Если бы этому мальчику дали пожить еще лет 10-ть
Рецензия на «Об интеллигенции и лишнем человеке» (Сан-Торас)
--- "Ибо авторитет фигуры, не страхует фигуру от глупости!", "пусть каждый
отвечает за свои слова" - САН-ТОРАС
ИСХОЖУ ИЗ ТОГО ЖЕ, САНТО. Изложу здесь соображения на заданную тему, вылившиеся в
ЭССЕ «Лишний человек» в русской литературе, истории, жизни".
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
Ф.И.Тютчев
На данный момент в теме «ЛЧ» я вижу, как минимум, три ракурса: традиционное мнение, позицию гуманистическую и вселенский, энергетический аспект.
1) Традиционный взгляд – оценка ценности человека с позиций реализованности его способностей в русле общественной пользы – проистекает из эпохи Белинского и Герцена и преподается в школах – из урока в урок, из года в год, из века в век.
«… силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла»…(В.Г.Белинский об Онегине).
Первое, что коробит – почему «остались»? Человеку всего двадцать шесть лет… Может, рано его оплакивать и подводить итоги (даже с позиций того времени)? Илья Муромец, например, будучи парализованным, до тридцати трех лет сиднем сидел. Да, Пушкин оставил своего героя «В минуту, злую для него». Но жизнь-то Онегина не оставила. А пути Господни неисповедимы.
Второй момент – а много ли среди нас тех, чья жизнь (с точки зрения общества) наполнена ВЫСОКИМ смыслом, силы ВСЕГДА находят ДОСТОЙНОЕ приложение и ВСЕ способности воплощены?.. Чем одарённее и многограннее натура, тем больше вероятность того, что какие-то ее таланты окажутся нереализованными, невостребованными. Доблестно служа (отдаваясь) одному делу (двум, трем), личность в чем-то ином – возможно, более важном – вынуждена обкрадывать себя, общество, Вселенную – «становясь на горло собственной песне»*(В.М.) под гнетом повседневной рутины. Поэтому, если следовать традиционной ущербной логике, – риск услышать над собой поганенькое причитание: «эх, «лишним» оказался… не угадал конъюнктуру, не попал в струю» – более велик у человека незаурядного, нежели у посредственности (особенно той, у которой с прохиндейской пронырливостью «всё схвачено, за все заплачено»).
И третий момент, почему-то упускаемый приверженцами традиционного подхода: так ли уж бесплоден ум Онегина?..
"Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак".
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
Какая разница, что герой ввел новый порядок, «чтоб только время проводить». Важно, что этот «мизантроп» облегчил жизнь крестьян, главное – что «раб судьбу благословил»! В плане примера для соседей – тоже немалое благо. Доброе дело, не выставляемое напоказ, осуществленное мирно, без демагогии и кровопролития, – это ли не вклад? Это ли не блестящий пример эволюционного пути прогресса – на позиции которого стояли гуманисты, включая Пушкина (ратовавшего за то, чтобы рабство пало по «манию царя»)?
Или лучше во имя благих намерений вершить зло, нежели со скуки сделать благодеяние?
И если причина в скуке, то повод, возможно, в уме, побудившем героя к реформам в рамках своего поместья, – может, он сделал это из соображений экономической выгоды? Чем бы он ни руководствовался, это не умаляет результата. Если бы инициативу Онегина подхватили все, возможно, отпала бы необходимость в радикальных мерах. Почему молчит о своих достижениях? Полагаю, холодный ум и скепсис – помеха тому, чтобы метать бисер перед «расчетливым соседом».
Почему мероприятия Онегина остались без должного внимания читательской аудитории? Потому, что соц. реализм вдохновлялся иными деяниями: скачущий с шашкой наголо утверждать свои (либо чьи-то) идеи или ярый демагог – ему милее. Прибился к тому или иному лагерю – нашел себя. Примкнул к революции – правильно нашел! Нет – ах, какая жалость...
Жалость – рассматривать всё через призму общественной пользы (и тем более, соц.реализма) и признавать людьми только примкнувших, а не стоящих особняком.
Остаться не у дел – в личной и общественной жизни - может любой. Никто не застрахован от мятущихся поисков себя, от неудач, от того, чтобы оказаться за бортом в результате форс-мажора. Сегодня ты на коне, на гребне успеха, а где будешь завтра — кто знает?..
И иногда лучше, чтобы человек оказался не у дел, чем натворил дел.
