Ляпы в песнях
Слова из песни не выкинешь.
Песенные тексты отличаются от обычных стихотворений, тем, что мы их воспринимаем на слух, а не читаем с листа. Это может привести к улыбке, а порой и к здоровому заразительному смеху тех слушателей, которые не забыли дома свои слуховые аппараты. Иногда в песенные тексты закрадываются артикуляционные ошибки, иногда разрыв фраз и паузы в мелодии приводят к изменению смысла, иногда текст просто содержит некие бессмыслицы. Среди авторов, допустивших просчеты, есть и начинающие, и маститые поэты. Но, как я уже сказала, из песни слова не выкинешь, так что покажу на примерах.
В «Шотландской песне» обожаемого мной Александра Городницкого весьма забавно выглядят строки:
Пока в печи горят дрова,-
Собравшись за столом,
(дрова собрались за столом, хотели выпить?)
Там, правда далее следует: «Раскурим трубки», но из-за паузы после слова «столом» возникает впечатление, что за столом таки собрались не курители трубок, а дрова.
В песне Пугачевой на слова Резника «Звездное лето» слышится очень несимпатичная, практически нецензурная фраза:
Дождь грибной играет в прятки
С-РУ ЧАЙКОМ (с ручейком) и со мной и со мной»
У группы «Адо» в песне Горохова «Девочка» лирическая героиня улыбается улыбкой, слегка смахивающую на улыбку свиньи. Причем она еще и этой улыбкой завязывает узелок – феноменальные способности:
Завязав узелок СВИНОВАТОЙ (с виноватой) улыбкой»
В песне «Скачки» моей любимой группы «Машины времени» есть забавная фраза:
Ставят В СЕНИ (все не) на людей а на коней.
Песню Газманова «Балтийский берег» хорошо напевать в самолете при возвращении из длительной командировки в одну из стран Африки:
Знаю, пробивал не зря стены трёх границ,
Наконец увижу я ЦВЕТ знакомых лиц.
В песне «Я поднимаю свой бокал» Андрея Никольского, которую исполняет Филипп Киркоров, у лирического героя наблюдаются признаки фетишизма и предметом его фетиша являются руки любимой:
Могу объехать много стран,
Чтоб снова встретить твои руки
У меня сразу же родилась своя версия происходящего:
Знаю, руки твои по ночам убегают от тела.
Я встречал их в Париже, в Оттаве, в Стокгольме, в Твери.
Ты вчера в Ливерпуль на денек полететь захотела,
Я тебя отпущу, только руки с собой не бери.
Иногда по песне можно поставить медицинский диагноз. В «Последнем письме» Укупника на слова Гегельской которую исполняет Любовь Успенская можно предположить, что лирический герой страдает нарушением кровообращения в мелких сосудах верхних конечностей:
А по ночам, когда НЕМЕЮТ РУКИ,
Ты пишешь мне письмо в застывшей тишине.
Иначе я никак не могу объяснить причину такого ночного онемения рук.
В песне Никитина на слова Сухарева "Пароход" громко храпят маленькие детки из-за того, что при пении не понятно, что там после цыган – точка или тире:
Храпят цыгане - (,) чьи-то детки
Домой торопятся скорей.
На Юрия Кукина в замечательной его песне «За туманом» вдруг ни с того, ни с сего нападает легкий приступ заикания:
За туманом и ЗА ЗАпахом тайги.
Песню Ольги Чикиной «Ворона» я переименовала в песню про Веснуя и Соснуя из-за двух независимых строк:
И БИЛАСЬ ОБ СОСНУЯ (об сосну я)
Вот ВСТРЕТИЛА ВЕСНУЯ (встретила весну я)
(Кстати, некоторым в первой фразе слышится: ОБСОСНУ Я или же просто СОСНУ Я.)
А песню Жанны Шпиц на слова Маши Перцовой, настоящего названия которой я не знаю, я переименовала в песню «Про милый мусор» из-за строки:
Выносить теперь ты будешь МИЛЫЙ МУСОР.
Конечно же, мил героине не мусор, а герой, но запятая после слова «милый» в данном случае имеет такое же критическое значение как в известной фразе «казнить, нельзя помиловать».
Песня ансамбля «Земляне» «Трава у дома» могла бы быть переименована в «Рог у космодрома» из-за строки:
И снится нам не РОГ ОТ КОСМОДРОМА (не рокот космодрома)
Но шедевром в ряду упомянутых песенных строк по праву может считаться песня Виктора Третьякова «Все начинается с любви», в которой, как бы противореча названию песни, автор утверждает, что:
Всё начинается С ОСЛОВ (со слов)
Вот на такой зоофилической ноте я, пожалуй, закончу свой обзор. С чего бы не начиналась песня, она должна оставить с человеком, помогая ему строить и жить.
Часть вторая
Продолжаю разговор о ляпах в песнях. Точнее сегодня это будут просто забавные строки, которые заставляют меня улыбнуться.
Начну с яблок. Эти полезные фрукты появляются то в одной, то в другой песне: у Высоцкого яблоки райские, у Мартынова (а точнее, Резника) яблоки в цвету, а у Муромова (точнее, Дементьева), как вы помните, на снегу. С последними все было бы хорошо, если б не фраза «Яблоки на снегу я их снимаю с веток». Если яблоки уже на снегу, то как их можно снимать с веток? Да и вообще в этой песне много загадочного, к примеру, фраза «Ты им еще поможешь (яблокам), я себе не могу». Как можно помочь яблокам на снегу? Съесть? Или повесить обратно на дерево?
Далее:
Яблоки на снегу
Так беззащитно мёрзнут,
Словно былые вёсны,
Что в памяти берегу.
Почему яблоки мерзнут как вёсны? Весна все-таки ассоциируется с солнышком, проталинами, первыми подснежниками. Может, имелись в виду былые зимы?
А вот о фразе «Светят прощальным светом яблоки на снегу» мнения разделилась. Мой муж говорит, что яблоки могут светить, причем всегда и везде, а я никогда не видела светящихся яблок, ну разве яблоки смазанные воском. Вы, наверное, подумали, что я эту песню терпеть не могу, раз уж так цепляюсь. Что вы! Это одна из моих любимых юношеских песен.
Кстати, Муромов не единственный у кого проблемы с яблоками. Возьмем Александра Розенбаума, к которому я неравнодушна еще с институтской скамьи подсудимых, ой, оговорилась, просто институтской скамьи. У него в песне про тётю Маню поется так:
Мне часто снился запах яблочек антоновских,
Что на зубах хрустели, падая с ветвей.
Забавная картинка получается – яблоки падают прямо в рот. Вообще даже не забавная, а опасная – стоишь это с раскрытым ртом, голову задрав, а тут тебе яблоко бабах по башке как Ньютону и на лбу шишка.
Кстати, про хруст. Помните у «Белого орла» по воле Пеленягрэ российского поэта из Молдавской ССР:
Как упоительны в России вечера.
И вальсы Шуберта, и хруст французской булки
Ну про хруст понятно – булка, видимо, была не первой свежести, у меня иногда так батон хрустеть начинает дней этак через пять. Но вот что меня еще беспокоит так это то, что вечера ведь упоительны в России, так почему вместо фортепьянных произведений Чайковского вальсы австрийского Шуберта, а вместо баранок (у которых с хрустом, кстати, проблем нет, даже у свежих) французская булка? Не патриотично как-то звучит.
Продолжая тему орлов. У Газманова в песне «Два орла» есть такие строки:
Над дорогой боевой моей
В высоте орлуют два орла.
Сразу представляешь себе такую орнитологическую картину: в высоте орлуют два орла, чайкуют три чайки, куропатит стайка куропаток и журавлюет одинокий журавль. Или кратко: в высоте орлуют, чайкуют, куропатят и журавлюют разные птицы.
Но пойдем дальше. Всеми любимое «Воскресенье» иногда ставит меня в тупик. Что значяи слова из «Ветерка» Никольского?
И не было места в душе с юных пор
Мечтам недоверья и лжи
Что это еще за мечты недоверья и мечты лжи такие? Я вообще «Воскресенье» очень люблю, а фразу «Слышу голоса, что вечно правы» из «По дороге разочарований» Романова так вообще обожаю. Сразу представляю разговор психиатра с пациентом:
- Что вас беспокоит?
- Слышу голоса, что вечно правы.
Еще один медицинский пример, на этот раз из области реанимации. Сразу предупреждаю, не в коем случае не пытайтесь повторить пропетое Газмановым в песне «На заре»:
Припаду рыдая к цветам и ноздрями землю втяну.
Тоесть припасть к земле вы можете, а вот втягивать землю ноздрями я не советую, если дорожите своим здоровьем.
Еще одна острая медицинская тема поднята в славной, на мой взгляд, песне «Одиночество» которую исполняет певица Слава:
Одиночество сволочь
Одиночество скука
Я не чувствую сердце
Я не чувствую руку
Ну если лирическая героиня не чувствует руку, то надо вызывать врача – онемение руки серьезный симптом. А вот если она не чувствует сердце, то, думаю, врач тут уже не поможет, нужен катафалк.
Кстати, вспомнилась древняя песня «Там вдали за рекой» Кооля с очень интересной строчкой:
«Сотня юных бойцов из буденовских войск на разведку в поля поскакала»
Я конечно далеко не полководец, но отправлять в разведку сотню бойцов на лошадях, да еще на открытой местности не стала бы. Хотя, кто его знает, может это были особые невидимые буденовские войска секретного назначения.
