Ну, и ладно, я сказал, что сказал!
Вы оставили ремарку – «Вечером здесь будет моя рецензия».
Вечер прошел, Вашего письма нет, но мой ответ есть.
Мне всегда важно Ваше мнение, ибо Вы филолог преподающий литературу, а профессионализм ценен для меня, как нечто более дисциплинированное чем вкусы.
Конечно, о литературных персонажах, мне легче говорить чем о живых, биографических судьбах.
Потому что Вас до слёз огорчали наши разногласия во взглядах на Онегинскую Татьяну, на Бесприданницу, на Анну Каренину, на декабристов - и нет мне оправданий за это!
Но, возможно, смягчающим обстоятельством послужит то, что не только с Вами,
но и с Белинским я глубоко разногласен и несмотря на то, что люблю его, не не могу не видеть, как далёк он был от понимания и Онегина, и самого Пушкина.
И этот "о ужас", что я позволил себе озвучить в сторону авторитета
Белинского, постараюсь мотивировать весомыми аргументами, которые надеюсь, сделают мое крамольное заявление более обоснованным, чем эпатажным. Возможно, наши несовпадения, в том числе касательно правоты декабристов, были из-за моей недостаточной внятности, которую попробую прояснить в этом эссе.
Знаете, чем больше я читал Белинского, тем больше он походил (в моих глазах) на Моисея, который водит русскую литературу по пустыне русского самосознания, с тем, чтобы оно освободилось от рабской закомплексованности читателей и обрело, наконец самое себя, в их интеллектуальном понимании.
В критической статье о «Евгении Онегине» Белинский доказывает, что Онегин не был «ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила поэзия», что он вообще был не из числа обыкновенных людей.
Где он это вычитал, спрашиваю себя?
И мне кажется, Белинский восхищается Онегиным, считая его из числа людей необыкновенных, поскольку смотрел на него через призму любви Татьяны,
невольно, попадая под влияние красоты и благородства ее чувств.
Он заражался её любовью, так же как читатели, литературоведы и критики.
Кроме того, Белинский был убежден что Пушкин любит Онегина и впадал в еще большую зависимость, парализовавшую ясность его критической мысли. Но очаровываясь шармом любви Татьяны к Онегину и любви к нему Пушкина, Белинский, все таки ошибался в оценках его личности.
Что за человек был Онегин?
Прежде всего, на протяжении всей жизни - это был скучающий бездельник.
Мизантроп, презирающий свет, при этом сам являясь - ничем и никем.
Умен ли он?
«С ученым видом знатока
Хранил молчанье в важном споре»
То есть позер, пытающийся произвести впечатление, несоответствующее
действительности.
Выделывал из себя знатока, «в важном споре»,
Коим, на самом деле не являлся – а ведь это ужасная пошлость.
Пошлость - это и есть подделка, выдающая себя за нечто настоящее:
поддельный ум, поддельная образованность.
И этим Онегин был наполнен доверху.
Образован ли он?
"Не мог он ямба от хорея
как мы не бились отличить."
"И был великий эконом" …______иронизирует Пушкин
Какие выдающиеся качества есть в Онегине? Ему наскучил свет, а чем он лучше,
достойней, интересней этого света?
– Что он сам из себя представляет?
Ведь, не стал бороться с нравами, которые его не устраивали. НИЧЕГО не дал обществу.
Скука Онегина – не протест не противопоставление, не поиск высшей справедливости
эта скука - роспись в собственной духовной импотенции.
Ибо, чтобы приносить какую-то пользу, надо идти на серьёзные, внутренние компромиссы, чем-то жертвовать на пути самореализации.
Но для Онегина первичный интерес представляет удовлетворения своих сиюминутных желаний.
Что же, выходит, Татьяна влюбилась в ничтожество?!
Ага - и ничего удивительного!Тому в истории мы тьму примером слышим.
Женщинам свойственно влюбляться в нечто искривлённое, бросаться на пустое,
чтобы заполнить его своим содержанием, влюбляться в нечто обаятельно несовершенное, чтобы улучшать - желание преклоняться, и в тоже время, преобразовывать КУМИРА.
Каждая Галатея, немножко Пигмалион своей любви,
И Белинский влюбляется, через чувство Татьяны в Онегина, хотя ее любовь не гарантирует в нем достоинств. Русскому человеку, вообще, свойственно
любить не за что, а вопреки. При этом прекрасно осознавать несоответствие
качеств объекта и чувств, испытываемых к нему.
Именно, этот нравственный казус и сбил критический прицел Белинского.
Однако, сама Татьяна, в отличии от него, великолепно раскусила Онегина:
«Зачем у Вас я на приметет?»
«Что ж ныне меня преследуете Вы?»
Они приписывает ему низкую мотивацию ту самую, «соблазнительную честь»
что мог бы в обществе принесть роман с ней, и этим Татьяна утверждает,
что Онегиным движет не любовь, а желание красоваться своей победой.
«Не потому ль что мой позор,
теперь бы всеми был замечен?»
Своей проницательностью она развинчивает и унижает его.
Ибо, когда человека хотят оскорбить, ему приписывают низкую мотивацию поступков: меркантильность, расчет коварство и т. д. В данном случае, Татьяна не драпирует адюльтер в романтические одежды, как к примеру, Каренина.
