Я русский бы выучил Второй тур
К сожалению, первый тур прошел не совсем гладко, как мне хотелось. Поэтому в этом туре будет несколько иная система оценивания, где выполнение задания будет лишь одной из составляющих выставляемой автору отметки.
Также на конкурс будут приниматься стихи ( один+ один ) не менее 8 строк и не более 24.
А сейчас о теме сегодняшнего задания – орфоэпии, более того, об ударении, так как звуковые произносительные нормы на письме никак не отображаются: его(ево), учиться(учитца), конечно (конешна) и т.д.
Постановка ударения часто является «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать доку;мент, мага;зин, кило;метр, ква;ртал, а;лкоголь, мо;лодежь, чтобы понять, что человек не владеет основными нормами литературного произношения.
Но сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку;хонный, экспе;ртный, проходно;й) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача;ть, на;чал, начала;, на;чали). Кроме того, ударение может меняться с течением времени.
Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно;го света), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне;вное светило», – писал А.С. Пушкин).
Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного).
Достаточно много вариантов произношения существует в литературной и профессиональной речи.
Например, в речи моряков – компа;с, рапо;рт, в речи медиков – флюорографи;я, афази;я, эпилепси;я, а;лкоголь, ко;клюш, психопати;я, наркомани;я, в речи горняков распространено произношение до;быча угля, ру;дник, тогда как основным нормативным вариантом является произношение – ко;мпас, ра;порт, флюорогра;фия, афа;зия, эпиле;псия, добы;ча угля, рудни;к, алкого;ль, коклю;ш, психопа;тия, наркома;ния.
Кроме того, постановка ударения может зависеть от значения слова:
заброни;ровать место в гостинице – забронирова;ть орудие; приво;д в милицию – при;вод в механизме; осенняя мокрота; – кашель с мокро;той; языково;й барьер – языко;вая колбаса; занято;й человек – за;нятое место; первозданный ха;ос – в доме хао;с/ха;ос; ша;баш ведьм – шаба;ш на работе; работать эле;ктриком – цвет электри;к; вяза;нка дров – кофта-вя;занка. Это так называемые омографы.
Подробнее о таких парах можно прочесть здесь: http://accentonline.ru/homograph.html
Еще интересно в произносительном выражении прилагательное ветряный - ветреный, который в зависимости от значения меняет не только ударение, но и гласную букву суффикса. Так, вЕтреный день, вЕтреный человек (с ветром), но ветрЯная оспа, ветрЯная мельница (от ветра).
Итак, задание! Написать одно или 2 стихотворения, используя омографы.
Как пример, могу привести стихотворение Надежды Болтачевой «Годики-годочки»:
Годики-годочки.
Годики, года.
Вырастают дочки
раз и навсегда.
Годы, годовщины,
ниже каблуки.
На подошвах глины
влажные комки.
Скоро всё случится:
памяти темница,
гвОздики гвоздИк...
Ветер да тростник.
Единственная просьба! Табу на уже приевшееся зАмок-замОк…
Призовой фонд: 400-300-200
Срок написания – 10 дней.
Последний день- 19 марта до 24.00
Стихи публиковать здесь, в рецензиях.
Публиковать у себя на страничке – на усмотрение автора.
Затем голосование.
Ведущая Татьяна Шорохова
Свидетельство о публикации №117030909970
Татьяна Шорохова 3 20.03.2017 06:46 Заявить о нарушении