Человек и реальность
В этой очевидной запутанности необходимым образом встает вопрос о Реальности, - её сути и свойствах, индивидуальном переживании и состоянии человека в ней. Понимание Реальности в её единстве и многообразии, динамизме и схватываемости, является естественной потребностью нашего существования, ибо через эту данность мы переживаем полноту и безграничность себя как счастливого индивидуального существа проявляющегося в этом чудесном море возможностей, - в Реальности. Наше вникновение в неё опосредованно нашей субъективностью, двойственность нашего мозга и сознания придаёт действительности колорит изменчивого и подвижного существа, а переживания и рост индивидуального потенциально-актуального начала -принятие Всеобщего родства и тождественности.
В суете повседневности, сутолоке мыслей и образов, мы часто не осознаем этого единства, разделяя мир на отвлеченные фрагменты и явления. Но всё же наша целостность находит отклик на зов Реальности и тогда в человеке просыпается ощущение счастья, переживание которого ему сладко, но чудесным образом до конца непонятно. Желательно каждому из нас помнить, что наше сознание склонно видеть отвлеченную материальную действительность, мы же должны стремиться находить и понимать Реальность в её взаимосвязях.
Современная наука, в лице физики, выявила «принципиальную взаимосвязанность различных аспектов существования материи, обнаружив, что энергия движения может переходить в массу, и предположив, что частицы представляют собой скорее процессы, чем объекты», что в принципе подтверждает единство Реальности и её отношений, во всем их многообразии.
В социальной действительности отношения построенные на противоположностях и противопоставлении, часто приводят к деструкции и антагонизму, что ещё раз подтверждает необходимость переосмысления существующих взаимоотношений, преодолении односторонних манипуляций, основательного пересмотра нашего понимания сущности человека и Реальности. Преодоление антагонизма во взаимоотношениях является, по сути, не преодолением нашей двойственности, но правильным ее осуществлением, которое подразумевает диалог, актуализацию потенций и процесс расширения.
Мы можем предположить, что мир сверхчувственно переживающего индивида есть область потенции Реальности, через обращение к которой он способен привлечь скрытые силы и пережить длительные смыслы. Озарение, инсайт, сатори, - есть состояния выхода за рамки обыденных актуальных переживаний, прозрение и переживание потенциальной Реальности во всех её связях и отношениях, всей целокупности. Способность отвлечься от суеты действительности и любить, позволяют человеку строить свои взаимоотношения с Реальностью, реализовывать свои потенции.
Бесполезно претендовать на объятие необъятного через её фиксацию, систематизацию или структурализацию. Но необходимо реализовывать потенции, расширять опыт, и тем самым приходить к более открытому переживанию всех взаимоотношений. Ибо именно в этом освоении мы развиваемся и расширяемся, реализуем полноту потенции, переживаем себя как большое и счастливое Целое, ибо «поистине [бесконечно] большое есть счастье. Нет счастья в малом» (Чх. Упан. 7.23, 1).
Потрясения современного сознания событиями 20 века приоткрыли в нём сомнения о возможностях разума и рационального устройства бытия. Метафизическая уверенность наших предков сменилась бесконечной погоней за материальным благополучием, прикрытой отвлечённым гуманизмом. Современному человеку всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации, современные иллюзии взвывают не к сознанию человека, но к его восприятию, играют его надеждами и вовлекают в водоворот массовых ценностей. Человек враждебно отделяет себя от природы, окружает себя искусственными предметами и энергиями.
Индивидуализм вырождается в эгоцентризм и деперсонализацию, большинство пытается уверить себя и окружающих в своей личной ценности, в тоже время, стремясь следовать групповым стандартам и стереотипам. Сотворив надприродный мир, современный человек всё дальше отдаляется от своих естественных корней, наполненный желаниями и зачастую не способный их реализовать он стремится нередко разрушать, осквернять. Исследования социологов и психологов показывают возрастание депрессий и неврозов, охвативших население, возможно вызванных неудовлетворенностью настоящим и отсутствием индивидуальной самореализации. Рост экономических, социальных, экологических и психологических кризисов поднимает вопрос о необходимости осмысления существующих взаимоотношений, преодолении односторонних манипуляций, основательного пересмотра нашего понимания человека и Реальности.
В свете современной действительности, когда наука показала свою неспособность придать смысл жизни, утолить человеческую экзистенциальную жажду, помочь человеку раскрыть себя и выйти в запредельное, а искусство и литература, в неутолимой неудовлетворённости настоящим, обращается к феноменам человеческого бытийного существа, сосредоточив свое внимание на его переживаниях и смыслах. Встаёт по-новому вопрос о Реальности и месте человека в ней, их взаимоотношениях.
Настоящим образом мы рассматриваем потенциально-актуальные аспекты Реальности, отношения Реальности и человека, как с актуальной стороны, так и потенциальной, в их многоуровневой взаимосвязи.
Потенциальное понимается нами, как то, что уже существует, но не воспринимается очевидно, как то, чего ещё нет, но является возможным.
Потенциальная[1] сторона выражена:
а) в темпоральном (горизонтальном) рассмотрении - вероятностными свойствами, основанными на каузальных отношениях. Здесь мы применяем понятия возможное-действительное, что отражает динамический характер действительности.
б) в онтологическом (вертикальном) рассмотрении – латентными свойствами, основанными на всеобщих принципах взаимопричиненности, взаимоотнесённости, взаимоприсутствии, взаимодополнительности и так далее. Здесь мы применяем понятия проявленное-непроявленное, что отражает взаимопроникающий многоуровневый характер Реальности.
Актуальная[2] сторона представляется нам областью Реальности наблюдаемой и переживаемой как действительность и настоящий момент.
Современный человек как будто забыл о потенциальной стороне Реальности. Освоение человеком определенных потенциально-актуальных уровней и способов отношений с помощью сказок (содержащих сакральный, духовно-ценностный смысл), народных песен и историй, и прочих видов трансляции культурно-духовного опыта на современном этапе не является социальной нормой. Уже в раннем возрасте человек сталкивается с ограничением живого восприятия жизни, ее переживания всем своим существом, так как ныне он окружен искусственной действительностью (телевизоры, квартиры, пылесосы, компьютеры, телефоны и т.д.), в которой он лишен диалога и взаимоотношений с природой. Современный человек дышит искусственной средой, он воспринимает её абсурд и не может понять смыслов и значений своей жизни. При этом потеря понимания потенциальных ориентиров влечет к экзистенциальным заблуждениям, актуальных - бессмыслице и опустошению.
Мы можем предположить, что глобальные проблемы человечества и экзистенциальные проблемы человека являются следствием неправильного отношения к действительности, узкого мировоззрения и неприятия Реальности.
Предполагаю, что через понимание потенциальной стороны Реальности, которая существует в настоящем, не проявленном виде и её начала как такового (т.е. до развертывания Вселенной), мы поймем существующие связи и отношения, законы и следствия, влияние потенциальной и актуальной стороны на нашу жизнь. Если мы решим проблему взаимоотношений человека и Реальности, то решим множество проблем вызванных неправильными взаимоотношениями, которые мы допустили в отношении самих себя и Реальности.
[1] Потенция (Potentia) – лат. «сила», «возможность».
[2] Актуальность (Actualis) – лат. «фактически существующий», «настоящий», «современный».
Свидетельство о публикации №117030712010