А после отъезда Онегина, она смотрит книги, которые он читал, его заметки на полях, желая проникнуть в его мысли, оценить их.
И с недоумение отмечает:
«Слов модных полный лексикон
Уж не пародия ли в он?
Да-да! Безусловно пародия, при чем ПАРОДИЯ С ПРЕТЕНЗИЕЙ - самый пошлый вариант пародий.
Но, загадочность русской души кроется и в том, что понимание таких вещей не освобождает от любви. Так же, как любовь не подразумевает каких-то особых достоинств в избраннике.Ибо истинная любовь иррациональна и беспричинна.
Благороден ли Онегин?
В отповеди юной Татьяне – буквально коробит его менторский тон:
«Учитесь властвовать собой»
Его самолюбование и, хотя Татьяна, позднее благодарит его зато, что он отверг ее любовь:
«Вы были правы предо мной
Я благодарна всей душой»
Но, на самом деле, со стороны Онегина не было ни жертвы, ни усилий. Он просто не вожделел деревенской Таней, ибо в деревне ее «позор никем бы не был бы замечен».
А что же для него:
« из млада было и труд и мука и отрада?»
Охотиться, заманивать в свои сети. Его Страсть, его эротизм, удовлетворение
своего ЭГО.
Его не привлекала игра с Татьяной, поскольку она тот заяц, что не убегает,
а сам прыгает в руки:
«Я вас люблю чего же боле?»
Но Онегин не дед Мазай, ему не нужны ручные зайцы! - такой трофей – не льстит,
здесь нет победы – это сдача крепости без боя.
Пушкин не дописал роман, поэтому в нем недостает самой Татьяны объема ее личности. Однако, можно просмотреть куда он ее вел, что задумывал?
Роман заканчивается 24 годом и достаточно хорошо известно, что происходило в Петербурге в тот период, как складывалась история, чтобы предположить развитие дальнейших событий в романе.
Но, вначале я бы хотел навести лорнет на личность самого Пушкина,
что же такого особенного Белинских не разглядел в нем?
Прежде остального - то, что устоявшая точка зрения на Онегина подразумевает что он был интересен Пушкину.
- Ничего подобного.
Гений и трудяга Пушкин, рисует его не только ленивым бездельником, но и бездарным человеком, он пробовал писать:
«Но труд упорный, ничего
Не вышло из пера его.»
Так же циничность Онегина, враждебна личности Пушкина,
«И ничего во всей природе
Благословить он не хотел»
А Пушкин, в противовес этому, был увлекающийся и благословляющий поэт!
В любой битве он сочувствовал обеим сторонам.
И Онегинское презрение, тем отвратительней Пушкину, что никакого внутреннего содержания, никаких превосходств над этим, презираемым светом у Онегина не было,
и нет ничего, кроме желания поставить себя выше кого-то.
В самой пушкинской этике, которая заложила основу всей русского этике – презрение неблагодарность – такая же страшная вещь, как отсутствие благородства.
Пушкин, и ни кто иной, нарисовал Онегина, как образец светского бездельника, человека, позволяющего себе с высоты сомнительного превосходства смотреть на мир
и третировать плевком в его сторону.
А как ужасна жестокость, с которой он убил Ленского? - (наступил каблуком на подснежник)
Пушкин надел Онегина на свои кулаки, как боксерские перчатки, что бы нокаутировать им внутренних демонов, начиная с Байрона, омрачавшего его жизнь.
Онегиным Пушкин избыл свою травмированость байронизмом, комплекс зависимости.
Он по определению не мог любить этого "выкормыша Байрона"! Чтобы лучше понять отношение к нему Пушкина, надо глубже понять самого Пушкина – и то, из чего складывались его идеалы.
Безусловно, из двух культур, между которыми этнически и духовно находится Россия:
«Мы держим щит меж двух враждебных расс
Монголов и Европы»____ А.Б.
То есть - это восток и запад и под влиянием этих двух культур происходило формирование, мировоззрения и нравственное становление Пушкина.
А какие моральные ценности провозглашал запад?
Да, собственно, те же, что и теперь:
Свобода, карьера, успех выраженный в материальном благополучии, не нацеленный на внутренние духовные достижения.
Космополитизм - выбор станы для жизни не связан с понятием патриотизма.
Никто не видел катастрофы в покидание мест своего рождение, при переезде туда, где больше нравится жить.
А эстетика Востока провозглашала другие ценности – и прежде всего, это
пафос внутреннего достижения – это ИДЕЯ ДОЛГА, идея патриотизма – Восток признает только сам себя! - Восток - есть Восток.
И Пушкин склоняется, именно, к восточному идеалу, к принятию предрассудка, над убеждением. Предрассудок, тут не трактуется как суеверие, хотя Пушкин суеверен.
Предрассудок – это то, что над рассудком, что выше убеждения – то есть
любить не то, что выбрал, а то что дано, например любовь к родине, как данность, предопределённость – любить, защищать имя, честь – вот высшая добродетель для Пушкина.
Западным ценностям он предпочитает Восточную мораль. Возможно, потому что сам, так же как Россия, этнически содержал в себе две культуры.
