Вокзалы и тропинки Тейт Эш. Часть 3
…………………………….
Лунных лучей шампура остры,
Волки грызут гнильё.
Боги уснут, догорят костры,
Выкричит вороньё.
Травы укроют упавший стяг,
Слыша шаги жулья.
К небу поднимутся на костях
Заросли небылья.
Боль извивается...
Дотерпи,
Смерти осталась треть.
Чертишь собой по своей степи,
Силясь переболеть
Пламя пожара, погрома прыть,
Ужас чужих атак...
Не для того, чтобы просто жить, -
Чтобы - не просто так.
………………………………………
Какая сила бьется в этих строках, какая жажда жизни! Что удивительно – «Сон в змеиную ночь» - не только «воспоминания о прошлом», но и возможное начало следующего круга осмысления жизни. Потрясающей силы текст, где земля, вода, воздух и огонь превращаются в людские страсти, в то, что еще вчера было древним, звериным, но сегодня становится человеческим. И этот сплав сил природы не может произвести на свет никого иного, как сильных духом людей. Вот они, настоящие корни нашего героя, его родословная, его род. Не благостная история, но полная кровавых поворотов, болью и железом проложенный путь. Путь бессмысленных бунтов, стремления к свету и уничтожению светлого, путь прозрений и ошибок. Следующая глава, «Фреска» и подтверждает и раскрывает эту двойственность:
«В захудалой глуши, где засовы оделись ржою,
Но в заутреню горло дерёт полусонный кочет,
Сквозь апостольский лик проступило лицо чужое.
Корчит рожи в углу и мирских мужиков морочит.
Привечать чужаков осторожному люду не в честь.
Что за черти в стене? Хоть глаза изгляди до рези.
То ли леший, а то ли другая какая нечисть -
Сколь ни крестишь её - всё настойчивей к людям лезет!
Эх, церквушка... Намылили шею дьячку-зудиле.
Подсобрали деньжат, чтобы стала не так убога.
Освятили. Отпели. Отплакали. Откадили.
Только толку-то? Так и молились с другого бока.
Храмы в землю врастают - на Волге ли, на Оби ли.
Но упрям человек.
На осеннюю Виринею
Мужики под хмельком непутёвую фреску сбили.
Вместе с той, что была под нею»
Все было…Что же, каяться за то, что мы – такие? Отмаливать грехи прадедов и дедов? Спрятаться в дальний скит, отгородиться от мира в осознании своей порочности по рождению? Это, тоже в традиции, осознавать звериное в человеке, достаточно хотя бы вспомнить «Отца Сергия»…Что же может спасти душу, что может дать силы жить дальше? Полное одиночество?
тени бродят по надводичью.
стадо вязов, треща корой,
к ночи - стаю вдыхает птичью
с облаками и мошкарой.
стихнет ветер, уймутся толки.
лес уснёт на груди холма...
--
с первым выстрелом из двустволки
начинается кутерьма.
речка илиста, долговяза,
плещет в зарослях череды.
в голове дуралея-вяза -
пересвисты на все лады
смолкнут...
пусто вокруг. и скучно
жить, латая корнями гать.
отпускать облака поштучно.
птиц по пёрышку выдыхать.
Вернуться туда, где сама природа выслушает, даст возможность покаяния и простит, дав силы жить дальше, и не просто существовать в скорби и памяти, но подпитает соками своими, как мать, как прародительница.
Почти уже смиренник,
В рассветный день седьмой
Топор в уснувший ельник
Стучится, как домой.
От ветра леденея,
(Вокруг, поди, не май)
Топор стучит сильнее:
Голуба, открывай!
В снегах леса и рощи.
Пустынно и мертво.
Останется до ночи
Хозяину его -
Плотнить следами льдинки,
Вмороженные в гать.
Погоду у заимки
Собой отогревать.
И это «Возвращение» - начало нового пути, продолжение дороги…
Очень символично, что заканчивается поэма текстом «Ода истопнику». Истопник – символическая фигура, безжалостная и очищающая, смывающая грязь, кровь и сомнения прошлого, через природу, воду и жар дающая силы. Помните, в «Коньке-горбунке»? Один чан – с кипящей водой, другой – с ледяной. И герой становится добрым молодцем только окунувшись в них, очистивших от своего юродства и увечности. Земля питает, вода и огонь очищают…
… Истопник выходил во двор, налегая на дверь сплеча –
Как сминал бы ордынский строй рус владимирского закала.
Дверь хваталась за зимний воздух, похрипывала, ворча,
Расшибалась о стену лбом и сочувственно пропускала.
Истопник выходил как царь, бросив под ноги кочергу.
Увидав старика, капель заливалась искристым смехом.
Серебрилась у ног Россия, подтаивая в снегу,
Вдоль заборов, плетней и стрех разносясь воробьиным эхом.
Постоит истопник, дивясь, как бывает металл пунцов,
Как легко вековым стволам топоры рассекают жильца…
… Догрызая в огне поленья как пригоршню леденцов,
Простодушно вздыхает печь, ожидающая кормильца.
Удивительно, как этот мир напоминает сказку и как эти сказки, на самом деле, часть жизни. Разгадка названия поэмы, как осмысление самого бытия? Дорога, кровная связь рожденных на этой земле людей с силами природы, очищение человека только через эту связь? Каждому - по вере его…
…Поставлена точка в этой поэме. Или – не точка? Точки на самом деле нет, как нет конца у сказок, есть только многоточие, все только начинается – нет у жизни окончания, есть продолжение в следующих поколениях, в иных героях, других историях. И мы обязательно вернемся вместе с автором в этот удивительный мир, который открывается перед нами. Удивительный, живой и настоящий мир Тейт Эш…
Свидетельство о публикации №117031403837