Что с нами произошло?..

Что ж, посмотрим в правде в глаза: Россия почти полностью израсходовала творческий потенциал всех общественных классов, и сами они перемешались друг с другом в  человеческое месиво.
       О чем должен думать и говорить писатель невиданного в истории России безвременья? О самом главном и животрепещущем: «Есть ли у русской литературы  будущее, или его у неё нет?»
       Во времена СССР такой вопрос вряд бы возник, но сейчас всё идёт к тому, что отвечать на него надо незамедлительно.

        Не думал я, не гадал, когда увидел полвека назад подборку своих стихотворений в газете «Омская правда», что доживу до такого никчемного времени, и стану  свидетелем жалкого умаления Союза писателей России самими писателями. Ведь никто иной, а они сами довели его до столь унизительного состояния. Останься в нём только те писатели, что состояли в 1991 году, а приём новых членов стал бы осуществляться через кандидатский срок, то Союз писателей не превратился бы в столь маловразумительное и многолюдное сборище, из которого четыре пятых имеют к писательству весьма отдаленное отношение. Но они даже руководят региональными организациями и входят в секретариат Союза.

      Сейчас писателями числятся многие тысячи, хотя таковыми на самом деле являются не более сотни действительно талантливых литераторов, где-то по одному на полтора миллиона населения страны. Конечно, расчёт этот весьма приблизительный, основанный на сравнении с числом писателей до 1991 года и сейчас. К примеру, тогда в Ульяновской области на полтора миллиона населения были десять писателей, примерно такое же соотношение  было во всех регионах  РФ, кроме национальных, там талантов было всегда больше. Сейчас количество так называемых писателей увеличилось раза в три-четыре во всех областях, но число тех, кто умеет создавать художественную литературу, явно уменьшилось.

       Такой Союз писателей, конечно, писателям не нужен, но и распускать его не стоит, пусть он останется мемориальным памятником духовной жизни великой эпохи, куда может войти каждый, получить за деньги билет, покрасоваться членством перед родственниками и знакомыми.

В  Уставе Союза писателей России есть пункт, позволяющий создавать автономные писательские объединения, но настоящие писатели могут образовать и самостоятельное «Товарищество русских писателей», вроде того, что существовало в Москве на рубеже 20-го века.

         Многие, конечно, со мной не согласятся и начнут доказывать, в СПР тысячи писательских штыков, профессионалов пера и патриотов. Всё это так: и писатели есть, и книги ими пишутся порой неплохие. Но когда я читаю или слышу выступления секретарей писательского Союза, то понимаю, что вся эта руководящая рать вряд ли оживит то, что умерло уже более четверти века назад, когда советская жизнь прекратила своё течение. И многое, что ей принадлежало из области духовной жизни, превратилось в фантомы, которые до сих пор властвуют над сознанием миллионов людей, в том числе и членов писательского сообщества.
 
И сейчас, как бы ни хорохорилось литературное начальство на сайте «Росписатель», как бы ни осыпало себя премиями и не возглашали свои творения произведениями, достойными встать в один ряд с шедеврами русской классики, сухая правда реальной жизни такова, что нынешнее державное безвременье всего нагляднее представлено в современной  литературе. Почти нет содержательных книг, ни ярких авторов, ни сколько-нибудь внятного представления о будущем России.

           Русская литература, которая  за два века своего сознательного существования переживала периоды взлёта и упадка, вот уже несколько десятков лет находится в состоянии застоя и даже угасания как один из важнейших компонентов духовной жизни русского народа. Не означает ли это начало конца его времён?

          Угасание литературы – это грозный признак того, что с народом случилась беда, поразившая его в самую сердцевину.   Сегодня она отодвинута на периферию культурной жизни, в которой эстетические вкусы искажены и обесценены. И причина этому, хотя известна, но не обсуждается. Либеральное государство вычеркнуло художественную литературу из перечня своих жизненно важных интересов. И это не вызвало недовольства культурной элиты, хотя изъятие из духовной жизни литературы неизбежно привело к торжеству пошлости в искусстве и общественной жизни.
    
           Однако омертвление русской литературы происходит нее только из-за влияния со стороны внешних сил. На протяжении 20-го века в СССР возникла, окрепла и заимела большую власть над людьми русской культуры противоположная ей по смыслам русскоязычная культура. И сегодня многие чувствуют, что Россия стоит на краю краха, и причина её смертельной слабости кроется в государственной внутренней политике, и болезнь эта называется  РУССКОЯЗЫЧНОСТЬ.

         В общем виде, русскоязычность — это целенаправленная подмена основополагающих смыслов народного бытия. Правда подменяется ложью, прекрасное — безобразным, героизм —  предательством, добродетель —  извращением… Русскоязычность в каждом отдельном случае — это изощрённое душегубство, когда человека лишают, пользуясь, как скальпелем русскоязычной лжекультурой, защитных оболочек стыда и совести, что и умерщвляет его душу. Русскоязычность в общественной жизни — это  ублюдочный либерализм россиянского пошиба, который опошляет всё настоящее, деятельное и жизнелюбивое.

        Сегодня русский писатель одинок  как песчинка. И в какую сторону он ни поглядит, до чего ни дотронется — всюду натыкается на ложь, поскольку ложью русскоязычности отравлен единственный  духовный источник его бытия — культура. Путь духовного возрождения России всего один:  надо раз и навсегда отделить русскоязычную ложь  от русской правды, русскоязычную лжелитературу  от русской литературы, русскоязычную лжекультуру от русской культуры.  Для этого у народа есть свой эталон — его великая русская литературная классика, его русская БИБЛИЯ.

Почему не поётся народу,
Отчего он угрюмо молчит?..
Заимела Россия свободу,
Но душа от неё не горит


Рецензии