Ленин, к примеру, свой ум использовал на всю катушку – как взять власть и удержаться у власти. И смысл, и приложение, и общественный эффект – всё было… ЧЕЛОВЕЧНОСТИ не было… – только цинизм и практичность (и фраза об интеллигенции – воплощение цинизма).
Безусловно, ни Герцену (применившему к Онегину термин «ЛЧ»), ни Белинскому никто не приписывает призывов к расправе над людьми типа Онегина. Но есть прямая связь между выражением «ЛЧ» и всем дальнейшим ходом истории. Ибо новая власть уничтожала не только и не столько своих недругов (теоретически способных на диверсию), но и просто НЕНУЖНЫХ ЕЙ людей: не полезен большевизму, не слишком активен в общественной жизни – в распыл… Врагов ликвидировали еще в Гражданскую, а затем – СТАВШИХ ОБУЗОЙ попутчиков. «Упадочничество» выкорчевывалось из литературы и жизни вместе с ЧЕЛОВЕКОМ.
Порочные формулировки, за уши притянутые к нуждам революции, подводили идейную почву под кровопролитие. Если граждане «лишние», «бесполезные», не вписавшиеся в среду, что о них жалеть? Если «Отряд не заметил потери бойца»**, что и говорить о тех, кто не в отряде?
Яркий пример того, какое чудовищное воплощение может обрести неосторожное слово писателя – «Советы издалека» Максима Горького (название главы из книги Валентины Пашининой). Цитирую:
___________
«В мае 1929 года М. Горький побывал на Соловках. (…) Сам Горький писал: «Присматриваясь к современным «социально-опасным», я не могу не видеть, что, хотя труд восхождения на гору и тяжел для них, они понимают необходимость быть СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНЫМИ». (…)
Одобрение Горьким большевистского перевоспитания трудом обернется геноцидом для всего советского народа. Одобрит писатель и «мудрую сталинскую политику» раскрестьянивания: «Великая это радость — строить прекрасную, ладную жизнь на колхозной земле».
…13 июля 1925 года Максим Горький на имя Николая Бухарина отправил послание другого рода. Оно касалось крестьянских поэтов и писателей…
«…Всякая «цензура» тут была бы лишь вредна и лишь заострила бы идеологию мужикопоклонников и деревнелюбов, но критика — и НЕЩАДНАЯ — этой идеологии должна быть дана теперь же. Талантливый, трогательный плач Есенина о деревенском рае — НЕ ТА лирика, КОТОРУЮ ТРЕБУЕТ ВРЕМЯ и его задачи, огромность которых невообразима (…) Нет сомнения, что этот УМНЫЙ ПОДЗАТЫЛЬНИК сильно толкнет вперед наше словесное искусство». (…)
Владимир Маяковский сделает попытку объяснить, намекнуть, к чему приводят добрые советы, поданные издалека. Это он сделает в «Письме писателя Вл. Вл. Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому»:
Очень жалко мне, товарищ Горький,
Что не видно Вас на стройке наших дней.
Думаете — с Капри, с горки
Вам видней?
«Смысл письма — не усвоил», — так ответил Горький на стихотворное послание. Прозрение придет позже, когда он сам все потеряет: и личную свободу, и свободу слова, и близких, когда сам окажется заложником тирана Сталина. Тогда в сердцах скажет, напирая по-волжски на «о»: «Связался я с вами, негодяями, и сам негодяем стал».
Возможно, в то время Горький искренне не понимал, какую мину подложил под крестьянских поэтов своим доброжелательным советом дать хороший подзатыльник». (См. Пашинина Валентина «Неизвестный Есенин» - книга, рассказывающая много интересного из истории России - bookscafe.net›read/pashinina_valentina…esenin…)
_____________
Параллель между оценками Герцена и Белинского и рекомендациями Горького очевидна. Если первые сетовали, что Онегин и в среду не вписался, и должного применения своим способностям не нашел, то Горький пошел намного дальше - настаивая на подзатыльнике всем, не вписавшимся, не отвечающим задачам времени, не служащим обществу (в том узком, убогом смысле, как это понимал соц.реализм).
Держаться за термин «лишний человек» – то же самое, что повторять за Горьким его трагические заблуждения, став бездумным рабом его авторитета, вместо того, чтобы спросить вместе с Маяковским:
«Алексей Максимыч,
из-за ваших стекол
виден
Вам
еще
парящий сокол?
