Конкурс 8. Лепестки сакуры. Ёмкость хайку

Дорогие друзья! В прошлых конкурсах мы затрагивали вопросы, связанные с соположением частей в хайку, с допусками в ритмической системе. Выбрасывая лишние слова, мы находили самые необходимые, передающие, или воссоздающие картину, пытаясь передать читателю определённые ассоциации. Наступила пора приступить к очень важному этапу.

Из теории хайку по Дьяконовой: «Невозможность создания богатой эвфонии компенсировалась, во-первых, формированием определенной ритмической системы, которая накладывалась на строго ограниченную метрическую схему, а во-вторых, использованием сложно разветвленной образности, связанной с определённым набором тропов и приемов.  Усовершенствование поэтического канона и в то же время усложнение содержания и требование большей свободы выражения внутри канона при ограниченном пространстве стиха в 17 слогов приводило к тщательной разработке общей системы образности, отчасти заимствованной из более старой поэзии вака (макура-котоба, какэкотоба, ёдзё и т.д.).
Полностью все значения, заложенные в стихотворении хайку могут быть выявлены лишь с помощью внетекстовых значений, т.е. с использованием контекста жанра. Такое явление наблюдается в той или иной мере в любой поэзии, но в японской контекст выполняет роль поля, из которого трехстишие «вытягивает» нужный РЯД АССОЦИАЦИЙ. Условием такого «вытягивания» является ВЫСОКАЯ ЁМКОСТЬ ТЕКСТА стихотворения. Поэзия хайку взамодействует с собственным контекстом с таким «автоматизмом», что ассоциации, определенные этим контекстом, даже и самые сложные, мгновенно возникают в воображении подготовленного читателя. Вещи, описанные, вернее только названные в стихотворении, навевают сложно устроенные ассоциации, напоминание о других вещах, образах, картинах – так создаются так называемые «формулы хайку».

Итак, мы видим, что богатство этого тонкого, пейзажного на первый взгляд, жанра заключается в огромной глубине, которую читатель должен увидеть. В хайку три  строки, по сложившейся русской традиции. И мы уже заметили, что связующая строка иногда играет, как с первой, так и с третьей строкой. А иногда первая с третьей тоже рисует свою собственную иллюстрацию знакомого образа, и так до бесконечности. Недостроенные мосты ассоциаций обогащают короткий текст, и возвращаясь к нему снова и снова глубина всё больше проявляется. Это видно из ваших комментариях к хайку. Упомянутые формулы хайку нам ещё предстоит постигать не один раз. И разные методы, включая обращение к нашим традициям, используя особые слова, омонимы, а может быть даже и омографы, заиграют незабываемо и ярко.
Позволю себе впервые в проекте "Лепестки сакуры" привести свою хайку, как попытку создания нечто подобного.

в  облаке пыли
сверкающие спицы
капли по крыше
http://www.stihi.ru/2015/03/31/842

Что здесь можно увидеть: 1)начало дождя 2) сверкание спиц велосипедных колёс  в облаке пыли, видимо, от быстрой езды – ведь дождь начинается! 3) может быть, вязальные спицы сверкают в облаке пыльной комнаты – вяжет старая женщина, сидя в кресле-качалке, а в это время капли дождя стучат по крыше – ощущение защищённости, тепла и уюта. 4) а может, спицами покажутся линии дождя, которые бьют со всей силы по раскалённой крыше – капли тяжёлые и от них поднимается пар, похожий на облако пыли. Здесь слово «спицы» - омоним, имеющий разные значения. А пыль может быть везде… И всё это вписывается  одновременно в одну общую картинку: велосипедист, спешащий домой, начинающийся дождь, стучащий по крыше тяжёлыми каплями и дом, где сидит давно старушка… а к ней никто не спешит… Противопоставляется молодое и старое, сиюминутное и вечное…
Удачный пример или нет –  не об этом речь. Напишите по-своему.  Не обязательно использовать омонимы. В этом конкурсе у Вас есть полная свобода для самовыражения! Всем, постоянным и новым участникам, УДАЧИ!

Итак, задание для данного конкурса «ЁМКОСТЬ В ХАЙКУ»:

1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)
2. Хайку будут оцениваться по ёмкости содержания и возможности разночтения. Чем больше удастся создать внутренних тропов, тем лучше. Но общая картинка должна быть цельной и вписываться в одно пространство, а не распространяться во времени. Не забываем об этом.

Для настроения рекомендуемая тема "Хрустальная капель". Но не обязательно.

Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:

Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com   (можно послать сообщение на страницу "Клуб Золотое сечение" или "Татьяна Игнатова 5", но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку

Если от меня не приходит ответ, то посылайте на почту другой ведущей, Анне Вербе:
an-verba-na@yandex.ru

Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.

Призовой фонд:

1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.

Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее  у читателя   ассоциации  пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя  и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы  действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.

Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты!
26 МАРТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ - последняя дата приёма или до 30 хайку!

На данный момент принято - 14 хайку.

С вами Татьяна Игнатова.


Рецензии
Приём работ завершён! Кто не успел, тот опоздал! Голосование: http://www.stihi.ru/2017/03/27/5829

Клуб Золотое Сечение   27.03.2017 13:34     Заявить о нарушении

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →