стоит.

Газета «Омское время», март 2009 г.

Источник - http://www.rospisatel.ru/rasputin.htm

Сайт "Российский писатель" Союза писателей России.



Уважаемые стихиряне!
На сайте "Российский писатель" СП России http://www.rospisatel.ru/

к юбилею выдающегося писателя выставлены и такие интересные публикации, как

14.03.17 Слово Валентина Распутина

Владимир Крупин - о Валентине Распутине

Владимир Скиф "Венок Валентину Распутину"

Владимир Скиф - о Валентине Распутине.

Можете читать и эти статьи, интервью, воспоминания, стихи...


Рецензии
Спасибо за информацию о замечательном писателе Валентине Распутине,Кнарик!
Вот уж ,действитетельно,был настоящий писатель - "соль земли русской!" Его произведения незабываемы,а фильмы - идейные,содержательные и лиричные.Вспомним его произведения:
Повести
---------------------
Деньги для Марии (1967)
Последний срок (1970)
Живи и помни (1974)
Прощание с Матёрой (1976)
Пожар (1985)
Дочь Ивана, мать Ивана (2003)
----------------------------------
Рассказы и очерки
---------------------------
Край возле самого неба (1966)
Костровые новых городов (1966)
Век живи – век люби (1982)
Сибирь, Сибирь (1991)
Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)
--------------------------------------------------------------
Экранизации
------------------------------------------------
1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова
1969 — «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) Рудольфио (видео)
1978 — «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
1980 — «Встреча», реж. Александр Итыгилов
1980 — «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
1981 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
1981 — «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
1985 — «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
----------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------
13 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме. Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения).

19 марта 2015 года прошли похороны писателя в Знаменском монастыре в Иркутске.

Так что,сегодня - 19 марта 2017 - день прощания...Светлая ему память!

Евгения Давыдянец   19.03.2017 15:53     Заявить о нарушении
Весьма и весьма признательна Вам за отклик и выставленные сведения, Евгения! Нужны тут и названия повестей и кинолент по произведениям писателя, и уточнения о времени иркутском...

Выставив статью самого Валентина Григорьевича, я не стала перегружать её св-иями о жизни и творчестве, но Вы к месту вставили всё.

с уважением и признательностью

Кнарик Хартавакян   19.03.2017 17:23   Заявить о нарушении