Или
с Вами
начали дружить
по саду
ползущие ужи?»
(Из «Письма писателя В.В.Маяковского…»)
Анна Витальевна Коростелева 1 14.03.2017 12:04
.
_______Благодарен, за Ваши письма, о лишнем человеке, милая Аннушка!
В начале Вы упомянули Онегина и Печорина, что наводит «исполинскую мысль», на выводы, которые я бы не отвергал с порога, несмотря, на кажущуюся одиозность.
Заметьте, название рек - Онега и Печора, влившись в имена литгероев, оказались роковыми. Так-же, Рудин от реки Руда, Волгин у Чернышевского, Онегин с Печориным у Пушкина и Лермонтова – все они, так или иначе, были названы "лишними людьми".
И, раз уж образовалась такая тенденция,то не кажется ли Вам, что в эту «речную компанию», по логике просится еще один носитель имя-рек:))? - при чем, далеко не столь безобидный, как первый – убивший одного Ленского и второй – одного Грушницкого?
По-моему, в первую очередь на лишнего человека тянет герой, присвоивший себе псевдоним от реки Лены. И ежель, он до сих пор не угодил в «компанию лишних», то только потому, что ни чей учительский ум не прицепил ему, слямзеный у Белинского ярлык!
А штамп «лишний человек», вовсе не возражал бы чтобы его,выйдя из круга стереотипов, хоть раз использовали по назначению.
Почему-то тот, кто учинил в целой стране гигантский бардак, истребив половину населения, не считается лишним. Хотя, если уж вооружаться этой беспардонной терминологией, то из всей «речной компании», я бы отдал пальму первенства, именно, ему! По-крайне мере, такая трактовка, интересна, уже тем, что хоть как-то разбавляет затверженные учителями слова, собственными выводами.
Если уж Керенский, по выражению Ленина – «политическая проститутка»,
то сам Ленин - по выражению Белинского, вполне себе, никудышный парень!
Эта парочка - «путана и лишний человек», скандаля в Зимнем, на фоне гегемона,
какающего в вазы Бенвенуто Челлини - классическая иллюстрация исторических персонажей, отразившаяся в насмешливых глазах неблагодарных потомков.
Должен подчеркнуть, что на мой взгляд, понятие «лишний человек», глубоко порочно, ибо когда один отказывает другому в праве быть – при этом, себя любимого
считая отнюдь не лишним в этой жизни, а даже весьма необходимым, то этим он уже заслуживает быть посланным далеко и надолго.
Позиция, вычеркивающая кого-то, как нечто ненужное, попахивает каннибализмом, тем более, что объявленный лишним, чаще всего умней и талантливей, тех, кто себя-то лишними не считают!
Всякий борец за добродетель, кидающий камень в грешницу, становится ниже той, которую обвиняет. И целая толпа, крича «Распни его!» всем своим ничтожеством, подтверждает эту мысль. Во все времена, бичующая за чужую чистоту правда - есть грязная ложь! Ибо самую большую грязь несет тот, кто громче всех кричит о чистоте
и самый большой грех несет тот, кто изобличает чужие падения. Потому что никто не свят. Святость не бичует чьи-то пороки, а сострадает и милосердствует.
Выразив свое отношение к теме "лишний человек", углублюсь в образ Печорина, чтобы осмыслить за какие грехи его так лихо вычеркнули из общества.
Но, поскольку, в отличие от Онегина - антипода Пушкина, Печорин - явный портрет Лермонтова, то я, всматриваюсь в создателей наших «лишних героев», (будучи старше Пушкина и Лермонтова), в том срезе времени, которое необходимого для созревания личности.
В юности приходит пора любви и сама по-себе юность, столь чиста и нова, что в ней неизменно вспыхивает мечта о любви, как об абсолютной чистоте.
То чему никогда не суждено быть, ибо мечта об абсолютной чистоте, после взросления становится смешной, но воспоминания о потерянном аде отрочества, грустны и трогательны, ибо без смуты страданий, падений и взлетов, душа не может
войти в зрелость.
Всем с юношеской мАксимой хотелось бы обладать абсолютной чистотой, но
неосуществимо, потому что как только мы начнем ею обладать - никакой чистоты, уже не будет – остается греза об абсолютном недоступном, как исламская идиллия о вечных гуриях, которые всегда остаются девственницами, сколько бы ими не обладали.