В нем как Арагва и Кура слились две крови.Переболев в молодости европейским вольнодумством, к зрелости Пушкин усмиряет себя, подчиняет свою вольность, свой темперамент восточному пониманию нравственности. Ибо восток не дает ни выбора, ни свобод, возводя главенство долга над чувством, что и выражено в образе Татьяны:
«Но я другому отдана
И буду век ему верна»
Этот тихий пафос долга, против громкого пафоса чувств – и есть смысл романа
и духовная биография самого Пушкина, изжившего в нём свой Байронизм.
Став на путь принятия долга, веры, ответственности и внутреннего совершенствования, против Западных ценностей: количества потребления и
ничем неограниченной воли, Пушкин окончательно сложил эстетику своего мировоззрения.
На этом пути, в процессе нравственной зрелости, неминуемо, погибает одна, ярчайшая ипостась личности - и эта ипостась в романе - называется Ленский.
Ленский олицетворяет юность Пушкина! А какие черты в основном присущи юности?
НАДЕЖДА и ДОВЕРИЕ, романтизм, легкость. Ленский - ПОЭТ, он молод и доверяет,
с абсолютной наивностью все свои чувства Онегину, совершенно не понимая,
что для Онегина его откровения - повод для насмешки и это убийство
восторженности - эта пуля, пущенная в распахнутую душу, приносит смерть,
каких-то лучших человеческих качеств - умирает не тело, а умирает СОСТОЯНИЕ.
Пушкин писал роман 7 лет, на пути его духовной эволюции за этот период произошел сдвиг в сторону востока - восточная мудрость невозмутимость,
твердость и незыблемость, пришла на смену западным идеалам.
И самая страшная потеря - это утрата состояния молодости – ведь Онегин, как сама зрелость, внутренне завидует Ленскому, завидует тому чего у него
нет и уже никогда не будет. У него нет способности пылать восторгаться,
мечтать и доверять как у Ленского и Онегин убивает его.
Не пойти на дуэль он не мог, но выстрелить в воздух мог, однако, смалодушничал перед мнением света, презирал его, но хотел нравиться.
И с Ленским, Пушкин отпевает себя, свою юность то, что было в нем так легко и изменчиво! Но путь к зрелости, невозможен без уничтожения в себе тех лучших человеческих черт, что несёт молодость, как природа иррационального на смену которой приходит ответственность и долг.
А что было б дальше?
Если б Пушкин не бросил Роман на 10 главе?
Что происходила в эти годы?
"Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда____ПРО АЛЕКСАНДРА 1
Священный союз, Аракчеевщина,
Новое рабство, Смерть Наполеона:
«Измучен казнею покоя
Осмеян прозвищем героя «
«Южное общество» и заговор декабристов.
Наивное предположение критиков, что Онегин мог бы стать декабристом – никогда!
Во первых, такой человек не способен загореться ИДЕЕЙ
При всех разговорах:
"Чего мне ждать? - тоска тоска!"
Онегин ни капли не борец -это человек для которого существует
только его желания:
Ради этого, он не боится разрушить жизнь Татьяны, не смотря на то, что знает о себе:
«Я сколько не любил бы Вас,
Привыкнув разлюблю тот час»
Он даже не способен поиграть революцией - ЭГОЦЕНТРИК, по определению не может стать декабристом.
Кроме того, это был заговор военных,заговор участников войны 1812 года.
А Онегин не был военным – а кто в романе им был?
- Муж Татьяны – генерал войны 12 года.
И НАМЕК НА СУДЬБУ ТАТЬЯНЫ В РОМАНЕ присутствует:
«Служанки со всего двора
На барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужей военных и поход.»
А Пушкин верил в гадания и сбылось: вот у Татьяны муж военный, а вот и поход….
в Сибирь, в качестве жены декабриста.Ведь, именно, Татьяна РЕАЛИЗУЕТ пушкинскую
идею долга:
«и буду век ему верна»
В этом смысле, Татьяна - прототип самого Пушкина, его духовный автопортрет.
И если предположить, что Татьяна поедет за мужем в Сибирь и этим закончится роман,
то этот путь, выводит Татьяну на первый план, делая ее главной героиней романа,
а не Онегина.
И тот факт, что роман назван его именем, укладывается в соответствие восточной поэтике Пушкина, который никогда не называл свои произведения именами главных героев.
«Медный всадник» - не главный герой, «Пиковая дама», тем более, вообще, появляется
в самом конце и Онегин не главный герой, а "Дубровского" - списываем со счетов,
потому что не Пушкин дал это название, а издатель.
Пушкин не закончил «Евгения Онегина» - это роман без окончания, как Поэма без героя.
Но, явно видно, что выстраивая в романе судьбу Татьяны, выдав ее замуж за генерала и вложив в ее моральный облик идеалы верности и благородства, Пушкин готовил свою героиню для той миссии, которую взяли на себя жены декабристов.
Потому что не только основные черты личности Татьяны, присущи этим женщинам, но и ее судьба, имеет с ними схожие черты.
Ведь, большинство жен декабристов, поехали в Сибирь не из-зп любви, а из-за чувства долга. Ими владел, тот же восточный, нравственный идеал, который принял Пушкин.
А удел жены, на востоке - покончить собой, если умер муж, или разделить с ним ссылку – любую его участь.
Их мужьями, как раз наоборот владели идеалы Запада – борьбы и вольнодумств.
