Зависть и гордыня. Топливо греховного пламени

Среди множества недостатков человеческой натуры святоверчество выделяет в качестве основных мотивов беззаконного поведения человека (и не только человека) зависть и гордыню. Эти недостатки являются любимыми для лукавых бесов врага рода человеческого, ибо с ними сложнее всего справится через простые внешние действия и требуется глубокое внутреннее усилие. Если похоть и насилие, корыстолюбие исходят более от желаний праха, то зависть и гордыня гнездятся в самом духе, что делает их особенно опасными. Вот что говорит Святословие по этому поводу:«Грехи небесные, или же грехи высокие – происходят от мерзости духовной, мира высокого и всепроникающего. Таковых грехов три: гордыня, властолюбие, гнев. Грехи небесные свойственны самим духам мятежным и привели их к мятежу против Господа и низвержению. Грехи небесные ведут всякий дух к гибели»(Св.Сотворения. Св 3, ст.16).


Все величайшие падения были обусловлены именно действием этих двух грехов. Именно они привели Сатану к мятежу против Господа; именно они двигали Адамом и Евой при их грехопадении, именно из-за них Каин убил Авеля…. И так далее…


При вдумчивом осмыслении список можно было бы продолжать практически до бесконечности.Что же, однако, стоит предпринимать, чтобы противостоять этим грехам? Прежде прочего для святовера важно смирение пред Волей Господней, радование Его Дарам и не приписывание себе того, что дано Господом. Если вы умнее иных – это не ваша заслуга, это Воля Господа. Значит, для выполнения вашего предназначения нужно обладать таким умом, и вам должно лишь развивать его. Если вы богаче остальных – это тоже не ваша заслуга, это испытание от Господа. Если вы талантливее, здоровее и так далее…. Нет ничего, чем бы человеку действительно стоило бы гордиться, высоко вознося свое самомнение… Самый умный может в одну минуту превратиться в идиота, а самый богатый – стать бедняком, если на то Воля Господня. Все это зыбко и не зависит напрямую от человека, который может лишь способствовать своими усилиями реализации божественного  замысла.Когда же устранится гордыня, во многом исчезнет и зависть, ибо зависть во многом – следствие того, что мы считаем себя более достойными какого-либо блага, нежели его нынешний обладатель.


При этом в Святословии особо подчеркивается, что важно не только самому избегать завидовать чужим благам и успехам, но и стараться не вызвать этого чувства у других желанием похвалиться, «сверкнуть». Старайтесь всячески избегать ситуаций, в которых вы станете объектом чужой зависти.
В определенной мере с завистью связано еще и такое неблагое чувство, как ревность. Однако и здесь есть простой рецепт: просто помните, что всё, что вам дается – Дар Господний. И если Господу будет угодно, он отнимет его у вас. Возможно, чтобы проучить вас за ваши грехи…


Возможно, чтобы вы смогли понять нечто более существенное в своей жизни. В конечном итоге, к чему бы не привязывались – нам рано или поздно придется с этим расстаться, и лишь связь души с Духом Господним остается навсегда.


Рецензии