Реконкиста

Предисловие

В один из долгих вечеров
Я изнывал от скуки,
Уж лечь в постель я был готов,
Но мне попался в руки –
И, ночью, не смыкая глаз,
Прочел с волнением рассказ –
Историю Испании,
О том, как восемь сотен лет
Испанцы, дав себе обет,
Вели Отвоевание,
Они в бесчисленных боях
Слагали свои жизни,
И погибали на полях,
Служа своей отчизне.

И долгих восемь сотен лет
Терпела ты страдания,
Но вот, увидела рассвет
Прекрасная Испания.

Прекрасной стала ты в борьбе –
В борьбе с арабской властью,
И благодарен я судьбе,
Что выпало мне счастье
В стране прекрасной побывать,
Родившей Дон Кихота,
Где каждый горд себя считать
Потомком древних готов.

Величием твоим пленён,
Вновь о тебе мечтаю,
Твоей красою опьянён,
И стих свой посвящаю
Тебе, Испания – стране
Под небом синим, чистым,
Родившейся как сфинкс в огне
В сраженьях Реконкисты.


Глава 1
Вестготы*

Начну рассказ издалека:
В далекие от нас века
Большие племена вестготов –
Отцов испанского народа –
Однажды с севера пришли
И вот, пристанище нашли,
Преодолев большие горы;
За Пиренеями* их взорам
Страна прекрасная предстала,
Она обителью их стала.

Ещё хочу сказать я вкратце:
Что эти племена вестготов –
Не те свирепые германцы,
Которые в былые годы
Разграбили античный Рим.
Нет, тот народ уж был другим.

И как зерно, что в землю пало,
Культурное влиянье Рима
Не обошло вестготов мимо
И тоже свои всходы дало.
Они уже в четвёртом веке
Подобно римлянам и грекам
Принять успели христианство
(Хотя, с уклоном арианства*).
Прошли века, минули годы,
О жизни этого народа
Известно, в общем-то, немного
(На то, возможно, воля Бога).


Глава 2
Легенда о Ла Каве*

Последним королём вестготов
Был незабвенный дон Родриго* –
И правил он чуть больше года,
Когда пал жертвою интриги.

В старинных песнях мавританских,
В преданиях старины испанских,
Записанных в старинных книгах,
Рассказано о той интриге.

Как сказано в преданьях старых,
На побережье Гибралтара*
Сеута* крепостью стояла,
И вход к проливу охраняла.

Дон Хулиан там был правитель –
Ключей от крепости хранитель –
Он службу нёс и день и ночь.
У графа дона Хулиана –
Героя нашего романа,
Была единственная дочь.

О чудной красоте Ла Кавы
Летит по королевству слава –
Но если верить старым книгам,
Сыграла слава злую роль –
Красой сражен был сам король –
Сам незабвенный дон Родриго.

Он о Ла Каве так мечтал,
Её краса его пленила,
Огонь любви его сжигал,
И страсть Родриго погубила.

Он сам навлек себе несчастье,
Когда в пылу безумной страсти
К себе Ла Каву заманил он
И там красавицу взял силой.

Но, получив дурные вести,
Что пала жертвою бесчестья
Его единственная дочь,
Дон Хулиан тотчас поклялся
Не знать покой ни день, ни ночь,
Не будет он ни есть, ни пить
Пока не сможет отомстить
Тому, кто подло надругался
Над дочерью его Ла Кавой,
Покрыв её дурною славой...
Поклявшись самой страшной клятвой,
К Родриго обратив проклятья,
Сжимая на груди кинжал,
О черной мести он мечтал
И в лютой мести он клянётся!
Какой бедой всё обернётся
Увы! Тогда никто не знал.

Он ослеплен был жаждой мести,
И только этой жаждой жил,
Отмстить за подлое бесчестье
Тому, которому служил,
Тому, которому был верен...
Лишь кровью можно смыть позор!
Через пролив в далёкий берег
Дон Хулиан бросает взор...

И вдруг – безумная идея –
И вот решенье уже есть –
От мысли этой холодеет,
Какой коварной будет месть –
Родриго – короля вестготов
Решил арабам сдать – врагам –
Им к Иберийским берегам
Откроет крепости ворота...

И прежде чем рассказ продолжить,
Сказать читателю я должен,
Признаться искренне и честно,
Что, в самом деле, неизвестно
Как всё на деле приключилось,
Ведь многое давно забылось.
Увы! История не знает
Всех тайн, что прошлое скрывает.