Многие жены не испытывали любви в браке, потому что их, так же как Татьяну, выдавали замуж не по любви, они живя семьями, по сути и не знали своих мужей, не знали чем они живут, что они за люди, жены и понятия не имели о заговоре, который строили их мужья.
Жены вышивали крестиком и болтали на балах, крепко усвоив моральные ценности востока, ими руководила не любовь, а понятие о чести.
Та же Мария Волконская правнучка писателя Ломоносова, по желанию родителей в 1825 году была выдана замуж за Сергея Волконского, князь был богат, но после восстания, оказался государственным преступником и Волконская, несмотря на угрозы отцовского проклятия, покидает свой дом в Петербурге и уезжает к мужу.
Каким-то мистическим образом, именно в доме Волконских на Мойке, в той
самой квартире, где Мария жила перед отъездом в Сибирь, в 1835 году с семьей поселился Пушкин, в этой квартире Волконских он лежал, раненный в живот и принял смерть.
Мария, ослушавшись отца, поехала на каторгу, фраза из поэмы Некрасова:
«И прежде чем мужа обнять -
Оковы к губам приложила»
«Волконская вдруг закричал Трубецкий»
И после этого: «оковы к губам». - Не мужа - к губам, а его кандалы – это жест выполненного долга!
И сама Волконская пишет об этой сцене в дневнике. Добровольное заточение себя на в каторге - ярчайшая иллюстрация преимущества долга над чувством и чести над любовью.
Но жизнь диктует свои права, торжествуя над предрассудком - любить что дано, выбором любить, что предпочитаешь!
И, не смотря на то, что Пушкин любуется благородством идеалов, в силу которых жены пошли за мужьями, - в реальной жизни в Сибири начались романы жен декабристов. Волконская в Сибири имела любовника, родила от него двоих детей.
Разлюбила мужа и Трубецкая - у нее там был свой роман с другим!
И я выскажу ужасную вещь, парадоксально ослепительную в своем чисто-русском неологизме:
Именно, на каторге жены декабристов обрели свободу!
Ведь, обладая умом и талантами они были полностью зависимы, бесправны и находились в своих дворцах под неусыпным надзором, не имея никакой возможности для самореализации.
За них решали все, как за детей, или слабоумных – они никогда не имели той свободы, ради которой их собственные мужья попрали свои судьбы.
Удивительным образом, эти женщины, вырвавшись из под гнета и чуткого "ока" высшего света, именно, на каторге, оказались свободными не только от светского суждения, условностей требований и материальных благ, но и свободными вершить, наравне с мужчинами, свои судьбы.
И этот выбор, безусловно, стоил жертв, на которые они пошли.
Но в жизни все неоднозначно - решить нравственен этот выбор, или нет - трудно.
Кому они были нужнее - своим малолетним детям, которых бросили, уехав в Сибирь, или мужчинам, которые сами выбрали путь, обрекая детей на сиротство и жен на физические и нравственные страдания?
К примеру, Александра Давыдова оставила шестерых детей. Между ею и ними пролегло шесть тысяч верст. Чтобы поздравить их с днем рождения. ей приходилось писать за полгода вперед. О том, как они взрослели, она могла судить, только по редким письмам.
Но, позволю себе высказать еще одну совершенно ужасну мысль, однако,имеющую веские основания быть озвученной:
Именно, жены декабристов, по факту их помыслов и поступков, явились первыми феминистками в России.
Если взглянуть на то, как они организовали и обустроили, жизнь в Сибири - станет абсолютно очевидным, что своим примером они первыми доказали право женщины на самоопределение и на самостоятельный выбор.
Они помогали организовывать мастерские, в которых ссыльные мужчины обучали местных детей ремеслу.
Жены декабристов давали уроки шитья, вышивания и даже обучали местное население музыке.
Без преувеличений скажу - все, чем славится нынче Сибирь, в плане образования,
так или иначе, берет свои истоки от тех первых шагов, которые совершили жены декабристов.
И в подтверждения моих слов о феминизме – смысл которого до сих пор трактуют
извращенно, приведу историю Марии Трубниковой, дочери Ивашева и Камиллы Ле Дантю, которая наглядно стала одной из первых в России, бороться за права женщин.
В чем на деле это проявлялось?
Мария открыла у себя салон, который посещала профессура питерского университета, и молодые дворянки, обчитавшиеся Чернышевского,
а так же состоятельные дамы, бросившие вызов обществу тем, что ходили
по улицам без лакеев, тем, что вместо сложных причесок коротко стригли волосы,
и впервые в России они осмелились носить брюки!
Мария воспитывала своих дочерей не так, как было принято в обществе.
Приучала их к брючным костюмам, спортивным играм, работам в саду.
С детства прививала им прогрессивные взгляды, убеждая, что женщине необходимо иметь профессию, уметь самостоятельно зарабатывать на жизнь и определять
свою судьбу.
В ту пору, такое воспитание казалось диким вызовом и перед возвращением отца семейства, девочки переодевались в «приличные платья» барышень.
Эти женщины состояли в кружке помощи ссыльным и заключенным,
входили в "Народную волю", участвовали в "Марше пустых кастрюль",
послужившим началу февральской революции 1917-го года.
