Так вот ты какой, северный олень?! ОБ Онегине
Шикарное, незаурядное поздравление с ЖЕНСКИМ ДНЕМ! Восхищает полет Вашей исполинской мысли, Санто.)) Отреагирую на некоторые Ваши умозаключения.
--- «…первым лицом считаю «ее», то есть не Онегина, а Татьяну». (Сан-Торас)
(Интересная, убедительно аргументированная мысль. Хочется с ней согласиться.
Татьяна,
«Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным» (с), -
более достойная кандидатура на первое лицо в романе, нежели Онегин.
А.В.К.)
--- «Многие находят в нем Пушкинский портрет, что на мой взгляд, одна из любимых ересей пушкиноведенья». (Сан-Торас)
(Оскорбительное для Пушкина сравнение, обнаруживающее поверхностный взгляд на него… Как можно отождествлять Поэта с обладателем «души ХОЛОДНОЙ и ЛЕНИВОЙ»? - каковым был Онегин, согласно характеристике автора.
«Писать поэмы о другом, Как только о себе самом» (А.С.Пушкин)
Воспринимать вышесказанное буквально – то же самое, что не увидеть блестящей, мягкой иронии, улыбки Пушкина и в этих строках (приведу полностью: уж очень нравятся):
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.
(А.С.Пушкин)
Многие толкуют о трагическом финале для Онегина. Я не вижу трагедии там, где просто драма – ведь все живы, здоровы и даже молоды (Онегину всего-то 26 лет). Самое непоправимое – это гибель человека. Поэтому самыми горькими, трагическими страницами романа для меня со школьных лет была нелепая дуэль, оборвавшая жизнь Ленского.
XI.
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
(…)
Но шопот, хохотня глупцов..."
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
(…)
Не засмеяться ли им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
(А.С.Пушкин)
Засмеяться "пока не обагрилась их рука" – это позиция автора. Ваш пример с Кюхлей – тому подтверждение.
Отвлекусь на минутку от поэтов, вспомнив о Петре III, надумавшем однажды драться с одним из придворных. Дуэлянты переминались с ноги на ногу, пока Петр не заявил:
«Жаль, если люди, столь храбрые, как мы, переколются, лучше поцелуемся!»
(Цитата из И.М.Василевский «Романовы» - о правдивости ее не могу судить, но очень нравится). - А.В.К.
--- «в русской истории поэтов убивали всегда, но поэты – НИКОГДА». (Сан-Торас)
И я о том же, Санто. Поэт ВСЕГДА ЧЕЛОВЕЧЕН. Если он на дуэли, то его выстрел – в воздух, ибо он не палач.
О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ: "Но не волк я по крови своей..." («За гремучую доблесть грядущих веков…»)
М.И. ЦВЕТАЕВА: "На твой безумный мир Ответ один — отказ". («О слезы на глазах!..»)
С.А. ЕСЕНИН:
" Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень." ("Кобыльи корабли"),
«Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить!» («Певущий зов»)
А.С.ПУШКИН: «Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
И Вы верно подметили в Онегине отсутствие свойственного Пушкину умиления перед миром. «Что за прелесть эти сказки!» - разве могли бы эти слова исходить от Онегина? – А.В.К.
--- «Недаром муж Татьяны генерал 12 года, и хотя он толстый,но в черновиках Пушкин описывает его ровесником Онегина». (Сан-Торас)
Не только в черновиках, намек на это есть в романе:
«Приходит муж. Он прерывает
Сей неприятный t
С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет».
(А.С.Пушкин)
И браку Татьяны с генералом всего-то два годочка. Так что, может, еще увенчается сей союз детьми… Тем более, если прототип героини – Мария Раевская - А.В.К.)
--- «И черты личности Татьяны очень близки женам декабристов – она и была их любимой литгероиней». (Сан-Торас)
«А та, с которой образован
Татьяны милый Идеал...»
(А.С.Пушкин)
Глубоко интересна Ваша расшифровка пушкинского многоточия, Санто. Кажется, Вы нашли все пазлы и сложили в гармоничную картинку. И в свете этого понятно, почему Пушкин оставил за кадром щекотливый момент – кто был прототипом его любимицы.
О Набокове - с субъективностью согласна, в сногсшибательности отказываю (и вообще против нее в таких тонких материях).
--- «Он считал – все, что делает Татьяна говорит о том, что это предварительная речь, которая означает, что вот сейчас она бросится ему на грудь!» (Сан-Торас)
(Набоков не понял, что Татьяна не такова? Не слышит ее интонаций? Пытается все опримитивить, низвести до женских уловок, ничего не постигнув ни в романе, ни в женской душе героини Пушкина. Не прозрел в Татьяне того, что так дорого автору, – искренности, простоты, цельности натуры.
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя (…)
Не говорит она: отложим -
Любви мы цену тем умножим…
(…)
Всё тихо, просто было в ней,
(…)
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит,
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно всё. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
(А.С.Пушкин)
Да ни о каком «роковом сближении» не могло быть и речи – даже если бы муж не подъехал так некстати! Пошло даже думать об этом. Не приезд мужа помешал грехопадению, а натура Татьяны.
«Но я другому отдана;
Я буду век ему верна", - ЭТО НЕ ПОЗА, А ПОЗИЦИЯ.
«Ей иль не видно, иль не жаль», - мысли обуреваемого страстью Евгения.
Всё ей видно и безумно жаль - его, себя, счастья, которое «было так возможно…»:
«О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!» (с)
Татьяне понятны – и муки Онегина, и то, что снедает его неразделенная любовь, а не «затеи хитрости презренной» (равно как очевидно и то, что в этой любви для него на первом плане ЕГО жар, ЕГО интересы).