Пушкин, повзрослев пережил слезы и восторги, сохранив солнечность своей натуры, во многом, как мне думается, благодаря уникальному 6-ти летнему воспитанию в царском лицее.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Атмосфера обучения там сформировала в Пушкине ту великолепную гармоничную основу, которой напитана его поэзия: – это и чувство достоинства, когда учителя обращались к ученикам на «Вы» – это и принадлежность к высшим слоям общества, и способность к близкой дружбе, к доброжелательному товариществу, это понимание педагогами возможностей своих учеников.
Когда Пушкин, решая уравнение, окончательно запутавшись
сказал: - "ответ равняется нулю".
«В моем классе, господин Пушкин, все ваши знания равны нулю,
садитесь и пишите стихи!» И главное - это преемственность:
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил.
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - как ответственность, чувство долга, четь и гордость – возложенного доверия. И, в довершении, – гуманитарное направление
общего развития лицеистов, каждый из которых стал необычайно
глубокой, интересной и значимой личностью.
Благодаря этому развитию юношеская мечта об абсолютной чистоте:
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
К пушкинской зрелости трансформировалась в образ близкой женщины, жены подруги, равной собеседницы, матери, хранительнице семейного очага.
Но, Лермонтов, в силу молодости, не переболел вечной тоской по недосягаемому абсолюту, не вызрел. Свое становление он прошел в кадетском корпусе, где поддерживалась атмосфера отеческого отношения офицеров к младшим, там в нем вызревал поэт и воин.
Но в лермонтовских декорациях осталась доминантой мечта великой души, тоскующая по небесной чистоте, высокой духовности, презирающая скучные песни земли!
Представить Лермонтова отцом семейства невозможно.
А Пушкина ревновали к Натали и Ахматова, и Марина, образно позиционируя его, как мужа, что не могло бы случится с образом Лермонтова.
Его идеал воплотился в Демоне с мечтой об абсолютном недоступном.
Ибо стоит Демону завладеть Тамарой, как он тут же перестанет ее желать.
И Онегин говорит, олицетворяющей абсолютную чистоту, Тане:
«Я сколько не любил бы Вас,
Привыкнув разлюблю тот час»
т.е. достигнув, разлюблю. Любой, кто коснется абсолютной чистоты,
включая себя самого, осквернит ее.
Но, спустя время, Онегинская фраза, :
«Я утром должен быть уверен,
Что с Вами днем увижусь я»
звучит уже, как переболевшая мечту об абсолютной мАксиме, зрелость.
Но эта печальная нота, остается вечной, трагической темой Лермонтовской
любовной лирики.
Пушкин унаследовав мировоззрение Байрона, изжив в Онегине - байронита.
Лермонтов, идя за ним – байронизмом переболел, унаследовав от Гете титанический романтизм на метафизическом уровне, который не разменивается на такие вещи, как конфликт с обществом.
Передовая вечную мечту Мефистофеля о недосягаемой чистоте:
Приятный трепет вдруг объемлет вас,
И, девственным дыханьем напоенный,
Огнем в лицо вам пышет воздух сонный;
Вот ручка, вот плечо, и возле них
На кисее подушек кружевных
Рисуется младой, но строгий профиль
И на него взирает Мефистофель.
Лермонтов слышит звуки небес, отрицая все, что не может этому соответствовать.
Подойти к пушкинским ценностям:
«Сидение в навозе и мечтание о розе»
не получается. Но именно эта, внутренняя вражда, надрыв омерзение, взаимное отторжение и социальная гибельность, поднимают в нем высокие волны литературы, порождая гениальные нетленки.
Помните, у Мандельштама:
"А без неба это никакая ни любовь, а даже свинство."
И в этом аспекте духовность Лермонтова, уклоняясь в сторону востока, в восприятии женского начала, балансирует между молитвенным и потребительским отношением.
Это солнечный, великодушный Пушкин, в духе западных ценностей, мог сказать:
"Как, дай Вам Бог, любимой быть другим!"
Лунный, звездный Лермонтов - никогда! Его восприятие ближе к восточным традициям
"Моя - или ничья!" Это вечная тоска по женщине и презрение к ней – не имело конвергенции — процесса сближения, схождения компромиссов - такая терпимость, формируется ближе к зрелости.
И Лев Толстой в юности, страдавший тем же стремлением к абсолюту, в романе "Воскресенье", сублимировал эту энергию. Неклюдов, весьма, портрет Толстого.
