02. И-да-М - 10 лет... Раздел I. 1995 Не зная брод
НЕ ЗНАЯ БРОДУ - НЕ СУЙСЯ В ВОДУ!
Предчувствие
Заканчивалось второе тысячелетие…
Мексиканские мыльные оперы заполонили телеканалы.
Уставившись в экран телевизора, смотрела очередную красивую сказку, вздыхала и думала: «Хорошо Просто Марии»! Всё удаётся. Препятствия преодолеваются легко. Все в неё влюбляются, бескорыстно помогают … Вот дал бы кто нам – к тому времени, будучи уже несколько лет на инвалидности, обзавелась коллегами «по несчастью» - какое-нибудь помещение, ну хоть подвал… Интересно, что получилось бы?».
Раздумья прерывало разглядывание в окно действительности. Золотые, багряные листья осеннего берёзового леса с буро-зелёными островками верхушек сосен и елей Битцевского лесопарка навевали грустные мысли: это ведь не Мексика...
И снова очередные серии сталкивали серую жизнь с её реалиями и сумасводящим, потрясающим экстерьером и интерьером богатых киношных квартир. Так хотелось чего-то необыкновенного, чего-то…
В то время я вела «Группу здоровья» в своей поликлинике № 101 Чертаново Южного, в лесу, вытаскивая себя за шиворот после реанимации из совершенно непотребного состояния и души и тела.
Однажды на меня напала какая-то хандра, или даже не хандра. Какой-то страх обуял меня с ног до головы. Стало страшно, что я уйду, «никакого не сделав открытия», и не оставлю после себя следа …
Яркие огни Лениградского вокзала манили к себе прямо от выхода из метро и пугали: а что если мы безнадёжно опоздали, вдруг поезд раньше отошёл?.. Правда, тут же успокоились, заметив состав с надписью «Москва - Санкт-Петербург». Устроились в удобных креслах с высокими спинками, как в самолёте. Всё в новинку. Поезд уже набирал скорость в бархатную ночь и мчал нас, женщин-мастериц из Клуба инвалидов «Контакты-М», (руководитель которого А.В.Бастрыкина) на показ моделей в «Северную Пальмиру». Ехали по приглашению руководителя «Союза женщин-инвалидов Санкт-Петербурга» М.А. Махорсковой.
Марина Александровна через полгода предложит мне открыть в Москве филиал её «Союза», чтобы интереснее было сотрудничать.
Знакомить питерцев со своим творчеством ехали Т.А.Дэбой, впоследствии создавшая общественную организацию инвалидов-опорников «Мечта», А.П.Марасанов, который оказался художником, мастером гравюры на металле и ювелиром. И мамы с девочками–моделями. Со мной рядом сидела Э.Ш.Сафронова, рукодельница от Бога. Я увлекалась шитьём, вязанием, макраме. Везла на показ несколько платьев. В то время мне ещё не ведомы были муки творчества: это был всего лишь робкий стук в литературу. Я взяла с собой проклюнувшие ростки стихов впервые отпечатанных на машинке, и оттого казавшиеся мне более «весомыми, серьёзными, важными», чем были на самом деле. Этери Шалвовна почитала и спросила: «Вы слышали о литературном клубе «Друза»? Вам туда надо».
Через недели две я уже была среди слушательниц «Друзы». ЛитО руководила поэтесса Н.В. Рябинина.
Зарождение
Та же Э.Ш.Сафронова как-то в разговоре со мной по телефону удивлённо обронила фразу: «Ну что Вы распыляетесь по разным общественным организациям? Почему бы Вам не создать свою? Назвали бы её «Мария». Нет, не потому, что Вас так зовут: Марией звали мать Иисуса Христа, и она сама была рукодельницей. Оформили бы соответствующе и наше помещение».
М-м-м, в груди сладко заныло! Конечно же, вспомнила «Просто Марию». Тут же засуетился, задёргался, затрепыхался где-то внутри червячок, заскрёбся и стал грызть: «А почему бы нет?». Почему бы и нет?
Колесо завращалось, вначале медленно, со скрипом, но вскоре маховик стал набирать обороты. Всё! Поехали! А что ожидает в будущем, как развиваться будет - «Стоп: что будет? Группа? Общество? Центр? Клуб? Кружок?». - Не знала, что именно, но уже велись разговоры, появились единомышленники, взбудораженные, как и я, «простомариями».
Рука вывела первые слова: «Устав Центра творческой реабилитации инвалидов». Это случилось 4 января 1995 года. Актив Центра ещё не знал, как определиться со статусом организации, какие обозначить цели, задачи. Понимали: надо создать что-то вроде кружка «Золотые руки», «Волшебный напёрсток», «Посиделки»… Предположили, что в таком месте должны собираться женщины - инвалиды и пенсионеры, обмениваться рецептами кулинарных блюд, кроить-шить, вязать и… чаёвничать. Среди нас должно витать тепло. Правда, где это могло происходить, не представлялось. На горизонте ничего подобного не виделось. Нет, общественные организации такого типа возникали то тут, то там, но о них негде было получить какую-либо информацию. В обществах инвалидов (ВОИ, ВОС, ВОГ) хорошо шла коммерческая деятельность. Что Центр может идти подобным путём, - уверенности не было.
Как-то на глаза попала статья в газете «Русский инвалид» о деятельности Реабилитационного Культурного центра глухих художников «Гефест». Его возглавляет с тех пор и по сей день Н.А.Софронова. Встретились с ней, пообщались. Получила кое-какие советы. Естественно, в полнейшем для меня вакууме, это было ценно и своевременно, за что я очень благодарна своим мужественным друзьям. «Гефест» объединяет очень талантливых, сильных духом, физически крепких ребят - художников, в основном, мужчин. Им трудно находиться на своём «острове безмолвия», но проще собраться, подготовить к экспонированию работы, перевезти их, смонтировать выставку. Так получилось, что мы выбрали другой путь – путь реабилитации через творчество. Вернее, мы просто «вышли» на такой путь.
Центр заработал. Оказалось, что без «офиса» - в те дни это слово только входило в массы, вызывало улыбку – ой, как непросто объединить людей! А без финансов? А без транспорта? Но объединить людей - полбеды. Сказать им: «Расходитесь, мы никому не нужны, никто нас не поддерживает» – тяжелей стократ!
ПЕРВЫЙ ШАГ
Итак, первое, что пришло в голову, так это организовать выставку художественного творчества инвалидов. Шли предпасхальные дни. Попросились на приём к руководителю Центра культуры и спорта А.Н.Титову и директору выставочного зала при Центре «Галерея Чертаново» Е. П. Мищенко. Изучив свой календарь мероприятий, они тут же согласились выделить под экспозицию работ инвалидов фойе перед театральным залом на 29 апреля 1995 года.
Восемнадцать человек с гордостью несли свои работы. Сотрудница галереи О.В.Свистунова сама оформляла нашу выставку. Мы были на подхвате, и 299 экспонатов заняли своё место. Вот-вот наступит торжественный момент… И вдруг какой-то папаша подбегает с двумя рыбками в руках, - помните рыбки из трубочек от капельниц? Их сделала его очень больная дочка.
Самая молодая участница выставки была Юля Николаева. Она делала первые шаги в искусстве поделок бижутерии из кожи. Были представлены симпатичные поделки из пластилина и хлебного мякиша, вышитые салфетки тогда ещё ученицы Анечки Филатовой, которая не смогла присутствовать на выставке, так как с трудом передвигалась на коляске. Она занималась с преподавателями на дому. Как же ей из Кунцево - в Чертаново? Аня, постоянная участница наших дальнейших акций, впоследствии стала лауреатом Артиады народов России. После окончания школы к ней приходила и обучала бескорыстно всем секретам художественной росписи (городецкой) по дереву педагог-художник. Девочка оказалась очень талантливой. Уже после мама, Галина Николаевна, и Т.С.Василькова (хобби её – обожаемое мной макраме) по очереди приносили на выставку её уже зрелые работы. Потом мамы не стало. Анечка осталась одна, долго находилась в глубокой депрессии, не хотела даже по телефону разговаривать. Тётя её увезла на Украину. Где она, что делает теперь, неизвестно. Очень хочется надеяться, что она не потерялась в искусстве.
