Я оперу пишу...

«Оперы перелистав
Намотай на ус:
Все музЫки хороши –
Выбирай на вкус.»
Слегка перефразированный Маяковский.

Странную вещь заметил, перебрав дюжину или несколько наиболее известных опер:
Часто самые удачные и красивые арии или другие (вроде второстепенные) мелодии принадлежат вовсе не главным героям, а или эпизодическим или вообще неким обобщённым хорам и оркестру.
Мейербер «Гугеноты» – ария пажа! А главные герои???
Даргомыжский «Русалка» – Ария Мельника и, напоследок, Князя. А главной героини???
Верди «Набуко» – хор рабов-евреев. А главные герои???
Римский -Корсаков «Садко» – арии Варяжского Гостя, Индийского, Венецианского. А самого Садко???
Римский-Корсаков «Царская невеста» – одна у Григория Грязного, одна у Марфы, одна у Любаши. Царя же не видно и не слышно, хотя Малюта Скуратов фигурирует.
Вагнер «Тангейзер» – хор странствующих пилигримов. А главные герои???
(Интересно, что «Гимн великому городу» Рейнхольда Глиера подозрительно похож по мелодике на этот хор пилигримов.
Мой друг Валерий Тер-Оганесов и Леонид Гуревич написали в далёкие студенческие времена комическую оперу (сугубо антисоветскую) «Дочь народа», посвящённую стерве, преподавательнице истории КПСС и стукачке по основной деятельности, в которой есть тоже «Хор странствующих подхалимов»)
Вагнер «Валькирия» – красивый очень «Полёт валькирий» и всё!
Гуно «Фауст» – по одной арии Фаусту, Маргарите, две --Мефистофелю. Всё остальное – хоры, марши, танцы и эпизодические герои (Зибель и Валентин)
Россини «Севильский цирюльник» – ария Розины, Фигаро, дона Базилио. А возлюбленный Розины, граф Альмавива??? Почти не слышен и не запоминаем!
Доницетти «Лючия ди Ламмермур» – одна ария Лючии (сумасшествия) и изумительный секстет. И всё!
Доницетти «Любовный напиток» – всего одна очень красивая ария Неморино.
Беллини «Норма» – одна ария Нормы.
Моцарт «Дон Жуан» – одна небольшая ария дона Жуана и две  Лепорелло (Одна со списком соблазнённых его хозяином женщин –  гораздо более удачная и запоминающаяся)
Моцарт «Свадьба Фигаро» – одна ария Фигаро, обращённая к пажу Керубино (не к своей любимой!) и ария Керубино.
Моцарт «Волшебная флейта» – ария эпизодической героини Царицы Ночи. (Очень красивая и технически сложная, из-за чего многие певицы отказывались её исполнять). И всё!
Верди «Риголетто» – две арии Герцога, две Джильды (Гвальтьер Мальде,  В храм я вошла смиренно) один прекрасный квартет, и всего одна ария самого Риголетто «Куртизаны, исчадья порока...»
Верди «Аида» – одна ария у Радамеса, по одной у Аиды, Амнерис, Амонасро,  фараона и верховного жреца. Всё остальное – хоры, марши, танцы.
Верди «Трубадур» – ария Манрико , Азучены и Леоноры, марш солдат и хор цыган.
Верди «Травиата» – одна, в самом начале, Альфредо, две у Виолетты, одна у эпизодического отца Альфредо, остальное   - хоры и танцы.
Верди "Дон Карлос" -- всего одна красивая ария у кого? Злодея и садиста короля
Филиппа II! А восставший Дон Карлос, его сын, им же казнённый?
Чайковский «Евгений Онегин» – две арии Онегина, две у Татьяны, две у Ленского, по одной у Ольги и Гремина. Остальное – хоры и танцы.
Чайковский «Пиковая Дама» – одна у старой графини (французская песня, взятая Чайковским из оперы «Роберт-дьявол» Мейербера), две Томского, три у Германа ( Я имени её не знаю,  Прости , небесное создание, Что наша жизнь,) две у Лизы, одна у Полины. Остальное – хоры и танцы.
Чайковский «Иоланта» – одна у Иоланты, одна у Водемона и одна, наиболее популярная у его друга.
Чайковский «Орлеанская дева» – одна у Иоанны (Жанны Дарк)
Оффенбах «Сказки Гофмана» – баркаролла на гондоле. И всё!
Оффенбах «Прекрасная Елена» – хор царей. И всё!
Бизе «Кармен» – у Кармен – три арии, у Хозе – одна и у Эскамилио – одна.
Бизе «Искатели (Ловцы) жемчуга» – одна ария у Надира.
Бизе «Пертская красавица»  – ария Смита.
Делиб «Лакме» – одна единственная ария «с колокольчиками» Лакме.
Пучини «Мадам Батерфлай» – одна ария Чио Чио Сан.
Пучини «Тоска» – две арии Каварадоси.
Направник «Дубровский» – одна ария Дубровского. И всё!
Бородин «Князь Игорь»  – одна у Игоря, одна у Кончака, одна у Ярославны, дуэт Кончаковны и Владимира (сына Игоря) и одна у его брата. Самый удачный акт – в стане Кончака: там и хоры, и арии, и половецкие танцы.
Бетховен «Фиделио» (Леонора) – всего одна опера. Кроме увертюры – НИЧЕГО!!!

Чем объяснить такую странность?
Конечно, есть причина чисто техническая: Не могут главные герои-певцы петь несколько часов подряд без отдыха. Посему и вставки хоров, эпизодических героев,  хореографические и оркестровые интермедии.
Но главная, думаю, всё в том же: Пришло Вдохновение на короткий миг и ушло безвозвратно! Разошлись Автор с ним «как в море пароходы». Вот и получалось, что пишет композитор оперу профессионально, подменяя Вдохновение отработанной техникой. И вдруг ОНО ЯВЛЯЕТСЯ!!! А автор в это время трудился над чем-то ВТОРОСТЕПЕННЫМ! Но отмахнуться от ТАКОГО МГНОВЕНИЯ просто преступно! И композитор ловит и нанизывает на нотный стан божественные звуки, звучащие в его вдохновлённом сознании. Но кончаются эти минуты и секунды и всё опять заливается Идиотином.
А работать НАДО.
Вот, и «работает», а не творит!
7 III 2017


Рецензии