Да, она укоряет его словом:
«Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?» (с)
Но если бы она действительно считала Онегина столь недостойным человеком, то не призналась бы ему в любви:
«Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?)» (с)
Мелкая подозрительность чужда благородству ее натуры.
Вся картина финального объяснения героев и это простосердечное: «к чему лукавить?» - опровергают суждения Набокова, узревшего в отказе Татьяны всего лишь стремление держать марку, помучить, а потом осчастливить.
Мужчина чувствует, когда женское «нет» означает «да». Но как можно не видеть, что это не тот случай! НИЧЕГО в облике и тоне героини не говорит за то, что это прелюдия. Есть усталость, грусть и никакого электричества. Свой жар она переплавила в мечты. А он не готов довольствоваться мечтами: раскрой она ему свои объятья, не отказался бы нырнуть в пучину чувств (будь его любовь исключительно платонической, он бы обрел радость в ее признании, удовлетворился бы этим фактом). И на нее возложен обществом груз ответственности за то, чтобы сдержать «плотину чувств» - своих и своего героя. Так у нас повелось: стоять на страже святости уз брака (своего или чужого) требуют от женщины… – А.В.К.
--- «в русской литературе тема вечной женственности доминирует».(Сан-Торас)
Не потому ли, Санто, она доминирует, что в самой России, где причудливо сплелось европейское с азиатским, - превалирует женское, нелогичное, жертвенное начало, которое одних влечет, а у других вызывает неприятие?.. (А.В.К.)
На этом пока закончу, но продолжение следует: Вы в своих могучих эссе столько всего подняли важного, глубокого, животрепещущего, что скучать некогда (пусть Онегин один этим занимается). ))
P.S. Пара слов о том, почему мне дороги жены декабристов, почему столь высоко ценю их подвиг. Одно дело – кинуться в омут за любимым, другое – последовать за нелюбимым, но с которым связана чувством долга. Одна история – примкнуть к тому, кто на гребне успеха, другая – поддержать уже проигранное дело – тем более, не разделяя интересов того, кто это дело заварил. Подвиг жен декабристов – пример высочайшего благородства и мужества.
Анна Витальевна Коростелева 1 10.03.2017 14:54
•
_______Блестяще, Аннушка! - Получил удовлетворение от логического и вдумчивого хода Ваших размышлений.
Однако, «исполинская мысль» чешет дальше, ответ будет более хаотичным, потому как непроизвольно хочется идти за эмоцией.
А удовлетворение оттого, насколько замечательно точно Вы показали, что Онегин НЕ ПУШКИН, вернее - анти Пушкин и анти поэт!
А сам Пушкин, отразился, именно, в Татьяне, как Леонардо в Джоконде. Есть такая, симпатяшная искусствоведческая версия: разгадка улыбки Моны Лизы в том, что ею улыбается сам Маэстро.
И Пушкин, как истинный поэт сохранил свои черты в прекрасном женском портрете.
Ведь, поэзия это женщина – мир трепета, восторга, слез:
«Февраль – достать чернил и плакать!»,
восприимчивость к красоте, печаль и благородство, глубина чувств ко всему - от звезды до букашки и сама Муза, призванная «ласкать и карябать» - все это, весьма женские атрибуты души.
И Пушкин душу запечатлел в образе главной героини, не случайно ведь лучшее стихотворение в романе отдано ей,- письмо Татьяны - выдающееся достояние лирики – текст, который бесспорно превосходит и стишки Ленского, и письмо Онегина.
Татьяна, тот самый образец нравственности и долга, в котором Пушкин видел то, кем он хотел быть и кем он был.
В отношении Набокова – согласен с каждым Вашим словом, но хочу пояснить самого себя и свою фразу о сногсшибательности его версии. Эта эмоция не в поддержку набоковского взгляда – но улыбка ему самому.
Понимаете, если б те же слова сказал какой-нить ловелас, я бы порвал бы его как Тузик грелку, но это сказал Набоков, и в этом вижу его самого, его оценку и характеристику женщин, первой половины 20 столетия, которых он знал - ( и тут я уже отдалился ОТ ТАТЬЯНЫ), погружаясь в его энтомологическую наблюдательность. Набоков ведь ловец душ! – Он ловит их язвительным сачком зоркого глаза и как бабочек изучает на острие булавке своего ума – лепидоптеролог женских сущностей:)
И я вижу, как на женский типаж 19 века, накладывается опыт мужчины 20-того, и те метаморфозы, с которыми эволюционировала женская нравственность, за этот период времени - сногсшибательны.
Но в письме не раскроешь капсулу каждой эмоции, со всеми наполняющими ее деталями.
Я не толерантен к любым мнениям, потому что совершенно несносно, когда в Онегине видят Пушкина, начиняя текст собственным фаршем и, тем самым, искажая все что сказал Пушкин.
Но когда такие вещи делает господин Набоков – я становлюсь ИДЕАЛЬНО ТОЛЕРАНТЕН – потому что его фарш запекается в такую аппетитную котлету – что никакой холестерин не остановит жажду ее немедленного поглощения.
Однако же это не значит, что я не понимаю насколько вредны жирные котлеты!
Но, что поделать? - Женщин и еду мы любим вопреки самой полезности или разумности.
И все же, истинное отношение к трактовкам Набокова, видно по дальнейшему комментарию, который я оставил:
Набоков, в своих достаточно субъективных рассуждениях о романе отмечает:
"Разумеется, всякая порядочная женщина, перед тем как дать окончательное согласие должна немного поговорить о том что она другому отдана и будет век ему верна.
Но ровно после этих слов должно произойти роковое сближение"
Видимо, Набоков знавал женщин, для которых эти слова служили лишь любовной прелюдией.