Это была нормальная, человеческая жизнь со страстями, порывами, грехами, раскаяниями, поисками себя, своего места и права на самоопределение.
Жены декабристов вернулись в Петербург, совершенно другими людьми, и другим должен был стать финал и романа.
Отношение Пушкина к декабризму, так же неоднозначно, раскол этот диктуется и
русским этносом, географически расположенным между востоком и западом – и этнической принадлежностью самого Пушкина к разным историческим корням,
которые соединились в нем мощным темпераментов духовных противоречий.
Разность этих культур, определяющая некую загадочность русской души,
объединяла в себе Восточное смирение и Западное бунтарство, милосердие и жестокость, юродивость и гениальность, что отражается не только в умах интеллигенции, народном фольклоре, в самом Пушкине, названным царем
самым умным человеком в России, но и во всем внешнем облике самой Империи .
Достаточно сравнить Московский Кремль – его красные острые башни, угольчатые арки – схватившие колорит и вкус востока, и Петербургскую Дворцовую площадь колоннады, сдержанные тона – европейский стиль.
Как непохожие в своей красоте и несовместимости братья: Казанский к собор на Невском, и Преображенский - Василия Блаженного на Красной площади,
ибо сочетают в себе несочетаемое.
Так же и Поэт в Пушкине любуется красотой подвига декабристов, восхищает и подвиг их жен, как выражение его главной добродетели:
"Долг - превыше любви и честь превыше жизни."
Но, в тоже время, духовность его не принимает идею восстания. Пушкин не мог смириться с нарушение присяги, с изменой клятве данной царю, помазаннику Божию, ибо предательство клятвы, разрушает незыблемость нравственной ценности в нерушимости долга.
И в подтверждение этому, я нахожу в известном рисунке Пушкина «Повешенные декабристы», который всегда публикуют без подписи, что он оставил под ним:
«И я бы мог, вот так висеть как шут»
Подпись эту убирают из-за прямолинейно-ошибочной трактовки, подразумевающей под словами - «висеть как шут» – нечто уничижительное.
Нет, в данном случае: шут - не петрушка, не скоморох насмешник, здесь в слово ШУТ, вплетается смысл других культурных ориентиров.
Пушкин был мистически суеверен, имел дело с картами – это видно по сюжету «Пиковой дамы», он верил в гадания, знал расклад арканов Таро – популярный в то время на западе. Карта Шут – повешенный за ногу – означает «Безумец» – и этим многое сказано в его отношении к героям и безумцам.
Торжество менталитета пред-рассудка над рассудком, как данности над выбором, характерно красотой идеи верности долга - безжизненной и бессмертной.
Идеи, требующей ЖЕРТВЫ от ее носителя, который в результате, неминуемо, сам становится заложником своих взглядов, их неминуемой ЖЕРСТВОЙ.
И Пушкин заплатил по-самому высокому счету, идя по линии восточной морали к своей гибели. Он, оставаясь верным себе, погиб за свои идеалы:
ДОЛГ - который ВЫШЕ ЧУВСТВА, и
ЧЕСТЬ - которая ВЫШЕ ЖИЗНИ.
А ромам должен был завершиться не моральным падением героя - падающего к ногам Татьяны, а восхождением героини к идеалу нравственной высоты, согласно духовным традициям, вложенным в ее образ Пушкиным.
Роман оборвался на самом остром моменте, будто какая-то непреодолимая черта легла между ним и Пушкиным. Ведь после Онегина он написал «Медного всадника»,
значит вдохновение к писательству не пропало, почему же он не продолжил роман?
Ах, за эту черту страшно переступить! Мы доходим до неё – до момента жертвенности:
…И пошли жены за мужьями на каторгу - на этом
останавливаемся, точно на краю пропасти:
….Она поцеловала его оковы – да! - но сердце своё не отдала, ибо полюбила другого.
И в замирании, дойдя до черты не переступаем его, не желая знать как жили они дальше.
Ибо поцелуй оков - это катарсис - высшая точка, кульминации жизни, но не сама жизнь! Этот поцелуй, как история вечной любви Ромео и Джульетты - вечной, потому что носители ее погибли в юности.
Но если б эта любовь перешагнула черту смерти, за которой начинается жизнь, она разрушила бы миф о своей вечности. А пережить это мы не в силах.
Перешагивая своим осознанием барьер, я ощущаю каким-то Гумилевским трамваем,
как жаждет читатель гениальных озарений!
Как хочет, что бы его изумляли чем-то настоящим, подлинным, великим!
Но, в то же время, не желает сохранить в себе способность изумляться!
Ведь невозмутимость востока живет и в нас. Мало, просто ожидать изумлений,
надо еще уметь их УВИДЕТЬ и ОЦЕНИТЬ.
Побороть свою ревность, зависть и страсть к соперничанью, заставляющую ухватившись за авторскую мысль, сделать вид, что давно уже думал так же,
и давным-давно все сказанное заприметил – ибо и сам не лыком сшит.
Сколько раз я сталкивался с такой квази шутовской, показушной формой восприятия.
Ну, и ладно – я сказал – что сказал. Да простит меня небо и великий Виссарион,
что взгляды наши на Пушкина разошлись,но зато, в любви к нему - соединились
и останутся солидарны в этой любви - навсегда.
.