«Всю жизнь выдумываешь героя, и в результате, пишешь о себе.
Доживете до старости, разозлитесь и скажите о людях, то что Вы о них думаете."
Соблазнившись абсолютной чистотой Неклюдов смолоду, легкомысленно оскверняет ее,
но с возрастом, приходит к осознанию и раскаявшись, едет за Катюшей Масловой на каторгу, правда, едет с комфортом, прихватив сервиз. И если б она вышла за него - получилась бы чудовищная пошлятина. Но Толстой, увлекающийся морализаторством,
слава Богу, не допустил этого, и в результате роман вышел гениальный.
Ибо Неклюдов оказался на каторге не ради нее, а ради себя - настоящий подвиг тот, который никем не оценен.
А Лермонтов, как одинокий демон, странствующий в холодной пустыне человеческого непонимания, ощущая в себе огромные не реализованные возможности, метался в поисках какой-то параллели, хоть какого-то спутника, отождествления себя с вечным
изгнанником:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
«нивы бесплодные», мучат его и отторгающая Родина. Он был вырван из университета,
отправлен в ссылку - у кого нет Родины, тому нестрашно изгнание.
И через образ Печорина, Лермонтов показал, что происходит с человеком, наделенным великой силой, которая не находит применения в обществе. Печорин не вписывается ни в одну нишу, ни в одну среду - он проноситься мимо, ломая чужие жизни. Ибо он герой никакого времени! В нем напрочь отсутствует та идентификация, с которой он мог бы легко и радостно совпасть, душа его скучает по абсолютной чистоте:
«Белеет парус одинокий
Увы он счастия не ищет
Под ним струя светлей лазури
А он мятежный простит бури»
Но есть другой путь в обществе – который олицетворяет в "Герое нашего времени" личность Максим Максимыча - добрый, честный служака, а как он фазанчиков умел приготовить! Но ведь Печорин - это человек не вектор – это человек масштаб.
И это путь - убийственной посредственности - исключен для него.
К тому же Лермонтов показан финал пути добряка Максимыча: красный нос, хриплый голос, нищета, одиночество - тупиковый, унизительный конец, кто хочет видеть себя
на его месте? - никто не захочет!
Но, слова императора после прочтения «Героя нашего времени» - «я, уж понадеялся, что героем будет Максим Максимыч, говорят о том, что в этом обществе Грушницких, да Максимычей - нет места Печорину - это поколение томится в бездействие.
И Печорин лишний не в самой жизни, а в этом обществе, где царит двойная мораль, коррупция, фальшь, где нет ни намека на честность, на справедливость и некуда
расти, и некуда стать, и нет будущего. – Он лишний не потому что плох, а потому что слишком хорош. Слишком одарен для этой среды, для этой Отчизны, которую, как истинный воин, готов кровью защищать – «золотая шпага за храбрость!»,
но обречен на внутренняя колонизация. Что происходит с человеком, попадающим в
тупиковую серость, выдавливающую его из мира живых?
Он начинает «обижать девушек», чем собственно, и занимался Печорин.
Но русские добродетели соединились в "Княгине Луговской" - Вера создана из Вареньки Лопухиной, все черты ее отданы Вере, включая родинку на щеке. Только она могла заменить ему звуки небес, могла хоть как-то ему светить.
Но не судьба, даже могучей волевой не преодолеть тоскливую русскую действительность. И не догнав ее, он загнал лошадей, в отчаянье рыдал, и великие бури разрывали его одинокую, «лишнюю душу»
И, отдавая дневник Печорина последние слова, что слышит о нем Максим Максимы,
«погиб он, где-то в Персии и меня это радует».
И те же, по смыслу слова, сопровождают в последний путь и самого Лермонтова. Слова, сказанные Николаем, узнавшем о его гибели:
– «Собаке - собачья смерть!» Чем царь вызвал негодование даже в собственном доме!
А непревзойденная лирика Лермонтова, разматывает нервы, так, что отнюдь не сентиментальный Бунин, читая в эмиграции перед смертью эти стихи, плакал над ними:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,___ этот, бедный листочек...