Но если б даже его версия имела место, то такой пошлый финал ни как не мог быть авторской волей! Ибо появление во время адюльтера МУЖА:
«Но шпор внезапный звон раздался
И муж Татьяны показался»
Превращает конец романа в анекдот и это ни как не означает нравственной катастрофы героя, это означает то, что он попал в неловкой переплет, такой дешевый фарс – не может завершить историю. ЭТО И ЕСТЬ мой ответ Набокову.
Но читатели, ревностно охраняя свои СТЕРЕОТИПЫ, часто нафаршировывают ими авторские образы и мысли: то Пушкину приписывают борца с самодержавием, больше, чем он им был, то Онегину какую-то несусветную любовь. А стоит сказать, что Татьяна пошла бы за мужем в Сибирь, тут же припишут, в мотивах ее поступка любовь к народу, иначе зачем в Сибирь?
А на деле, Татьяна не думает о народе у нее личные мотивы: долг тому, кому она отдана, желание отдалиться от Онегина.
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света
Мой модный дом и вечера,
Что в них?
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада..."
И та возрожденческая любовь, которую приписывают Онегину, во мне не вызывает ни малейшего сочувствия, со всеми воплями за эту любовь!
Почему? - Да, потому что:
«Любовь это все дары в костер и всегда задаром!»
А Онегин, сколь не рвется к любови, но впереди него самого плывет огромное облако его эгоизма, сотканное из неустанных забот о себе любимом.
Уж, он бы за Татьяной в Сибирь не пошел! Он никогда никаким лишениям себя не подвергал! Единственное лишение, которое Онегин испытал за всю жизнь – это
отказ Татьяны, из которого, собственно и вылупилась эта любовь.
Ибо, увидев ее на балу в малиновом берете, Онегин было разогнался все получить – ведь это же та самая Таня, что давно готова! Та, что ждет, еще с тех пор что были в деревне, та, что писала ему - «И СМЕЛО ВАМ СЕБЯ ВВЕРЯЮ!»
Ну, уж а теперь-то, тем более - поди не девочка – мужнина жена!
Однако, НЕ ОБЛОМИЛОСЬ – вот и поднялась БУРЯ в стакане его души - КАК ТАК?
Ему не дали, то что он захотел?! - ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ НЕ ПОЛУЧИЛ ЖЕЛАЕМОГО!
И он требует ее, ни секунды не думая, что ломает ей жизнь, собираясь, сделать
из Татьяны Анну Каренину, потому как знает за собой:
"Я сколько б не любил бы Вас
Привыкнув разлюблю тот час."
Но Татьяна подвергала себя лишениям, и отлично знает, что значит смирять волнения в крови.
На то, громадное облако эгоизма, в котором Онегин идет к ней, указывают,
как Вы тонко заметили в предыдущем письме, его же собственные слова:
«Когда б вы знали как ужасно томиться жаждою любви
Взывать и разумом всечасно смирять волнения в крови»
«ОНЕГИН СЧИТАЕТ ЧТО ОНА ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ?»____Резонно поинтересовались Вы, с интонацией возмущенного Эльфа.
– Она, которая любила его, она которая смирила себя:
«Меня слезами заклинаний молила мать»
она, выйдя замуж за нелюбимого - ЗНАЕТ ЭТО ТАК,
КАК мосье Онегину И НЕ СНИЛОСЬ! Но он сокрушается в упоении собой:
КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ! И в этих словах, сказанных, все равно что умирающему от голода:
«Когда б Вы знали, как ужасно, когда под ложечкой сосет!» - сквозит абсолютное Онегинское непонимание, ни ее души, ни ее самой - он НЕ ДУМАЕТ О НЕЙ, вернее думает с утра до ночи, но только применительно к себе,подчиняя ее, исключительно своим интересам.
И поэтому его любовь – весьма смахивает на желание, которое не дали удовлетворить человеку, привыкшему всегда умиротворять все свои нужды.
О чем он пишет Татьяне?:
«Желать обнять у Вас колени и зарыдав у ваших ног
просить мольбы,признанья пени…
А между тем притворным хладом вооружив и речь и взор
вести спокойный разговор…
Вот его кайф! – его лукавство - иметь ее и дурачить "притворным хладом" окружающих, вместе с генералом! – Какая пошлость даже в мечтах! - помещать святыню своей любви в оболочку презираемого света и рассматривать ее в ореоле общих оценок, которые он, столь ловко обведет вокруг пальца! Из чего вытекает то, что вовсе не любви ищет Онегин, а остроты ощущений, нового шанса взбодрить угасающий пыл и подзарядить Татьяной свои подсевшие аккумуляторы.
Ибо
Его слова: - «притворным хладом»
и
Ее слова: «к чему лукавить» ________ пролагают непреодолимую духовную пропасть
между ними. Поэтому сказать, что Татьяна ослепла, не понимает его чистой, великой любви - в тот момент, когда она зорка и дальновидна как никогда, значит самим ничего не видеть и не понимать.
Для Татьяны, чувство долга, что могло бы повести ее за мужем в Сибирь – уход туда, где не будет доступа ни мишуре света ни Онегину, служение тому, кому она верна - и есть окончательная моральная победа!
Так, по логике, и должен был бы заканчиваться роман: героиня на высоте, а герой остается один никому уже не интересен - и в этом осуществляется полная расправа Пушкина с Байронизмом, с "наполеоновскими идеалами", с тем притягательным образом умного циника, презирающего всех и все, самодовольного хлыща, напитанного демонизмом, который столь претил всей его личности.
И генеральная тема духовной этики Пушкина - это, конечно, не гендерная любовь, не борьба с самодержавием и не народные требы:
«Зависеть от царя, зависеть от народа,
Не все ли нам равно? - Бог с ними!»
Главная тема Пушкина – это защита творца, над которым глумится модный Байронизм его времени, что и находит отражение в образе Онегина и даже в "интерьере романа".
«Татьяна взором умиленным вокруг себя на всё глядит....
