Истоки аланской культуры в эволюции Украины
Многие считают, что гибридные расы не имеют чистого языка. Касательно идей и крови утверждается мнение о смешении и отсутствии реальности в них. Так как речь и культура это те особенности, которые их отличают. Раньше слова имели лишь очевидное единственное значение. Они являлись носителем духа народа, его выразителем. Смешение народов породило много слов с разным их значением, отсюда и многие толкования их происхождения.
С другой стороны порядок вещей и слова не являются чем-то постоянным, как и культура. Они постоянно лишь изменяются, и причин свидетельствующих тому множество.Тексты времен, лексика и ее особенности,фольклор, лингвистические исследования, этнография и история народов, археологические доказательства, памятники и их принадлежность, искусство и быт, вероисповедание, все это свидетельства культурной эволюции человека.
Культурная эволюция - это эволюция поведения и способностей человека. Это способ выживания и приспособления к условиям внешней среды, способ передачи информации от одного поколения другому, от одного народа другим.
Она основана на сбережении знаний, приобретении новых и передачи их последующим поколениям. Это духовный свет поколений мысли, чувства, состояния людей (обучение младших старшими.)Искусство лишь метод передачи общественно-необходимых мер по воспитанию и передачи информации. Это универсальный механизм и самосознание культуры. Кроме изменений в речи, культурная эволюция представлена: эволюцией орудий труда, моральных норм, религии и искусства, аграрной культуры и научно-технической.Чужеземные народы, проживающие на территории какой-либо этнической группы, называют этническими меньшинствами. На культуру этнической группы несомненное влияние оказывают этнические меньшинства. Появление их связано с миграцией населения, кочевничеством, завоеваниями территорий или изгнанием народов во время войн. Возникает закономерная смена культурно-исторических эпох на одной территории. А на формирование новых эпох или эволюцию оказывает влияние духовности и ранее живущего и вновь прибывшего населения.Наиболее наглядным доказательством этого являются современные этнографические данные о присутствии Иранского элемента в культуре населения стран Восточной Европы, в том числе и Украины. Проследим признаки иранской культуры в археологических находках данных территорий. Следы ее обнаруживаются уже в археологических находках Палеолита (период Вюрмского обледенения) в каменных изделиях «Капской» культуры пришедшей на территорию Украины через Кавказ[1].
Мы знаем, что Зороастризм был распространен на территории Персии и Ирана. Самым ярким его проявлением был тотемизм (поклонение животным и вера в происхождение рода от предка - тотемического животного.)В часы наибольшего потепления климата в археологических памятниках солютренской культуры на юге Карпат на фоне присутствия кремниевого инвентаря и появления костяных изделий в мадленской культуре встречались уже элементы тотемизма. Например, на рисунках из пещеры Каменная Могила близ Мелитополя изображали рогатых животных[2.В эпоху мезолита существовала траденуазская культура французского происхождения (М.Рудинский). Она была в двух формах, одна из которых имела отношение к Украине (юго-восточная в окрестностях р. Донец).
Ей соответствовало найденное при раскопках снаряжение из обсидиана (вулканического стекла) на Полтавщине и Харьковщине, которое указывает на связи с Закавказьем уже в мезолите. В ней присутствовали признаки тотемизма: изображения коней, рыб, различных символов.В слоях земли Закарпатья, соответствующих эпохе неолита обнаружены необычные захоронения,которые свидетельствовали о появлении обычая сожжения умершего, культовые фигурки богини и признаки тотемизма.В конечную фазу неолита (энеолит) получила свое развитие трипольская культура (2500- 2000 гг.) В так называемой медной эпохе обнаружены крестовидный жертвенник, хаты, построенные кругом, изображения богинь, грушевидные амфоры. На Юге Украины в то же время наблюдаются изменения вида захоронений: над могилами стали появляться насыпи (ямная культура), свидетельства о разведении овец и первые изделия из бронзы Северокавказского типа.В Галичине во 2 половине 3 тысячелетия жили хлеборобы с надбузской культурой (кремянной промысел), появились скрыньковые родовые гробницы, где были захоронены скорченные тела. Стены гробниц были сделаны из больших каменных плит. Такие гробницы в последствии будут обнаруживаться в местах, которые были когда-либо заселены северокавказскими проарийскими племенами из восточно-средиземноморского бассейна.С приходом бронзовой эпохи и Юг Украины был заселен такими племенами. Они принесли сюда ткачество, развитое скотоводство, плужное хлеборобство и культ солнца. Жили они патриархальными родами в селениях из землянок, преимущественно над речками. По формам похоронного ритуала здесь отмечаются культуры: катакомбная, срубная и скрыньковая. Захоронения постоянно сопровождаются находками бронзовых изделий. Это кобанские могилы в виде каменных склепов пещер с мечами, кинжалами, наконечниками для стрел из бронзы, первыми находками арийских символов: крест, свастика, круг, городки, квадраты, меандр. На вершинах могил находят каменные столбы (менгиры). Встречаются и другие культы захоронений, но они не имеют проиранистского происхождения.C началом железной эпохи в Малой Азии (северное предкавказье) сформировался центр железной (кобанской) культуры. Украина вошла в него в ранние исторические часы благодаря жившим здесь народам: грекам, скифам, киммерийцам, кельтским племенам бастарнийцев и др.
На рубеже меж 7 и 6 столетиями до хр. На Украину пришли с востока иранские племена, заняв край между Днепром и Азовским морем. О них пишет Геродот в своем труде «История» (5 ст.). Скифские памятники, царские могилы 4-5 ст. с жестоким похоронным обрядом (убивания жен, невольников и коней) с богатым золотым и серебряным убранством в животно-тотемическом стиле (олени, козлы, рыбы) свидетельствуют о переднеазиатских представлениях [3].
В середине латинской эпохи во 2 половине 3 ст. до христ. из-за Дона на Юг Украины пришла новая иранская орда- сарматы, они покорили большую часть скифов и были панами Украинских степей в продолжении 500 лет. Скифо-сарматские захоронения скромные, в них встречается серебро и железо, части конской упряжи. Великая засуха 1 ст. по рождеству Христ.в Азии заставила народы кочевников тюрко-татарского происхождения искать возможность проживания на Западе. Мигрируя, они доходили до территории нынешней Германии, тесня скифов и сарматов. Первые из них были гунны (3 ст.), затем болгары, авары и хазары (4-6 ст.). С 3 ст.до н. эры пришельцы назовут сарматов аланами. Со сменой в составе населения культура народов меняется. Появляется стиль дорогих головных уборов - украшений из золота с инкрустацией из стекла или драгоценных камней. Такие украшения также находят в аланских некрополях Осетии и в могилах Приднепровья. Этот стиль был распространен готами (германский стиль) и аланами (аланский стиль) по всей Европе.Ко времени переселения народов на территории Украины жили предки украинцев – анты. К культуре антов относят украшения одежды, конской сбруи головками коней и соколов: бронзу и эмаль из сарматских городищ. К памяткам антов относят и серебряную посуду из Перещепино Полтавской области.
На следующей странице эволюции культуры украинцев вплоть до 10 ст. рожд. Христ. на территории Украины находят могилы печенегов, половцев и татар, монгольские могилы Золотой орды 14-15 в.в. Однако, антропологи различают, встречающийся в могильниках особый тип длинноголовых черепов, считая их ираноязычными представителями скифских племен, распространителями иранской речи на Северном Кавказе. Скифская культура присутствовала и в Грузии[4]. Именно в конце 3-2 в. до рожд. Христ. происходило новое вторжение ираноязычных племен – сарматов в центральный Кавказ с Дона и Нижнего Поволжья. К ним относят роксаланов, языгов, ясов, сираков, аорсов, оссов, россов, аланоросов. Они составили основу северокавказских алан. Аорсы были непосредственными предками осетин - иронцев.Нашествие гуннов привели к истреблению и миграции алан в горы Центрального Кавказа и на территории Юго-восточной Европы.Об этом свидетельствует культура захоронений аланской эпохи, которая, как у осетин, представлена каменными могилами и склепами. К аланской эпохе принадлежат осетинский нартский эпос, нартовские игровые поля.
