В Международный Женский День!
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С.Пушкин)
Эти строки Пушкина хотелось бы адресовать Вам, Санто.
Как было не замереть в восхищении перед исполинской мощью Вашей мысли, вскрывшей могучие, «глубинные пласты истории» и литературы, и охватившей ширь — ЗА пределами горизонта? И я замерла в молчании, не находя достойных слов, чтобы выразить ВСЮ СТЕПЕНЬ почтения проделанной Вами мыслительной и духовной работе, всю бездну восторга плодами Вашего интеллекта-титана, «пронзившего пространство и время».
Бесподобная работа, Санто, — нигде доселе не встречала ничего настолько могучего и незаурядного (и едва ли встречу).
Принципиальное отличие данного эссе от предыдущих (на которое сразу обратила внимание): если обычно это Ваша разговорная - живая, эмоционально окрашенная речь — пленяющая не только мыслью, но и харизмой, риторикой оратора, то здесь речь письменная — только могучий разум, отделенный от эмоций. И сей труд требует такой же работы разума, чтобы отвечать по существу вскрытых Вами «пластов». Не хочется делать это второпях. Но и молчать о неизгладимом впечатлении, произведенном Вашей работой, не могу. Есть насущная потребность продолжить эту беседу, выделила многое в Вашем эссе, что хотелось бы обсудить. Например, это:
«Именно, жены декабристов, по факту их помыслов и поступков, явились первыми феминистками в России». (САН-ТОРАС)
Любопытный момент: думая о судьбах русских поэтов (в этой теме давно) и о Вашем эссе «Россия-кашалот» (на которое ответила сразу, но так и не отправила отзыв, погрузившись в «Мандельштама»), - размышляла и о причудливом сочетании азиатского и европейского в русских, о двух столицах, беседовали с Эльфиком об этом, а вечером того же дня появилось Ваше эссе:
«Возможно, потому что сам, так же как Россия, этнически содержал в себе две культуры». (САН-ТОРАС)
На этом пока закончу.
С глубочайшим уважением,
Анна Витальевна Коростелева 1 06.03.2017 09:53
.
________ Приветствую, Аннушка!
Не успел к Вам с моим письмом, аккурат в дату, (наверно, я не мастер дат) и уж было передумал поздравлять Эльфов с 8 марта «исполинской мыслью» впечатанной в Пушкинского "Онегина", о котором мы так и не смогли поговорить ударно!
Но, получив Ваше послание в почту, прилетел возвращенный Эльфами в роман!
Кстати, это первый русский роман в стихах.
Почему, именно, в него вкладываю поздравление с Женским Днем?
Потому что первым лицом считаю «ее», то есть не Онегина, а Татьяну – Онегин, безусловно, главный двигатель сюжета, но он никак не главный герой.
Многие находят в нем Пушкинский портрет, что на мой взгляд, одна из любимых ересей пушкиноведенья, но сути не меняет. И хотя:
«Нельзя писать романы ни о ком,
Как только о себе самом.»
Онегин - это воплощение наиболее ненавистного Пушкину типа бездельника, умствующего циника, человека, по факту его образа жизни: без каких-либо обрисованных духовных интересов, без всяких способностей к труду и, тем более к творчеству.
Человек, у которого есть только раздражение, лень, примитивная наблюдательность и снобизм - никак не может отражать дух поэта.
Самый точный разбор его личности дан Писаревым, он написал дословно:
«Онегин, человек безнадежно пустой и ничтожный»
Накануне дуэли с Ленский на одну чашу весов он положил жизнь друга - на другую мнение презираемого им света.
И выбор Онегиным сделан в противовес Пушкину, который в вопросах чести, крайне щепетилен и о своей дуэли с Кюхлей в эпиграмме сказал:
«Ты стоишь дружбы, но пороху не стоишь»
Вообще, в русской истории поэтов убивали всегда, но поэты - НИКОГДА.
И это, в отличие от маститых критиков, понимал 24 летний Писарев,
который сидя в заточении Петропавловской крепости писал об Онегине.
Пушкин блестяще разоблачил через своего героя модный, в то время, типаж демонического Байронизма, названного болезнью века.
Но одно дело, когда эта позиция захватывает титанов и совсем другое, когда Байроном заделывается пустоцвет, способный только презирать людей, ни чем их не превосходя и, по существу, ни чего из себя не представляя.
Как упоительно иронизирует над интеллектом Онегина Пушкин:
«И помнил, хоть не без греха
из Энеиды два стиха»
«И очень мило поступил
С печальной Таней, мой приятель"
Такой демонизм, мог очаровать юного Лермонтова, который начал писать «Демона» в 15 лет, но для зрелого Пушкина этот холод души был совершенно отвратителен, как сговор с силами ада, где нет чувства вины, нет греха, нет ответственности, а есть только презрение и дьявольская насмешка:
"Когда же черт возьмет тебя!" - это притворство, изображающее милосердие, в ожидании скорейшей выгоды.
