Владимир

Князь Владимир

А прошлое не посох, фимиам,
Развеянный над старым алтарём,
Чтоб заново отстроить ветхий храм
И купол переплавить янтарём…
Елена Мячева «Фимиам»

Часть 1.

В былинные года Плакида (1) Руси
Прославил Христа, забвеньем взятый.
С усердием, бранясь, княженья просил -
Апостолам ровня - Владимир святый.

Властителем земель обширных он стал,
Побдивший Ярослава с верным дядей.
Перуна (2)-среброглава в весях (3) оскал
С усами золотыми - тьмы исчадье -

Полюдье изымал. Возложен урок (4).
Перуна деревяшку ту Добрыня,
Кумира, поставил поморам в упрёк.
Уязвлена смиреньем их гордыня.

«Языческие боги Русь сохранят», -
Владимир размышлял, поляков взявши.
… Невинные сердца, заклали ягнят, -
Бессмысленную требу (5) жертвы пляшут…

Наложницы  - премного, жёны – сполна
Усладой похотливой взяли князя.
Библейский Соломон завидует весьма,
Сочувствует – Владимир в сраме, грязи.

… Ятвягов (6) покорил – нуждались божки
Кровавого хваленья славной брани…
«Сынами человеков лепят горшки?»
Расспрашивал варяг рабов Сата’на.

В запятье (7) Феодор, ещё Иоанн
Христом преобразились. Станут молвить:
«Ловитву обустроил дьявол, капкан
Деяний беззаконных полных крови!»

В запятье Феодор, ещё Иоанн
Честили Миродержца-Бога: «Брёвна
Истлеют, - разукрашен хоть истукан
Алчбою (8) ненасытной,  - прахом ровным»

В мучениях тяжёлых сын и отец
Погибли,  - зарубили очень сильно…
Обрадовался дьявол: «Скоро конец,
Христовое низвергну я засилье!»

Одумался Владимир: «Вижу, Христе,
Диавола честил, отринув веру.
Премудрая княгиня Ольга во кресте
Ходила, познавала Божью меру».

… Посланники ислама знамя несли.
Неграмотный Владимир, хмель избравший,
Обидел мусульман. Немецкие послы
Ругали деревяшки – «Шли бы дальше!»

Рассеяны евреи Богом в упрёк,
Законники Талмуда (9) были с князем:
«Желаете Руси печальный итог?
Распявшие Ешу (10)! Уйди, проказа!»

Философа (11) послали греки сказать
Распятого Христа в краях далеко.
Владимир вопрошал: «Вера ль, стезя
В распятого евреем тем калеку?»

 - «Глаголили пророки, время пришло.
Начертанное Богом то свершилось:
Оставленный Иисус пророчеств число
Исполнил безусловно Божьей силой!»

«Воистину страдавший Бог? Занемог?
Себя смиреньем изнуряет – се достойно?
Счастливого житья прославлен Сварог (12)!
Христос безумец – потому беспокойный!»

«Страданием Иисус показывал то,
Сильнее человек восстанет новый».
Библейские слова поведал. Зато
Владимир размышлял в кручине (13) овой (14).

Последние вопросы князь задавал:
«Водою окрещённый, с древа мёртвый,
Зачатый почему женою?» Накал
Философ усмирил… Холстина стёрта,

Виднеются озёра муки, стыда.
Сады благочестивых, рая – справа.
Владимир указал перстами: «Туда,
Желаю отправляться в Вырей (15)». – «Славно,

Крещение прими, дружина и ты!» -
«Немного подожду». – Владимир скажет.
Запали глубоко красоты: «Мосты
С Царьградом поскорее стянем вражьи ».