и лорда Байрона портрет, и столбик с куклою чугунной»
Вот вам и Байрон и статуэтка Наполеона! - предметы, которые увидела Татьяна в деревенском доме Онегина, посетив его, после отъезда дорогого ей человека.
Портрет лорда Байрона и статуэтка Наполеона - знаковые атрибуты пушкинского времени - иллюстрация того мировоззрения, против которого он восстал.
Здесь речь о статусе творческого человека и о его главном предназначении.
А терь хочу потешить милых Эльфов:)
Написав этот пост, я нырнул ф тырнет, штоп поглядеть на ту куклу чугунную - тересно, как выглядела наполеоновская статуэтка, что стояла на столе Онегина.
И вот, на какой сук напоролся, промеж Оракула и Мыслителя.
Приведу случайный, чей-то диалог, не в силах отказать себе в удовольствии скопировать его, для Вашей улыбки.
•
Мыслитель (15414)
Бро, а чо там в Онегине за чугунная кукла ? - я не вкатил.
•
Оракул (25818)
это германский пупс для украшения.
(Я, искренне оценил - думая, что это БЛЕСТЯЩАЯ ШУТКА! Но, читаю дальше):
•
Мыслитель (15414)
нет, они делали мягкое тело каучук или резина, а внутри вата или поролонн,
а тут чугунная
•
Оракул (25818)
А… видать совдеповская - блин, чо там гадать!
•
Мыслитель (15414)
Не… в совдеповских куклах голова и волосики в частности.
их делали по другому не с чугуна.
( тут в диалог вступил, некто Просветленный )
•
Просветленный (28317)
это немецкая кукла или еще какая, но не наша наши были резиновыми и запчасти руки ноги отдельно крепились
(И добила меня Любовь неземная под номером (334870), иде тока они берут эти НИКИ?!)
•
Любовь неземная (334870)
это кукла была у меня, я такую покупала дочке
тогда говорили что их с Франции привозят но
волосы и личико не то: а туловище воще отстой…
(последняя ремарка Оракула)
•
Оракул (25818)
Нет эта кукла импортная. Однозначно.
Отак, милые Эльфы! - не-ну, смешнее этой хроники, просто не высмеять Наполеона:)
Я даж про статуэтку забыл! Начал читать хохоча, а потом, рассматривая чугунную
куклу Наполеона, еще и вспомнил Вашу мультипликационную шутку из недавнего письма:
"Так вот ты какой, северный олень?!"
Постскриптум: А к дуэли Ленского обязательно вернемся - там есть замечательные тонкости:))
Машу крылом, милым Эльфам! До встречи:)
•
_______Санто, на одном дыхании, с упоением прочитала очередное Ваше могучее эссе, роющее тему все глубже и шире. Собралась отвечать, но на "кукле" с волосьями укатилась под стол - хохочу.))))
Анна Витальевна Коростелева 1 11.03.2017 10:39
•
______СкажИте - это таки жесть!
Я даж поставил в произведения эту куклу:))
Не-ну, надо ж так навалять Наполеону:))
И главное, какие крутые Ники у этих ораторов!
Круче крутых йаиц:))))
Сан-Торас 11.03.2017 10:47
Свидетельство о публикации №117031102710
--- «показали, что Онегин НЕ ПУШКИН, вернее - анти Пушкин и анти поэт!» (в кавычках фраза Санто).
А я привела дополнительные доводы, развенчивающие оскорбительное для Пушкина отождествление его с Онегиным.))
--- «Ведь, поэзия это женщина – мир трепета, восторга, слез:
«Февраль – достать чернил и плакать!»,
восприимчивость к красоте, печаль и благородство, глубина чувств ко всему - от звезды до букашки и сама Муза, призванная «ласкать и карябать» - все это, весьма женские атрибуты души». (САН-ТОРАС)
Удивительное, трогательно-прекрасное и глубокое умозаключение! Замерла в восхищении. Сокровищница вселенской мудрости пополнена еще одним топазом.))
И это импонирует:
--- «Главная тема Пушкина – это защита творца», «Здесь речь о статусе творческого человека и о его главном предназначении». (САН-ТОРАС)
Вот где сногсшибательность – в ее лучшем смысле! ибо Вы не навязываете автору своего видения, а внедряетесь в его замысел силою могучего интеллекта и огнем души поэта – в стремлении постичь суть, а не поразить публику.
Предназначение творческого человека – действительно более интересная и глубокая тема, нежели рассказ о несостоявшейся интрижке.))
Что до котлет… очень манкие они у Вас - увидела, почуяла и облизнулась.)) Хотя не люблю это блюдо – ни в прямом, ни в метафорическом смысле.))
--- «Пушкину приписывают борца с самодержавием». (САН-ТОРАС)
Неудивительно. Для того чтобы протащить в литературу того или иного поэта или писателя, соц.реализм записывал их в революционеры, всяческие подстригая. Иначе мы были бы лишены их произведений. А сейчас приходится разбираться, что поэты действительно думали о революции и ее вождях.
Теперь о «несусветной любви» Онегина.))
--- «Когда б Вы знали, как ужасно, когда под ложечкой сосет!» (САН-ТОРАС) – меткое сравнение.
«огромное облако его эгоизма», «БУРЯ в стакане его души» (САН-ТОРАС) -
блеск-метафоры, Санто!
И цитата Марины Цветаевой – в точку: коротко и ясно.
Получила удовольствие от Ваших глубоких, остроумных, ярких суждений. Но чтобы не ограничиваться восторженными «плюсуюсь» под каждым из них, привожу дополнительные аргументы и выводы, к которым шла своей тропой. ))
«Учитесь властвовать собою» - ценный урок преподал Онегин Татьяне (сказано без иронии).
Она оказалась прилежной ученицей. А сам он не захотел собою властвовать – стал «чувства мелкого рабом».