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.____ никому он не пара
Но мир Лермонтов видит ясно, с особой чуткостью вдохновения и за два месяца до смерти, он написал 20 шедевров.Застенчивый, сутулый и неловкий, его непримиримость и аскеза, были невыносимы окружающим, его выносливость и храбрость, устойчивость при отсутствии бытовой приспособленности – черты истинного аристократизма. Современники вспоминают, что никто не мог выдержать его взгляда, что-то страшное глядело из его глаз, которые никогда не смеются – это было мистическое, черное отчаянье, отверженного людьми гения.
В момент дуэли, вдруг дикая гроза разразилась на чистом небе. И дуэль эта, по сей день осталась - делом темным...
Хотя бы потому,что раскаиваясь, и каждый год в день убийства Лермонтова, напиваясь до смерти, Мартынов, прожив за 80 лет, наплодив 11 детей, на вопросы как это было отвечал: - «я раскаиваюсь, но я убил бы его еще раз!»
Это было не сложно, потому что Лермонтов выстрелил в воздух, со словами:
«Буду я еще стрелять в этого дурака!»
И раскинул руки, Мартынов выстрелил в сердце, по сути безоружного человека – убийство – вызванное самоубийством.
Но это ненависть, сохраняющая ярость всю пустую, длинную Мартыновскую жизнь
не могла иметь такое стойкое порождение злобы из-за интрижки, насмешек Лермонтова,
сказанной неловкости при дамах, или из-за ссоры, задевавшей сестру Мартынова.
Безусловно, нечто большее, питало остервенение этой неуемной ненависти, и это ничтО иное, как невыносимость чистой гениальности, которая для посредственности, страшнее всего! И дикие, вульгарно жестокие слова позорящие русского царя: - собаке собачья смерть есть тому подтверждение, ведь не был Лермонтов заговорщиком, чтобы столь ожесточенно ненавидеть его.
Все прощается на этом свете, но гения - царство посредственности не прощает!
Врага - могут простить - гения не простят! Тот кто выше, кто вне, кто недосягаем – всегда будет неприкаянно лишним, и дико огромным, как Гулливер в стране лилипутов. Это нестерпимая зависть, жалкая уязвленность своего ничтожного "я":
истерично вопит: «уйди, исчезни ты лишний!» Уйди! Ибо в тени твоей, даже монарх
примитивен и бездарен!
Лермонтов родился во время грозы и умер во время грозы.
Но, пока общество не поймет что незаменимые люди есть - каждый незаменим,
а лишних нет – потому что каждая жизнь - есть ценность, оно будет выдавливать из мира душу бОльших масштабов, чем собственная душа, тем самым обрекая себя на духовную деградацию, где стандарты, подавляющим большинством, устанавливает серость, которой неведомо ни великодушие, ни благородство.
И та ненависть, что послана вслед, погибшему 26 летнему поэтому, одинаково унижает и убийцу, и монарха, и общество - назвавшее его "лишним человеком".
Неслучайно, Лев Толстой сказал:
«Если бы этому мальчику дали пожить, еще лет 10-ть,
то нам всем нечего было бы делать в литературе.»
*
Страна меня слезами не орОсит,
Когда покину жизнь, достигнув дна.
И розы красной мне на гроб не бросит,
Моя холоднокровная страна.
Нет, я не растворюсь во мгле бескрылья!
Ты, вечерком зайдя на интернет,
Всплакнешь и вспомнишь, что на свете был я,
Случайно не прочитанный поэт.
Дождинных струн, касаясь пятипало,
Скользну прозрачной каплей по щеке
И растворюсь, как-будто небывало
В туманно, темно-синем далеке…
Ты не грусти, голубка, у экрана,
В загробном мире огорчений нет.
Я "на груди утеса великана",
Сплю тучкой, в лунный завернувшись свет.
Сан-Торас 17.03.2017 04:55
А сколько возможностей оставляете Вы, Санто?!)) У меня куча готовых откликов, которые осталось снабдить завершающим штрихом и вогнать в узкое русло рецензии.)) Так что, Вы воодушевляете меня сказать о чем-то давно зревшем, а я в данном случае спровоцировала Вас.))
И как интересно получилось. Я говорю: «Для иных лучше остаться не у дел, чем натворить дел» и привожу пример — Ленина. Вы упоминаете рассказ Толстой, где Ленин (благодаря вмешательству Пушкина) оказывается вне тех дел, которые дорого обошлись России и ее детям.
И тут, возвращаясь к нашим давним знакомцам — Онегину и Печорину, - Вы, обращаясь к их фамилиям, записываете в «речную компанию» (классный термин) товарища Ленина! Блестяще подведена речная тема под наши нужды!))