1 - Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение».
2 – Перун - в пантеоне древних славян, бог-громовержец, бог войны.
3 – Веси – малочисленные поселения.
4 – Урок – налог.
5 – Треба – в культе древних славян принесение жертвы, даров богам.
6 – Ятвяги – литовские племена
7 – Запятье – неожиданная остановка на пути.
8 – Алчба – страстные притязания, домогательства.
9 – Талмуд – собрание учительных текстов иудаизма и вторичных толкований устного предания Библии
10 – Ешу – ивр. «Иисус»
11 – Константин Философ – один из первых греческих миссионеров христианства на Руси.
12 – Сварог – в пантеоне древних славян, бог-демиург.
13 – Кручина – грусть, уныние.
14 – Овый – другой, парный.
15 – Вырей – в представлениях древних славян Нижнее небо, где вращаются Солнце, Луна и звёзды.

Часть 2.

«Чудесные слова, воскреснем ещё, -
Дружинники сгрудились, князь, бояре. –
Законы отвергают – мудро речёт!
Давайте-ка на службу к ним нагрянем!

Болото кулики охотно своё
Воспели дифирамбом!» (1) Скоро стало
Посольство изучать законы, жильё.
В минбары (2) мусульман входили, в залы.

С католиком в Церквях стояли. Одно
Заметили посланцы: смрадно, строго
В мечети с шариат-законом. Темно
В латинской беспристрастной Церкви. Богом

В прекрасной литургии взята душа!
(Пресветлый патриарх устроил гостю:
Нисходит благодать, глаголом дыша,
Восхищены (3) в любви незримой горстью!)

С дарами возвращаясь, с честью, писал
Посланец  окруженью, князю: «Служба
Получше. Посреди растёт краснотал
Любви благоразумной с Богом дружным.

Усладу полюбив, отвергли полынь
Языческого мира. В тех чертогах
Понравилась душе небесная синь, -
Неможно возвращаться встарь дорогой!»

Владимир пораскинул как-то главой;
Надумал повенчаться с Анной страстно.
Дружину подослали к Корсуни той
Осадой заниматься. (Там ужасно:

Чумою подкосила жителей смерть!)
Взмолили пощадить, - Владимир скоро
Насыпал укреплений. Так круговерть
Годами продолжалась до измора...

Царьграда басилеи (4) взяли глагол:
«Креститесь! Единоверно узы скрепим,
Помиримся в века, Владимир!» - «Щегол!
Жемчужину (5) сотру в пустые степи!» -

«Подарок принимай – деспойну (6) тебе,
Ананью, (7) отдаём навеки, - примешь?
Условие одно – крещенье в воде!» -
«Готовый подвизаться верой в Крыме!

Испытывал закон, - прекрасен канон…»
Слезами удавилась Анна в горе:
«Иду я как в полон – пройти б Рубикон! -
Мучениям навстречу в жёлты зори…

Горячи Вавилона печи огнём!..
Се, Господеви, видно, нужно. Примусь!»
Племянники её глаголят: «Вдвоём
Ведут благополучно славу к Риму! (8)

Покается с войны дерзающая Русь:
Обрящем (9) примиренье нынче грекам!»
Владимира терзала вящая (10) грусть:
Белёсыми глазами стал калека…

Сочувственно Ананья ведает зрак:
«Крещенье Миродержцу-Богу сделай,
Источником очей доколе не иссяк!
Чудесное творенье - в здравии целом!»

«Исполненный величья, правдою Бог,
Который исцеляет немощь люда!
Крещение иму, - бессилен Сварог!» (11)
Владимир окунулся с полной грудью,

Тройное погруженье сделал. Прозрел!..
Глазами в небесах увидел славу:
«Воистину Преблагий Боже! Удел
Познанья моего настанет правым!»

Дружина, увидав, бояре, уже
Крестились бессловесно с новым князем.
Владимир выходил, надев неглиже, (12)
Соборы изучал, смакуя язя.

Молитвенное слово, Символ, псалмы…
Разврата латинян Владимир слышал, -
«Грядущий накануне вниде!..» В холмы
Свои благословлён Владимир свыше.

Климентову святыню взявший с собой,
Цевницу (13) покидал Владимир. Вено (14)
С царицы басилеям отдал с войной:
Любовно помирились все почтенно.