Почему Татьяна со свойственной ей прозорливостью именует его чувство «мелким»? Не потому, что подозревает в нем происки презренной хитрости, но потому, что обуревающая Онегина страсть – всего лишь «волнение в крови», желание, взыгравшее и усилившееся, наткнувшись на неодолимое препятствие:
"О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай".
(А.С.Пушкин)
В том, что Татьяна, любя Онегина, не питает иллюзий относительно его чувства, не обнаружив в нем ни высоты небесной, ни чистоты кристальной, – не слепота, а зоркость Татьяны.
Конечно, Евгений несчастен в своей неразделенной, всё неистовее разгорающейся страсти. И едва ли желает зла предмету своего вожделения. Но объятый жаром, он просто не заботится о последствиях для нее – как не думал об исходе опасной игры на чувствах влюбленного юноши Ленского…
Это он ПОТОМ себя корил:
«Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно».
(А.С.Пушкин)
Но сознание собственной неправоты не заставило Онегина возвыситься над мнениями света и над собой. Так и в любви к Татьяне, он плывет по течению своих чувств и готов увлечь за собой в водоворот и ее, как взалкавший Тамару Демон чуть не увлек ту в преисподнюю. Удовлетворить домогательства Онегина для Татьяны – выбрать судьбу Анны Карениной (о чем Вы уже сказали, Санто).
Однако я далека от мысли осуждать героя за то, что он из плоти и крови. Будь все небожителями, человечество вымерло бы. И в понимании и сочувствии ему – не откажу. Но и приписывать невероятные свойства и возвышенность обычному влечению плоти не буду.
"ПЛАТОНИЧЕСКИЙ (от имени Платон), 1) чисто духовный, несвязанный с чувственностью (например, платоническая любовь). 2) В переносном смысле – не преследующий практических целей, отвлеченный.
Синонимы: бескорыстный, бестелесный, духовный, не плотский, отвлеченный, целомудренный" (Современная энциклопедия. 2000)
Любовь Онегина не назовешь платонической ни в одном из вышеуказанных смыслов. Отрицать чувственное, физическое влечение в его страсти к Татьяне и конкретную практическую цель – значит не слышать, не понимать его. Ведь о том, чего он алчет, не говорят прямым текстом (что было бы весьма примитивно), достаточно взгляда ("Могучий взор смотрел ей в очи!" - М.Ю.Лермонтов "Демон")...
Отказ Татьяны – единственная причина того, что любовь Онегина ВЫНУЖДЕННО бестелесна. Будь его чувство действительно таким, Онегину не нужно было бы отчаянно «смирять волнение в крови» и «притворным хладом Вооружать и речь и взор». Он бы спокойно восхищался ее совершенством, ее душой и умом. Не вожделея тела и не претендуя на него, не тяготился бы своим вынужденным «целомудрием», а был бы счастлив хотя бы тем, что его любовь не безответна. Но весь фокус в том, что Онегину жизненно необходим ответ ИНОГО рода, чем: «Я вас люблю…прошу меня оставить». Ничего удивительного: молодой мужчина со здоровыми инстинктами, привыкший получать желаемое.
Будь в его любви сильно духовное, жертвенное начало, он сумел бы поступиться своими интересами ради любимого человека. Но жертвой в его пьесе должна стать она – возлюбленная - как в русской песне: «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду - я одна». И Татьяна, понимая это, вынуждена думать о последствиях ЗА ДВОИХ и бороться с «волнением в крови» за двоих.
«Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего». (с) -
опрометчиво дал Онегин показания против себя, не предполагая, что потом будет добиваться взаимности Татьяны, претендуя тронуть ее мольбами и жалким видом. То есть, его пожалеть должны. Что все и делают.
Онегин, получивший отказ, видится многим фигурой трагической. А Татьяна, отказавшая любимому и оставшаяся с нелюбимым, страдает меньше?
«И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!»
(А.С.Пушкин)
Кто-нибудь задумывался, каково это – сказать мечте «нет»? Никакое осознание моральной победы и чувство выполненного долга не заменят простого человеческого счастья, радости взаимной любви. Тупиковость ситуации в том, что, и победив, Татьяна – тоже жертва, но только с гордо поднятой головой.
Поэтому я рада, Санто, что Вы отправили Татьяну в Сибирь, ибо на этом пути вижу для нее свет в конце тоннеля.
Вопрос о возрождении Онегина пока открыт для меня. Любовь вспыхнула – хорошо. Хуже быть кальмаром мороженым. Но если взаимности нет, поэтом он не стал - в творчество нереализованную энергию не переплавил, то куда денет? Может ли эта энергия пойти на переплавку "души холодной и ленивой" в трудолюбивую и пламенную?.. Будет ли эта неудача – ступенькой на пути духовного развития?..
--
P.S. Комментарий Лизок: "она его не возродила, а возбудила".
А хроника про «северного оленя» - поролоново-чугунную куклу с волосьями – хохма невообразимая. Бедный Наполеон.)))
Анна Витальевна Коростелева 1 12.03.2017 09:58 Заявить о нарушении
меткой фразой: "не возродила, а возбудила"___ метнула стрелу Амура в самую,
такскать, суть наболевшего. Ибн, разбор этой, скажем прямо, неумной гипотезы,
уводит критическую способность мысли в область явной схоластики.
Когда мужчина говорит:
«как ужасно томиться жаждою любви
взывать и разумом всечасно
смирять волнения в крови,
желать обнять у Вас колени...»______
то, назвать – это коитальное ЖЕЛАТЬ, платоническим чувством - может, разве что фригидный ум.
Что же до Вашего вопроса:
"Почему Татьяна, со свойственной ей прозорливостью, именует его чувство «мелким»?"