А почему, собственно, ему там не быть? Потому что его ум нашел применение? То есть, когда ум использован (пусть даже для невероятно жестоких дел), значит обладатель сего ума нашел себя и сокрушаться о силах, оставшихся без приложения, не надо? Или когда количество жертв чьего-то ума исчисляется тысячами и миллионами, то говорить о его «лишнести» не приходится? Потому что ему сопутствовала удача. А у нас оплевывают неудачников и поклоняются добившимся успехов злодеям...
Продолжение следует.
Анна Витальевна Коростелева 1 17.03.2017 06:50
В том-то и дело Аннушка, у нас есть термин: лишний человек, а как его трактовать
- никто не указ! - Трактовка любого понятия требует личных усилий, потому что
это пояснение - значение смыслов - так вот, одни считают, что лишний - это тот, кто не реализовался,
а другие, наоборот - считают это тот, кто слишком активно реализовывал себя:))
и достал всех своей деятельностью:))))
Да, мы с Вами идем по разным ассоциациям, как в свободном плавание :)
Сан-Торас 17.03.2017 07:35
*
______Вот именно, Санто! Может мы иметь СВОЙ курс, если нас влекут ИНЫЕ земли, иные истины? И вовсе не обязательно тащить в это плавание чьи-то окаменелые термины, грозящие потопить судно.))
Кстати о зрелости духа (и зрелости любви, в частности) написала эссе - отклик на одну из Ваших фраз (где мы обсуждали "платоническое" чувство Онегина). Не явилась к Вам с рецей, намереваясь ее немного сузить, а потом отвлекли дела. А сегодня Вы раскрываете эту тему (без моих провокаций). Телепатия, не иначе.)) Наверное, потому что наши корабли плывут в одну сторону.))
Анна Витальевна Коростелева 1 17.03.2017 07:52
*
Ненене, камни - ни за что! От этих навязанных штампов у людей в мозгах
каменная болезнь:))
У нас эскадра!
А про платоническую любовь Онегина - глупость эту фригидная мысль породила.
Знаете, Аннушка, а ведь Ленин здоровски отомстил обществу за Печорина:)
За всю эту речную компанию лишних!
Вам Печорин лишний? Потому что ему силы исполинские некуда приложить?
Потому что ему делать среди вас, тупых и приземленных нечего?
Ладно! Нате вам Ленина - он уж силушку приложит и дел наделает - маманегорюй!
Будет вам человек не лишний - деятельный, полезный, активный и место свое
найдет и вас всех подвинет и задвинет так, что себя не найдете!
Вот так жизнь и учит, только учись, успевай.
И были посланы в мир великие реки - Печору песком засыпали,
а река Лена вышла из берегов и утопила, назвав "лишним" целое общество
дворянское, чтоб они поняли, что значит объявлять кого-то ЛИШНИМ!
И каково это самим стать лишними. Интеллигенцию этот нелишний Ленин
назвал - говно, дворянство уничтожил - кто изгнан был, а кто остался
перестал быть дворянином - нет больше целого класса - ЛИШНИМ оказался.
И царь лишним стал и царская семья - вот так жизнь учит, да воспитывает.
Собаке - собачья смерть - бумерангом на весь род царский - не шути с демоном!
Только никто ничему не учится и выводов не делает, и сознание не включает.
Как долдонили одно и тоже, так и продолжают - я уж в этом на практике
убедился. Тупое, агрессивное НЕПОНИМАНИЕ. Сами осилить, осмыслить не могут.
На блюде принесешь - нате, вкушайте, распробуйте! Дык нет - блюдо
перевернут, затопчут и снова ту же ересь долдонят бес-про-свет-но.
Сан-Торас 17.03.2017 20:17
Свидетельство о публикации №117031611249
Экспромтану по поводу:
*
"Страна меня слезами не орОсит..."
*
К чему печаль футболить в душу,
И разрывать на части сердце?
В век, где культуры дух синюшен,
Как моль в частотах силы герца...
***
Ты чего это по весне, и так грустно?
Виктор Косолаповский 17.03.2017 23:54 Заявить о нарушении
Март футболит ветром в душу
Улицы красны!
Я капелью оглоушен -
Серебром весны!
Сан-Торас 19.03.2017 20:49 Заявить о нарушении
Виктор Косолаповский 19.03.2017 23:04 Заявить о нарушении