В Онегине полностью отсутствует умиление перед миром, поэтическая нота, которая столь пленяет в самом Пушкине!
«И ничего во всей природе благословить он не хотел»
Для Пушкина - это издевательство над творцом!
В нем самом слишком живо восхищение миром Божьим. В таком циничном презрении он видел оскорбление Творца - оскорбление в Боге поэта!
Поэтому главный пафос его романа (то, что он делал на протяжении всей жизни) - это защита Творца – и мы должны быть на его стороне!
Пушкин считал демонизм чрезвычайно опасной заразой, поскольку, именно эта, воплощенная пустота столь непреодолимо привлекательна для всех.
И чем меньше человеческих качеств демонстрирует герой, тем больше он нравится и притягивает женскую душу! - Эту загадку Пушкин и обозначил словами:
«Чем меньше женщину мы любим
Тем легче нравимся мы ей.»
Это мизантропство, дешевая игра циника противна христианству:
все его, видишь ли утомило, все он ненавидит, всех он превзошел – самый удобный и подлый способ поднять свою оценку за счет унижения других.
И в 7 главе, пушкинская ирония, насмешка, шарж доходит до прямого диагноза:
«Слов модных полный лексикон,
Уж не пародия ли он?»
Да - пародия! И главная затея Пушкина разобраться с ненавистным ему типом, с его мрачным двойником, который может быть и умен, но безчеловечен и бездарен.
Альтернатива ему – Татьяна, в чертах которой больше созвучного Пушкину - то, чем он желал быть, и чем он был:
«Блажен кто шел дорогой строгой
Большой дорогой столбовой,
Кто цель имел и к ней стремился,
Кто знал зачем он в свет явился»
Роман – содержит тройной автопортрет:
Онегин - это то, чем Пушкин мог стать, добиваясь успеха в свете, то что
он ненавидел, то от чего отворачивался.
Ленский – это то, чем он был, знал о себе и любил.
В 6 главе он дает Ленскому шанс:
«Он может быть для счастья мира,
Иль хоть для славы был рожден.
Его умолкнувшая лира,
Могучий непрерывный звон»
Ленский - Пушкинская юность, с которой он простился.
Но ударная идея Романа - это беспощадное возражение Пушкина - успешным циникам,
лощенным снобам, жестоким презирателям жизни!
Вот в чем его главный выпад!
А главная правда - за милосердием и долгом, к чему он нас и призвал.
Что до названия романа «Евгений Онегин» - то и этот факт не указывает на Онегина, как на главного героя.
Так же, как «Капитанская дочка» указывает не на Машу, как главную героиню,
а на Пугачева и «Медный Всадник» - не о скульптуре Фальконе,
кстати, и всадник никакой не медный - меди там, меньше 10 % - это пушкинская
поэтическая вольность!
И, хотя роман не дописан - он прекрасен и, кажется, другим быть не может, как безносый сфинкс в Петербурге, или безрукая Ника Парфенос в Лувре - это все равно нечто гармонично завершенное.
Но все же, почему текст не дописан?
«Роман заканчивается весной 25 года:
«Дни мчались воздухом согреты
Уж разрешалася зима…»
Чуть больше, чем за погода до восстания декабристов и
это ключевое событие Пушкин не мог обойти! Единственным ответом на образ Онегина, приходящего к жизненной катастрофе, должен быть нравственный подвиг Татьяны. Она должна была повторить путь своего прототипа Марии Раевской.
Недаром муж Татьяны генерал 12 года, и хотя он толстый,но в черновиках Пушкин описывает его ровесником Онегина. И черты личности Татьяны очень близки женам декабристов – она и была их любимой литгероиней.
Жена декабриста Пущина, которого с Пушкина с юности связывала нежнейшая дружба, в письмах к мужу подписывалась:
«твоя Таня» и он называл ее Таней.
Именно, «во глубине сибирских руд» Татьяна обрела бы смысл жизни и свою женскую судьбу, что совершенно идеально для композиции романа.
Потому что никакой разбитой жизни, никакого великого удара Онегин не получил!
Неслучайно, в 8 главе звучит жесточайшая пушкинская насмешка:
«А он не сделался поэтом
Не умер, не сошел с ума»
Все только пустые разговоры.
Но роман, в котором Татьяна в 30 годы за государственным преступником мужем генералом едет в Сибирь, просто не мог пройти цензуру и выйти в свет.
У Пушкина был печальный опыт «Бориса Годунова», который пролежал 6 лет в столе!
Каково ему было получать упреки от критики,что он исписался, что дар его иссяк, «к музе охладел»:
«И Пушкин стал нам скучен,
И Пушкин надоел,
И стих его не звучен,
И к музе охладел»
Когда у него в столе лежала лучшая драма 19 века!
Пушкин не окончил роман и был рад публикации и любому вниманию к нему.
Даже чудовищные иллюстрации к Онегину в «Невском альманахе» вызвали у него не гнев, в всего лишь насмешку:
Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно "Невский альманах".
И строки, где Пушкин изобразил себя,
беседующим с Онегиным на мосту:
Вот перешедши мост Какушкин,
Опершись ж-пой о гранит,
Сам Александр Сергеевич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
Неудостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодезь, милый мой!
Многие критики и пушкиновед пытались приписать Онегину путь в декабристы, что совершенно немыслимо для человека, который ни во что не верит, не способен пожертвовать собой и даже своим комфортом, какой из него декабрист?!
Этот путь с самого начала был уготован Татьяне.
Да, она не разделяла интересов мужа, так же как жены декабристов, ей и судьба народа безразлична, она хоть и русское душою, но любит только няню.
Здесь, к слову, замечательна заметка Керн, которая писала
что Пушкин во всей жизни из всех женщин, пожалуй, любил свою няню:))
- глубокое замечание, хотя в нем сквозит скорбь отвергнутой женщины.
Но для Татьяны важней всего идея долга! И уехать туда, где нет высшего света:
"Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера -
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада..."
где не будет доступа Онегину – это и есть окончательная моральная победа!
Так и должен был бы кончится роман, а герой остается один, никому уже не интересен.
Много раз пытались реконструировать 10 - тую главу, есть 11 и 12,
но пушкинских глав только 8. Поэзия - это ускоренная мысль - 8 глав – уже РОМАН,
который Белинский назвал "Энциклопедий русской жизни"
"Бывало он еще в постеле:
К нему записочкм несут
что? Приглашенье? В самом деле... " __ :
Он 3 часа по крайней мере
пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветренной Венере.. .
Уж темно, в санки он садится,
поди, поди - раздался крик.
Морозной пылью серебрится
его бобровый воротник.
После театра чешет кутить:
... еще бокалов жажда просит
залить горячий жир котлет,
а звук брикета уж доносит,
что новый начался балет.
А потом на бал:
Но шумом бала утомленный
И утро в полночь превратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя
Проснется заполдень, и снова
До утра жизнь его готова,
однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера ... Если это русская жизнь зачем декабристы ее так испортили, подумает школьник.__ Какой русской жизни эта энциклопедия?
Не сказано жизнь в свете, жизнь высшего общества - сказано русская жизнь.
И так в романе 8 глав:
7 - это символ божества,
6 - это символ антихриста,
8 - символ совершенства!
Но, даже не впадая в кабалистику, можно сказать: лучший роман - это не оконченный роман!
Роман, который дает право вымысла.
Набоков хотел, чтобы Татьяна отдалась Онегину - он вправе себе это домыслить, мне хочется, чтобы она поехала к декабристам…
Набоков, в своих суждениях достаточно субъективен, но как всегда сногсшибателен.
Он считал – все, что делает Татьяна говорит о том, что это предварительная речь,
которая означает, что вот сейчас она бросится ему на грудь!
Ибо, всякая порядочная женщина, перед тем как дать окончательное согласие, должна немного поговорить о том, что она «другому отдана и будет век ему верна», но ровно после этих слов должно произойти роковое сближение!
Не знаю, может Набокову виднее, но если слова Татьяны, всего лишь любовная прелюдия, после которого это самое роковое сближение, а по роману в этот момент:
«Шпор внезапный звон раздался
И муж Татьяны показался»
То, уж такой пошло анекдотичный финал, никак не может быть авторской волей.
К тому же это не означает никакой нравственной катастрофы героя, это означает - фарс - неловкое положение.
Пушкин, неоднократно намеревался вернуться к Онегину, но роман нам известен в том виде, в каком известен.
И все-таки, почему же главная героиня женщина?
Вероятнее всего, в этом и заключается главная тенденция русской литературы, которую еще Добролюбов озвучил в «Луче света в темном царстве»:
«Самый страстный протест вырывается из самой слабой груди.»
Это его ключевые слова, а не луч и царство.
Вообще, в русской литературе тема вечной женственности доминирует.
Буквально, можно перечесть русские романы, в которых носителем правды и носителем морали был бы мужчина - раз два - расчет окончен!
Раскольникова из нравственного тупика выводит Соня Мармеладов, в "Воскресенье, Катюша Маслова перерождает душу Нехлюдова" и в «Герое нашего времени», совершенно очевидно за кем моральная правота - это роман о трех героинях,о трех невинных жертвах: Белла, Мери и Вера,которые знаменуют собой, некоторую моральную правду для героя.
Так что женщина, остается неизменной героиней русской жизни и русской литературы!
Просто, она не может хорошо сама о себе написать.
Видимо для этого, все же нужен мужчина - чем он, собственно, и занимается в Международный Женский День, с которым Вас и поздравляет!)
Свидетельство о публикации №117030909933
--- «…первым лицом считаю «ее», то есть не Онегина, а Татьяну». (Сан-Торас)
(Интересная, убедительно аргументированная мысль. Хочется с ней согласиться.
Татьяна,
«Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным» (с), -
более достойная кандидатура на первое лицо в романе, нежели Онегин.
А.В.К.)
--- «Многие находят в нем Пушкинский портрет, что на мой взгляд, одна из любимых ересей пушкиноведенья». (Сан-Торас)
(Оскорбительное для Пушкина сравнение, обнаруживающее поверхностный взгляд на него… Как можно отождествлять Поэта с обладателем «души ХОЛОДНОЙ и ЛЕНИВОЙ»? - каковым был Онегин, согласно характеристике автора.
«Писать поэмы о другом, Как только о себе самом» (А.С.Пушкин)
Воспринимать вышесказанное буквально – то же самое, что не увидеть блестящей, мягкой иронии, улыбки Пушкина и в этих строках (приведу полностью: уж очень нравятся):
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.
(А.С.Пушкин)
Многие толкуют о трагическом финале для Онегина. Я не вижу трагедии там, где просто драма – ведь все живы, здоровы и даже молоды (Онегину всего-то 26 лет). Самое непоправимое – это гибель человека. Поэтому самыми горькими, трагическими страницами романа для меня со школьных лет была нелепая дуэль, оборвавшая жизнь Ленского.
XI.
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
(…)
Но шопот, хохотня глупцов..."
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
(…)
Не засмеяться ли им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
(А.С.Пушкин)
Засмеяться "пока не обагрилась их рука" – это позиция автора. Ваш пример с Кюхлей – тому подтверждение.
Отвлекусь на минутку от поэтов, вспомнив о Петре III, надумавшем однажды драться с одним из придворных. Дуэлянты переминались с ноги на ногу, пока Петр не заявил:
«Жаль, если люди, столь храбрые, как мы, переколются, лучше поцелуемся!»
(Цитата из И.М.Василевский «Романовы» - о правдивости ее не могу судить, но очень нравится). - А.В.К.
--- «в русской истории поэтов убивали всегда, но поэты – НИКОГДА». (Сан-Торас)
И я о том же, Санто. Поэт ВСЕГДА ЧЕЛОВЕЧЕН. Если он на дуэли, то его выстрел – в воздух, ибо он не палач.
О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ: "Но не волк я по крови своей..." («За гремучую доблесть грядущих веков…»)
М.И. ЦВЕТАЕВА: "На твой безумный мир Ответ один — отказ". («О слезы на глазах!..»)
С.А. ЕСЕНИН:
" Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли
В сумасшедшего ближнего камень." ("Кобыльи корабли"),
«Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить!» («Певущий зов»)
А.С.ПУШКИН: «Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
И Вы верно подметили в Онегине отсутствие свойственного Пушкину умиления перед миром. «Что за прелесть эти сказки!» - разве могли бы эти слова исходить от Онегина? – А.В.К.
--- «Недаром муж Татьяны генерал 12 года, и хотя он толстый,но в черновиках Пушкин описывает его ровесником Онегина». (Сан-Торас)
Не только в черновиках, намек на это есть в романе:
«Приходит муж. Он прерывает
Сей неприятный t
С Онегиным он вспоминает
Проказы, шутки прежних лет».
(А.С.Пушкин)
И браку Татьяны с генералом всего-то два годочка. Так что, может, еще увенчается сей союз детьми… Тем более, если прототип героини – Мария Раевская - А.В.К.)
--- «И черты личности Татьяны очень близки женам декабристов – она и была их любимой литгероиней». (Сан-Торас)
«А та, с которой образован
Татьяны милый Идеал...»
(А.С.Пушкин)
Глубоко интересна Ваша расшифровка пушкинского многоточия, Санто. Кажется, Вы нашли все пазлы и сложили в гармоничную картинку. И в свете этого понятно, почему Пушкин оставил за кадром щекотливый момент – кто был прототипом его любимицы.
О Набокове - с субъективностью согласна, в сногсшибательности отказываю (и вообще против нее в таких тонких материях).
--- «Он считал – все, что делает Татьяна говорит о том, что это предварительная речь, которая означает, что вот сейчас она бросится ему на грудь!» (Сан-Торас)
(Набоков не понял, что Татьяна не такова? Не слышит ее интонаций? Пытается все опримитивить, низвести до женских уловок, ничего не постигнув ни в романе, ни в женской душе героини Пушкина. Не прозрел в Татьяне того, что так дорого автору, – искренности, простоты, цельности натуры.
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя (…)
Не говорит она: отложим -
Любви мы цену тем умножим…
(…)
Всё тихо, просто было в ней,
(…)
В тоске безумных сожалений
К ее ногам упал Евгений;
Она вздрогнула и молчит,
И на Онегина глядит
Без удивления, без гнева...
Его больной, угасший взор,
Молящий вид, немой укор,
Ей внятно всё. Простая дева,
С мечтами, сердцем прежних дней,
Теперь опять воскресла в ней.
(А.С.Пушкин)
Да ни о каком «роковом сближении» не могло быть и речи – даже если бы муж не подъехал так некстати! Пошло даже думать об этом. Не приезд мужа помешал грехопадению, а натура Татьяны.
«Но я другому отдана;
Я буду век ему верна", - ЭТО НЕ ПОЗА, А ПОЗИЦИЯ.
«Ей иль не видно, иль не жаль», - мысли обуреваемого страстью Евгения.
Всё ей видно и безумно жаль - его, себя, счастья, которое «было так возможно…»:
«О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!» (с)
Татьяне понятны – и муки Онегина, и то, что снедает его неразделенная любовь, а не «затеи хитрости презренной» (равно как очевидно и то, что в этой любви для него на первом плане ЕГО жар, ЕГО интересы).
Да, она укоряет его словом:
«Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?» (с)
Но если бы она действительно считала Онегина столь недостойным человеком, то не призналась бы ему в любви:
«Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?)» (с)
Мелкая подозрительность чужда благородству ее натуры.
Вся картина финального объяснения героев и это простосердечное: «к чему лукавить?» - опровергают суждения Набокова, узревшего в отказе Татьяны всего лишь стремление держать марку, помучить, а потом осчастливить.
Мужчина чувствует, когда женское «нет» означает «да». Но как можно не видеть, что это не тот случай! НИЧЕГО в облике и тоне героини не говорит за то, что это прелюдия. Есть усталость, грусть и никакого электричества. Свой жар она переплавила в мечты. А он не готов довольствоваться мечтами: раскрой она ему свои объятья, не отказался бы нырнуть в пучину чувств (будь его любовь исключительно платонической, он бы обрел радость в ее признании, удовлетворился бы этим фактом). И на нее возложен обществом груз ответственности за то, чтобы сдержать «плотину чувств» - своих и своего героя. Так у нас повелось: стоять на страже святости уз брака (своего или чужого) требуют от женщины… – А.В.К.
--- «в русской литературе тема вечной женственности доминирует».(Сан-Торас)
Не потому ли, Санто, она доминирует, что в самой России, где причудливо сплелось европейское с азиатским, - превалирует женское, нелогичное, жертвенное начало, которое одних влечет, а у других вызывает неприятие?.. (А.В.К.)
На этом пока закончу, но продолжение следует: Вы в своих могучих эссе столько всего подняли важного, глубокого, животрепещущего, что скучать некогда (пусть Онегин один этим занимается). ))
P.S. Пара слов о том, почему мне дороги жены декабристов, почему столь высоко ценю их подвиг. Одно дело – кинуться в омут за любимым, другое – последовать за нелюбимым, но с которым связана чувством долга. Одна история – примкнуть к тому, кто на гребне успеха, другая – поддержать уже проигранное дело – тем более, не разделяя интересов того, кто это дело заварил. Подвиг жен декабристов – пример высочайшего благородства и мужества.
Анна Витальевна Коростелева 1 10.03.2017 14:54 Заявить о нарушении
- Получил удовлетворение от логического и вдумчивого хода Ваших размышлений.
Однако, «исполинская мысль» чешет дальше, ответ будет более хаотичным, потому как непроизвольно хочется идти за эмоцией.
А удовлетворение оттого, насколько замечательно точно Вы показали, что Онегин НЕ ПУШКИН, вернее - анти Пушкин и анти поэт!
А сам Пушкин, отразился, именно, в Татьяне, как Леонардо в Джоконде. Есть такая, симпатяшная искусствоведческая версия: разгадка улыбки Моны Лизы в том, что ею улыбается сам Маэстро.
И Пушкин, как истинный поэт сохранил свои черты в прекрасном женском портрете.
Ведь, поэзия это женщина – мир трепета, восторга, слез:
«Февраль – достать чернил и плакать!»,
восприимчивость к красоте, печаль и благородство, глубина чувств ко всему - от звезды до букашки и сама Муза, призванная «ласкать и карябать» - все это, весьма женские атрибуты души.
И Пушкин душу запечатлел в образе главной героини, не случайно ведь лучшее стихотворение в романе отдано ей,- письмо Татьяны - выдающееся достояние лирики – текст, который бесспорно превосходит и стишки Ленского, и письмо Онегина.
Татьяна, тот самый образец нравственности и долга, в котором Пушкин видел то, кем он хотел быть и кем он был.
В отношении Набокова – согласен с каждым Вашим словом, но хочу пояснить самого себя и свою фразу о сногсшибательности его версии. Эта эмоция не в поддержку набоковского взгляда – но улыбка ему самому.
Понимаете, если б те же слова сказал какой-нить ловелас, я бы порвал бы его как Тузик грелку, но это сказал Набоков, и в этом вижу его самого, его оценку и характеристику женщин, первой половины 20 столетия, которых он знал - ( и тут я уже отдалился ОТ ТАТЬЯНЫ), погружаясь в его энтомологическую наблюдательность. Набоков ведь ловец душ! – Он ловит их язвительным сачком зоркого глаза и как бабочек изучает на острие булавке своего ума – лепидоптеролог женских сущностей:)
И я вижу, как на женский типаж 19 века, накладывается опыт мужчины 20-того, и те метаморфозы, с которыми эволюционировала женская нравственность, за этот период времени - сногсшибательны.
Но в письме не раскроешь капсулу каждой эмоции, со всеми наполняющими ее деталями.
Я не толерантен к любым мнениям, потому что совершенно несносно, когда в Онегине видят Пушкина, начиняя текст собственным фаршем и, тем самым, искажая все что сказал Пушкин.
Но когда такие вещи делает господин Набоков – я становлюсь ИДЕАЛЬНО ТОЛЕРАНТЕН – потому что его фарш запекается в такую аппетитную котлету – что никакой холестерин не остановит жажду ее немедленного поглощения.
Однако же это не значит, что я не понимаю насколько вредны жирные котлеты!
Но, что поделать? - Женщин и еду мы любим вопреки самой полезности или разумности.
И все же, истинное отношение к трактовкам Набокова, видно по дальнейшему комментарию, который я оставил:
Набоков, в своих достаточно субъективных рассуждениях о романе отмечает:
"Разумеется, всякая порядочная женщина, перед тем как дать окончательное согласие должна немного поговорить о том что она другому отдана и будет век ему верна.
Но ровно после этих слов должно произойти роковое сближение"
Видимо, Набоков знавал женщин, для которых эти слова служили лишь любовной прелюдией.
Но если б даже его версия имела место, то такой пошлый финал ни как не мог быть авторской волей! Ибо появление во время адюльтера МУЖА:
«Но шпор внезапный звон раздался
И муж Татьяны показался»
Превращает конец романа в анекдот и это ни как не означает нравственной катастрофы героя, это означает то, что он попал в неловкой переплет, такой дешевый фарс – не может завершить историю. ЭТО И ЕСТЬ мой ответ Набокову.
Но читатели, ревностно охраняя свои СТЕРЕОТИПЫ, часто нафаршировывают ими авторские образы и мысли: то Пушкину приписывают борца с самодержавием, больше, чем он им был, то Онегину какую-то несусветную любовь. А стоит сказать, что Татьяна пошла бы за мужем в Сибирь, тут же припишут, в мотивах ее поступка любовь к народу, иначе зачем в Сибирь?
А на деле, Татьяна не думает о народе у нее личные мотивы: долг тому, кому она отдана, желание отдалиться от Онегина.
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света
Мой модный дом и вечера,
Что в них?
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада..."
И та возрожденческая любовь, которую приписывают Онегину, во мне не вызывает ни малейшего сочувствия, со всеми воплями за эту любовь!
Почему? - Да, потому что:
«Любовь это все дары в костер и всегда задаром!»
А Онегин, сколь не рвется к любови, но впереди него самого плывет огромное облако его эгоизма, сотканное из неустанных забот о себе любимом.
Уж, он бы за Татьяной в Сибирь не пошел! Он никогда никаким лишениям себя не подвергал! Единственное лишение, которое Онегин испытал за всю жизнь – это
отказ Татьяны, из которого, собственно и вылупилась эта любовь.
Ибо, увидев ее на балу в малиновом берете, Онегин было разогнался все получить – ведь это же та самая Таня, что давно готова! Та, что ждет, еще с тех пор что были в деревне, та, что писала ему - «И СМЕЛО ВАМ СЕБЯ ВВЕРЯЮ!»