Имею ль я на это право? –
Считать легенду о Ла Каве
Причиной этой страшной мести,
Повлекшей столько много бедствий?

Я этого – увы – не знаю.
Но многие всё ж утверждают,
Что знают правду об интриге,
Приведшей к гибели Родриго.

Так это или нет, как знать?
Их версия вполне возможна.
И для себя считаю должным
Об этом тоже рассказать.
(Хотя легенда про Ла Каву
Признаюсь, больше мне по нраву).


Глава 3
Версия вторая.
Предательство

Быть может, хроники тех лет
Прольют на это дело свет,
И истинная суть интриги
Приведшей к гибели Родриго
Нам наконец-то прояснится:
Король по имени Витица
Последним до Родриго правил,
Ничем себя он не прославил,
О нём известно очень мало,
Лишь только то, что завещал он
Пред тем, как лечь в свою могилу,
Трон сыну своему Агиле.

Но так судьбе угодно было,
Что знать Агилу невзлюбила,
Интригой тонкой феодалы
Взойти на трон ему не дали,
Права наследника поправ,
Родриго королём избрав.

Нависли тучи над страною.
Кровавой драмою – войною
Должно всё было разрешиться.
И надо ж было так случиться,
Во время этой самой смуты
Правитель был тогда в Сеуте
Знакомый нам дон Хулиан
(Отец поруганной Ла Кавы), –
Коварный, подлый и лукавый
Вельможный граф и интриган.

Он был сторонником Агилы,
Поступок подлый совершил он,
Взял на себя измены груз,
Когда он роковой союз
С арабским войском заключил
И крепости врата открыл.

О чём дон Хулиан мечтал? –
Расчёт холодный графом двигал,
Когда арабам предлагал
Пойти войною на Родриго,
Сулив им в случае победы
Казну из стольного Толедо.*

Таким поступком обесславил
Дон Хулиан себя в веках,
Ведь даже на своих судах
Врагов предатель переправил.

Семьсот одиннадцатый год
Идёт от Рождества Христова.
И вот, везёт испанский флот
Через пролив в свою страну
Арабов полчища, готовых
Вступить немедленно в войну.

Весной семь тысяч войска с гиком
Под предводительством Тарика
Пролив широкий переплыли
И, исторический момент –
На Европейский континент
Войска арабские ступили.*


Глава 4
Арабский марш

Итак, осуществив вторженье,
Вперед на север для сраженья
Тарик повёл свои войска,
Чтоб одержать в бою победу,
И чтобы знамя Магомета
Здесь утвердилось на века.

И вот, вблизи Гуадалеты,*
В тот самый год, в разгаре лета,
Едва поднялось солнце ввысь,
Два войска здесь в бою сошлись.
Арабам выпала победа,
Родриго был в бою разбит.
Известно лишь, что был он предан
И в схватке яростной убит.

И королевство готов пало...
Но, как понятно, было мало
Арабам вырванной победы.
И после взятия Толедо,
Они всего лишь за семь лет
Сражений громких и побед
Весь полуостров покорили
И власть свою здесь утвердили.
Рассказ свой должен я прервать
И разобраться, чтоб понять:
Как королевство христиан
Так быстро и бесславно пало
И за короткий срок попало
Под власть арабов – мусульман?

Ведь не прошло ещё ста лет
С тех пор, как умер Магомет,
Когда арабы волей рока,
Сошлись под знаменем пророка.

Под ним они объединили
В кулак внушительные силы,
И очень быстро покорили
В своих воинственных походах
Немало стран и их народов
(И в том числе страну вестготов).

И вот теперь, пожалуй, надо
Упомянуть про Омейядов.*
Были сильны они, богаты,
Они Арабским халифатом
Рукою властной управляли,
Его границы расширяли.

Когда ж постигло их ненастье,
И вдруг другая из династий
Власть в халифате захватила
И их едва не истребила,
Один был выход избежать
Суровой участи – бежать.

Сбежав, один из Омейядов
Сам заслужил себе награду –
Кордову он завоевал,
И возвестил тогда он миру –
Он независимым эмиром –
Абдаррахманом Первым стал.

И вот что было интересно:
Об Омейядах нам известно,
Они так мудро управляли,
Что в этом равных им не знали.

Тогда огромного влиянья,
Расцвета, мощи, процветанья
Достиг Кордовский эмират
И стал неслыханно богат.

В чем Омейядов был секрет?
И может, кроется ответ
В том, что чуждаясь фанатизма,
Присущего для исламизма.

Они любили жизни радость,
И роскоши ценили сладость,
В искусстве черпав вдохновенье,
Поэтам с радостью внимали,
Наук различных направленья
Они охотно развивали.

Себя вели великодушно
С народом на земле подвластной
И тот, не тратя сил напрасно,
Сдавался им и был послушным.

Не жгли огнем и не пытали
И никому не насаждали
Свою религию насильно,
Лишь данью обложив посильной.
И эта дань была без спору
Гораздо легче тех поборов,
Которые в былые годы
Чинила прежде знать вестготов,
Когда народ свой обирала.
Всё это, в общем, примиряло
Вестготов с новою напастью
И их мирило с новой властью.

К тому же власть освобождала
От дани женщин и детей
Ещё в правах она равняла
И поощряла тех людей,
Которые, приняв ислам,
Пророка чтили и Коран.

И многие так поступали,
Их логика вполне проста:
Они почти не различали
В чём от учения Христа
Отличны были те заветы,
Что от пророка Магомета.

И их не очень возмутило,
И не был тем никто смущен,
Что у арабов многих было
По нескольку наложниц жён.

И были они в чём-то правы,
Ещё ведь не забыли нравы,
Что у вестготской знати были,
В каком они распутстве жили,
Как духовенство обнаглело –
Наложниц у себя имело,
Ни от кого уж не таясь
И гнева Рима не боясь.

Ну, что ж, такая вот картина,
И стала ясной нам причина
Стремительного продвиженья
Арабских войск и покоренья
Земель испанских год за годом
И населявших их народов.


Глава 5
Астурия*.
Оплот непримиримых

И всё ж на севере, средь гор
Арабы встретили отпор
И сколько бились, не могли
Завоевать клочок земли.

Астурия – край непокорный,
Совсем почти необъяснимо:
Как горстка воинов упорно
Вела борьбу непримиримо,
Сражаясь яростно и храбро,
Разя бесчисленных арабов.

Остатки армии вестготов,
Последних стойких патриотов
Каким-то чудом сохранились,
Средь гор Астурии укрылись,
Их там в горах объединил,
В кулак единый всех сплотил,
К борьбе с врагами призывая,
Сам легендарный дон Пелайо*.

Не зная, что такое страх,
Они внезапно с гор спускались,
Врага разили, вновь скрывались
До новых вылазок в горах.

И действуя, как партизаны,
Они арабов непрестанно
Из гор своих атаковали
И им покоя не давали.

Арабы сильно возмущались,
Они с проклятьями ругались,
И всё ж, никак не понимая,
Ну как же так, что дон Пелайо,
И с ним три дюжины вестготов
В горах от холода страдали,
Голодной смертью умирали,
Питаясь только диким мёдом,
В таких условиях терпели
Осаду долгие недели,
Всё ж из последних сил держались,
Но в плен арабам не сдавались.

Осаду долгую снимая,
Арабы вскоре уходили.
Они, плечами пожимая,
Махнув рукою, говорили:
«Три дюжины ослов упрямых,
И нет у них мозгов ни грамма!
И пусть поможет им Аллах
Подохнуть с голоду в горах!
Могуч, велик наш халифат,
Сильнее в миллионы крат,
Шакалов диких этих горных,
Ослов безмозглых и упорных.
Для нас – понять бы им пора –
Они ничтожней комара...»

И для арабов они были
Досадным пустяком, занозой.
Они никак не оценили
Таящейся в горах угрозы.

И зря считали льва ягнёнком,
Но было поздно – грянул гром,
И вот, в долине Ковадонга*
Устроен был врагу разгром,
Когда отряд Пелайо храбро
Напал на воинство арабов.

Весть о блистательной победе
Летит повсюду птицей быстрой
И возвестила всем на свете,
Что наступила Реконкиста!
Победа эта, без сомненья
Имела важное значенье,
И в христиан вселила веру,
И что арабов и берберов
Не стоит вовсе так бояться,
Что нужно всё-таки сражаться,
Врагов учиться побеждать,
Чтоб их с земли своей изгнать.


Глава 6
Начало Отвоевания

Средь Пиренеев в сёлах горных,
В обители своей исконной
Народ жил гордый, непокорный,
Предтеча современных басков,
И звался тот народ васконы*
И к чужакам он был не ласков.

Арабы сколько ни старались,
Васконы им не покорялись.
В ответ они арабов били,
В свои засады их ловили,
Уничтожали их в горах,
Врагу внушая жуткий страх.
Но чем они их запугали,
И чем васконы воевали?
Ведь горцы – пастухи не знали
Мечей – оружия из стали.

Всё просто – глыбы валунов,
Катящихся с высоких склонов,
Обрушить на своих врагов –
Излюбленный приём васконов.

Семьсот двадцать четвёртый год
Настал от Рождества Христова
И вновь труба зовёт в поход,
Вестготы в бой идти готовы.

В союзе с басками разбили
В окрестностях Аинса мавров*
И справедливо разделили
Добытые в победе лавры.

И вновь ликуют христиане,
И пусть трепещут мусульмане,
Ведь меж людей идёт молва,
Что будто бы в разгар сраженья
Там было в небесах знаменье –
Марии Девы покрова –

Средь туч она себя явила
И мавров в бегство обратила.

От добрых новостей и слухов
Воспрянули в народе духом,
Надежда ожила, что быстро
Охватит пламя Реконкисты
Страну, избавив от врагов
И их владычества оков.
Но всё же мы должны признать,
Что было все не так уж просто
Надежды эти воплотить –
Арабов полчища изгнать
И пиренейский полуостров
От власти их освободить.
Ведь был ещё силён, богат,
Могуч Кордовский эмират.


Глава 7
Арабский марш
(продолжение)

Но согласиться мы готовы,
Что и правителям Кордовы*
Совсем не так уж было просто
Весь пиренейский полуостров
В покорности всегда держать,
И власть эмира сохранять.

Им приходилось жить с опаской,
Ведь гнев халифа из Дамаска
В любой момент могли навлечь
И головы лишиться с плеч.
Халиф безжалостно карал
Жестоко и без сожаленья
Всех тех, кого подозревал,
Кого коснулось подозренье,
И кто осмелился решиться
Чтоб наконец освободиться,
Избавиться как от напасти
От халифатской высшей власти.

И на местах проблемы были,
Таилась ведь ещё угроза –
Ведь и Толедо с Сарагосой
Всё время тоже норовили,
И, несомненно, были б рады
Себя от власти эмирата
В один прекрасный день избавить
Чтоб в независимости править.

И с севера опасность была –
Там франки стягивали силы,
Еще беда: то здесь, то тут
Сверкают молнии восстаний –
И за свободу христиане
Всё чаще голос подают.

А тут ещё ведь, как на горе
Вдруг викинги напали с моря,
Они цветущую Севилью
Сожгли дотла и разорили.

Абдаррахман Второй* в тот год
На море строит мощный флот
Чтоб с моря впредь врагов отбить,
И побережье защитить.
И вот однажды час настал,
Когда врагам своим на горе
Арабский флот довольно скоро
Одним из самых грозных стал.
В веках таким он долго слыл,
И на беду всем породил
Он сарацинское пиратство –
Разбойничье морское братство.
Они несчастных христиан
И пленников из разных стран,
Что были с ними разной веры,
До смерти на своих галерах
Гноили в трюмах в кандалах,
Вселяя ужас всем и страх.

Но всё ж кордовские эмиры,
Хоть мудрыми они слыли,
Достичь спокойствия и мира
Как ни старались, не могли.

Хоть принимали они меры,
Чтоб наконец – то примирить
И научить в согласье жить
Сирийцев, йеменцев, берберов,
Которые с большим упорством
В междоусобных столкновеньях,
Порою в небольших сраженьях
Вели за власть противоборство.

И вот что было интересно –
Из древних хроник нам известно,
Что, невзирая на Коран,
Они со знатью христиан
Порой союзы заключали,
Единым войском выступали
В сраженьях против мусульман.

Эмиры частые восстанья
Огнём и сталью подавляли,
К изменникам они не знали
Ни жалости, ни состраданья.

В одном карательном походе
Семьсот тридцать второго года
На подавление восстанья
Правителя из Аквитании,
На север повернув обозы,
Эмир повел свои войска.
И в результате марш - броска
В огне пылает Сарагоса,
И христиане содрогнулись,
Своею кровью захлебнулись.

Под натиском арабской стали
Памплона пала с Ронсевалем.
В Бордо и в Туре кровь рекой,
И Пуатье в огне пылает,
Париж уже подать рукой,
И вот, эмир уже мечтает,
Скорее франков покорить.
И грезится ему виденье,
Что сможет новые владенья
Халифу вскоре подарить...

Но полководец Карл Мартелл*
Остановить врага сумел
И стал преградой для вторженья.
И вот, под Пуатье в сраженье
Семьсот тридцать второго года,
Известном «битвою народов»,
Арабов полчища разбили,
Эмира в том бою убили.

Ещё через четыре года
В борьбе с врагами за свободу
И баски гордые восстали
И из Памплоны тех изгнали.

И вновь Астурия взывает,
Король Альфонсо* призывает
К своим знамёнам христиан
Разить арабов – мусульман.
В Кантабрию и на Леон
Водил свои отряды он,
За несколько коротких лет
Король Альфонсо ряд побед
В своих походах одержал.
Семьсот пятидесятый год настал,
И христианский мир узнал,
Что было Богу так угодно,
Чтоб дон Альфонсо победил.

И вот, Галисия свободна,
И миг желанный наступил –
И весть на крыльях полетела –
Король Альфонсо водрузил
Крест над Сантьяго-Компостела!


Глава 8
Ронсеваль

Но было всё не так уж гладко,
Непросто Реконкиста шла,
Однажды трудную загадку
История преподнесла.

В то время Сарагосой правил
Наместник мавров Сулейман,
В истории он след оставил
Как дерзкий, хитрый интриган.

И сарагосский губернатор
Плетёт своей интриги нить –
Решил он франков попросить
Чтоб Карл Великий император
Помог ему в войне с Кордовой,
И Карлу клятвенно дал слово,
Что он ему триумф устроит,
Пред войском Карла он откроет
Без промедленья и вопросов
Тотчас ворота Сарагосы.

Вот знамя боевое реет –
Через отроги Пиренеев
Сам Карл войска свои ведёт
Из Франции на юг в поход.

В Помплоне армию с опаской,
Без радости встречали баски.
Припасы здесь пополнив сыром,
Помплону Карл покинул с миром,
Держа свой путь на Сарагосу,
Им баски вслед смотрели косо.

Увы! Но вскоре оказалось,
Что Сарагоса отказалась
Французов в город свой пустить,
Врата пред Карлом отворить.

Когда же Карл призвал к ответу,
Смущённый Сулейман божился,
Что сам тому он подивился
И Карлу он давал советы,
Как Сарагосу осадить
И силой город покорить.

И потянулись дни осады,
И франки были уж не рады,
Ведь Сарагоса не сдавалась,
И неприступной оставалась.

Шли дни, и вот издалека
Гонец усталый прискакал.
И от разведки Карл узнал,
То, что эмир послал войска,
Чтоб Сарагосу защитить
И войско франкское разбить.

Карл в гневе хмурит свои брови,
Он разъярён и жаждет крови.

Неужто это западня?
Тогда нельзя терять ни дня.
И вскоре Карл, приняв решенье,
Даёт приказ на отступленье.
А в наказанье за обман
Закован в цепи Сулейман.

А сыновей его связали
И тоже в цепи заковали,
Решив в заложниках оставить,
В цепях во Францию отправить.

Отправив в путь свои обозы,
Карл приказал седлать коней,
Тотчас, покинув Сарагосу,
Повёл войска на Пиренеи.

Бесславный кончился поход,
Почти не делая привалов,
Преодолели перевалы,
И вот последний переход.

Бредут все молча и устало,
Хрипят измученные кони,
Но, наконец, холмы Гаскони
Перед французами предстали.

И вот, обещанный привал,
Карл лагерем решил здесь стать
И в этом месте подождать
Обоз, который запоздал.

Часы идут, проходят сутки,
Обоза нет, Карл не на шутку
Обеспокоен, хмурый ходит,
Себе он места не находит.

И Карл, не в силах больше ждать,
Велит опять коней седлать,
И вот ведёт он с хмурым взором
Верхом отряд обратно в горы.

Средь гор брели они устало,
Но скоро взорам их предстала
Такая страшная картина:
В крови залитая долина,
Кругом обломки фур разбитых,
И груды тел людей убитых.

Наверное, с высоких скал
Враги устроили обвал.
Они обоз в засаде ждали,
Всех тех, кто выжил – добивали.