То, на мой взгляд, в этом определении, через слова Татьяны звучит пушкинская ирония. Пушкин жестоко мстит Онегину, награждая его за демонический байронизм и презрение к миру, этим «мелким чувством».
Тут, как раз, и выражена «свойственная Татьяне ПРОЗОРЛИВОСТЬ»
она ничуть не заблуждается на его счет. Ведь Онегин, ставящий себя выше любви,
помните:
«И ничего на целом свете
благословить он не хотел»
Онегин, который безжалостно трунил над Ленским, наивно доверявшем ему свои
переживания, возвышая себя над людскими страстишками, и находя в откровениях друга, лишь повод глумиться – получил по полной программе – его самого накрыла любовь.
– Ну и?...
- Каково тебе, когда ты сам попал - "маманегорюй"?
Потому, Татьяна и спрашивает:
«Как с Вашим сердцем и умом
быть чувства мелкого рабом?»
И через это ее восклицание, сквозит убийственная ирония Пушкина, ибо влюбив Онегина, заставив его страдать, Пушкин опроверг этим его отрицание мира, его
напыщенное презрение, обрекая на муки от всего того, над чем он
насмехался – это ли не месть байронизму?
(Тургеневская Базаровщина – причины другие, но расплата та же)
Кстати, Байрон тоже ушел из жизни в 37 лет и эту дату смерти Пушкину нагадала цыганка, а он был очень суеверен, больно представить, что он пережил
в ночь, перед дуэлью, оставляя Наташу и 4-рых детей.
Дорога, скользкий поворот
Россия спит, она не знает,
Что Пушкин раненный в живот
Холодным утром умирает..._____ (мое школьное) Не помню, читали Вы у меня это http://www.stihi.ru/2014/07/03/1665
Что же до чувств самой Татьяны, которая отлично понимает
«себестоимость объекта своей любви», то как, в таком разе, она могла
избрать его? - Где же логика?
И тут, за эту, вечно непонятную мужчинам "Ж-Л"- Женскую Логику,
вступается вся хроника любовных отношений в русской нарративной истории,
и в русских романах!
И хроника наша активно демонстрирует, всей своей загадочной душой, ту модель страстей, в которой образцы нравственности влюбляются в полных ничтожеств.
Осовременно говоря:
«хорошие девочки, сплошь и рядом, влюбляются в плохих мальчиков»
Ну, вот почему происходят эти метаморфозы - я объяснений не встречал.
но, думается мне, что в этом подспудно заложено природное свойство женщины ВОЗРОЖДАТЬ, в этом есть, некое женское желание Пигмалионить личность мужчины.
Каждая Галатея - Пигмалион своей любви!
И движет ею стремление сделать объект восторга ЛУЧШЕ, чем он есть, облагодетельствовать его, облагородить, помочь понять, оценить,
усовершенствовать его.
Это природная потребность женщины производить, рождать, вдохновлять красотой,
на пике чувств, выливается в ее предназначение: -
"Созидать его духовность своей любовью!"
Ведь та высота, до которой поднялся Онегин - его потолок:
"Я черным соболем одел
Ее блистающие плечи"
Ужасная пошлость - не пропускающая в душу ни искры поэтического чувства!
Поэтому Татьяна и влюбляется в него, а не в согласного на саму любовь Ленского.
И, в результате, несмотря на «коллизию обреченности», безусловно,
добивается, именно того, что побудило ее любовь к жизни.
Она встряхивает Онегина, перерождает, делает другим,
переворачивает его внутренний мир, тем самым доказывая,
что «мелкое чувство» – отнюдь не такое уж мелкое!
Татьяна совершает революцию внутри Онегина, как декабристы внутри Петербурга.
Чем, собственно, и занимается всякая влюбленная женщина – большой революцией в отдельно взятом мужчине.
Ибо женщины пытаются сделать нас лучше, чем мы есть.
( локальный феминизм в борьбе с мужским самодержавием на поле отдельно взятой любви)
Поэтому самая растиражированная катастрофа чистых чувств –
начинается с взросления женщины, с понимания, «по мере поступления неприятностей»
что мужчина есть то, что есть, а не то, чем ей хочется, чтоб он был.
Но любовь, нежность, ласки мужчины, восторги и дары, на некоторое время, успешно вводят ее, и даже его самого, в заблуждение, что он «Отпигмалионился»
- стал другим, что с нею он изменился - она его переродилА, и уж теперь,
он совсем ни тот, что прежде.
Однако, страсть постепенно охлаждается, как чайник на плите, и с неумолимой реальностью проступает та мужская сущность, которую, казалось бы удалось «отполировать».
И отрезвление, осознание неизбежности принятия того что есть, ведет к окончательному протесту, к разочарованию, а за ним, как убийца за углом,
поджидает - Крах Надежд и чувство обманутости,
которое «легким движение руки» превращает (брюки в шорты) т.е.
недавнюю любовь в ее противоположность – это и есть, тот самый шаг,
что случается от любви до ненависти и называется - «один» - один шаг,
в который, поначалу, так яростно не хочется верить!
Хотя, пожившие люди, только о нем и твердят!
– Ну кто их слушает?!!
Пишу это и всеми фибрами ощущаю, насколько почти каждый, ознакомился с данной моделью любви на разных стадиях личной жизни.
Иначе быть не может, ведь каждое расставание происходит из-за того, что
объект нежности казался не таким, каким о-казался!
Об этом и горестных всхлип юного Лермонтова:
«Зачем ты не была сначала, какою стала наконец?»
и, тот печальных факт, что половина времени самых, любовно-радужных отношений, тратится на то, чтоб расстаться.
Что до дуэли Ленского, в образе которого Пушкин прощается со свой юностью,
- меня поразило, что накануне гибели Ленский пишет явно второсортные стихи.
Нет бы вложить в его уста нечто ЗНАЧИМОЕ в такой момент!