Ну, уж а теперь-то, тем более - поди не девочка – мужнина жена!
Однако, НЕ ОБЛОМИЛОСЬ – вот и поднялась БУРЯ в стакане его души - КАК ТАК?
Ему не дали, то что он захотел?! - ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ НЕ ПОЛУЧИЛ ЖЕЛАЕМОГО!
И он требует ее, ни секунды не думая, что ломает ей жизнь, собираясь, сделать
из Татьяны Анну Каренину, потому как знает за собой:
"Я сколько б не любил бы Вас
Привыкнув разлюблю тот час."
Но Татьяна подвергала себя лишениям, и отлично знает, что значит смирять волнения в крови.
На то, громадное облако эгоизма, в котором Онегин идет к ней, указывают,
как Вы тонко заметили в предыдущем письме, его же собственные слова:
«Когда б вы знали как ужасно томиться жаждою любви
Взывать и разумом всечасно смирять волнения в крови»
«ОНЕГИН СЧИТАЕТ ЧТО ОНА ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ?»____Резонно поинтересовались Вы, с интонацией возмущенного Эльфа.
– Она, которая любила его, она которая смирила себя:
«Меня слезами заклинаний молила мать»
она, выйдя замуж за нелюбимого - ЗНАЕТ ЭТО ТАК,
КАК мосье Онегину И НЕ СНИЛОСЬ! Но он сокрушается в упоении собой:
КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ! И в этих словах, сказанных, все равно что умирающему от голода:
«Когда б Вы знали, как ужасно, когда под ложечкой сосет!» - сквозит абсолютное Онегинское непонимание, ни ее души, ни ее самой - он НЕ ДУМАЕТ О НЕЙ, вернее думает с утра до ночи, но только применительно к себе,подчиняя ее, исключительно своим интересам.
И поэтому его любовь – весьма смахивает на желание, которое не дали удовлетворить человеку, привыкшему всегда умиротворять все свои нужды.
Сан-Торас 11.03.2017 09:45 Заявить о нарушении
«Желать обнять у Вас колени и зарыдав у ваших ног
просить мольбы,признанья пени…
А между тем притворным хладом вооружив и речь и взор
вести спокойный разговор…
Вот его кайф! – его лукавство - иметь ее и дурачить "притворным хладом" окружающих, вместе с генералом! – Какая пошлость даже в мечтах! - помещать святыню своей любви в оболочку презираемого света и рассматривать ее в ореоле общих оценок, которые он, столь ловко обведет вокруг пальца! Из чего вытекает то, что вовсе не любви ищет Онегин, а остроты ощущений, нового шанса взбодрить угасающий пыл и подзарядить Татьяной свои подсевшие аккумуляторы.
Ибо
Его слова: - «притворным хладом»
и
Ее слова: «к чему лукавить» ________ пролагают непреодолимую духовную пропасть
между ними. Поэтому сказать, что Татьяна ослепла, не понимает его чистой, великой любви - в тот момент, когда она зорка и дальновидна как никогда, значит самим ничего не видеть и не понимать.
Для Татьяны, чувство долга, что могло бы повести ее за мужем в Сибирь – уход туда, где не будет доступа ни мишуре света ни Онегину, служение тому, кому она верна - и есть окончательная моральная победа!
Так, по логике, и должен был бы заканчиваться роман: героиня на высоте, а герой остается один никому уже не интересен - и в этом осуществляется полная расправа Пушкина с Байронизмом, с "наполеоновскими идеалами", с тем притягательным образом умного циника, презирающего всех и все, самодовольного хлыща, напитанного демонизмом, который столь претил всей его личности.
И генеральная тема духовной этики Пушкина - это, конечно, не гендерная любовь, не борьба с самодержавием и не народные требы:
«Зависеть от царя, зависеть от народа,
Не все ли нам равно? - Бог с ними!»
Главная тема Пушкина – это защита творца, над которым глумится модный Байронизм его времени, что и находит отражение в образе Онегина и даже в "интерьере романа".
«Татьяна взором умиленным вокруг себя на всё глядит....
и лорда Байрона портрет, и столбик с куклою чугунной»
Вот вам и Байрон и статуэтка Наполеона! - предметы, которые увидела Татьяна в деревенском доме Онегина, посетив его, после отъезда дорогого ей человека.
Портрет лорда Байрона и статуэтка Наполеона - знаковые атрибуты пушкинского времени - иллюстрация того мировоззрения, против которого он восстал.
Здесь речь о статусе творческого человека и о его главном предназначении.
