И шутка обретает драматический окрас

Рецензия на «Хочется быть...» (Сан-Торас)

«Мартовский ид каблуком наступил
На удивлённо глядящий подснежник».
(САН-ТОРАС)

Милый несмышленыш, доверчиво распахнувшийся навстречу миру... Сама удивленно замерла на этом месте. Уму не постижимо, до чего жалко нежное, хрупкое создание.

Вот ведь какие дела, Санто: каждый год в промежутке с февраля по март стихиряне обрушивают на читателя ТОННЫ «подснежников» - не знаешь, куда бежать от вестников весны. Ибо очень жаль «цветов» — образов, наспех сунутых в стихи для заполнения строки и затасканных (вкупе с «оригами», «аортой» и др.).

А Ваш трогательный подснежник жаль иначе — жаль, не потому что его использовали, а потому, что на него наступили. Ведь он у Вас ЖИВОЙ.

«Звуком, летящим с натянутых струн»
(САН-ТОРАС)

ЗдОрово! Летящая аккордовая фраза.

А иные тупики, возможно, для того предусмотрены, чтобы там подумать о смене курса...

P.S. "И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал".
(А.С.Пушкин)

Это ведь относится и к Вам, Санто, - человеку, будящему добрые чувства к подснежнику и всему живому (включая человека).
Анна Витальевна Коростелева 1   02.03.2017 12:23   

• 
Благодарен, Аннушка, что Вы не прошли мимо этого экспромта:)
Потому что это заставило меня вернуться к нему и доработать.
Экспромт изначально возник в легком, шутливом диалоге.
 Но, каким-то образом, в процессе его написания,
 шутка обрела  драматический окрас.
Так почему-то со мной часто случается - в какой-нить песенно
непритязательный текст, невесть откуда, врывается симфонический
аккорд, изменив всю жанровую и смысловую основу.
Нечто глобальное, мучительно присутствует во мне, и
как не пытаюсь претвориться перед собой невесомей, чем я есть
- эта тяжесть, неминуемо выходит наружу.
И какая-нить смешная лужица, в которую неловко плюхается
мой лирический герой, превращается в океан, а забавный "плюх" -
в судьбоносное падение, так сложилось и в этот раз.
Но меня не устраивала стока:

"Волны взрыхляют болотистый ил"___ потому что болото - это стагнация -

неподвижность, откуда там волны?
Однакажэ, я уговорил себя, что это речной ил - то есть, болотистый по качеству,
а НЕ по географической принадлежности и простил себе, некое
 несоответствие, требующее усилий, в виде дополнительных объяснений,
 кое-как смиряющих с этой небрежной неувязочкой.
Новсёжэ, заноза авторского лукавства, противно саднила внутри и я решил,
вернуться к этому позже.
 Просто импульс не возник, пока Вы не написали
рецензию, в результате которой, эта неказистая строчка преобразовалась:

"Мшист, неподвижен болотистый ил"____ здесь ил неподвижен, несмотря на

ветер, который всё шебуршит, приводит в движение и это противостояние
создает конфликт, предшествующий драматическому моменту:

"Мартовский ид каблуком наступил
На удивлённо глядящий подснежник."_____ это чувство Вы тонко уловили:

нечто хрупкое, беззащитное, с любопытством и удивлением, глядящее
на радостный, весенний мир, в котором:

"Ветер свистит - соловьям пересмешник"____ и вдруг, именно то, чем доверчиво

любовался, новорожденный, ещё "неопытный"  подснежник, наступило на него.
Как бывает в жизни, даже не со зла, а походя, невзначай и уничтожило,
как-то трагически бессмысленно:

"То ли весна расшалилась не впрок,
То ли природе не жалко цветок?"______ и автор, в какой-то степени, отождествляя

себя с этим подснежником, ибо и он мог быть им, и быть,
так же, невзначай раздавлен, какой-нить фатальной силой,
 которую всегда боишься, но никогда не ожидаешь.
Потому что все дурное, что может случиться - случится не с нами.
Если б человек не имел легкомыслия так думать, он бы изнемог
под тяжестью собственного сознания о неминуемой катастрофе жизни,
которая всегда заканчивается смертью.
И мысль об этом подснежнике, которым могло стать моё Я,
уводит к другим ассоциациям, к тем, в которые это Я
хотело бы воплотиться:

"Хочется быть берегами для рун"_______ то есть, мистическим письмом, рунами,

алфавитом, сообщением - древним месседжем, оставленным пращурами на скалах
 и камнях. Быть сакральным текстом, таящим в себе некие божественные откровения.

"Длинными стансами в кожаной книжке"_____ это по-сути та же мысль, выводящая

СЛОВО и само СЛОВОТВОРЧЕСТВО в понятие - ЧУДОТВОРСТВО! - В ту единицу
измерения ценностей, которой является искусство.

Здесь метафизическая связь от рунического письма - гадательной системы
на тайнах подсознания, к русской стансовой культуре, которая заложена
в моей генетической духовности. Стансы содержат независимость строф.
Каждая строфа - носитель законченной мысли, часто медитативного содержания:

"Звуком, летящим с натянутых струн"

"Светом в туннеле, луной в облаках"

"Переворотом судьбы в тупиках."

Таким образом, Ваша рецензия, Аннушка, дисциплинировала недобросовестного
аффтара, который выражает Вам за это лирическую благодарность.
А произведение, теперь звучит так:
.
Мшист и недвижен болотистый ил,
Ветер свистит - соловьям пересмешник.
Мартовский ид каблуком наступил,
На удивлённо глядящий подснежник.
То ли весна расшалилась не впрок,
То ли природе не жалко цветок?
Хочется быть берегами для рун,
Длинными стансами в кожаной книжке,
Звуком, летящим с натянутых струн,
Утренним бликом, твоею лодыжкой,
Светом в туннеле, луной в облаках,
Переворотом судьбы в тупиках.

:))
Сан-Торас   02.03.2017 21:47


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.