Во франкской крови вся земля,
Вся трупами она покрыта.
Роланд – племянник короля
Был тоже найден средь убитых.
Как все – ограблен и раздет.
Роланд убит! Над ним рыдая,
И в скорби к небесам взывая,
Карл жаждал получить ответ –
Кто эту бойню основал?
Увы! Он этого не знал,
А небеса не отвечали
И горы хмурые молчали.

А правду – часто так бывает –
От нас история скрывает.
Но если мы поразмышляем,
То вдруг, невольно замечаем,
Что в этом деле есть подсказка –
Что здесь не обошлось без басков.

На чём основана догадка?
На том, что басков по повадкам
В сраженье этом узнаём,
Ведь их излюбленный приём –
Обломки скал с вершин метать,
Безжалостно всех убивать,
Раздев убитых догола,
Волкам оставив их тела.

История там преподала
Такой безжалостный урок,
И в Ронсевале завязала
Довольно крепкий узелок.

Ведь можно только подивиться:
Ну как же так могло случиться,
Когда вдруг баски – христиане
Разбили франков христиан,
Которых звали мусульмане
Сражаться против мусульман?
Как бы там ни было, не скоро
Забудут франки эти горы,
Камней лавины, скрежет стали
В ущелье горном Ронсеваля,
И хрип предсмертный средь отрогов
Роланда боевого рога.


Глава 9
Сантьяго

Что ж, Реконкиста загадала
Загадок сложных нам немало.
Сеньор Ортега-и-Гассет
Искал в истории ответ,
Он на вопрос ответ искал:
Зачем народ так долго ждал,
Что избавлялся от оков
На протяжении веков?

Но зря философ сомневался,
Ведь не за день образовался,
И не за месяц, не за год –
Века ковался тот народ,
Что Реконкистой выплавлялся,
В боях жестоких закалялся
Разя арабов – мавританцев,
И имя носит он –испанцы.
И он ещё сильней сплотился,
Под стягом воинства Христова,
В один народ объединился,
Когда Иакова Святого
В боях в местечке Компостела
Испанцы мощи обрели –
В сраженье их отбить смогли.

И весть немедля разлетелась,
Что ныне с нами сам святой!
И что Сантьяго Компостела*
Ведёт испанцев за собой!

И Реконкиста с новым флагом
Под клич воинственный «Сантьяго!»
Сметая всё как ураган,
Ведёт на мавров христиан...


...На этом я прерываю свой рассказ о Реконкисте.
Я не ставил себе цели описать всю историю этого поистине грандиозного многовекового периода.
Думаю, что и среди множества научных трудов, посвящённых исследованию Реконкисты, вряд ли найдётся хоть один, претендующий на полноту и достоверность.
Но удивительная трагедия, приведшая к падению государства вестготов, завоеванию их маврами, предание о том, как в процессе Отвоевания рождалась в муках, выплавлялась в борьбе единая нация испанцев, – все эти события, многократно воспетые в народном эпосе, не могли оставить равнодушным и меня.
Потрясение историей Реконкисты настолько велико, что перед глазами словно оживают предатели и герои, их ненависть и любовь. Появляются и тают эпические картины сражений, слышится звон стали, топот коней и рёв боевого рога...
Примечательно то, что христианское государство вестготов пало не случайно. Именно в этот период к ним проникла ересь арианства. Отступничество от христианского учения, падение нравов вестготской знати, не гнушающейся для достижения своих личных целей даже предательства, – всё это стало первопричиной трагедии.
Но горстка отважных, непримиримых патриотов, укрывшихся в горах Астурии, терпящих невероятные лишения, но не сломленных духом, продолжают неравную борьбу против захватчиков.
И в это время происходит словно бы очищение, освобождение от греха. Существует предание о том, что в 724 году от Рождества Христова в разгар сражения под Аинсом было явлено в небесах знаменье –явление Девы Марии, обратившей мавров в бегство. Весть о покровительстве Божией Матери разнеслась на крыльях по всей стране и разожгла пламя Реконкисты.
И в дальнейшем мы наблюдаем, что обретённые в боях мощи святого Иакова (Сантьяго) становятся символом, знаменем, объединившим испанский народ для освободительной борьбы.
Именно этот период и стал источником моего вдохновения, хоть Реконкиста продолжалась ещё долгие века. Конец Отвоевания произошел уже в тот период, когда католичество отделилось от Единой Христианской Церкви. Но это уже совсем другая история...


Примечания
к поэме «Реконкиста»

(Здесь и далее примечания автора и ссылки на Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия).