Также как у Украинцев существовали обряды и традиции языческого
происхождения, которые дошли до наших дней, проиранские верования осетин оказались прочной патриархальной традицией. Во время татарского нашествия часть алан мигрировала по Дунаю на территорию нынешней Венгрии, где до прихода Венгров преобладали аварский и скифо-сарматский типы, затем тюркско-персидский, но победил финно-угорский.После турецкого ига антропологический тип сильно изменился, что объясняется смешением населения. Показано, что в Венгрии и сейчас проживают потомки алан – ясы в местах, которые названы, начиная с приставки «Яс»: Ясшаг, Ясберень, Ясаго, Ясапати, Яскишер, Ясладань и др. Существование у ясов эндогамных браков способствовало сохранению их физического типа. В целом ясы имеют восточно-кавказский тип, характеризуются высоким и средним ростом / туранидский тип /.В Венгерском языке существуют осетинские слова, а в культуре – сходство и параллель, прослеживающаяся на протяжении эволюции. Ясы знают про осетин и считают их своими братьями. Прародина Венгерских ясов - Приуралье и Нижняя Кама, откуда они с 1 века н.э. мигрировали в Северное Причерноморье и на Северный Кавказ. Предки венгров – мадьяры из финно-угорских племен длительно контактировали с ираноязычными племенами алан. Это послужило важным фактором в формировании культуры и сложении словарного фонда их языка. Часть иранских /осетинских/ слов была усвоена мадьярами на их прародине. Контакты их начались еще в начале железного века[5,6]. Б.А.Калоев приводит примеры общих по значению и происхождению слов, встречающихся и у осетин и у венгров.
В процессе жизни и своей истории ясы пережили серьезную ломку своих обычаев, но сохранили самостоятельность и места поселения, чему во многом помогло проявление ими их ясского характера, воинственного духа. В период турецкого владычества ясы утратили родной язык, овенгерились, сохранив в то же время многие свои этнические черты быта и культуры. В 1957 г. был найден список ясских слов (словарь), составленный в 1422 г. в Ясфале, который содержал 4О слов латинским шрифтом. Анализ этих слов показал, что многие из них восходят от алан к древнеиранскому миру. Сходной оказалась не только речь, но и принятый у общих предков патриархальный уклад в семьях. Семьи были многочисленны, руководили ими старшие по возрасту, что было принято и у ясов и у осетин, сходными были и предметы материальной культуры. В языке ясов почти все названия хлебных злаков, животных, предметов быта и т. п., восходят к иранскому.В после турецкий период, после изгнания турков, ясы в 1 пол.19 в. все уже говорили по-венгерски. Ясы заняли покинутые турками земли, на песчаных полях развили земледельческо-скотоводческие хозяйства, превратив их в цветущий край. К этому времени каждая вторая ясская семья имела свой хутор и хозяйство. 2ОО дворов в Кишкуншаге насчитывали 4ОООО ясов. Они помнят свое ясское происхождение и считают своей родиной Ясшаг, с которым не теряют контактов. История показала, что ясы во многих критических ситуациях / военные действия, революции / были глашатаями освободительной борьбы. В каждом ясском селении были свои герои и воины, павшие на поле боя, например, в борьбе с австрийцами.Ясы пришли в Венгрию с глубокими христианскими традициями. Куны (предки венгров) были еще долгое время язычниками. О христианском веровании свидетельствовали следующие особенности захоронений ясов:руки, сложенные крестообразно у покойных на груди, христианские кресты, выше упомянутые строения могил. Ясы приняли католичество в 1472 г. и в отличие от венгров не стали протестантами. Первая церковь в Ясберени построена в 1332 г., а в 1472 г. здесь же заложен женский монастырь для девочек. Куны, в отличие от ясов, отличались непокорностью католицизму, выполняли дохристианские верования и после турецкого
владычества. Религия мешала заключению браков между ясами и кунами, т.к. протестанты и католики редко роднились. Таким образом, ясы не отличались фанатизмом, как куны. В их верованиях сосуществовали христианство с пережитками языческих обрядов, занесенных ими с их прародины.
