Сюжет приключенческий бы получился на Первом...

Сюжет приключенческий бы получился,
На Первом канале, заверить могу,
О том, как девчонка в войну налочилась,
Свершить кругосветку, вернувшись в Баку.

О том, как она вместе с мамой добрались,
Во Владивосток, чтоб оттуда отплыть,
До США, описал я в стихах это ралли,
Им два океана пришлось переплыть.

На проза.ру я описал все детали,
Как плыли на шведском они корабле,
И как в Вулверхемптоне жить они стали,
Вречалась с отцом здесь без всяких проблем.

Отец был заранее командирован,
Сюда по вопросам поставки а Союз,
Того, в чём заинтересована кровно,
Была вся страна- получать такой груз!


На проза.ру я описал все детали- Далее фрагмент публикации "Вторая мировая глазами двух девчонок"...В квартире Алевтины Александровны Долженко, которая приехала в Вязьму в 1993 году, привлекают внимание, рядом с портретом А.С. Пушкина три миниатюрных фарфоровых вещицы с красочными гербами городов Англии. Откуда они здесь, в Вязьме и как это связано с войной? А дело в том, что война застала отца Али, Александра Демьяновича Долженко, старшего инженера Минвнешторга СССР, в Лейпциге- он принимал у немецких фирм кузнечно-прессовое оборудование. Стало понятно, почему педантичные немцы не спешили выполнять свои обязательства- они готовились к войне. После долгих мытарств состоялся обмен советских специалистов в Константинополе. А.Д. Долженко назначили инженером завода в Баку, изготовлявшего детали для знаменитых "Катюш". Однао в январе 1943 года пришёл вызов из Москвы и его направили старшим инспектором Машимпорта в Вашингтон и Лондон- стране позарез нужно было оборудование для выпусков штампов, чтобы изготовлять мины, снаряды, автоматы, оперения для "Катюш". Оборудование поставляла Англия, но добираться туда надо было кружным путём- через Владивосток и США, Тихий и Атлантический океаны. Другого пути тогда не было.
     В конце 1944г. на встречу с отцом и мужем послали тем же путём Алю и её маму. Вот что рассказала о том кругосветном путешествии, которой тогда было пять лет (эпизод за эпизодом создают впечатление фильма, увиденного глазами ребёнка): "Бабушка всё наставляла маму, мол, знаешь, какая вас ждёт дорога, смотри, не потеряй дочь. А мне запомнились, когда ехали в Москву, здания вокзалов без стен и танки навстречу. Во Владивостоке наш пароход "Северная Двина" простоял целый месяц- японцы почему-то не разрешали ему отплыть в США. По прибытии в Нью-Йорк нас ждала записка отца: Не плывите на "либерти". Как потом он объяснил, корабли этого типа из-за ненадёжной конструкции, случалось, не доплывали до Европы. Поэтому в Англию мы отплыли на шведском корабле, в сопровождении конвоя и я до сих пор помню, как неудобно было засыпать в спасательном жилете.
     Однажды, это было утром, поднявшись наверх, мама не увидела ни одного корабля сопровождения. В панике она спросила у старпома на ломаном английском, в чём дело? Тот оказался любителем пошутить- джёман бах-бах, шипс буль-буль. А дело было в том, что на ночь корабли расходились, чтобы у немцев е было соблазна выпустить торпеду по кучно плывущим кораблям.
     В отношении еды я была привередливым ребёнком, что вынуждало маму  постоянно повторять: "Аля, кушай!" А поскольку шведы приглашали нас обедать в кают-компанию, наверно, из уважения к нашей стране, на которую легла большая тяжесть войны с фашистской Германией, то на прощание, когда мы сходили с корабля, экипаж проводил нас, скандируя в мегафон: "Аля, кушай!"
     В Англии мы жили в отеле мистера Дюка и я всегда пугалась оленьей головы с рогами, висевшей в холле. Помню, как под окнами мы сажали с мамой редиску, а во время бомбёжек бежали в бомбоубежище. Помню, как ходила в подготовительный класс (мы жили в Вулверхемптоне) здешней школы, каждая из которых имела свою форму, и чтобы найти ребёнка, если потеряется, свою эмблему. Я сохранила свою, она из трёх букв "RHS".
     День победы мы встретили в Лондоне, а первую годовщину- в Берлине, где был такой салют, какого я никогда не видела.
     В Берлине я попала в госпиталь, после пищевого отравления, а поправившись, наряжалась и танцевала перед ранеными бойцами, читала стишки и видела, что им это очень нравилось. Было это летом 1946-го, а в конце его мы возвратились в Баку."
     Свой рабочий путь Алевтина Александровна начала табельщицей на строительстве паромной переправы, а впоследствии работала инженером проектно-сметной группы треста, ведущего строительство таких объектов, как морской вокзал, гостиницы "Апшерон" и "Азербайджан"...Добавлю кстати, что став 28 декабря 1961 года супругой автора Алевтина Александровна Артюшкина-Долженко во второй половине 70-ых оставила автографы в авторских на мои изобретения, иллюстрирующие научные открытия на стыках микробиологии, биотехнологии и экологии переснятыми с диаграмм кривыми микробного дыхания.


В качестве иллюстрации использована картинка с сайта 51 из 2179.
     Конвой(панорама из 3-х снимков).1944. Друзья советские и...
     http://www.ehorussis.ru/forum/showthread.php?t=1739


Рецензии