Украшением выставки были изящные, расписные матрёшки Веры Романовой из Мытищ. Её привёз с собой Анатолий Марасанов. У девушки со слабыми руками, не говоря о ногах, – каждый шаг давался с огромным трудом – были такие живые куклы! Талант! Самородок! Марасанов сразу заявил о себе, как маститый художник: «Мне выделите место по центру, самое освещённое». Картины с изображением церквей и соборов, храмов, и, правда, того стоили. А сегодня Анатолий Павлович работает и по металлу. Гравюры на металле – те же православные святыни – всегда привлекают к себе взоры посетителей выставок. Одна из передач «Православной энциклопедии» на ТВЦ в апреле 2005 года была посвящена его творчеству и фотохудожника С.Морсова.
Рядом с картинами А.Марасанова висели пейзажи, портреты, выполненные не менее талантливым художником В.И.Полковниковым. Их у него было мало. Передвигался художник на костылях, каждая работа давалась с кровью и потом.
В.К.Будницкая принесла свои броши из бисера, сшитые своими руками рукавички, отороченные мехом, с аппликацией. Быстрая, шустрая, щебетунья, всегда неслась через весь город, спешила помочь в оформлении выставок. Давно уже не посещает она центр – несколько раз разбивал её паралич, но в очередной раз звонила и с гордостью говорила: «А я слышала, как Вы о нашем Центре рассказывали…».
А какие куклы в русских нарядах – только лишь не говорили! – шила очень талантливая рукодельница В.А.Разумовская»!
Как все радовались: их творчество нравится людям: об этом говорят прекрасные слова восторга, восхищения и добрые пожелания в «Книге отзывов»…
Особо отмечу самые необычные, хрупкие, но всегда неизменно пользовавшиеся вниманием посетителей декоративные панно-тарелки самой почтенной дамы А.И.Попоновой. В июне ей более 99 лет! С ней не теряем связи до сих пор. Правда, Антонина Ивановна, когда мы к ней пришли с концертом в честь её 95-летия, посетовала: «Надоели тарелки. Вот шью-вышиваю правнучке платьица». Через год призналась: «Бросила платья, разработала землю под цветники под окнами. Разбила клумбы. Даже врач, придя ко мне, удивилась».
Не в постоянном ли труде секрет долголетия рукодельницы? А ведь ещё художник Коровин отметил склонности к художественному творчеству юной Тонечки. Рекомендовал учиться, да денег не было на учёбу. Кстати, настенные тарелки Антонина Ивановна сама придумала: из папье-маше создавала тарелки различной формы и величины, когда они подсыхали, покрывала их клеем и натирала над ними на мелкой тёрке кору дуба. Всё, что приклеилось после просушки, - становилось фоном. По краям Антонина Ивановна приклеивала чешуйки из сосновых шишек, чтобы получилась «окантовка». В центре тарелки она крепила искусственные цветы или сама засушивала на даче бутоны цветков. Иногда всё дно тарелки выстилала чешуйками. Представьте себе, всё это выглядело очень даже неплохо. Даже дети с ограничениями в движении рук могут сами делать подобные украшения. Благо, измельчённую кору дуба можно приобрести в аптеке.
И вот наступил волнительный момент в галерее «Чертаново». Пришли гости из «Гефеста», управы «Чертаново Северное». С букетом цветов подъехала Л.П.Евтушенко – тогда заместитель председателя ЮОО ВОИ. Для моральной поддержки прибыли артисты из Театра инвалидов, которым руководила К.И.Кондрацкая. Концерт шёл более двух часов. Артистов нельзя было «согнать» со сцены: каждый хотел выложиться, представить всё, на что был способен. Затем - скромное чаепитие в одной из гримёрных театра Центра культуры и спорта. Так и определилось направление деятельности нашей организации.
ФОТО. Центр культуры и спорта. Галерея "Чертанвоо". Первый шаг...
Помню всех участников, с которыми я пустилась в путь. Правда, не могу с достоверностью ответить на вопрос, откуда и как узнавали люди со всех краёв столицы о только-только что созданном сообществе единомышленников. Телефонная связь, рассказы на страницах средств массовой информации, на радио и телевидении?.. Да, без этого организация топталась бы на месте. Кроме того, город огромен, но люди между собой общаются очень активно. И жаждут общения! За десять лет их прошло через Центр немало. О каждом можно много интересного рассказать. Некоторые долго не задерживались: шли только за материальной помощью. Тяжёлая жизнь накрыла всех такой крутой волной, словно американская «Катрина», что люди тянулись друг к другу, только бы выжить. В то время, к слову, я ещё не встречала подобных картин, когда человек роется в баках на помойке. К великому огорчению, вскоре увидела.
