Моя Шопениана
3 года, проведённые в консерватории, были наполнены творчеством: первые рондо, первые мазурки, первые полонезы. Мазурки — особая грань в творчестве Шопена: здесь - национальный дух, Шопен — национальный польский гений; под его мазурки нельзя танцевать, но эти произведения — шедевры музыки. Шопен и его семья каждое лето ездили в деревню и он танцевал мазурку с крестьянами. Отсюда это — в его музыке, именно — в мазурках.
Шопен был признан в Варшаве, и в 1830 г., попрощавшись с возлюбленными, с родными, отправился покорять Европу. Первым делом он отправился в Австрию, а в 1831-м г. переезжает в Париж, в который влюбился навсегда. Вскоре состоялся большой концерт Шопена - на этом концерте были многие видные люди: Лист, Мендельсон и многие другие. Они — покорены новым молодым талантом: признание в Париже! Шопен сам играл как пианист — виртуоз, играл очень мягко. Он не любил выступать в больших залах, чаще всего играл в салонах. Но слушали его в т.ч. Григ, Берлиоз, Лист, Шуман... Величайшие композиторы и музыканты того времени называли его игру магической. Но у него была плохая привычка: закончив игру, он проводил рукой по всей клавиатуре, и этим заключительным глиссандо как бы развеивал чары от своей игры.
Шопен подружился с Берлиозом, Мендельсоном, Беллини и другими крупнейшими композиторами тех лет. Безбедное существование ему обеспечивали уроки фортепианной игры,которые он давал дочерям богатых людей.
Великий польский композитор — новатор, благодаря ему этюды превратились из упражнений в настоящее художественное произведение. Эта музыка — бурлит, в ней — вулкан страсти, но она остаётся с иголочки одетой, мастерство Шопена в том, чтобы одеть одеть этот вулкан в безупречные одежды.
В середине 1830-х Фредерик Шопен уже был признанным пианистом, но он одинок, болеет.Пытался жениться, но — неудачно. Вскоре его познакомили с Жорж Санд, известной беллетристкой. Она казалась ему слишком эмансипированной, но вскоре произошло их сближение; он отзывался о ней как о превосходной любовнице и замечательном собеседнике. В это время он закончил свою 2-ю Сонату — произведение революционное, в котором его гений выразился с огромной силой. 2-я часть Сонаты — похоронный марш, когда слушаешь — возникает похоронная процессия, а 4-я часть — самая загадочная во всей мировой музыке: явно слышишь ветер, летающий над могилами.
К лету 1838 г. лёгкая влюблённость переросла в страсть: Шопен и Жорж Санд уехали на Мальорку. Фредерик простудился, болел. Они жили в монастыре, и Санд писала, что её возлюбленный не может преодолеть свои страхи — монастырь наполнен для него ужасом и призраками.
В 1839-м они вернулись в Марсель. Шопен творил постоянно — из него лились всё новые и новые произведения; он завершил огромный цикл из 24 прелюдий, и оставленные ему судьбою 8 лет прошли в постоянном творчестве: гений + огромное трудолюбие — вот Фредерик Шопен.
Польский гений интересен в т.ч. и тем, что он — классицист и романтик в равной степени, это — слиянно в его произведениях.
Весной 1849 г. Шопен находился в своём загородном доме. За несколько месяцев до этого он расстался с Жорж Санд. Провальная поездка по Англии и Шотландии усугубила его туберкулёз: он кашлял кровью.
17 октября 1849-го года великий композитор умер. Его похоронили в Париже, на кладбище Пер — Лашез, а сердце отвезли в Варшаву, оно давно уже в варшавском костёле.
Перед смертью гений просил сестру сжечь черновики и неоконченные произведения. "Какая потеря! Разные мерзавцы толкутся на площадях, а такая прекрасная душа дотла сгорела",— писал Эжен Делакруа.
I.
Обращение к Шопену (слушаю 2-й Фортепианный концерт).
—— Ваше Здоровье,
милый Шопен!
Пью я за Вас ——
П_о_л_о_н
Л_ю_б_о_в_ь_ю,
Чтобы звучало ——
что Ему
тлен ——
Взято из крови ——
писано
Кровью ———
Ваше ——
Любое ——
без перемен, ———
Скажем ——
Концерты:
Дивно
Звучат,
Значит, и Вы ———
Живы ——— Здоровы,
Как и другие ——
не замолчат ——
Малер,
Бетховен
(каждый —— богат!),
Бах,
etc* ——
Вечны и ——
Новы, ———
Смертные,
смерти —
не подлежат!..
Жили в Париже долго,
увы —
Блеск! но —
чужбина,
Сердцем ———
В Варшаве,
К Вашей
(всё время ———
Вещее!)
Славе
Билось во всём что
пишете
Вы
(и добавляю к этому ———
"Ave!")...
Бъётся и ныне ———
Вальс,
Полонез,
Чудо —— Ноктюрны
и ——— Фортепьянный ——
Все! ——— без Хозяина,
Милое! ——
странно? ———
Нет, это участь всех ———
до — диез;
Пусть не в груди,
но ———
Всё ж Неустанно
Мир Со ——
Творившее
Сердце ———
о да!
Нынче комочек мёртвый —
в костёле ———
В милой Варшаве,
и ——
навсегда...
...Там побывать мне,
видеть бы ——
то ли
Мне уготовано:
четырёх стен
плен, ———
только сердце ———
Вечно на Воле, ———
С Вашим Слиянно ————
Вечным —————
ШОПЕН!!...
Вечером 5/IV, май 2011 г.; 14, 16/III - 2017 г.
II.
Звучит Шопен.
...Под Музыку Шопена
Нельзя не Воспарять, ———
Не думать ———
неизменно:
"Нам Жить,
не — умирать!"
Под Музыку Печали
Трепещущей
Души, ———
Всё —
не в конце ———
Вначале,
И Жизнь
Свой Путь
Вершит! ————
Да потому что
Это
Ни капли
не мертво:
Сознание
Поэта,
и ————— Мира
Существо!!...
2011 г.
Свидетельство о публикации №117031606539