Грех, который не будет прощён
Наш сайт хотя и называется литературным, но благодаря своей огромности и демократичности во многом сродни социальным сетям. Все мы - организаторы конкурсов и руководители его творческий объединений - в большой степени ответственны за популяризацию стихов, которые могут послужить силам зла. Меня тревожит внезапно разросшаяся мода на пережёвывание самоубийственных мотивов в некоторых опубликованных на сайте стихах . Как показывает судьба многих поэтов, особенно талантливых, подобная игра со смертью ею же и оканчивается. За одним талантливым поэтом-самоубийцей следуют достаточно много других - и не только поэтов. Показан пример в стихах или в прозе – и слабовольным и юным этого достаточно. Произведения даже не очень качественные, но оправдывающие самоубийство, тянут за собой скорбный след последователей. Талантливые стихи на эту тему еще страшнее – они сильнее действуют!
В настоящее время в мире бушует эпидемия самоубийств среди детей и подростков, психологи бьют тревогу, ибо выросло поколение, воспитанное на компьютерных играх, где герои имеют "множество жизней", отчего ради какого-то яркого поступка можно пожертвовать одной из них. Незрелые души, не видя разницы между виртуальным и реальным миром, переносят в реальный мир элементы виртуального.
Мировой опыт показывает, что, чем выше благосостояние общества, тем больше суицидов, ибо голодный человек думает о куске хлеба, а сытый о том, как удивить друзей и стать самым "крутым". Может быть нам, организаторам конкурсов и наставникам начинающих поэтов, авторам, сознающим, что происходит, и способным противостоять беде, не принимать на конкурсы произведения с явными суицидальными мотивами, каким бы достоинствами они ни обладали?
* * *
А что ждет человека, добровольно ушедшего из жизни после его смерти? Как относится к этому страшному явлению христианство?
По всему Священному Писанию Ветхого Завета проходит мысль, что жизнь дается человеку Богом: Бог сотворил первых людей, Бог же - наказывает людей бездетностью или награждает его чадородием. Тот, кто, получив от Бога жизнь, добровольно отвергает ее, нарушает право Божественной власти и навлекает на себя кару. Только Бог в праве распоряжаться смертью человека: "Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей (Втор. 32:39).
Господь дал заповедь: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39). По смыслу этой заповеди любовь к ближнему должна быть подобием той любви, которую человек имеет к самому себе. Как же можно убивать себя? Где же у самоубийцы необходимая любовь к себе, с которою должен он сравнивать любовь к ближним? Если он так любит себя, что лишает себя жизни, то значит он вправе убить другого?? Однако же против убийства ближнего несомненно говорят законы Божеские и человеческие.
Иисус Христос, как Бог, мог бы избежать смерти, но Он добровольно пошел на смерть ради спасения людей, когда пришло время Его смерти. Но и Он, и апостолы, и позднейшие мученики и исповедники за веру Христову, когда не представлялось надобности в бесплодных муках, когда жизнь их была более ценною, чем мученическая смерть, избегали смерти! Сам Иисус Христос несколько раз скрывался от разъяренных врагов Своих, чтобы сохранить жизнь, Он же советовал и Своим апостолам убегать в другой город, когда будут гнать их в одном (Мф. 10:29). Следовательно, и самопожертвование тогда только заслуживает этого наименования и является добродетелью, когда оно небесцельно - вытекает из стремления исполнить заповедь Христову о любви к ближним до положения за них души своей. Никакое самоубийство не представляет и тени христианского самопожертвования.
Подражанием Своему Учителю и Господу жили и ученики Христовы. Вот апостол язычников Павел: "я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов, и человеков… Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы. благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1Кор. 4, 9,11-13)". Восемнадцать веков спустя эти слова служат наилучшим обличением постыдного самоубийства, ибо победить зло жизни во всех его видах: брань и поношения со стороны людей благословением их, гонения – терпением, хулы – молитвой, значит спасти себя и от самоубийства и уготовить себе верное блаженство в жизни будущей.
Отцы и учители Церкви всегда с негодованием и порицанием относились к самоубийству, видя в нем преступление большее, чем убийство другого. «Как мы пришли на свет не по собственному желанию, так точно не имеем права и уйти из него без ведома и воли Того, Кто нас сюда прислал» (Августин), – говорили они. Святая Церковь с порицанием относится к самоубийству, лишая погребения сознательных самоубийц.
