Кибелёк

1.
Впервые я попал на Кибелёк несколько лет назад. Запомнилось ощущение глубины покоя, наполняющего пространство, сквозь которое проходили самые разные люди: кто-то из них молился; кто-то думал о своих проблемах и болезнях, надеясь на исцеление и облегчение; кто-то в мыслях своих был далеко, не в силах отрешиться от потока обыденных и назойливых забот, дел и планов: подобно изобильно роящимся вокруг комарам, они отвлекали на себя внимание, мешая прочувствовать и осознать то, что происходит в моменте настоящего. И всё-таки было здесь что-то такое для каждого из пришедших, что, присутствуя незримо, позволяло человеку ощутить это как нечто важное и значимое для него, - и даже комары не могли полностью отвлечь на себя  внимание: покой - подобно глубине неба, не смущаемой пробегающими по нему облаками, - был рядом...
И не в назойливых комарах дело: здесь, как и в жизни нашей, суета и беспокойство, дела и заботы, желания и планы отвлекали от ясного видения и осознания потока жизни вокруг, от цели прихода в это место.. и в эту жизнь - от своего истинного места и предназначения в ней. И не в комарах дело, а во мне самом...

2.
Мифотворчество живёт и проявляет себя в каждом народе. По характеру этих мифов мы можем представить, как в сознании людей отражаются их представления о самих себе, каким воздухом дышит дух народа, что волнует и занимает его душу и разум.
В одних повествованиях, дошедших до нас, боги ведут себя , как люди: они ревнуют, завидуют, пылают страстью, гневаются и мстят; строят коварные козни и интриги, добиваются своих целей и притязаний, не согласуя свои действия с такими понятиями как совесть и истина.
Другие сказания повествуют нам о простых людях, ведущих себя как герои и боги, возвысивших свой дух до божественных качеств мудрости, мужества, благородства.
 Глядя в мистическое зеркало своих мифов и легенд, народ формирует своё самоосознание, мировоззрение и понимание самого себя, обретает своё лицо и характер, свою судьбу, устремления и приоритеты: так прошлое становится опорой будущему.
Моё воображение захватила и не отпускает легенда о Китеж-граде, не пожелавшем сдаться врагам и ушедшем под воду. И те трое дозорных, что погибли, сдерживая натиск захватчиков на пограничной заставе, воспринимаются живыми: они связуют нас не только с нашим прошлым, - они дарят нам возможность взглянуть на настоящее их глазами, вместе с нами они сотворяют наше общее будущее. Род земной в единой связи с родом небесным сшивает красной нитью Вечности прошлое и грядущее, рождая НАРОД.

3.
И вот я снова пришёл к трём могилам... Вокруг ползают красивые жуки. Я очертил одному из них круг, чтобы понять, куда он движется, - есть ли у его движения направление и какой-то смысл? Жук довольно быстро выбрался за пределы моего круга, но вскоре встретил маленький кусок размокшей корочки хлеба. Он забрался под неё и притих... подобно нам, людям, когда мы, в стремлении обрести свободу, - выбираемся за рамки круга, очерченного судьбой, но вдруг обретаем то, что привязывает нас к себе, и прекращаем движение... Устроившись уютно под корочкой хлеба, жук так и не взлетит и, быть может, встретит вскоре свою смерть от ноги очередного пришедшего сюда паломника... Не так ли и мы порой ползаем по жизни, забыв об изначальной цели и о крыльях своих, созданных для полёта, но спящих под жёстким панцирем представлений о том, как надо жить?
Кибелёк. Я могу пройти вокруг могил по часовой стрелке или против, и даже задом наперёд. Вопрос: как это согласуется с направлением движения моей жизни? Понимаю ли я, почему двигаюсь именно так? Не брожу ли я по жизни своей так же неопределённо, как хожу сейчас вокруг этих могил? И не двигаюсь ли вперёд, завороженный думами и переживаниями своего прошлого, позволяя ему влиять на своё будущее и уподобляя движение по жизни движению задом наперёд?
Здесь, в этом месте, каждая мелочь, которая оказывается в центре внимания, имеет смысл и может нести приходящему те ответы и те вопросы, в которых он сейчас более всего нуждается. Нужно лишь быть внимательным к тому, что видишь, слышишь и чувствуешь.
Я обращаюсь с благоговейным почтением к силе, которой не понимаю, - к истории, которой не ведаю, а лишь ощущаю сквозь повествование дошедших до меня легенд - обращаюсь с призывом, который не могу выразить словами, и чувствую отклик, лишь смутно воспринимаемый разумом моим:
-Не бродите, люди, вокруг нас и по жизни своей задом наперёд!
-Вы к нам пришли за поддержкой - и вот она вам от нас в виде напутствия:
- дело не в комарах... Они - подобно незначимой, хоть и назойливой суете вашей жизни - да не смутят вашу душу!
- дело не в неведомой вам нашей истории... Пытаясь ощутить и воспринять её, поймите, что только если она зажжёт ваше сердце и воодушевит дух, имеет смысл внимать её повествованию.
-Будьте живыми! Будьте собой: смело и вдохновенно дышите воздухом нового дня, творите в мире то, что вам по сердцу!
-Любая история, традиция и легенда мертва, если, подобно мумии, забальзамирована, перенесена в настоящее в капсуле под стеклом. Вы - сами! - сделайте историю живой. Наполните легенду своим порывом к свету, своей силой и доблестью, радостью и вдохновением - и пробудите свои крылья под панцирем сковывающих вас убеждений, обретите смелость  - и летите!
-И тогда мы будем спокойны за вас...