Текст большой, написал спонтанно, нашлёпал запятых, вычитать сейчас некогда, позже, ага:))
Свидетельство о публикации №117030409489
И дум высокое стремленье.
(А.С.Пушкин)
Эти строки Пушкина хотелось бы адресовать Вам, Санто.
Как было не замереть в восхищении перед исполинской мощью Вашей мысли, вскрывшей могучие, «глубинные пласты истории» и литературы, и охватившей ширь — ЗА пределами горизонта? И я замерла в молчании, не находя достойных слов, чтобы выразить ВСЮ СТЕПЕНЬ почтения проделанной Вами мыслительной и духовной работе, всю бездну восторга плодами Вашего интеллекта-титана, «пронзившего пространство и время».
Бесподобная работа, Санто, — нигде доселе не встречала ничего настолько могучего и незаурядного (и едва ли встречу).
Принципиальное отличие данного эссе от предыдущих (на которое сразу обратила внимание): если обычно это Ваша разговорная - живая, эмоционально окрашенная речь — пленяющая не только мыслью, но и харизмой, риторикой оратора, то здесь речь письменная — только могучий разум, отделенный от эмоций. И сей труд требует такой же работы разума, чтобы отвечать по существу вскрытых Вами «пластов». Не хочется делать это второпях. Но и молчать о неизгладимом впечатлении, произведенном Вашей работой, не могу. Есть насущная потребность продолжить эту беседу, выделила многое в Вашем эссе, что хотелось бы обсудить. Например, это:
«Именно, жены декабристов, по факту их помыслов и поступков, явились первыми феминистками в России». (САН-ТОРАС)
О декабристах напишу Вам в почту (есть вопрос).
Любопытный момент: думая о судьбах русских поэтов (в этой теме давно) и о Вашем эссе «Россия-кашалот» (на которое ответила сразу, но так и не отправила отзыв, погрузившись в «Мандельштама»), - размышляла и о причудливом сочетании азиатского и европейского в русских, о двух столицах, беседовали с Эльфиком об этом, а вечером того же дня появилось Ваше эссе:
«Возможно, потому что сам, так же как Россия, этнически содержал в себе две культуры». (САН-ТОРАС)
На этом пока закончу.
С глубочайшим уважением,
Анна Витальевна Коростелева 1 06.03.2017 09:53 Заявить о нарушении
Не успел к Вам с моим письмом, аккурат в дату, (наверно, я не мастер дат) и уж было передумал поздравлять Эльфов с 8 марта «исполинской мыслью» впечатанной в Пушкинского "Онегина", о котором мы так и не смогли поговорить ударно!
Но, получив Ваше послание в почту, прилетел возвращенный Эльфами в роман!
Кстати, это первый русский роман в стихах.
Почему, именно, в него вкладываю поздравление с Женским Днем?
Потому что первым лицом считаю «ее», то есть не Онегина, а Татьяну – Онегин, безусловно, главный двигатель сюжета, но он никак не главный герой.
Многие находят в нем Пушкинский портрет, что на мой взгляд, одна из любимых ересей пушкиноведенья, но сути не меняет. И хотя:
«Нельзя писать романы ни о ком,
Как только о себе самом.»
Онегин - это воплощение наиболее ненавистного Пушкину типа бездельника, умствующего циника, человека, по факту его образа жизни: без каких-либо обрисованных духовных интересов, без всяких способностей к труду и, тем более к творчеству.
Человек, у которого есть только раздражение, лень, примитивная наблюдательность и снобизм - никак не может отражать дух поэта.
Самый точный разбор его личности дан Писаревым, он написал дословно:
«Онегин, человек безнадежно пустой и ничтожный»
Накануне дуэли с Ленский на одну чашу весов он положил жизнь друга - на другую мнение презираемого им света.
И выбор Онегиным сделан в противовес Пушкину, который в вопросах чести, крайне щепетилен и о своей дуэли с Кюхлей в эпиграмме сказал:
«Ты стоишь дружбы, но пороху не стоишь»
Вообще, в русской истории поэтов убивали всегда, но поэты - НИКОГДА.
И это, в отличие от маститых критиков, понимал 24 летний Писарев,
который сидя в заточении Петропавловской крепости писал об Онегине.
Пушкин блестяще разоблачил через своего героя модный, в то время, типаж демонического Байронизма, названного болезнью века.
Но одно дело, когда эта позиция захватывает титанов и совсем другое, когда Байроном заделывается пустоцвет, способный только презирать людей, ни чем их не превосходя и, по существу, ни чего из себя не представляя.
Как упоительно иронизирует над интеллектом Онегина Пушкин:
«И помнил, хоть не без греха
из Энеиды два стиха»
«И очень мило поступил
С печальной Таней, мой приятель"
Такой демонизм, мог очаровать юного Лермонтова, который начал писать «Демона» в 15 лет, но для зрелого Пушкина этот холод души был совершенно отвратителен, как сговор с силами ада, где нет чувства вины, нет греха, нет ответственности, а есть только презрение и дьявольская насмешка:
"Когда же черт возьмет тебя!" - это притворство, изображающее милосердие, в ожидании скорейшей выгоды.
В Онегине полностью отсутствует умиление перед миром, поэтическая нота, которая столь пленяет в самом Пушкине!
«И ничего во всей природе благословить он не хотел»
Для Пушкина - это издевательство над творцом!
В нем самом слишком живо восхищение миром Божьим. В таком циничном презрении он видел оскорбление Творца - оскорбление в Боге поэта!
Поэтому главный пафос его романа (то, что он делал на протяжении всей жизни) - это защита Творца – и мы должны быть на его стороне!
Пушкин считал демонизм чрезвычайно опасной заразой, поскольку, именно эта, воплощенная пустота столь непреодолимо привлекательна для всех.
И чем меньше человеческих качеств демонстрирует герой, тем больше он нравится и притягивает женскую душу! - Эту загадку Пушкин и обозначил словами:
«Чем меньше женщину мы любим
Тем легче нравимся мы ей.»
Это мизантропство, дешевая игра циника противна христианству:
все его, видишь ли утомило, все он ненавидит, всех он превзошел – самый удобный и подлый способ поднять свою оценку за счет унижения других.
И в 7 главе, пушкинская ирония, насмешка, шарж доходит до прямого диагноза:
«Слов модных полный лексикон,
Уж не пародия ли он?»
Да - пародия! И главная затея Пушкина разобраться с ненавистным ему типом, с его мрачным двойником, который может быть и умен, но безчеловечен и бездарен.
Альтернатива ему – Татьяна, в чертах которой больше созвучного Пушкину - то, чем он желал быть, и чем он был:
«Блажен кто шел дорогой строгой
Большой дорогой столбовой,
Кто цель имел и к ней стремился,
Кто знал зачем он в свет явился»
Роман – содержит тройной автопортрет:
Онегин - это то, чем Пушкин мог стать, добиваясь успеха в свете, то что
он ненавидел, то от чего отворачивался.
Ленский – это то, чем он был, знал о себе и любил.
В 6 главе он дает Ленскому шанс:
«Он может быть для счастья мира,
Иль хоть для славы был рожден.
Его умолкнувшая лира,
Могучий непрерывный звон»
Ленский - Пушкинская юность, с которой он простился.
Но ударная идея Романа - это беспощадное возражение Пушкина - успешным циникам,
лощенным снобам, жестоким презирателям жизни!
Вот в чем его главный выпад!
А главная правда - за милосердием и долгом, к чему он нас и призвал.
Что до названия романа «Евгений Онегин» - то и этот факт не указывает на Онегина, как на главного героя.
Так же, как «Капитанская дочка» указывает не на Машу, как главную героиню,
а на Пугачева и «Медный Всадник» - не о скульптуре Фальконе,
кстати, и всадник никакой не медный - меди там, меньше 10 % - это пушкинская
поэтическая вольность!
И, хотя роман не дописан - он прекрасен и, кажется, другим быть не может, как безносый сфинкс в Петербурге, или безрукая Ника Парфенос в Лувре - это все равно нечто гармонично завершенное.
Но все же, почему текст не дописан?
«Роман заканчивается на событиях связанных с весной 25 года:
Сан-Торас 10.03.2017 04:00 Заявить о нарушении
Уж разрешалася зима…»
Чуть больше, чем за полгода до восстания декабристов и
это ключевое событие Пушкин не мог обойти. Единственным ответом на образ Онегина, приходящего к жизненной катастрофе, должен быть нравственный подвиг Татьяны. Она должна была повторить путь своего прототипа Марии Раевской.
Недаром муж Татьяны генерал 12 года, и хотя он толстый,но в черновиках Пушкин описывает его ровесником Онегина. И черты личности Татьяны очень близки женам декабристов – она и была их любимой литгероиней.
Жена декабриста Пущина, которого с Пушкина с юности связывала нежнейшая дружба, в письмах к мужу подписывалась:
«твоя Таня» и он называл ее Таней.
Именно, «во глубине сибирских руд» Татьяна обрела бы смысл жизни и свою женскую судьбу, что совершенно идеально для композиции романа.
Потому что никакой разбитой жизни, никакого великого удара Онегин не получил!
Неслучайно, в 8 главе звучит жесточайшая пушкинская насмешка:
«А он не сделался поэтом
Не умер, не сошел с ума»
Все только пустые разговоры.
Но роман, в котором Татьяна в 30 годы за государственным преступником мужем генералом едет в Сибирь, просто не мог пройти цензуру и выйти в свет.
У Пушкина был печальный опыт «Бориса Годунова», который пролежал 6 лет в столе!
Каково ему было получать упреки от критики,что он исписался, что дар его иссяк, «к музе охладел»:
«И Пушкин стал нам скучен,
И Пушкин надоел,
И стих его не звучен,
И к музе охладел»
Когда у него в столе лежала лучшая драма 19 века!
Пушкин не окончил роман и был рад публикации и любому вниманию к нему.
Даже чудовищные иллюстрации к Онегину в «Невском альманахе» вызвали у него не гнев, в всего лишь насмешку:
Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно "Невский альманах".
И строки, где Пушкин изобразил себя,
беседующим с Онегиным на мосту:
Вот перешедши мост Какушкин,
Опершись ж-пой о гранит,
Сам Александр Сергеевич Пушкин
С мосье Онегиным стоит.
Неудостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости стал гордо задом:
Не плюй в колодезь, милый мой!
Многие критики и пушкиновед пытались приписать Онегину путь в декабристы, что совершенно немыслимо для человека, который ни во что не верит, не способен пожертвовать собой и даже своим комфортом, какой из него декабрист?!
Этот путь с самого начала был уготован Татьяне.
Да, она не разделяла интересов мужа, так же как жены декабристов, ей и судьба народа безразлична, она хоть и русское душою, но любит только няню.
Здесь, к слову, замечательна заметка Керн, которая писала
что Пушкин во всей жизни из всех женщин, пожалуй, любил свою няню:))
- глубокое замечание, хотя в нем сквозит скорбь отвергнутой женщины.
Но для Татьяны важней всего идея долга! И уехать туда, где нет высшего света:
"Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера -
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада..."
где не будет доступа Онегину – это и есть окончательная моральная победа!
Так и должен был бы кончится роман, а герой остается один, никому уже не интересен.
Много раз пытались реконструировать 10 - тую главу, есть 11 и 12,
но пушкинских глав только 8. Поэзия - это ускоренная мысль - 8 глав – уже РОМАН,
который Белинский назвал "Энциклопедий русской жизни"
"Бывало он еще в постеле:
К нему записочкм несут
что? Приглашенье? В самом деле... " __ :
Он 3 часа по крайней мере
пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветренной Венере.. .
Уж темно, в санки он садится,
поди, поди - раздался крик.
Морозной пылью серебрится
его бобровый воротник.
После театра чешет кутить:
... еще бокалов жажда просит
залить горячий жир котлет,
а звук брикета уж доносит,
что новый начался балет.
А потом на бал:
Но шумом бала утомленный
И утро в полночь превратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя
Проснется заполдень, и снова
До утра жизнь его готова,
однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера ... Если это русская жизнь зачем декабристы ее так испортили, подумает школьник.__ Какой русской жизни эта энциклопедия?
Не сказано жизнь в свете, жизнь высшего общества - сказано русская жизнь.
И так в романе 8 глав:
7 - это символ божества,
6 - это символ антихриста,
8 - символ совершенства!
Но, даже не впадая в кабалистику, можно сказать: лучший роман - это не оконченный роман!
Роман, который дает право вымысла.
Набоков хотел, чтобы Татьяна отдалась Онегину - он вправе себе это домыслить, мне хочется, чтобы она поехала к декабристам…
Набоков, в своих суждениях достаточно субъективен, но как всегда сногсшибателен.
Он считал – все, что делает Татьяна говорит о том, что это предварительная речь,
которая означает, что вот сейчас она бросится ему на грудь!
Ибо, всякая порядочная женщина, перед тем как дать окончательное согласие, должна немного поговорить о том, что она «другому отдана и будет век ему верна», но ровно после этих слов должно произойти роковое сближение!
Не знаю, может Набокову виднее, но если слова Татьяны, всего лишь любовная прелюдия, после которого это самое роковое сближение, а по роману в этот момент:
«Шпор внезапный звон раздался
И муж Татьяны показался»
То, уж такой пошло анекдотичный финал, никак не может быть авторской волей.
К тому же это не означает никакой нравственной катастрофы героя, это означает - фарс - неловкое положение.
Пушкин, неоднократно намеревался вернуться к Онегину, но роман нам известен в том виде, в каком известен.
И все-таки, почему же главная героиня женщина?
Вероятнее всего, в этом и заключается главная тенденция русской литературы, которую еще Добролюбов озвучил в «Луче света в темном царстве»:
«Самый страстный протест вырывается из самой слабой груди.»
Это его ключевые слова, а не луч и царство.
Вообще, в русской литературе тема вечной женственности доминирует.
Буквально, можно перечесть русские романы, в которых носителем правды и носителем морали был бы мужчина - раз два - расчет окончен!
Раскольникова из нравственного тупика выводит Соня Мармеладов, в "Воскресенье, Катюша Маслова перерождает душу Нехлюдова" и в «Герое нашего времени», совершенно очевидно за кем моральная правота - это роман о трех героинях,о трех невинных жертвах: Белла, Мери и Вера,которые знаменуют собой, некоторую моральную правду для героя.
Так что женщина, остается неизменной героиней русской жизни и русской литературы!
Просто, она не может хорошо сама о себе написать.
Видимо для этого, все же нужен мужчина - чем он, собственно, и занимается в Международный Женский День, с которым Вас и поздравляет!)
Сан-Торас 10.03.2017 04:02 Заявить о нарушении
Санто, спасибо за роскошное поздравление! Радуюсь, что Вы вернулись к Пушкинским героям. Обожаю погружаться в эти темы, смотреть с разных ракурсов и снова размышлять.
Изложила свои соображения о "лишних" (отклик на Ваше эссе), но не отправляла, видя, что Вы взяли паузу.
Анна Витальевна Коростелева 1 10.03.2017 06:56 Заявить о нарушении
ПЕРЕЛЕТЕЛ ЧЕРЕЗ ОКЕАН:))
Прилетел в Москву - куча дел.
Но Пушкин - первое из всех:))
Раскидаюсь - вернусь к Эльфам!
Сан-Торас 10.03.2017 22:41 Заявить о нарушении
Анна Витальевна Коростелева 1 11.03.2017 06:23 Заявить о нарушении