Однако, Ленский в роковые минуты, в предверии конца,
вдруг довольно беспомощно ( с поэтической точки зрения) "закудахтал":
"Куда куда вы удалились,
Мечты мой злотые дни?"
И это, невзирая на то, что в 6 главе Пушкин давал ему шанс:
"Он, может быть, для счастья мира
Иль хоть для славы был рожден.
Его умолкнувшая лира
Могучий непрерывный звон!"
Но в последних строках Ленского: «Куда куда»
Пушкин снижая пафос происходящего, передает, всю нелепость, этой смерти.
- убийство самого шанса, убийство реализации поэтической души –
он ушел - стихами НЕ ВЫЗРЕВ.
Ведь, если бы в 26 лет не убили Лермонтова, который сокрушался от
разочарования в любви, о чем шла речь выше:
Ты позабыла: я свободы
Для заблуждений не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам (...)
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец?
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал.
– Если бы его не убили мир получил бы величайшего русского гения, ибо Лермонтов
прозревал космос:
"Спит земля в сияние голубом"
А, если бы в 37, не убили самого Пушкина мы бы постигли
ПРОРОЧЕСКУЮ ПОЭЗИЮ на метафизическом уровне.
И не глумления ради, а токмо для улыбки, милых, моему сердцу Эльфов,
нырну на минуту в «цветную математику» истории.
То, что я сказал о метафизической поэзии, канешна, субъективно,
потому что Гений непредсказуем и экстраполировать его невозможно!
Но, пытаясь увидеть Пушкина стариком, Толстая в рассказе «Сюжет»
представляет стареющего Пушкина, в виде лысоватого обскуранта,
который гуляя по аллеям тенистого парка, пугает кудрявого мальчика Володю:)
И это убийственно показывает, как мал глоток истории, разделяющий
казалось бы НЕСОВМЕСТИМЫЕ ВРЕМЕНА и несовместимые фигуры - Пушкина и Ленина.
А, на самом деле, от одного явления до другого, в срезе истории, рукой подать.
Пушкин погиб в 1837, а в 1870, всего через 33 года, родился Ленин.
Вяземский, родившись за долго до Пушкина умер, когда Ленину было 8 лет.
А «Красную шапочку» Ленин надел, уже через 10-ть!
Так что, вполне себе, 78-летний Пушкин, гуляя в тенистых аллеях парка,
мог бы, выглянув серым волком из-за какого-нить толстовского дуба,
турнуть кудрявого мальчика, который собрался отнести бабушке,
(с легкой руки Горького названной "Мать"), если не пирожки в лукошке,
то уж бублики, начиненные листовками, точно.
Проживи Пушкин, как Лев Толстой, который умер в 1910, он бы имел удовольствие убедиться, что столь отвратительный ему Байронизм – пластмассовая игрушка, по сравнению с тем призраком коммунизма, за который мы реально заплатили своими конкретными родственниками, потому что "из искры возгорится пламя".
Машу крылом милым северным Эльфам:))
Аннушка, вычитать времени нет.
До встречи, всех обнимаю, Ваш Санто.
Сан-Торас 13.03.2017 08:18 Заявить о нарушении
Сан-Торас 13.03.2017 08:45 Заявить о нарушении
Пушкин. Он дорог мне с колыбели и не утрачивает актуальности, а открывается всё с новых сторон. Сколько пищи уму и сердцу может дать один только «Онегин»! — особенно если вести раскопки с Вами.)) Безумно интересное, полезное и почетное для меня сотрудничество.))
И все-таки в подтеме «Пушкин — не Онегин» даны далеко не все аргументы. Мы не пригласили самого Пушкина, который как в воду глядел:
«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт...». (с)
Досадую, что в нужный момент упустила это. Но почему сие игнорируют упомянутые Вами «литературоведы», неотрывно глядящие в текст?))
И о том, что Онегин — антипоэт, Пушкин упоминает неоднократно. Например,
«Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить», (с)
«И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу». (с)
Интерес автора к своему герою - интерес скорее к своей противоположности, нежели к близнецу.
«Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм».
Язвительность, желчь, злость — проявления гордыни, которая Пушкину не свойственна.
О прозорливости Татьяны я говорила то же, Санто: «Татьяна, любя Онегина, не питает иллюзий относительно его чувства». (А.В.К.)
В юности меня смущало, что чувство Онегина было названо «мелким»: ведь он так пылал, так страдал. Я была сосредоточена на размерах: почему оно «мелкое», а не на самом факте его возникновения у ТАКОЙ личности.
А Вы, Санто, зрите в корень, увидев иронию самого Пушкина, сказавшего своему герою: «получи фашист гранату».)) Вот что называется: не зарекайся. Пушкин дал Онегину урок, который посылает гордецам Вселенная.
«Замечу кстати: все поэты -
Любви мечтательной друзья».
(А.С.Пушкин)
Ценное замечание Пушкина. Онегин не был другом любви (как не был и поэтом). Он жестоко посмеялся над ней, а любовь посмеялась над ним.
Извините, Санто, что пришлось отмотать назад Ваш клубок и потоптаться на месте. Просто моя дальнейшая мысль дала такой разбег, что я решила загнать ее в русло, а для этого взяла паузу (помня о Вашей занятости). Другие нити размотаю отдельно.))
«А я всю жизнь плету кольчужку
Для всероссийского поэта».
(САН-ТОРАС)
Горькие, проникновенные строки. Человеку, от рождения наделенному горячим сердцем поэта, не смириться со злодейскими убийствами великих сынов земли Русской и с толерантным отношением к их убийцам...
В который раз перечитываю Ваши дебаты о Лермонтове и яростно Вас поддерживаю. Нелепейшие доводы, что убийца Лермонтова, мол, был дворянин и не мог отказаться от дуэли. (А выстрелить в воздух, как это сделал Лермонтов, не мог???) Лермонтов, мол, его высмеял. (И что: фактом высмеивания заслужил смерь?)