Некоторые размышляли: «Если создана организация инвалидов, - значит, должна помогать». Звонили и просили:
- Хочу в ваш центр.
- А чем Вы увлекаетесь?
- Ничем.
- Но Вы же звоните, значит, что-то Вас интересует?
- Да, помогите!
- Чем?
- Продуктами, одеждой…
Звонили многие. Даже ветераны Великой Отечественной войны. Однажды к нам обратилась мамочка и попросила, если возможно, коляску для новорожденной дочки. Никому из них неведомы были подводные камни и течения, которые мешали - в других масштабах и особенностях и до сегодняшнего дня мешают - плавному продвижению вперёд корабля под гордым именем «Иван да Марья» по волнам великого искусства. Было стыдно и горько отказывать в помощи, мы и сами обращались за ней в разные инстанции за помощью.
Одна из легенд
Кстати, а знаете, как родилось и что означает название организации?
Однажды, мартовским днём 1995 года при телефонном разговоре со мной президент Инвалидной фирмы «Арника» А.Баранов из Риги, спросил её точное название. Произнесла «Центр творческой...». А в конце он уточняет: «Дальше?» - Почувствовала какую-то неловкость за то, что так обыденно название, на мгновенье задумалась и выдала, как будто давно решено было: «Иван да Марья». В ответ услышала: «Прекрасное название! Это лечебный цветок? Да? Вот и мы назвались «Арникой» - и рассказал о лечебных достоинствах «своего» цветка.
После беседы с А.Барановым озадачилась: что же это за цветок такой «Иван-да-Марья»? Долго не могла найти разъяснения, пока не связалась с ВНИИФармакологии. В энциклопедии, которую мне предложили изучить в институте, прочла легенду о том, как давным-давно на Руси жили двое влюблённых, Иван и Марья. Он – из бедной семьи, она - из богатой. Родители не разрешали им обвенчаться. Вот уже нашли бедную невесту для Ивана, для Марьи – жениха-богача. Но юноша и девушка так любили друг друга, что поклялись не разлучаться до гроба! Родители Марью закрыли в доме. Иван тайно пробрался к ней, выкрал через окно, и они бежали. Обратились к колдунье за помощью. Та дала два флакончика со снадобьями: для неё и для него. Скрываясь от родителей, влюблённые бежали во весь дух! Родственники вот-вот их настигнут! Иван и Марья остановились, посмотрели друг на друга, заглянули вглубь своей души, расцеловались, не выпуская друг друга из объятий, - выпили зелье. Тотчас перед преследователями раскинулось во всю ширь поле, голубовато-фиолетово-жёлтое. Как вкопанные встали преследовавшие родственники, огорчённые, в недоумении, глядя на хрупкие цветки. Они поняли, какую страшную, роковую ошибку совершили! С тех пор на Руси цветок «Иван-да-Марья» - символ любви и верности. А какими-то сильными лекарственными свойствами, как ни странно, этот цветок не обладает.
Мы провели конкурс на лучшее название, но ничего другого уже не могли придумать: «Ромашка», «Ступени», «Преодоление», «Надежда», «Возрождение» и тому подобные названия уже примелькались. «Иван да Марья» - прижилось. С первых лет в центре бланка организации красовался этот изумительный цветок, который нарисовал талантливый художник, стоявший у истоков создания организации, М.М.Пономарёв.
ЯВЛЕНИЕ ИВАНА МАРЬЕ
В ДК «Северное Чертаново» состоялся концерт художественной самодеятельности, посвящённый Дню Победы. Видимо, отсюда и тянутся ниточки тематики репертуара последующих выступлений наших артистов. Патриотизм – то, что сегодня в дефиците. Особенно это актуально в отношении воспитания молодого поколения. И самое главное: приходили к нам, в основном, бывшие фронтовики.
Явился к нам И.И. Бабаков со своей неизменной спутницей - балалайкой, с которой прошёл всю Великую Отечественную. И остался. Иван Иванович ещё на войне увлекался прозой. А как танцует, поёт! Прекрасно декламирует стихи. Любит хорошую поэзию и сам иногда балуется, пишет стихи. У него очень хорошее чувство юмора. Но самое ценное в этом человеке то, что он наперекор годам, мчится к тому, кто нуждается в его помощи! Готов участвовать во всех концертах. Если только понаблюдать за ним, видишь, что ему каждый шаг даётся через преодоление боли… Таковы Иваны. И Марьи - тоже.
