Моя Шопениана

        Фредерик Шопен (1810 - 1849 г.г.)  — великий польский композитор, "фортепианный бог". В возрасте 7 лет сочинил своё первое произведение. Вскоре по Варшаве прокатилась молва, что Шопен  — новоявленный Моцарт. Это пробудило в мальчике ощущение собственной значимости. Окончив школу, он поступил на курс гармонии и контрапункта Варшавской консерватории.
          3 года, проведённые в консерватории, были наполнены творчеством: первые рондо, первые мазурки, первые полонезы. Мазурки  — особая грань в творчестве Шопена: здесь - национальный дух, Шопен  — национальный польский гений; под его мазурки нельзя танцевать, но эти произведения  — шедевры музыки. Шопен и его семья каждое лето ездили в деревню и он танцевал мазурку с крестьянами. Отсюда это — в его музыке, именно — в мазурках.
           Шопен был признан в Варшаве, и в 1830 г., попрощавшись с возлюбленными, с родными, отправился покорять Европу. Первым делом он отправился в Австрию, а в 1831-м г. переезжает в Париж, в который влюбился навсегда. Вскоре состоялся большой концерт Шопена - на этом концерте были многие видные люди: Лист, Мендельсон и многие другие. Они — покорены новым молодым талантом: признание в Париже! Шопен сам играл как пианист — виртуоз, играл очень мягко. Он не любил выступать в больших залах, чаще всего играл в салонах. Но слушали его в т.ч. Григ, Берлиоз, Лист, Шуман... Величайшие композиторы и музыканты того времени называли его игру магической. Но у него была плохая привычка: закончив игру, он проводил рукой по всей клавиатуре, и этим заключительным глиссандо как бы развеивал чары от своей игры.
              Шопен подружился с Берлиозом, Мендельсоном, Беллини и другими крупнейшими композиторами тех лет. Безбедное существование ему обеспечивали уроки фортепианной игры,которые он давал дочерям богатых людей.
               Великий польский композитор — новатор, благодаря ему этюды превратились из упражнений в настоящее художественное произведение. Эта музыка — бурлит, в ней — вулкан страсти, но она остаётся с иголочки одетой, мастерство Шопена в том, чтобы одеть одеть этот вулкан в безупречные одежды.
               В середине 1830-х Фредерик Шопен уже был признанным пианистом, но он одинок, болеет.Пытался жениться, но — неудачно. Вскоре его познакомили с Жорж Санд, известной беллетристкой. Она казалась ему слишком эмансипированной, но вскоре произошло их сближение; он отзывался о ней как о превосходной любовнице и замечательном собеседнике. В это время он закончил свою 2-ю Сонату — произведение   революционное, в котором его гений выразился с огромной силой. 2-я часть Сонаты —  похоронный марш, когда слушаешь — возникает похоронная процессия, а 4-я часть — самая загадочная во всей мировой музыке: явно слышишь ветер, летающий над могилами.
              К лету 1838 г. лёгкая влюблённость переросла в страсть: Шопен и Жорж Санд уехали на Мальорку. Фредерик простудился, болел. Они жили в монастыре, и Санд писала, что её возлюбленный не может преодолеть свои страхи — монастырь наполнен для него ужасом и призраками.
               В 1839-м они вернулись в Марсель. Шопен творил постоянно — из него лились всё новые и новые произведения; он завершил огромный цикл из 24 прелюдий, и оставленные ему судьбою 8 лет прошли в постоянном творчестве: гений + огромное трудолюбие — вот Фредерик Шопен.
                Польский гений интересен в т.ч. и тем, что он — классицист и романтик в равной степени, это — слиянно в его произведениях.
                Весной 1849 г. Шопен находился в своём загородном доме. За несколько месяцев до этого он расстался с Жорж Санд. Провальная поездка по Англии и Шотландии усугубила его туберкулёз: он кашлял кровью.
                17 октября 1849-го года великий композитор умер. Его похоронили в Париже, на кладбище Пер — Лашез, а сердце отвезли в Варшаву, оно давно уже в варшавском костёле.
                Перед смертью гений просил сестру сжечь черновики и неоконченные произведения. "Какая потеря! Разные мерзавцы толкутся на площадях, а такая прекрасная душа дотла сгорела",— писал Эжен Делакруа.


                I.
          
           Обращение к Шопену (слушаю 2-й Фортепианный концерт).

       —— Ваше Здоровье,
                милый Шопен!
Пью я за Вас ——
            П_о_л_о_н
                Л_ю_б_о_в_ь_ю,
Чтобы звучало ——
               что Ему
                тлен ——
Взято из крови ——
                писано
                Кровью ———
Ваше ——
      Любое ——
             без перемен, ———

Скажем ——
        Концерты:
              Дивно
                Звучат,
Значит, и Вы ———
         Живы ——— Здоровы,
Как и другие ——
          не замолчат ——
Малер,
   Бетховен
         (каждый —— богат!),
Бах,
    etc* ——
         Вечны и ——
                Новы, ———
Смертные,
            смерти —
                не подлежат!..

Жили в Париже долго,
                увы —
Блеск! но —
              чужбина,
                Сердцем ———
                В Варшаве,
К Вашей
    (всё время ———
             Вещее!)
                Славе
Билось во всём что
             пишете
                Вы
(и добавляю к этому ———
                "Ave!")...

Бъётся и ныне ———
                Вальс,
                Полонез,
Чудо —— Ноктюрны
             и ——— Фортепьянный ——
Все! ——— без Хозяина,
                Милое! ——
                странно? ———
Нет, это участь всех ———
                до — диез;

Пусть не в груди,
               но ———
                Всё ж Неустанно
Мир Со ——
        Творившее
               Сердце ———
                о да!
Нынче комочек мёртвый —
                в костёле ———
В милой Варшаве,
                и ——
                навсегда...

...Там побывать мне,
                видеть бы ——
                то ли
Мне уготовано:
             четырёх стен
плен, ———
           только сердце ———
                Вечно на Воле, ———
С Вашим Слиянно ————
              Вечным —————
                ШОПЕН!!...

       Вечером 5/IV, май 2011 г.; 14, 16/III - 2017 г.

    
                II.

            Звучит Шопен.

...Под Музыку Шопена
Нельзя не Воспарять, ———
Не думать ———
          неизменно:
"Нам Жить,
       не — умирать!"

Под Музыку Печали
Трепещущей
        Души, ———
Всё —
     не в конце ———
                Вначале,
И Жизнь
    Свой Путь
          Вершит! ————

Да потому что
           Это
Ни капли
      не мертво:
Сознание
      Поэта,
         и ————— Мира
                Существо!!...

      2011 г.               
               
               
 


Рецензии