У осетин корни дохристианских верований идут в аланскую эпоху, когда сформировался осетинский пантеон богов, получивший христианскую окраску. Выявилось, что ясы, также как и осетины почитают св. Георгия – божество восточного происхождения. Его изображение на коне с посохом в руке в момент убиения дракона нередко встречается и в ясских церквях. Боги Вендель (ясс.) и Фалвар (осет.) - покровители овец представлены в святилищах в пастушеском одеянии. В честь их потомки алан ежегодно в определенный день года приносят жертвоприношения. Этот же праздник у ясов празднуют в октябре, он стал у них церковным. Корни праздника находятся в скифской эпохе. О параллелизме верований ясов и осетин свидетельствует поклонение божеству – небожителю, приносящему дождь, град, засуху и поражающему молнией. Уацилла (Илья) у осетин и Гарабонциан у ясов – полу языческие дохристианские боги ясов и осетин.Из предметов материальной культуры ритуальным значением обладает рог, почитаемый и ясами и осетинами. Его использовали как сосуд, наполняемый вином, а также как боевое оружие для подачи сигнала на поле боя.
Письменность ясов и осетин использовала греческий алфавит и была принесена с Востока вместе с христианством. У венгров государственная письменность была на латыни, на ней обучались студенты и школьники. Нужно отметить, что после 2 мировой войны в Венгрии полностью была ликвидирована неграмотность. Появились деятели литературы, театра, музыки и живописи из Ясшага. Музыка ясов также восточного происхождения, содержит много иранистских элементов. Подмечено, что в отличие от осетин, утеряна 12 –струнная арфа алан известная из нартовского эпоса. Ясам известна цитра – род УКРАИНСКОЙ бандуры и волынка (дуда), изготавливаемая из шкуры овцы или козы, разные виды гармоники (и осетинская в том числе). В развитии народного промысла венгров отражаются этнические особенности в области материальной культуры. Например, орнамент ясов, проявившийся в резьбе по дереву восходит к эпохе бронзы, его находят в средневековых аланских катакомбных могильниках Северной Осетии. Ясами утерян рогообразный орнамент осетинской культуры, доставшийся последней от прямых предков – алан. Цветочный и геометрический орнаменты присутствуют и на изделиях гончарного производства ясов.