ПРАЗДНИК ДУШИ
Творческие люди вырвались из своих квартир, чтобы глотнуть свежего воздуха. С трудом, но с какой радостью они шли к нам, чтобы показать своё мастерство. И получить удовольствие от общения не только с прекрасным, но и от общения с его ценителями. Шли туда, где их ждали зрители и слушатели. Встречи надо было организовать. Но где, – мы пока не ориентировались.
В «Вечерней Москве» появилась информация о том, что на Всероссийском Выставочном Центре (ВВЦ) ко Дню города откроется выставка-ярмарка. Указан телефон для спонсоров. Звоню, прошу принять на благотворительных условиях… - «Перезвоните через две недели. Примем». Звоню снова: «Перезвоните!..». И так раза три-четыре. А народ готовится, с нетерпением ждёт, все перезванивают-переспрашивают: когда, где будем выставляться. Стало неловко и обидно оттого, что кто-то пообещал, а теперь забыл обо всём.
Звоню самому директору ВВЦ В.В. Саюшеву и говорю такие слова:
- Стою перед Вами на коленях, – в этот миг действительно опустилась на колени, и вдруг защипало в носу, глаза увлажнились, - и прошу принять в один из залов…
- Не вижу никаких проблем. Зачем вставать на колени? Одну минуту. – Мой собеседник поднимает другую трубку, и слышу, как он говорит, чтобы нас приняли буквально на следующий день, пообщались с нами и выяснили, что конкретно нам нужно, на какое число и т.д.
В павильоне № 57 ВВЦ 8 сентября 1995 года была смонтирована выставка работ нашего коллектива и друзей из «Гефеста». Рядом бушевала книжная ярмарка. К нам заглядывали многие с удивлением и одобрением. Радость переполняла сердца. Тогда же и первый «сладкий спонсор» нашёлся нежданно-негаданно - Центр народной помощи «Благовест», представитель которого сам принёс для нас шоколадные конфеты. Позже от «Благовеста» - руководитель З.Ф.Драгункина - мы получили гуманитарную помощь одеждой. В те трудные годы люди рады были любой поддержке.
К концу дня 8 сентября, свернув выставку, перебрались в павильон «Профсоюзов» - в нём мы устроили концерт. Прямо на сцену павильона профсоюзов с поезда из Воронежа снова ворвался И.Бабаков. Но, как все мужчины, за редким исключением, не всегда отличался постоянством: «изменял». Уходил в другие коллективы и вновь возвращался. Я только потом поняла причину: одинокий человек ищет каждодневного общения.
К.И.Кондрацкая разыскивая транспорт, позвонила в полночь в транспортное управление мэрии, ссылаясь на то, что срывается мероприятие Центра «Иван да Марья». Этим, кстати, сослужила нам не очень добрую службу. А мэрия всё-таки выделила автобус! Но после этого репутация «Ивана да Марьи» перед руководством ВОИ, которое в тот раз не смогло выделить автобус, и ему, очевидно, звонили из мэрии, - была подмочена.
Каюсь, я «пошла ещё дальше»: ничего оригинальнее не придумала, как пригласить самого… мэра Ю.М.Лужкова на выставку. Пришёл, но только не он, конечно. Работы у него и без нас, как всегда, невпроворот, но не затерялось приглашение, нет! Его переслали в Комитет социальной защиты населения. А далее – в Управление социальной защиты населения (УСЗН) ЮАО. Нас навестил В.М.Орлов и сотрудница Муниципального УСЗН «Нагорный» города Москвы. Владимир Михайлович оказывал помощь в первые годы становления организации советами, направлял на путь истинный. Удивительно, но этот человек искренне радовался нашим успехам.
В МУЗЕЕ МУЖЕСТВА
Прошло десять лет, на протяжении которых встречались настоящие, верные друзья. К сожалению, я испытала и зависть, и предательство своих, к счастью, немногих, попутчиков. Не самые добрые качества человеческого характера, но таков мир, в котором мы живём. Выражаю признательность своим единомышленникам, помощникам и друзьям и горжусь ими: принципиальность, честь и достоинство для них – превыше шелеста купюр. Совестью недопустимо торговать во имя сиюминутной личной выгоды. Даже если пенсия мизерная.
