Дмитрию Кедрину

                Грызть железную просфору...
                Мать Мария

                Дождись железной просфоры!..
                Дмитрий Кедрин

Строки провидческой Марии
В горниле бедствий ты не знал,
Но, повторив её в России,
Ты сам судьбу свою избрал.

Знать, уготовал смерть на деле
Стих о железной просфоре
Ей – на Страстной вкусить неделе,
Тебе – в злосчастном сентябре.

16 – 17 марта 2017







-------------------------------------
Мать Мария (Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева) – замечательная русская поэтесса, героиня французского Сопротивления, погибла в Равенсбрюке 31 марта 1945 года.
Дмитрий Кедрин, один из моих любимых поэтов, погиб 18 сентября того же 1945 года.


Рецензии
Одно из многих совпадений...
У каждого своя судьба...
Удачи!

Наталь Тарабри   13.04.2017 17:16     Заявить о нарушении
Дорогая Наталь! Вы, конечно, правы, но тут дело не просто в совпадениях - меня поразило, что обоим нашим поэтам (Кузьминой-Караваевой - раньше, Кедрину - позже) абсолютно независимо друг от друга пришёл в голову тот кажущийся теперь нам роковым и погибельным для них трагический образ железной просфоры - образ по-библейски мощный и до них как будто совершенно в нашей поэзии небывалый. Удачи - и Вам!

Виктор Коллегорский   14.04.2017 05:32   Заявить о нарушении
Впоследствии я обнаружил, впрочем, что "железная просфора", по-видимому, впервые появилась в стихотворении Фёдора Сологуба.

Фёдор Сологуб

* * *
Для безнадежности все дни равны,
Они черней ночей и горше дыма,
И тягостно сознание вины,
И месть холодная неотвратима.

Беги за дальним отблеском надежд
Или неистово в оковах рвися, —
Разорван шелк блистательных одежд,
И в грязь потоптан многоценный бисер.

Но будь упрям. Железной просфорой
Питайся, в башмаках иди железных,
Восстанови вселенский ясный строй,
Восстанови чертог в пустыне звездной,

И не забудь губительной вины,
Сожги ее в надмирных кольцах дыма,
Да будут дни Эдемские ясны,
Да будет светел голос серафима.

18 июня 1923

Стихи были написаны Сологубом уже после отъезда Кузьминой-Караваевой за границу и были впервые опубликованы много лет спустя после его смерти в 1975 году, так что знать их ни Мать Мария, ни Кедрин, конечно, не могли, и этот трагический, по библейски мощный образ, по всей видимости, попал в их стихи совершенно самостоятельно, независимо ни от Сологуба, ни от друг друга. Отметим, что и Солугуб после сочинения этого стихотворения прожил только чуть менее четырёх с половиной лет.

Железные башмаки или сапоги - это скорее из сказки о Финисте Ясном Соколе - и это образ, давным-давно присутствующий в нашей культуре и в нашем сознании, а тут, в случае "железной просфоры", речь идёт о таком образе (хотя, может быть, конечно, мне попросту неизвестен какой-то общий для них всех его источник), который по-видимому, пришёл в голову в разное время и независимо друг от друга сразу троим выдающимся поэтам.

Полностью стихотворение матери Марии (это всего лишь четверостишие) выглядит так:

* * *

Что ещё в пути я соберу
На свою непутёвую голову?
Грызть железную просфору,
Пить горячее олово.
<до 1937>

Но иногда первая строчка печатается (и я так её запомнил с юности, когда впервые прочитал стихи матери Марии):

Что ещё я в пути соберу

Виктор Коллегорский   16.05.2022 11:47   Заявить о нарушении
Сологуб, конечно, а не Солугуб.

Виктор Коллегорский   18.05.2022 11:54   Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →