Измождённость каналов, усталость горбатых мостов..
убеждают, как время бесчувственно и беспощадно.
Гул турбин самолёта, летящего, скажем, в Ростов,
в голове то и дело сливается с бранью площАдной.
На лице отрешённость. В глазах ледяные круги,
бесконечно далёкие от пифагоровых формул.
Убивает не возраст, но зрелище вечной реки,
где любовь к исключениям быстро становится нормой.
Убивает не возраст, скорее беспомощность пред
уготованным завтра, в котором выносят за скобки.
И из зеркала смотрит морщинистый анахорет,
чья душа продолжает движение без остановки.
Гул турбин самолёта, осколки разбитых идей...
всё давно перепуталось, смазалось, перемешалось.
Ты живёшь, и тебя заполняет тоска площадей
да горбатых мостов неподъёмная эта усталость.
Предсказуемость звёзд. Хаотичность мелькающих глаз.
На фасадах немые упрёки запёкшейся глины.
Время делает вид, что послушно ползёт после нас,
но в конце настигает – внезапно и неумолимо.
Свидетельство о публикации №117031205205
Если помните, я тогда говорил, что по мере осознания своих движущих сил, паттернов психики, человек перестает быть эмоционально вовлеченным в ситуации, которые обслуживаются этими паттернами. И как следствие, человек становится более независимым и целостным. Паттерны, архетипы, матрицы сознания - все эти вещи одного порядка. Но если человек так и не понял причин своих душевных движений, он будет цепляться за своё прошлое, которое, в силу бессознательности в отношении себя, эмоционально насыщало каждое событие и придавало кажущийся смысл действиям (правда, именно так и должно быть). И поскольку большинство людей обозначают своё существование через действие, то, по мере осознания себя, теряется и импульс к действию - такому действию, которое даёт ощущение полноты жизни.
Но есть ещё один вариант: когда человек почти всё осознал в отношении себя, он приходит к недеянию. Что же тогда ему остаётся? Видимо, сфера трансцендентного. Мне кажется, только любовь есть единственная реализация существования в человеческом измерении. И если она есть онтологическое качество, то она имеет признак трансцендентности, признак структуры сознания. Эта любовь может выражать себя по-разному, но лучше всего это происходит в отношении одного единственного человека, который дополняет психику любящего - это принимая во внимание все его несовершенства, свои проекции и т. п. Потому что безобъектной любви быть не может. (Либо такой обьект создается искусственно в некоем идеальном пространстве.) Причем объект должен быть реальным, реагирующим на отношение к нему. Тот есть должна быть обратная связь, тогда как при любви к абстрактному объекту такой связи быть не может. Нравится это или нет, но таковы законы функционирования психики и нам не дано выйти за их пределы. Иными словами, проявлять какие-либо свои качества мы можем лишь в отношении реального объекта, независимо от его подлинных свойств.
Трагедия Вашего ЛГ мне видится в том, что пройдя все этапы своего естественного развития и отыграв все сценарии, он подошёл опустошенным к краю иного поля в надежде, что боль уйдет, а суть раскроется. Возможно и так. Но эту суть уже невозможно будет реализовать в этом существовании, и потому проку от её раскрытия ожидать не стоит: всё осознанное должно быть реализовано в прижизненной экзистенции. Тем более что такой структуры сознания как "я" не существует, это квазиструктура, и ожидать посмертного существования не стоит в прежнем виде.
Поэтому спасибо, Максим, за эту вещь, так совпавшую с моими вопросами к самому себе и позволившую поделиться своими мыслями на эту тему.
С уважением,
Майкл Ефимов 14.08.2017 22:09 Заявить о нарушении
Я премного благодарен Вам за всё сказанное. Набор паттернов, бесспорно, весьма и весьма ограничен. Иногда вроде и хочется отреагировать на происходящее вокруг как-то иначе, но чувствуешь, что перечень ответных шагов исчерпан. Причём давно. Это так! И вообще... я готов подписаться почти под всем Вашим текстом, поскольку возражений – ни больших, ни малых – у меня в этом смысле нет. Единственное, что хочется сейчас сделать, это малость подредактировать образ ЛГ, чтобы он стал более прозрачным и чтобы чётче улавливалось настроение, этому герою свойственное.
Итак, в стишке перед нами предстаёт некий персонаж, который, как Вы очень точно описали, «пришел к осознанию того, что всё, что держало его на плаву в этой жизни, отошло и стало неактуальным». Да, он связывает это с возрастом и говорит о невозможности повернуть время вспять. История вроде довольно типичная. Однако, чтобы лучше разглядеть именно этого героя, теперь самое время подсветить кое-какие детали. Сначала остановлюсь на двух моментах, следующих у Вас буквально сразу за цитатой, которую я только что привёл. Во-первых, проясню немного насчёт ВОЗРАСТА, с которым ЛГ связывает новое своё состояние. Ведь именно с оценки этого явления, как мы помним, начинается стишок. И сравнение с кабалой в дебюте ввёрнуто здесь отнюдь не случайно. Так что же такое возраст, если попробовать рассмотреть это понятие с колокольни героя? Полагаю, не более чем примитивная количественная ось, где массив пережитого разрастается прямо пропорционально числу условных временных отрезков, проведённых в «прижизненной экзистенции». И этот массив, обладая содержанием и перманентно находясь в процессе всё нового и нового осмысления, приводит, увы, не к свободе, как когда-то наивно полагал наш герой, но к ещё большей зависимости. Во-вторых, ТОСКА, на которую Вы, Майкл, тоже обратили внимание, по своей природе здесь такова, что ни в коем случае не является тоской по ушедшему, скорее она связана с обманутыми надеждами – с надеждами как раз на возраст, в котором ЛГ раньше видел чуть ли не панацею от всех напастей, с какими сталкивался будучи молодым. То бишь Вы правы, когда констатировали у героя разочарование и крушение всех надежд, но вот сожаление – качество, данному герою никак не присущее. За это я, можно сказать, ручаюсь. Он втайне чуть ли не радуется своему краху. И отсутствие сожаления, с одной стороны, как бы притупляет эту трагедию, но с другой – делает положение героя абсолютно безвыходным, ибо он не имеет в качестве спасительного островка даже импровизированного «кокона грусти», из которого можно изредка хотя бы сокрушаться по поводу огромной дистанции между желаемым и действительным. Следовательно, ЛГ, пройдя поле своей жизни аж до самого дальнего края, начинает понимать, что его чаяниям в этом измерении никак не суждено сбыться. Почему? Да потому, что оно, это измерение (если угодно, ПОЛЕ) так устроено. И единственное, что вызывает у героя сожаление, это факт, что он столь долго обманывался возможностью получить здесь, в этой системе координат, какой-нибудь невероятный бонус, основанный на чуде или на чём-то ещё. Стало быть, местность исследована, чудо не обнаружено, и мы смотрим на ЛГ, который стоит у черты, обескураженный драматизмом ситуации, и всматривается в лежащую по ту сторону времени terra incognita, теша себя надеждой хоть там вскорости найти то, что непременно должно быть найдено. Естественно, эта terra incognita, как подобает в подобных случаях, наделена в воображении нашего мечтателя ровно теми же качествами, какие присущи вечности. И даже мимолётный взгляд, брошенный в ту сторону, рождает внутри ЛГ гораздо больше надежд, чем все выводы, сделанные в этом измерении, и чем самая крайняя полнота жизни. Понял ли мой герой причины своих душевных движений? До момента, в котором мы его и застали, казалось, что да. Но тем-то и уникально нынешнее его положение, что здесь, в этой точке, с уверенностью уже ничего нельзя утверждать. Мало того, лично мне теперь видится, что он ничего и не способен понять. Это непонимание, к слову, как раз и обесценивает всё им увиденное, совершённое и помысленное. Что сильно облегчает дальнейший переход к трасцендентному – переход, в необходимости которого ЛГ ничуть и не сомневается. Одна беда – как же это практически осуществить? Словно свет прожектора, герой блуждает вокруг, но не находит во всей вселенной ни одной точки приложения своего света. Ибо абсолютно все объекты, с которыми его лучи соприкасались, долгие годы маялись потом, живя с не проходящими ожогами. Эти ожоги и есть реакция нормального реального объекта на отношение со стороны рассматриваемого персонажа. Реакция, надо сказать, единственно возможная. Поэтому авторская версия трагедии ЛГ немного отличается от той, что была предложена Вами, Майкл. Я считаю, что трагедия заключается в осознании героем факта, что он оказался в напрочь безнадежном пространстве (по аналогии с пространством безвоздушным). Ни сзади, ни впереди, ни сбоку ему совершенно не за что зацепиться. Иными словами, миссия выполнена, а времени осталась целая куча. И никакая суть, конечно, в этом измерении уже не раскроется, и никакая боль не пройдёт. Сии прогнозы касались в стишке именно выхода в пресловутую terra incognita, поскольку только с ней связаны все более-менее светлые ожидания. А значит, квазиструктура «Я» здесь ничем уже серьёзно не увлечена, кроме как нюансами предстоящей трансформации. Такова специфика этого конкретного героя. Ей-богу, я не знаю, хорошо он закончит или нет, но знаю лишь, что предложи мы ему сейчас все существующие на свете блага в обмен на запечатлённую трагедию и на возможность эту трагедию осознавать, он вряд ли согласился бы на предложенную сделку. Потому что, говоря начистоту, этот ЛГ уже точно не с нами. Но где-то очень-очень далеко!
С искренней благодарностью,
Максим Седунов 15.08.2017 16:21 Заявить о нарушении
Странно, что рецензия на Ваш последний стишок попала сюда, только сейчас заметил.
Майкл Ефимов 19.08.2017 21:35 Заявить о нарушении
С уважением,
Максим Седунов 19.08.2017 22:18 Заявить о нарушении