Завяжем в небесах, что завязано здесь.
Пехота уходила в Киев с славой.
Служенье отправляет красное днесь
Владимир досточтимый, главный!

1 – Дифирамб – преувеличенная, восторженная похвала.
2 – Минбар – кафедра внутри мечети, откуда имам возглашает проповеди.
3 – Восхищены, т.е. в том смысле, какой придавали русские мистики XVII века - взяты в экстазе на небеса.
4 – Басилей, басилевс – титул царя в Византийской империи.
5 – Жемчужина – имеется в виду Корсунь, из её порта в Европу вывозились редкие пряности и меха.
6 – Деспойна – женский аналог деспота, госпожа, царица.
7 – Анания, Ананья – вариант евр. имени Анна, Аннан.
8 – Под Римом (вторым) подразумевается Константинополь, он же Царьград, как преемник первого, павшего Рима, согласно одному из апокалиптических сказаний.
9 – Обрящем – обретём, получим.
10 – Вящая – премногая, богатая.
11 – Сварог - в пантеоне древних славян, бог-демиург.
12 – Неглиже – домашняя непритязательная одежда.
13 – Цевница – народный духовой инструмент, род свирели.
14 – Вено – свадебный выкуп с невесты.

Часть 3

Наполнены финифтью (1) очи его,
И помыслы благие ум содержит.
В столицу возвратился «С сорной травой
Язычества срывать поганый стержень!

Жечь идолов! Рубить!» Звенела земля
Кокоры (2) истуканов валят снова!
В порыве мужики вспахали поля
Посевов благородной жизни в Слове!

К Перуну подошли  - сорвать лебеду
С запущенного взором нови (3) бока.
Свалили деревяшку, чтобы резеду (4)
Выращивать в садах, в краях далёких...

Лежала деревяшка – скинули с небес
Украшенного страхом бога лести.
Колотят топорами усердно – с очес (5)
Обрубками спадает слава с честью…

Перуна обругали – кинули в Днепр:
Спасает пусть себя, плывущий в море!
На отмели в него потопчется вепрь,
Истлеет через годы в переборе…

«Что славили вчерась, ругаем сейчас» -
Запишет летописец в книгу годы.
Услышим чрез века хранимый наказ
Воспринятой тогда Христа свободы!

Условил тайнодейство с греками князь.
Монахов разослал с гонцами всюду,
Услышали в народе чтобы наказ
Явиться поутру работному люду,

В богатстве, в нищете». Иначе врагом
Владимиру считаться будут. В граде
Сужденье учинили: «Се, поделом
Восприняли благое князь, уряды.

Не будь оно добром, начальника тын
Сломили бы давно противу сердца!..
Прекрасна, очевидно, вера. В алтын
Прибавится душе…» Сыграли скерцо (6).

Креститься зазывали утром попы.
Бояре обошли купели быстро.
Бежали спозаранку волны толпы,
С персями (7) окунались в воды исто.

Владимир впереди, с дружиной, давно
Грудиной рассекает волны гордо.
Крестительной молитвой нудят гумно (8)
Монахи-корсуняне словом твёрдым.

Родители и дети в небо глядят:
Велико озаряет слава реку,
Исполненные светом Божьим в рядах
Апостолы, чины… сиять сызвеку

К спасаемым пришли…Отрада, смотри,
Рассеяна повсюду. Ладан (9), смирна (10)
Усладу вознесут в эфир изнутри,
Кимвалом (11) отбивали чтобы клиры!..

Диавол проклинал себя в стороне:
«Отсюда изгоняют в час молитвы…
С приспешниками, было, вскачь на коне
Устраивал облавы и ловитвы

Иисусовым мужам. Двоих навсегда
Забили топорами ныне. Сейчас
Приходит королевству злому беда,
Разрушены глаголом стены зараз!..

Когда-то помышлял науку Христа
Низвергнуть, поджидая в странах тёмных.
Апостолов слова в глухие леса
Давно не заходили. В тех урёмах

Веселие моё служили! Слова
Давно не заходили Бога!.. Ныне
Повергнуто жильё в поленья, дрова
Невеждою, крещённым в дальнем Крыме!