Самоубийство бывает плодом отчаяния, заслоняющего самосознание существования Бога. Такое заблуждение в свою очередь бывает плодом своеволия человеческого, пристрастия к земле с ее тленными благами, пресыщения этими благами или ожесточения по поводу неимения их.
Самоубийство, в помешательстве ли оно совершается или в здравом уме, есть следствие, если не безбожия, то неверия в Бога. Разница между безбожником и неверующим та, что первый открыто не признает Бога, тогда как второй, не утверждая этого открыто, живет так, что самой жизнью заявляет непризнание Бога. В жизни и безбожие и неверие сопровождается одинаковыми последствиями. То и другое, отвергая Бога истинного, выражается в служении идолам страстей человеческих. Самоубийство – это как бы венец безбожной, преступной жизни. Оно само по себе тяжкий грех, который нельзя ни извинять, ни оправдывать. Оно осуждается Самим Богом, противно учению Откровения и всегда чуждо было истинным праведникам.
Причины к самоубийству, о которых было сказано выше, только видимые, это внешний повод, и подобные причины могут быть и бывают у всякого человека.
У всякого бывает горе и даже горе великое, однако не у всех является мысль о самоубийстве и не все доходят до него. Стало быть, причина самоубийства другая, это – страшная невидимая сила, которая при известных случаях напирает на человека и которой он весьма часто вследствие своего несчастного состояния не может противиться. Это дьявол - исконный человеческий враг, дух тьмы, дух злобы. В нынешнее время многие не верят в существование дьявола. Но кто отвергает его существование, тот должен отвергнуть существование и Бога, ибо Христос сходил на землю затем, чтобы победить дьявола и избавить род человеческий от его власти.
Для своего замысла дьяволу доступны те, кто живут только для одного земного, – земных благ. Все их духовные способности всецело направлены к материальному, и душа их становится неспособной к общению со своим Создателем. Вот тогда-то дьявол и получает к человеку доступ и выискивает всякий подходящий повод к тому, чтобы сначала внушить человеку мысль о самоубийстве, а потом привести его и к нему.
Обычно подходящим к тому случаем бывает какое-нибудь большое горе. Человек удручен, у человека лежит тяжелый камень на душе. Любовь к жизни на некоторое время у него пропадает, жизнь становится тяжела. Подступив к человеку, дьявол в его мыслях усиливает это несчастье, старается показать, что несчастье очень и очень тяжело, даже непоправимо, что после этого несчастья жизнь для него погибла, и наводит человека на мысль, что есть легкий выход из этого тяжелого положения: стоит ему только накинуть на себя петлю или броситься в воду – вот и конец всему горю и несчастью.
Для привлечения к самоубийству доступны также те, кто ведет жизнь полную пороков и преступлений, – например, кто сильно предан пьянству, разврату, чрезмерной жадности, зависти, кто склонен совершать и совершает клятвопреступление, убийство, кто бессовестно клевещет на своего ближнего, обкрадывает или всяким способом обирает ближнего своего. Идущий на разбой десять пуль готовит на своего ближнего, которого он идет грабить и убивать, а одну или две пули – для себя, чтобы в случае явившейся опасности быть схваченным, не дожидаясь этого, поскорее покончить с собой. Дьявол вселяется в них всем своим существом, а потом, овладев их душой, доводит до самоубийства.
Для привлечения к самоубийству дьяволу доступны дети и незрелые души. Они вполне беззащитны. В этом случае они находятся даже в худшем, даже в более печальном положении, чем их родители. Дети, как порождения людей лишившихся благодати Божией, с самого малолетства не имеют помощи свыше, лишены правильного, разумного, религиозно-нравственного воспитания. Многих их, уже вступивших в юношеский возраст, дьявол легко успевает довести до преступного конца. Соблазнами вовлекая слабых в те или другие тяжелые и несчастные (а то просто и кажущиеся для них таковыми) обстоятельства, он эти обстоятельства представляет особенно несчастными - такими, вследствие которых человеку не стоит больше жить, чтобы больше не мучить себя и окружающих.