И Лермонтов, мол, не понял бы нас, его защитников. Прекрасно бы понял! Ведь понял он, что значит убийство Пушкина и не побоялся сказать об этом в дышащем гневом и болью "Смерть поэта".
Но Лермонтов, конечно, отдельная глубокая тема. Не хочется мимоходом о своем любимом поэте. Но очень рада, что он пришел к нам в тему "Онегин".))
С добрыми эльфийскими пожеланиями,
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 06:06 Заявить о нарушении
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 06:10 Заявить о нарушении
Если нет больше эльфов, а кто будет почитать праматерь всех эльфов,
и прилетать, и обожать?!
Передайте, Эльфику, что она и так ЕДИНСТВЕННАЯ! - у нас есть Эльф-Лизок,
Эльф-Аннушка, Эльф-Санто и только одна - Эльф-Эльвира Эльфовна - первая,
самая-самая - НАСТОЯЩАЯ!
А эте две строчки:
"Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить"
продолжаются:
"Не мог он ямба от хорея,
Как мы не бились отличить"
И какими надо быть остолопами, чтобы видеть
в этом АНТИ ПУШКИНСКОМ - ПУШКИНА?
Не-ну, даже из любезности не могу этого стерпеть!
Пушкин, канешна, предвидел какие умы его будут
читать и даже предупредил, как Вы и показали:))
.
Под нос вам Пушкин тычет разность!
Чтобы насмешливый читатель _____ это он польстил:))
Очень точны, Аннушка, выбранные Вами цитаты, каждая фраза
показывает насколько глубоко и по-существу Вы понимаете, то
о чем говорите. Тема эта неисчерпаема и мне много есть,
что затронуть и копнуть - хотя, в предыдущих письмах,
уже наговорено на диссертацию. Но сейчас, просто не имею
времени углубиться.
Однако, мне показалось, что настроение у Вас не очень...
Сан-Торас 15.03.2017 08:46 Заявить о нарушении
Что до моего настроения, то оно неплохое. Хотя отчасти сродни настроению Ленского: "Что день грядущий мне готовит?" Однако общение с Вами имеет удивительное свойство - улучшать погоду, какой бы она ни была.)) Думаю, и Эльфик развеселится, как только передам ей Ваши слова. Она главный Эльф с Эльфами-единомышленниками.))
Тему Пушкин, "Онегин" и все сопутствующие темы думаю продолжать копать. Надо размотать все нити.))
Прочитала упомянутый Вами рассказ Толстой "Сюжет". "Пугать" - это мягко сказано.)) Крепко поэт Володеньке по головке настучал - что вся революционная часть оттуда исчезла. Сначала рассказ произвел отталкивающее впечатление, но все что про Ульянова - развеселило.
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 09:48 Заявить о нарушении
И другие поэты считали своим долгом предупредить извращение их читателями и издателями.
"Профессор,
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе".
(В.Маяковский "Во весь голос").
А иным - что рассказывай, что ни рассказывай - все равно ничего не слышат. Делать карьеру на имени того или иного поэта - это они не прочь, а распахнуть уши, сердце, ум и понять его мысли, чувства - не находят нужным.
Хорошо бы и в самом деле вышла в свет Ваша диссертация, Санто, (и не одна).
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 10:16 Заявить о нарушении
Поэзия - это музыка, а смысл не важен.
Когда в голове смыла нет, то
пустой гул, что там есть, называют музыкой.
А на самом деле - люди не хотят
включать мозг, потому что не другого,
им важно понять, а себя явить, как нечто
заслуживающее первостепенного внимания.
И это мелочное себялюбие, эта самоважность, несносна,
особенно в стране помешанной на скромности:))
Сан-Торас 15.03.2017 11:58 Заявить о нарушении
"в стране помешанной на скромности" - на ЧУЖОЙ скромности, которую у нас так все блюдут, не находя нужным обременять себя этой добродетелью.))
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 12:23 Заявить о нарушении
им важно понять, а себя явить» (САН-ТОРАС)
Ваша правда, Санто. Это то, что обескураживает меня с первых шагов на сайте.
Скажем, есть произведение. Автор представляет его на разбор, желая обратной связи с читателем. И полк неравнодушных собратьев по перу, пробегая мимо, бросаются к автору с дружескими советами: это слово туда, это сюда, а это — пошло на фиг. А то, что в результате коренным образом меняется смысл, - невелика печаль: разве кто-то в него вникал? Главное - все себя явили.))
А бывает: ищешь смысл — с лупой и микроскопом — нема. Не выдерживаешь: а что, собственно, автор хотел сказать, где нить смысла, увязывающая все его дивные (плохо сочетаемые) образы? И тут же куча адвокатов: «А зачем обязательно что-то хотеть сказать? Это просто зарисовка. Автор фонтанирует метафорами — не пропадать же добру. Давайте поможем ему придумать смысл». Не, я пас в таких затеях. ))
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 12:54 Заявить о нарушении
Есть декларируемая любовь к тому или иному поэту. Есть стихи, ему посвященные. Иначе говоря, одна-две его мысли, зарифмованные (что поэт мог бы сделать и сам) — видимо, для напоминания о них. Вопрос: а что от себя хотел сказать автор-почитатель? Где его собственные мысли, чувства, его душа? Впечатление, что иные любят не столько Пушкина, Блока и др., сколько себя в теме «Пушкин» или «Блок». И делают то, что пытался сделать Онегин:
«Уселся он — с похвальной целью Себе присвоить ум чужой».
(А.С.Пушкин)
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 13:01 Заявить о нарушении
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 13:07 Заявить о нарушении
Анна Витальевна Коростелева 1 15.03.2017 16:07 Заявить о нарушении