Никто не подсказывал, какой дорогой идти, к кому обращаться за помощью. Работали на ощупь, как сапёры.
Та же Кимарина Кондрацкая и помогла. Пригласила в Государственный музей - Гуманитарный центр «Преодоление» имени Н.Островского. Мы познакомились с директором музея Г.И.Храбровицкой и её заместителем А.Н.Тоболовой. С огромной благодарностью вспоминаю, как в последующие годы мы уже самостоятельно договаривались о сотрудничестве с администрацией музея. А в те дни экспозицию работ инвалидов в музее организовала общественная организация «АСПИРИН», которая пригласила к участию и нас. Выставка в настоящем выставочном зале - это уже шаг вперёд.
Все были счастливы. Шёл конец сентября. Стояла удивительно тёплая осень. Грусть… но её уже разбавляла радость. Приближался конец трудной дороги регистрации центра, длившейся восемь месяцев! Выдержала бы я сегодня такое? – Не знаю. Вряд ли. Несмотря на то, что мы получали юридические консультации в CAFе (благотворительный фонд по оказанию юридических консультаций) от высококвалифицированного юриста А.К.Толмасовой и других, нам здорово потрепали нервы. Вот если бы было у нас 150 долларов... У нас - их не было. Пришлось А.К.Толмасовой идти с нами. Только тогда, признав Устав правильно оформленным, зарегистрировали Центр. Спасибо, Алла Константиновна! К Вам ещё придётся обращаться, но об этом позже. А в день открытия выставки мы держали в руках Свидетельство о регистрации организации.
Некоторое время спустя после демонтажа выставки, мне позвонила журналистка из Агентства Социальной Информации (АСИ) – Е.Волкова, которой довелось посетить музей Н.Островского и увидеть наши работы. Журналистка проявила интерес к работе организации, хотела пообщаться, а у меня уже был цейтнот, который не кончается до сих пор. Познакомились с Катей только на «Масленицу» следующего года: более четырёх месяцев мы не могли с ней встретиться.
ОТ ДОБРА СТАНОВИТСЯ СВЕТЛО
В конце 1995 года мы получили материальную помощь от Сбербанка России, в котором открыт расчётный счёт организации на развитие организации. Сегодня - одна тысяча рублей. Даже тогда расходы на канцтовары и фотографии не окупились. Они ни разу не окупались до сих пор. В то время как-то легче находились щедрые люди: мы получали три года по 50 экземпляров телефонных справочников от АО МГТС – генеральный директор Н.В.Савлуков. До сих пор ежегодно получаем в дар, естественно, в меньшем количестве, справочники, необходимые для работы. Там же для нас позже изготовили цветную параартийскую символику.
Центр расширялся. Многие звонили, интересовались, как вступить в наш коллектив, куда подъехать. Увы, ехать некуда было. Но свет не без добрых людей: в 136 отделении милиции Чертаново Южного в те годы работала молодая, красивая женщина Е.Н.Рижнёва. Благодаря стараниям Евгении Николаевны, мы более года находились в одной из комнат РЭУ-48, в которой проходили репетиции. Туда же привозили гуманитарную помощь, распределяли её. Первую коляску для Т.В.Бартеневой, полученную от А.В.Акишина из мастерской, расположенной на Новинском бульваре также привезли туда. Сердобольный Александр Васильевич подгоняет коляску под каждого отдельного человека, исходя из его размеров, потребностей, вне зависимости от его принадлежности к общественной организации. Перед ним – страждующий, нуждающийся в помощи. Получая коляску, мы с Н.А.Слепцовой захватили бутылку шампанского и коробку конфет. Когда Александр Васильевич увидел это, - разгневался и сказал: «Сейчас же уберите! Иначе выгоню, и никакой коляски не получите!». Обращаясь неоднократно к мастеру, бывшему сотруднику Космодрома «Байконур», мы ни разу не встретили отказа.
ФОТО: Музей «Коломенское». У домика Петра.
Выездное занятие Литературной студии.
Свидетельство о публикации №117031810034
Мария Каминская 2 19.03.2017 21:33 Заявить о нарушении
Мария Веселовская-Томаш 3 20.03.2017 10:59 Заявить о нарушении