4.
Мы приходим сюда - такие разные. Мы по-разному чувствуем и воспринимаем то, что видим здесь. Капля по капле энергия живущих сливается в ручейки, струится вокруг незримо, напитываясь красками, звуками и запахами такой неброской, такой скромной и таинственно-прекрасной природы русской... Серая ольха да ива утопает в разнотравье туманных по утрам болотистых низин. Ели, сосны да берёзы по пригоркам наполняют воздух влажностью и запахом хвои, шелестом и тишиной безмолвия... В этих болотах рождаются воды Великой русской реки Волги, рождается самоосознание себя как части Великого единого народа всех, кто приходит сюда. Легенды оживают и становятся частью нас самих.
Если фотографировать окружающее, то разум, жаждущий развлечений и поверхностных впечатлений, не найдёт в этих снимках удовлетворения. Правильно запечатлевает и воспринимает лишь душа. Подобно Алёнушке с картины Васнецова, она присутствует здесь, растворяясь в этих скромных пейзажах, восстанавливая связь свою с Богом, с матерью Землёй и со всем тем, что мы называем Русью...
Я снова здесь. И эти комары, как бы они ни мешали воспринимать царящий здесь покой, лишь подчёркивают контраст обычной нашей человеческой жизни: есть гудящий вокруг обыденный фон, и - есть вечность, которая всегда рядом: именно она создаёт истинную красоту и величие наших судеб, именно она делает нас народом русским, память и веру свою хранящим, в осознании истоков своих путь свой прозревающим, сливающимся из маленьких ручейков в одну Великую Реку Жизни, в будущее устремлённую...
Это место нужно нам, чтобы обретать себя, находить ответы на вопросы, без которых жизнь теряет смысл. Здесь - наше прошлое и будущее: всё рядом.

5.
Стоит прийти сюда без спланированных ожиданий, чтобы просто открыться окружающему; не спеша, отдаться ритму шагов, вслушаться в пение птиц - пусть урбанистические победные гимны гипермаркетов, шокирующие сводки новостей, парадные шествия моды, магические притяжения зрелищ, сплетни бомонда и призыв к обладанию конвейерным списком брендов и гаджетов замолкнут и исчезнут в кронах деревьев этой русской глуши, отступая перед величием неприметной тайны этих вечных тропинок, ручьёв и болот; пусть разум осознает здесь себя самого, коснувшись босыми ногами родимой земли.
   Китеж для меня — город, не доступный для сил вражды, тирании и порока: наш, русский Небесный Иерусалим - живой, свободный, святой. Не потому ли порою кто-то видит над Светлояром облики его жителей и очертания его стен? Китеж всегда здесь - как он может покинуть нас, родных ему, живущих ныне детей рода русского? По-прежнему стоят три его дозорных на своём посту и встречают своих братьев живущих: тем, кто достоин доверия и готов двигаться дальше, они указуют путь, ведущий к Китеж-граду. Остальным дарят утешение, исцеление, покой и свет. И вовсе не беда, что порою мы не чувствуем это: всему своё время.
Люди приходят сюда - и для меня это подтверждение того, что жив дух моего народа, что по-прежнему сокровища духовные для него важнее сиюминутных выгод и развлечений. Идут и идут сюда русские люди... В стремлении понять и обрести себя, свой путь они обретают и нечто большее, стекаясь животворными ручейками в единый НАРОД, обретая свою РОДИНУ.


Рецензии