Апостолов мечи, страдальцев слеза?..
Победы не увижу вашей боле…
Настигла моему веселью стезя
Навечно ожидать Суда в неволе».

Владимир славословил Богу с холма:
«Земли Миродержитель, неба! Взглянешь
На новых человеков, с оных сурьма
Изъята бесовщины. В сердце, длани

Науку возложи познаний таких,
Чтоб истинного Бога знали равно
Уделам христианским царствий чужих .
Твердыню укрепи в сердцах подавно,

С доверий неуклонно чтоб вера росла!
Пособие прошу противу беса,
Диавола проделок, козней числа
С надеждой одолею,  с Богом в персях!»

В возвышенности звоном быль отдаёт:
Василию святому Церковь ставил
Владимир искони. Так старый налёт
Язычества Перуна стёрли главный.

Бояре десятину, кольпы (12) в её
Строительство отдали сами. Книгам
Науки христианской, как строить жильё
Подростков обучали. Мати с криком,

Рыданием пускали: «Мёртвые как,
Нетвёрдые покуда в вере!» - «Это
Учению Христову только пустяк,
Словами искони! А с твёрдой – в Лету…»

Владимир печенегов долго гонял,
Победой опрокинул в злые степи,
Откуда домогался демон-шакал .
… Заступницу честил в годах свирепых.

Воздвигнул Пресвятой златую главу, -
Отныне христианским людям стала
Отрада наполнять домашнюю мглу.
Владимира блеснёт душа-зерцало,

Отрада наполняет тела среду ,
Невеждою Владимир стал навечно…
С воленьем возлюбил, раздавший еду,
Наполнил голодавших Божьей речью.

Помилована Богом русских земля,
Особенную стать подали свыше:
«Храните навсегда, любите поля,
Кроплённые с кажденьем». В эту нишу

Поставлены святыни князя Руси.
Великий Константин! Величье Рима (13)!
Великий патриарх княженья просил, -
Решился подвизаться верой в Крыме.

Глаголим, князь, тебе, хвалы океан, -
С неведенья завесу снял однажды,
В котором погибали предки. Пэан (14),
Усладу даст Господь тебе в день каждый !

Развяжем в небесах, что развязано здесь.
Монахи обходили Русь со славой.
Служенье отправляет красное днесь
Владимир досточтимый, главный!

В былинные года Плакида (15) Руси
Прославил Христа, забвеньем взятый.
С усердием, бранясь, княженья просил,
Апостолам ровня, Владимир святый.

1 - Финифть – эмаль, наносимая на металлическое изделие для его украшения.
2 - Кокора – нижняя часть ствола хвойного дерева, выкопанная из земли вместе с крупным корнем, перпендикулярным стволу.
3 – Новь – целина, не паханная ещё земля.
4 – Резеда – садовое травянистое растение с конусообразными соцветиями
5 – Очесы – то же, что очи.
6 – Скерцо – небольшое музыкальное произведение в оживлённом темпе.
7 – Перси – грудь.
8 – Гумно – площадка для молотьбы.
9 – Ладан – ароматическая смола для каждения.
10 – Смирна – благовонная смола для каждений.
11 – Цимбал (кимвал) – музыкальный инструмент в виде ящичка со струнами, по коим ударяют молоточками.
12 – Кольп – древнерусское женское украшение, полая золотая (серебряная) подвеска, украшенная сканью, зернью, эмалью.
13 – Под Римом (вторым) подразумевается Константинополь, он же Царьград, как преемник первого, павшего Рима, согласно одному из апокалиптических сказаний.
14 - Пэан (paean) – хвалебная песнь.
15 - Евстафий Плакида — святой мученик II века, полководец. Первоначально был язычником, но милосердным и справедливым. Однажды во время охоты олень, за которым гнался Плакида, принял образ Христа, и Господь сказал Евстафию: «Я Христос, Которого ты боготворишь, не зная этого. Иди и прими крещение».


Рецензии