А терь хочу потешить милых Эльфов:)
Написав этот пост, я нырнул ф тырнет, штоп поглядеть на ту куклу чугунную - тересно, как выглядела наполеоновская статуэтка, что стояла на столе Онегина.
И вот, на какой сук напоролся, промеж Оракула и Мыслителя.
Приведу случайный, чей-то диалог, не в силах отказать себе в удовольствии скопировать его, для Вашей улыбки.
•
Мыслитель (15414)
Бро, а чо там в Онегине за чугунная кукла ? - я не вкатил.
•
Оракул (25818)
это германский пупс для украшения.
(Я, искренне оценил - думая, что это БЛЕСТЯЩАЯ ШУТКА! Но, читаю дальше):
•
Мыслитель (15414)
нет, они делали мягкое тело каучук или резина, а внутри вата или поролонн,
а тут чугунная
•
Оракул (25818)
А… видать совдеповская - блин, чо там гадать!
•
Мыслитель (15414)
Не… в совдеповских куклах голова и волосики в частности.
их делали по другому не с чугуна.
( тут в диалог вступил, некто Просветленный )
•
Просветленный (28317)
это немецкая кукла или еще какая, но не наша наши были резиновыми и запчасти руки ноги отдельно крепились
(И добила меня Любовь неземная под номером (334870), иде тока они берут эти НИКИ?!)
•
Любовь неземная (334870)
это кукла была у меня, я такую покупала дочке
тогда говорили что их с Франции привозят но
волосы и личико не то: а туловище воще отстой…
(последняя ремарка Оракула)
•
Оракул (25818)
Нет эта кукла импортная. Однозначно.
Так - милые Эльфы! - не-ну смешнее этой хроники, просто не высмеять Наполеона:)
Я даж про статуэтку забыл! Начал читать хохоча, да еще рассматривая чугунную
куклу Наполеона, вспомнил Вашу мультипликационную шутку из недавнего письма:
"Так вот ты какой, северный олень?!"
Постскриптум: А к дуэли Ленского обязательно вернемся - там есть замечательные тонкости:))
Машу крылом, милым Эльфам! До встречи:)
Сан-Торас 11.03.2017 09:45 Заявить о нарушении
Анна Витальевна Коростелева 1 11.03.2017 10:39 Заявить о нарушении
Я даж поставил в произведения эту куклу:))
Не-ну, надо ж так навалять Наполеону:))
И главное, какие крутые Ники у этих ораторов!
Круче крутых йаиц:))))
Сан-Торас 11.03.2017 10:47 Заявить о нарушении
Замечательная мысль, Санто! Тоже к ней склоняюсь, сравнивая пушкинские характеристики героев. Онегин - обладатель "души холодной и ленивой", Татьяна наделена "сердцем пламенным и нежным". Ясно, кто ближе Поэту, ведь дело в РОДСТВЕ ДУШ, а не в половой принадлежности.
О Набокове - поняла, что Вы (прозревший суть Татьяны и даже предсказавший ее будущее) не с ним. И рада, что Вы не с ним - в его версии о "прелюдии".))
Чудесно, что беседа увековечена. Значит дальше перемывать кости Онегину и "чесать" за исполинской мыслью будем там.))
Но отправлю пока Вам свое завалявшееся эссе про лишних, а потом вернусь к разговору о чудодейственной любви Онегина.))
Анна Витальевна Коростелева 1 11.03.2017 11:05 Заявить о нарушении
Если у Вас есть мысли, интерес к какой-то теме - пишите, я к этому
подойду, помню, что еще на Лермонтова не ответил. Но это не
простые рецы "бла, бла" на них нужно время и вдумчивость. Читаю
Вас внимательно, с интересом, отвечу чуть позже, потому что
мне нужно сосредоточиться, но условий пока нет. Только
прилетел в Москву, буквально вздохнуть некогда, но мне
приятно думать, что меня ждут Ваши письма и я к ним прибегу
при первой возможности, не хочется на ходу - одно
дело стишок, короткий ответ, экспромтик и совсем другое
Ваше письмо. Подумать только, сотни авторов записали
меня в избранные, а литературная беседа возможна
только с одним Эльфом - это не фигурально, это
по факту происходящего. Природа не так уж и щедра
- редко одаривает, людей много - мыслящих мало,
а просто интересных и того меньше - ужасно жесток
этот естественный отбор.
Машу крылом Вашим близким! - Мы еще напишем сказку
про мир удивительных, северных Эльфов:)))
Сан-Торас 12.03.2017 06:32 Заявить о нарушении
Отправила Вам новую рецу (пусть дожидается Вашего возвращения).
С добрыми пожеланиями, машущие крыльями северные Эльфы.))
Анна Витальевна Коростелева 1 12.03.2017 08:57 Заявить о нарушении