Какие учения совместимы со святоверием?

В отличие от многих иных вероучений, исконно полагающих себя единственно верными, святоверие подтверждает, что существуют и иные благие пути к Господу. И право каждой живой души следовать по тому пути, который более естественен для неё согласно попущению Творца, свято и неприкосновенно.
Более того, человек даже может, не отказываясь от веры отцов, следовать святоверческому пути. В Святословии сказано: «Нет нужды отрекаться от веры отцов, когда в вере той есть семя духа Господнего. Однако же закон и обычай чтите чистый, тот, что дан вам внове, дабы не погибнуть от давних заблуждений»(св. Времен и Чисел, св. 3, ст. 1). Как видим, здесь есть важная оговорка: «когда в вере той есть семя духа Господнего», то есть далеко не все учения совместимы со святоверием. И это совершенно естественно.
Все иные религиозные учения и практики для святовера подразделяются на  ближние инопутные (когда противоречия столь несущественны, что легко преодолимы), дальние инопутные (когда противоречия существенны, но учение не призывает к явным беззакониям) и беспутные (коренное противоречие с ценностями и заветами святоверчества). Естественно, что проще всего совмещать святоверчество с ближними инопутными учениями, с беспутными учениями же никакого совмещения быть не может. При этом указывается: «И сказал мне Создатель: «Яко знак завета был с отцами вашими, тако и с вами будет, чтобы вам исполнить Закон Мой, и от родителей ваших не быть отреченным. Однако Закон Мой для вас и будет заветом, и всякое деяние ваше по Закону Моему – знаком завета… Нет иного знака завета, кроме верного сердца и духа твердого, все же иное – ничто пред Лицом Моим. Когда спорите, кому дарую Я Спасение Моё – совершающему омовения или знаменующегося крёстным знаменем, обрезающим крайнюю плоть уда своего или кому иному – неужели вы думаете, что благоволение Моё можно обрести так просто? Род лукавый – дешево хотите купить драгоценное, да только по-вашему не будет»(св. Новозакония, св.12, ст.26-27).
Как же определить, какое учение совместимо со святоверчеством, а какое – нет. К сожалению или к счастью, здесь есть только один надежный инструмент: чуткое сердце и разум, просветленный знанием святоверческого канона и того учения, которое вы рассматриваете.
При этом всегда будьте осторожны, обращая внимание на скрытые угрозы и искушения, расставленные во многих учениях врагом рода человеческого. Именно об этих зёрнах искушения, которые есть во многих учениях, написано в Евангелии в знаменитой притче о пшенице и сорных травах: «Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки.27 Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?» 28 «Это сделал враг», – ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?» 29 «Нет, – ответил хозяин, – когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу. 30 Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище»(от Матфея, гл.13, ст.25-29). Классическое толкование этой притчи базируется на представлении о праведных и неправедных людях, однако есть основание предполагать, что значение этой притчи гораздо шире и речь идет о правильно и беззаконном в целом, которое живет рядом как в каждой душе, так и во многих вероучениях, идеологиях и так далее


Рецензии