Остается добавить, что проблема ИРАНИЗАЦИИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ, влияние алан на культуру народов юга Восточной Европы, степень их участия в этногенезе на данных территориях остаются на сегодня открытыми [7,12,15].В отношении сходства аланской культуры с украинской можно еще добавить то, что непременной принадлежностью жилища на Украине, как у восточных народов, были ковры. Характерно, что в орнаменте ковров, изготавливаемых на Левобережной Украине, преобладали иранские и среднеазиатские мотивы.Общие черты с народами ирано-кавказского круга были отмечены исследователями также и в одежде украинцев: головные уборы в виде шапок полусферической формы, суживающиеся к верху, происходят от аланского шлема. Шаровары у Украинского населения до сих пор бытуют у горцев Северного Кавказа, их же находят в могильниках катакомбного захоронения. Считают, что связи предков украинцев с аланами не прерывались и в эпоху Средневековья. Аланы оставили заметный след в языке, идеологии, духовной и материальной культуре народов Украины и России. Наших общих предков называли также ясами, добавляя слово бродники, что свидетельствовало об их кочевническом образе жизни. В степной части Восточной Европы в этносе присутствовало 2 хозяйственно-культурных типа людей: подвижный кочевой скотоводческий и оседлый – земледельческий с высоким уровнем скотоводства. К кочевникам относили тюркоязычных номадов, в земледелии же заметную роль играли ясы и славянские переселенцы. Ясы-бродники помимо земледелия занимались скотоводством, обслуживанием речных переправ, торговлей, участвовали в качестве наемников в междоусобицах, которые сотрясали Русь и Половецкую степь накануне нашествия монголо-татар.В 1О в.аланы переселились из лесостепного Подонья на Среднюю Волгу, где в последствии могли быть известны под названием буртасов. Исходя из этого, в ясах и бродниках 10-13 в.в. следует видеть потомков древнего населения степей. В их формировании могли принять участие отдельные группы северокавказских и среднеазиатских алан-асов. Таким образом,средневековые аланы не исчезли бесследно с территории Восточной Европы, а сыграли свою роль в формировании культуры населения степи и пограничных регионов. Они могли принять участие в этногенезе протоболгар, хазар, печенегов, татар-мишарей, чувашей, восточных славян, мордвы и др. Это заметно и в особенностях языка, идеологии, хозяйственных и культурных традициях перечисленных этнических групп.
Література:
1. Г. Обермайер, 1929г. Цит. Из Енциклопедії Українознавства загальна част. Перевидання в України, Київ, 1995, с. 394.
2. Л. Чикаленко, Енциклопедії Українознавства загальна част. Перевидання в України, Київ, 1995, стр. 370-374.
3. Я. Пастернак, Енциклопедії Українознавства загальна част. Перевидання в України, Київ, 1995, стр. 386.
4. Е.И. Крупнов. Цит. По Б.А. Калоеву, 1971, № 225, с. 158.
5. История Венгрии. Т.1. с. 104. цит по Б.А. Калоеву, 1996.
6. Б.А. Калоев. Венгерские аланы (ясы) Москва, «Наука», 1996.
7. О.Б. Бубенок. Ясы и бродники в степях Восточной Европы. (V-начало ХІІІ в.) Киев. Логос, 1997 – 224с.
8. Б.А. Калоев. В.Ф. Миллер-кавказовед. Орджоникидзе, 1963г., 198с.
9. Б.А. Калоев. Осетины. М., 1971, 353с.
10. Б.А. Калоев Осетинские историко-этнографические этюды. М., Наука, 1999, 393с.
11. Культурное наследие Востока, Л.д., Изд. Наука, Лен. Отд. 1985г.
12. А.С. Русява. Словесный мудрец – скиф анахарсис (сторінки історії України) Київ, Наукова Думка, 2001.
13. Н. Полянськая-Василенко История Украины, Киев, 1993. 1-2т.
14. Микола Аркас Історія України Русі, 1908, переїзд. 1993г. Київ.
15. Борис Рыбаков. Язычество древних славян.1994,Религия, 608 с.
14.03.2017
Полтава
Свидетельство о публикации №117031409267
)))))
Есть гипотеза, что где-то на рубеже 4-го и 3-го тысячелетия до н.э. арийские племена вытеснили из северного Причерноморья высоко цивилизованных по тем временам трипольцев, переняв у них многие культурные достижения. Затем арии двинулись во все стороны, положив начало греческим, романским и иным этносам Европы, армянам в Завкавказье, хеттам на ближнем востоке, иранским и индийским племенам в Азии. Скифы, а затем сарматы это, по сути, возврат некоторых арийских племён с Востока... Роль скифов-сарматов в генезисе славянских и германских племён не совсем ясна, но, по многим данным, может оказаться весьма существенной...
С уважением
Виталий
Нерыдайидальго 21.08.2019 11:28 Заявить о нарушении