Наша ужасная любимая школа

Мы все сейчас обеспокоены тем, что школа должна как-то поменяться. Выезжаем за границу и чувствуем какую-то эмоциональную разницу. В чем заключается эта разница? В том, что дети хотят идти в школу, а учителя хотят идти на работу. В том, что работа учителей достойно оплачивается, и на первом месте не знания, и не умения, а воспитание детей. Они должны быть прежде всего культурными, а потом уже образованными.  Прежде всего добрыми, отзывчивыми, радостными, неозлобленными.


Нет поборов на учебники, тетради, тесты, дополнительные занятия, ремонт дорогостоящей техники, стеклопакеты, в фонд класса, на музей, театр, лекцию… Не нужно работать и думать, а положил ли ребенок ластик в пенал, а сдала ли я пять рублей на ведро для уборщицы тети Дуси? Школа продумывает эти расходы. На то она и школа, чтобы обеспечить ребенку здоровую атмосферу в семье, а не нагнетать напряжение и злобу.


Нет обшарпанного кафельного пола, упав на который можно переломать кости в четырех местах. Нет стен с краской тюремного цвета. А есть светлые классы-студии, с ковровым покрытием, по которому можно ходить босиком. Где мягкая мебель не только в кабинете директора и учительской, а в коридоре и в учебных аудиториях. Где книги доступны не через стол библиотекаря. Где большие окна, в которых видно небо, природу и людей и куда можно смотреть во время урока, присев на уютный диванчик.


Где ребенка любят, а не начинают отчитывать с порога: почему опоздал, забыл, не принес, не успел, пропустил…Где нет династии Марьиванны, которая передает по наследству свою издевательскую манеру общения с детьми всем своим поколениям правнуков и запуганных студентов, идущих по ее ядовитым педагогическим следам.
Нет надсмотрщиков которые придут накажут, отнимут, уволят, заставят переделывать, утомят кучей бумаг. А есть контракт на год и хорошая зарплата, которые стимулируют моральный облик педагога. И тогда начальству не нужно терпеть наглость и некомпетентность учителей. Хочешь получать – работай в комфортных условиях, по предусмотренным правилам хорошего тона. Не хочешь – сиди дома, ори на собаку, если тебя не схватит служба защиты животных.


Не нужно тащить ребенка на машине или на транспорте в школу, потому что есть бесплатный школьный автобус.

Нет этих бессмысленных соревнований, где все равно победят те, а не эти. Соревнований, которые вносят распри, вражду между детьми и отбивают желание не только детей, но и родителей участвовать в этой ярмарке тщеславия. А, напротив, каждый участвует как может и его старания не награждаются, а воспринимаются как возможность попробовать и наравне со всеми поучаствовать не ради награды, а просто ради удовольствия, ради творческого вдохновения.

Как привыкла русская школа бежать за наградой и участвовать в рейтингах. Учитель должен умереть, но всех сделать отличниками. И не важно, что все дети разные и имеют разные способности. Школа устала выполнять все по звонку, «укладываться во время». Это паническое «не успеваем». Эта проклятая программа, которая рассчитана на среднего. Но средних нет. Есть разные. Есть горстка отличников, существенное количество хорошистов, часть спокойных троечников и кучка ненавистных разгильдяев. Нельзя ставить два. А  три с плюсом это вообще позор. Смех! Есть трехбалльная система оценки.


 Усваиваем зарубежный опыт. Приезжаем за границу и упиваемся свободой творчества и простором деятельности и мышления. Возвращаемся домой и тяготимся. Тяготимся старой системой, где учат толпами, где на перемене ребенку негде присесть, потому что диваны не положены по санпину. Тяготимся кучей тетрадей с домашним заданием. Учитель полностью принадлежит школе: нельзя болеть, иметь семью, выезжать на отдых.

Можно ли учить и учиться в России по-другому. Сейчас не могу дать однозначного ответа. Конечно, есть много препятствий. Но пробовать можно и нужно...Хотя бы во имя своих детей ...


Рецензии