Иногда дьявол наталкивает молодежь на самоубийство как бы по высоким побуждениям, по причинам, по-видимому, высокого свойства. Так, например, некоторые кончают с собою потому, что видят между людьми много зла, следовательно, как бы не выносят пошлости человеческой жизни, как бы вследствие высоты и чистоты своей души не могут помириться с человеческой неправдой, царящей на земле. Выходит, что человек является как бы выше всех других, следовательно, ему как бы нечего делать на грешной земле. Так обольщает дьявол. А некоторые кончают самоубийством и просто потому, что им «надоело жить», что они «не находят цели и смысла в жизни» (Человек еще и не жил, а уже ему надоела жизнь!!)
Это можно объяснить так. От родителей их дети не получили надлежащего здоровья телесного и душевного, не получили хорошего, здорового самочувствия, не получили любви к жизни. Вследствие этого жизнь для них является ненужной и нежеланной, особенно, если она по тем или другим обстоятельствам складывается не вполне хорошо, – не так, как им бы хотелось. Несчастные молодые люди легко поддаются на это и в итоге совершают самоубийство.
Велик и тяжел грех самоубийства, – так велик и тяжел, что, кажется, нет другого, равного ему по тяжести, греха. Человек не может самовольно распоряжаться, когда ему кончать свою жизнь. Распорядитель этого – Господь Бог; Он дал человеку жизнь, Он и возьмет ее от человека обратно, когда это будет нужно, когда это будет угодно Его Промыслу. А раз человек самовольно кончает с собою, самовольно отнимает у себя жизнь, тут является одно из двух, – или явное, намеренное противление Богу или полное неверие в Его существование. То и другое – великий и непростительный грех.
Не заслуживает никакого снисхождения и прощения и неверие в Бога. Жизнь человеческая дает нам постоянно доказательства бытия Божия, стоит только понаблюдать. Только слепец или намеренно закрывший глаза не видит их. Существование самого человека, существование видимого мира с его дивными красотами уже есть чудо, показывающее существование великого Создателя вселенной.
Кажется, никто из грешников в будущей жизни не будет так тяжело мучиться, как самоубийца. Будущее мучение самоубийцы, по сравнению с мучением других преступников и беззаконников, усугубляется еще вследствие двух причин. Именно всякий преступник и беззаконник, а особенно – великий, за свои преступления и беззакония получает себе в той или другой мере возмездие еще на земле. Стало быть, тем или другим мучением, тем или другим наказанием, понесенным в земной жизни, он хотя отчасти отплатит за свое преступление. Потому в жизни будущей, если он и получит себе возмездие, все-таки оно будет назначено ему несколько легче. Для самоубийц же возмездие во всей своей полноте остается на будущую жизнь. Самоубийц в будущей жизни ожидает наказание более тяжелое, чем то, что достанется на долю других беззаконников.
Самая главная причина самоубийств – языческий взгляд на жизнь, мнение, будто человек после смерти больше не существует, будто смерть для него – уничтожение. Считают, что животное, умирая, пропадает навсегда, так и все человечество, вся видимая природа некогда исчезнут безвозвратно, почему не стоит и для человечества или в пользу потомства приносить какие-либо труды или приношения. Престарелый или несовершеннолетний, мужчина или женщина, ученый или неграмотный, князь или сторож лишают себя жизни, находясь в полном уме и сознании. Неверием собственно объясняются и такие загадочные самоубийства, к которым по-видимому не было никаких причин – ни нужд, ни долгов, ни пьянства, ни угнетений. Неверующий в бессмертие души не дорожит своей жизнью на этом свете, потому что не видит в ней высшего смысла и значения: это жизнь, по его мнению, только «животная».
Верующий человек и на этом свете живет большею частью долговечно, благодаря своему воздержанию, и за гробом ожидает себе нескончаемой вечности. Между тем он дорожит каждым днем своей жизни и любит жизнь, почему же? Потому именно, что жизнь для него имеет смысл высший – в каждом дне он видит приготовительный срок к вечности.
С уважением, АлКора
В статье использованы отдельные фрагменты из писем и статей сл. авторов:
1. Георгий Томберг, 23.02.2017, автор Стихи.Ру.
2. Священник Ф.Орнатский "О самоубийстве перед судом Откровенного учения", 1894г
3. Павел Никольский "Главный виновник самоубийства – диавол", Тамбов, 1910г
4. Протоиерей Евгений Попов "Страшная участь самоубийцы", Пермь, 1886
Свидетельство о публикации №117022705318
Владимир Московченко 27.11.2017 11:24 Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отклик! Удачи!
Алкора 27.11.2017 18:02 Заявить о нарушении