Судьба человека. Памяти Эппле

                Иллюстрации Льва Эппле к книгам, на которых
                выросло не одно поколение жителей Страны Советов.

СкажИте, а вы смогли бы
Ответить на этот вопрос,
Когда все молчат как рыбы
Или строчат донос:

Как дальше жить? - СкажИте!
Не изменив себе?!
Как не сдаваясь выжить
Наперекор судьбе?

Какой, вы ответьте, люди,
Должна быть страна чудес,
Когда в ней, грезя о чуде,
Несчастные валят лес?

Мечтая о лучшем времени,
На завтрак - сухарь да вода,
Другие чахнут от бремени,
Но ты - не другой ведь, да?

Что помогает выжить,
Не превратиться в пыль?
Знаете если - скажИте:
Сказкой как сделать быль?!

Художник макает в краску
Послушную сердцу кисть
И превращает в сказку
Постылую серую жизнь.

                10 марта 2017 года


P.S.: Коренной москвич Лев Артурович Эппле оказался на Урале, как говорят, «волею судьбы», а вернее злого рока, который преследовал его в первую половину жизни. Он родился в 1900 году в благополучной, обеспеченной семье российского немца. Получил хорошее среднее образование. Мечтал стать архитектором. Но в 1917-м случилась революция – Февральская, а затем и Октябрьская, что в корне изменило общественно-политическую ситуацию в России. Желание молодого российского гражданина поступить во ВХУТЕМАС натолкнулось на ограничения, которые были введены советской властью для лиц непролетарского происхождения. Тогда он поступил в частную художественную студию, где преподавал выдающийся педагог и художник-график Дмитрий Кардовский. Получив художественное образование, в 1930-е годы Л.Эппле работал в московских издательствах: иллюстрировал произведения Г.Уэльса, И.Ильфа и Е.Петрова, Н.Островского и др.

В 1941 году началась Великая Отечественная война и вся семья Эппле, как и другие семьи российских немцев, была депортирована в Казахстан, в КАРЛАГ. Из Казахстана Лев Артурович вскоре был направлен на Урал, где до 1945 года работал в системе ГУЛАГа на лесоповале в Гаринском районе. Окончание войны не принесло ему полной свободы. Он был освобожден лишь от принудительных работ и определен на спецпоселение в п.г.т. Сосьву, а в 1947 получил разрешение переехать в г. Ирбит Свердловской области. Проживание в Москве и других крупных городах было запрещено. Работы по специальности не было. Помогли московские друзья-художники, в частности Дмитрий Шмаринов, который был его соучеником в школе Кардовского. Связавшись со Свердловской организацией Союза художников СССР, он рекомендовал Эппле как мастера книжной графики. Лев Артурович уже в 1946 году получил заказ на иллюстрации к произведениям Д.Н.Мамина-Сибиряка для мемориального музея писателя, который открылся в Свердловске 1 мая того же года. Свердловское книжное издательство заказало художнику иллюстрации для подготовленной к печати книги Мамина-Сибиряка «Для детей». Так началась творческая деятельность Л.А.Эппле на Урале. Эта работа помогла ему выжить и прокормить семью.

Художник-иллюстратор Лев Эппле в 1970-е годы верил, что к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в 2017 году, Свердловск превратится в Пешеград – совершенный, выверенный в каждой детали город-сад, устройство которого будет поддерживать жителей в хорошей физической форме. Чертежи и макеты Пешеграда выражают энергию социального прожектерства эпохи утопических ожиданий коммунизма, освоения космоса и преобразования мира. Проект Пешеграда разрабатывался в то время, когда смыслы градостроительных концепций компенсировали излишнюю рациональность и скупость форм в архитектуре, а одним из факторов развития города стали мысли и участие жителей. Основой программы Льва Эппле являются не политика и экономика города, а образ жизни горожан. Дорожки для верховой езды, парки, музеи, общественные центры, небоскрёбы, пешие прогулки вместо личных автомобилей, скоростные поезда – в 2017 году Свердловск должен был преобразиться.

Оформитель первого посмертного сочинения Владимира Маяковского Лев Эппле прожил нелегкую жизнь. Переехав из ссылки в Свердловск, он стал одним из запоминающихся художников свердловской детской книги 1950–70-х годов, а его любительские архитектурные проекты рассматривались на международных конкурсах, его модель идеального города Пешеграда вдохновляла тех горожан, архитекторов, писателей, журналистов, кто в ту пору задумывался о том, как создать в технологизированном большом городе условия для гармоничной жизни.

25 февраля 2017  года в Арт-галерее Ельцин Центра (Екатеринбург) состоялась презентация книги Е.П.Алексеева и В.А.Черепова «Лев Эппле» («Кабинетный ученый», 2017). На выставке в Музее первого Президента России Б.Н.Ельцина с 3 по 12 марта представлена документация проекта Пешеграда 1977 года, эскизы и фотографии макетов выставочных залов и наземных павильонов станций метро для Свердловска, памятника покорителям космоса в Москве и Музея космоса в Калуге, монумента в честь советско-арабской дружбы близ Асуана – проектов, позволяющих увидеть архитектуру будущего Пешеграда. Архитектурные проекты и избранные иллюстрации Льва Эппле дополнят рукопись Пешеграда, показывая, как мечты о совершенном будущем пронизывали все творчество художника.

Эскизы, фотографии, документы, иллюстрации предоставлены для выставки Музеем архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета, семьей художника и историком искусства Е.П.Алексеевым. Куратор выставки – Марина Соколовская.


Рецензии
Интересно всё - и информация, и жесткие, вопрошающие стихи!

Оксана Задумина   12.03.2017 12:12     Заявить о нарушении
Помню, как во время учёбы в младших классах школы нас заставляли вести дневники читателя - прочёл книгу и напиши в свой дневник краткий отзыв, сделай рисунок к ней. Не обладая художественным талантом, я через кальку переводил понравившиеся мне рисунки из книг, в том числе и иллюстрации, как я теперь знаю, Льва Эппле.

Сергей Малахитов   13.03.2017 01:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.