*РЕКОНКИСТА, (исп. Lareconquista, от reconquistar — отвоевывать), отвоевание народами Пиренейского полуострова земель, завоеванных арабами в 711–15.
*ВЕСТГОТЫ, германские племена, западная ветвь готов. В 4 в. отделились от остготов, неоднократно вторгались на территорию Римской империи, основали обширные королевства в Галлии и Испании.
* ПИРЕНЕИ, горная система в Испании, Франции и Андорре, между Бискайским заливом и Средиземным морем.
*АРИАНСТВО, течение в христианстве 4-6 вв. Его зачинатель — священник Арий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа); Арианство было осуждено на Константинопольском соборе 381; сохранялось после этого лишь в некоторых государствах Зап. Европы и Сев. Африки.
*ЛА КАВА, фольклорная героиня , упоминается в старинных испанских романсах как дочь правителя Сеуты, графа Хулиана. Согласно легенде в неё влюбился вестготский король Родриго.
*РОДРИГО, последний вестготский король. Правил с 710 по 711 год. Согласно историческим хроникам погиб в сражении с арабами в битве у Гуадалеты.
*ГИБРАЛТАРСКИЙ ПРОЛИВ, между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западной частью Африки; соединяет Атлантический океан и Средиземное море.
*СЕУТА, город и порт на Средиземноморском побережье, анклав Испании на территории Марокко. Основан в 7 в. до н. э. Был карфагенским, римским и арабским владением.
*ТОЛЕДО, город в центральной части Испании, С 567 по 711 Толедо – столица Вестготского королевства и место созыва церковных соборов, решавших не только важнейшие церковные, но и государственные вопросы.
*В 711 г. отряд из 7 тысяч арабов и берберов во главе с Тариком ибн Зиядом высадился на Пиренейском полуострове. Ослабленное Вестготское королевство не смогло организовать достойный отпор врагу. В течение нескольких лет арабы покорили Испанию, а в 718 г. начали походы за Пиренеи, вглубь Европы. Лишь в 732 г. в битве при Пуатье Карл Мартелл сумел остановить мусульман.
*ГУАДАЛЕТА, место сражения (19 июля 711 г.) между войском арабов во главе с Тариком ибн Зиядом и войском вестготского короля Родриго. Результат битвы – гибель короля Родриго, крушение вестготского государства, существовавшего с начала 6 века.
*ОМЕЙЯДЫ, династия арабских халифов в 661–750. При Омейядах арабы завоевали Сев. Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Ср. Азию и другие территории. Столицей халифата Омейядов был Дамаск. В результате восстания 747–750 под руководством Абу Муслима Омейяды были свергнуты и к власти пришли Аббасиды. Один из Омейядов – Абдаррахман I, бежавший в Испанию, основал там Кордовский эмират, положив начало династии кордовских Омейядов.
*АСТУРИЯ, область на севере Испании, на Пиренейском полуострове, у побережья Бискайского залива, в Кантабрийских горах. В Астурии было положено начало Реконкисте. В 718, после одержанной Пелайо победы над арабами (битва в долине Ковадонга), Астурия стала независимым королевством.
*ПЕЛАЙО (?–737), первый король Астурии (с 718). Положил начало Реконкисте. Королевство образовал после того, как разгромил арабов в долине Ковадонга (718).
*ВАСКОНЫ, народ, живший в Пиренеях, предки современных басков.
*МАВРЫ, в древности римское название коренного населения Мавритании, в средние века в Зап. Европе название мусульманского населения Пиренейского п-ова и западной части Сев. Африки.
*КОРДОВА, с 756 столица Кордовского эмирата, а с 929 – Кордовского халифата.
*АБДАРРАХМАН II, эмир кордовского эмирата с 822 г. Правнук Абдаррахмана I.
*КАРЛ МАРТЕЛЛ, майордом франков в 717-741 годах, вошел в историю как спаситель Европы от арабов в битве при Пуатье. Император Карл Великий приходился ему внуком.
*АЛЬФОНСО II, король Астурии с 791 г.
*КАРЛ ВЕЛИКИЙ, король франков с 768 года, король лангобардов с 774 года.
*РОЛАНД, герой французских эпических сказаний. Об историческом существовании Роланда свидетельствует лишь одно место в «Жизнеописании Карла Великого».
*ОРТЕГА-И-ГАССЕТ, (1883-1955) – испанский философ и социолог.

(Иллюстрация Владимира Зеленева).


Рецензии