Нежней и бесповоротней никто не глядел Вам вслед
Рецензия на «Поэзия есть сознание своей правоты» (Сан-Торас)
Санто, переход по «аорте» к Мандельштаму — не случайность. Поэт УЖЕ незримо присутствовал в этой теме, «аорта» же возникла как музыкальный мостик к нему. Ведь это он - Мандельштам - чистый, хрупкий, прелестный ПОДСНЕЖНИК — вестник весны, очарованный жизнью и неоправданно доверчивый к этому жестокому, подлому миру... А с ним столь же прекрасные и детски-беззащитные собратья — посланцы Неба, проводники божественной мысли на земле, несшие ей свет и красоту и раздавленные «волкодавами» большевистской и царской эпох...
В рамках небольшого произведения, Санто, Вы дали максимум информации об Осипе Эмильевиче Мандельштаме - самое главное и именно тот ракурс, который чуткий художник или фотограф применяет к тому, что (кого) бесконечно любит.
Спасибо за шикарную подборку стихов, многие из которых в списке моих любимых.)) Например, «За гремучую доблесть грядущих веков…» и
«Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И слово, в музыку вернись». (с)
(О.Мандельштам)
Эти строки дороги — отождествлением поэзии с МУЗЫКОЙ — первоосновой, из которой она рождается, как Афродита из пены. Очень созвучно такое понимание.
Из процитированных здесь стихов Цветаевой, посвященных Мандельштаму, особенно любы
магически-магнетическое:
«Гибель от женщины. Вот знак
На ладони твоей, юноша.
Долу глаза! Молись! Берегись! Враг
Бдит в полуночи». (с)
(М.И.Цветаева)
и впечатавшееся в память и душу:
«Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…» (с)
(М.И.Цветаева «Никто ничего не отнял»)
Санто, Вы говорите: «Мандельштам ЧЕЛОВЕЧЕН».
А разве может истинный поэт быть иным?.. Разве может он быть «волкодавом»?..
Или поднаторевшим в рифмоделе дельцом, готовым ваять на потребу публики? Коробит, когда поэзию низводят до ремесла. И не все делают это по недомыслию. У иных есть смысл — умысел...
Справедливы слова Надежды Мандельштам: «Он не был "мастером". Он был поэтом». (с)
Есть, на мой взгляд, некая трогательно-очаровательная непосредственность, детскость, обаяние ребенка в лирике Мандельштама — этого человека, влюбленного в Элладу, смешливого, когда-то радостно распахнувшегося навстречу жизни...
«Не потому ль, что я видел на детской картинке
Леди Годиву с распущенной рыжею гривой,
Я повторяю еще про себя, под сурдинку:
«Леди Годива, прощай! Я не помню, Годива...» (с)
(О.Мандельштам «С миром державным я был лишь ребячески связан»)
(Водоворот дел не дал вторгнуться с этими строками в Ваши, Санто, беседы о Годиве).
----
«Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать».
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал».
(О.Мандельштам, 1908 г.)
____
«Я только в жизнь впиваюсь и люблю
Завидовать могучим, хитрым осам.
О, если б и меня когда-нибудь могло
Заставить, сон и смерть минуя,
Стрекало воздуха и летнее тепло
Услышать ось земную, ось земную...» (с)
(О.Мандельштам)
____
«Оглушил нас хаос темный,
Одурманил воздух пьяный,
Убаюкал хор огромный:
Флейты, лютни и тимпаны...» (с)
(«Вечер нежный. Сумрак важный» - очень музыкальное стихотворение).
_____
«Муравьев не нужно трогать...» (с)
Не могу - о флейтах, осах и муравьях — из-за приступа острой жалости к Мандельштаму и российским поэтам... Не могу — зная итог... Они о насекомых и музыке, а их — железным сапогом...
А вот леденящая душу близость итога:
«Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
(О.Мандельштам «Лениград»)
Слезы душат от затравленности человека, обреченного на заклание «веком-волкодавом»...
«...Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.
(...)
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты, я всегда наготове...»
(С.А.Есенин «Мир таинственный, мир мой древний»)
Боль и горечь... И бессильная ярость от невозможности что-то изменить - защитить, уберечь, спасти нежные "подснежники", дать им возможность цвести. Почему земля, которая столь щедро родит их, испокон веку так неласкова к своим детенышам — лучшим из них?..
«Колют ресницы, в груди прикипела слеза.
Чую без страху, что будет и будет гроза.
Кто-то чудной меня что-то торопит забыть.
Душно,- и все-таки до смерти хочется жить.
С пар приподнявшись на первый раздавшийся звук,
Дико и сонно еще озираясь вокруг,
Так вот бушлатник шершавую песню поет
В час, как полоской заря над острогом встает».
(О.Мандельштам, март 1931 г.)
Бездомность. Западня. Аресты. Допросы. И ничтожество в шкафу, наблюдающее, «как на допросе с него
спадали брюки, как он смешно их подхватывал и как был жалок в своём страхе». (в кавычках фраза Санто)
Невозможно без содрогания читать об этом. И до боли знакомый сценарий...
Когда-то мы узнаем, что зарифмовал другой тайный наблюдатель в своих иезуитских текстах:
«Подожду. А ремесло шпиона -
Вряд ли признанное ремесло...
Постою, пока сквозь гром и звоны
Можно различать значенье слов.
Но, когда последний человечий
Стон забьет дикарской брани взрыв,
Я войду, раскачивая плечи.
Щупальца в карманы заложив».
(В.Эрлих «Шпион с Марса», 1928г.)
***
«Припомни, друг: святые именины
Твои справлять - отвык мой бедный век;
Подумай, друг: не только для свинины
И для расстрела создан человек».
(В.Эрлих Источник: http://esenin.niv.ru/esenin/smert/pravda-i-lozh.htm)
--- Ибо для того чтобы сделать зло, можно не делать ничего,
но чтобы сделать что-то доброе, нужны сознательные усилия. (САН-ТОРАС)
Ваша позиция, Санто, перекликается с мыслью А.Ахматовой в записи Л.К. Чуковской:
«Делать зло легко, оно удается всегда, а вот сделать хоть что-нибудь доброе очень трудно. Одна дама уверяла меня, что, напротив, делать добро легко, но я думаю, она просто не пробовала».
--- «Чтобы остаться человеком, надо было проявлять
невероятную волю и мужество» (САН-ТОРАС)
Цена за то, чтобы остаться человеком, была слишком высока: у отказавшихся пополнить легионы нЕлюдей отнимали не только свободу, но и ЖИЗНИ...
А по поводу «удирающего» Мандельштама. Ну и что? Безоружный человек убегает от вооруженного — что в этом предосудительного? Надо кидаться с голыми руками на пушку? Или ждать подобно умалишенному, когда тебя не моргнув глазом пристрелят? Поэт — не железный дровосек, а ЧЕЛОВЕК, рожденный жить, любить, быть счастливым, призванный творить, а не участвовать в нелепых жестоких разборках. Он вне политики — не белый, не красный, не синий, он НАД всей этой грязной и жестокой возней.
Чем уличать поэта в человечности, они бы лучше рассказали, как вел себя Блюмкин и прочие расстрельщики, когда пришел их черед стать к стенке...
Цитирую:
«Любовница Блюмкина, Лиза Горская, служившая, как и он, в иностранном отделе ОГПУ и лично «сдавшая» его на Лубянку, охарактеризовала дружка: «…трус и позер». Да, безжалостный расстрельщик многих невинных людей, он ужасно запаниковал перед своим смертным часом. (…) Читать его «дело» нельзя без омерзения: чувствуется его животный страх перед своими вчерашними сослуживцами, он судорожно, в надежде на сохранение жизни, цепляется за «идею», выдает всех и вся, даже своего идола Троцкого» (В.Кузнецов. RoyalLib.com›book/kuznetsov_viktor…kazn_posle…).
Нет, Санто, не буду в этой беседе касаться разногласий между Цветаевой и Мандельштамом — не здесь. Это отдельная тема, открывающая суть Цветаевой-человека.
P.S. Если б Вы знали, Санто, как для меня болезненна тема "Судьба российского поэта". Пока пишешь отзыв или эссе, душа наизнанку выворачивается. А тут, в Вашем произведении, еще и фото Мандельштама - это уже выше моих сил...просто упасть и расплакаться.
...Наверное, это был не ракурс, а самая душещипательная из нот, самая проникновенная музыка.
Анна Витальевна Коростелева 1 03.03.2017 22:48
•
____Подумать только - куда увел нас нежный,
Мандельштамовский подснежник, проживший на разрыв аорты..
Твои осколки, век Серебряный,
Горячей стружкой серебра,
Огнем расплавлены и сцеплены,
Летящим росчерком пера.
А мир закручен кругом белкиным,
Сгорает мир на вертеле,
Как в подмосковном Переделкино
Свеча сгорала на столе.
Не одолеть ни ложь, ни патоку,
Как трудно раны врачевать...
И Мандельштам ушел на каторгу,
Чтоб по дороге умирать.
И в заболоченной Елабуге,
Марина отказалась быть –
Возносится душа по радуге,
Устав прощаться и любить.
А рифмы звонкие, мятежные
В сибирском воздухе тихи,
И горько думы неутешные,
Переплавляются в стихи.
Они летят, как шарфик газовый,
Подхваченный взрывной волной.
А небо светится алмазами
И серебром, и сединой...
Сан-Торас 05.03.2017 03:03
Свидетельство о публикации №117030501144
Блаженный Осип Мандельштам… Дитя душой, наивный гений, тот, кто вобрал культуры штамм, соткав стихи из сновидений. Щемящ, как Шуберт на воде, игрив, как Моцарт в птичьем гаме, идущий всюду и нигде звеняще робкими шагами. Блуждающий средь облаков, весенней голубой эмали, выстукивая ритм стихов и пульс толпы в нем ощущая. Предвидя Дантовы круги, нося под сердцем отзвук неба и причастясь без литургий святых даров огня и хлеба, не веря в то, что смерть придет , заняв глухую оборону, сподобился он в свой черёд вписаться в хроники к Харону. А по весне, а по весне и в зоне солнце греет нежно… Был предан мёрзлый труп земле … на фене лагерной – «подснежник»…
Лина Чирко 06.03.2017 00:49 Заявить о нарушении
но удалилось почему- то всё... Простите меня, Санто.
Лина Чирко 06.03.2017 06:36 Заявить о нарушении
Зачем нести ответственность за свои слова,
если можно их подтереть, как буду-то и не было.
Так поступают люди не вызывающие Вашего уважения.
Сан-Торас 06.03.2017 10:00 Заявить о нарушении