8 марта вспомним ночных ласточек на самолётах ПО-2
Так было до войны когда-то,
Когда у нас был общий кров,
Висели там и тут плакаты,
Чтоб каждый к бою был готов!
В спецшколы девушек призвали,
Во ВТУЗы, на аэродром,
Чтобы моторы изучали,
Чтоб лётчицами стать потОм.
Когда ж беда вдруг разразилась,
С фашистами пришла война,
Уменье это пригодилось,
Конечно же и на «По Два».
И всё, что девушки узнали,
Нацисты на себе познали!
*
Приказ о формировании
женских авиационных полков
ВВС Красной армии
Иосиф Виссарионович Сталин
подписал
8 октября 1941 года.
Этот Приказ
был с успехом реализован,
поскольку он родился
не на пустом месте,
не от простого финансового вливания,
а от кропотливой работы Советской Страны
с молодым подрастающим поколением
на бесплатных
аэродромах, в секциях, в школах
в духе воспитания любви
к своей Советской Родине!
==
=2=
Эх, ты Ласточка моя, тихокрылая,
Эх, люблю же я тебя, птичка милая,
Ты с любою полосой просто справишься,
И своею простотой, ты мне нравишься!
Мне в тебе быть, под огнём, освещённою,
Быть в ночИ, как будто днём, пред иконою,
Хоть в тебе из тряпок нить, не тревОжненько,
Ведь тебя же подстрелить, очень слОжненько!
Ну, а если не судьба, не спикируешь,
Без меня тогда сама - ты спланируешь!
И откуда столь в тебе лётна сИлушка?
Вновь готова ты к борьбе, моя мИлушка!
От винта! Давай, рычи! Будем бить врага!
Он ведь ждёт уже в ночи нас наверняка...
*
Самолёт ПО-2 был тихоходным,
максимальная его скорость –
120 километров в час.
Но самолёт мог исправлять самостоятельно
такие ошибки пилота,
при которых другие самолёты
входили в пике и разбивались.
ПО-2 не только не входил в пике,
но,
когда оканчивалось горючее,
и мотор останавливался,
самолёт начинал планировать
и без повреждений
садился на любую
сколь угодно малую поляну.
Материю,
обтягивающую крылья самолёта,
зенитные снаряды легко прошивали
и пролетали дальше,
не причиняя особого вреда.
Такой живучести
не знал ни один самолёт
того времени...
Лётчицы,
ласково называли самолёт ПО-2
«Ласточкой» или «Небесным тихоходом»
==
=3=
Монолог лётчицы самолёта ПО-2
Сонет 1046
Посадки вне аэродрома кончались неблагополучно!
До боли это всё знакомо, и ночь слепА, и в небе тучно.
Не подсветить здесь и ракетой, ракеты тоже отсырели.
Эй, приводнОй прожектор, где ты? Мы – здесь! Мы отбомбИли цели.
Над главной целью в нас палили, да так, что малость и попали,
ПрожекторА нас так схватили, что мы – в сиянии летали!
Но бомбы все летели точно, да так, внизу аж всё пылАло!
Теперь домой нам надо срочно: горючего осталось мало.
Жаль, рации нет в самолёте, сказать, что сбились мы тут с курса,
Нам рация вредна в полёте, по массе много жрёт ресурса.
Ну что, напарница, не кисни! Ты штурман, знаю я, хороший,
Оставь хорошие лишь мысли, плохие дай, их вниз я сброшу!
Держись! Планируем! Что вижу? Под нами немцы здесь! Всё скверно!
О, как же их я ненавижу! Врезаться будем! Вот – цистерна!
*
Чтобы обеспечить
подвешивание бомб на самолётах ПО-2
до ста килограммов,
самолёт максимально облегчали.
С этой целью,
на самолёте отсутствовала рация,
а лётчик и штурман
не имели парашютов.
==
*
В тексте –
три мной избранных моих Сонета –
1049, 1050, 1046
*
Санкт-Петербург, 2017 год
Свидетельство о публикации №117030705094