Любимый мною Андрей Макаревич тоже не останется сегодня в стороне. У него появилась песня «Звезды не ездят в метро» с такими словами:
Ниточка дней все не кончается...
Мы - бусы на ней, мы бьемся, как рыбы в стекло.
Встретиться с ней не получается -
Звезды не ездят в метро!
Тут надо пояснить, что встретиться не получается со звездой, которая не ездит в метро, а не с ниточкой, как может показаться следуя тексту. Но меня здесь больше привлекают рыбы, непонятно откуда взявшиеся и непонятно в какое стекло бьющиеся. Ну мухи, ну даже птицы, еще куда ни шло, но вот рыбы. Рыбы вообще-то бьются об лед. В аквариуме я тоже что-то не замечала, чтобы рыбы бились в стекло, они там спокойно плавают и на тебя смотрят большими стеклянными глазами. Да и откуда на ниточке аквариум?
На этом временно умолкаю до следующего песенного настроения.
Часть третья
В песне «Детектив» которую поет Тынис Мяге есть строчка "Прошла взглянула и убила и не оставила следов". Вот уж действительно детектив, убила и не оставила следов: ни отпечатков пальцев, ни трупа, ни оружия преступления.
В песне Андрея Державина «Журавли» меня очень интригует одна загадка. Песня начинается так:
Ты была не моей, ты писала не мне,
Ты пыталась уйти от того, что ты знала.
Уже много лет я бьюсь над разгадкой вопроса, что же такое знала главная героиня, чего не знаем мы?
В песня Александра Дольского «От прощанья до прощанья» есть такая строка «Улыбнись мне на прощанье - слышишь, поезда гобой». Пока не прочитала текст, слышала «поезд дагобой» и долго думала, что такое дагобой (даговой?). Ну есть товарные, почтовые, а что такое дагобой поезд я не знала. Можно, конечно, еще услышать – поезд, да гобой. А что, вполне возможно – поезд едет, а кто-то на станции играет на габое.
А теперь несколько дворовых песен, если вы их еще не забыли. В песне «Я плачу о тебе» есть строка «Вернись ко мне одну тебя молю я», которая слышится как «одну тебя малюя».
А вот в песне «А ты опять сегодня не пришла» была фраза «Перчатки скинешь прямо у дверей. Потом положишь их на подоконник» Получается, что на подоконник положишь двери. Но недавно я слышала новый вариант этой песни, в котором уже поется «перчатки скинешл прямо у двери», что сразу меняет всю картину. Видимо, кто-то с хорошими ушами понял ошибку.
И еще одна интересная песня о журавлях (Далеко, далеко, далеко журавли полетели). Совершенно неожиданно услышала исполнение, в котором были два новых куплета. Там есть такие слова «… оказались в греховных объятьях. Поднимите им путь укажите». Я специально не поставила запятую, так как при пении, мы ее не видим, и слышится – поднимите им. Непонятно, что нужно поднять тем, кто оказался в объятьях, пусть и греховных, что там у них упало?
В песне Бабак-Ежек:
Растяни меха, гармошка,
Эх, играй-наяривай.
Все-таки, скорее нужно «мехи» - меха это у лисицы и соболя.
Почему-то я не упомянула раньше народную песню «По полю танки грохотали» в которой есть слова:
И молодая не узнает,
Какой у парня был конец.
А в заключении, припев у Ивана Кучина:
А в таверне тихо плачет скрипка,
Нервы, успокаивая мне.
И твоя раскосая улыбка
В бархатном купается вине.
Не стоит путать глаза с улыбкой.
Часть четвертая
Давно я не писала про ляпы в песнях, а они постепенно собираются.
Есть, к примеру, две песни, где слышится совсем не то, что читается - песни про Тольку Подснежника и Стошу Говнозада (простите мне мой дурной французский). Первая - "Лишь только подснежник распустится в срок"(Песняры) и вторая в исполнении Валерия Меладзе "Сто шагов назад - притяжения больше нет".
Очень забавной мне показался ляп в строевой песне «Россия, любимая моя» (авторов не знаю). Там есть такие слова «Как дорога ты для солдата родная русская земля». Однако при исполнении слышится «Когда рогата для солдата»
У Технологии в «Странных танцах» танцы исполняются в подземных станциях, где почему-то льет дождь, видимо, идет ремонт крыши:
Танцуй под дождем
В переходах подземных станций
А во всем известной «Песне о Родине» написанной Дунаевским на стихи Лебедева-Кумача, в строке «Широка страна моя родная, мноГО В НЕй лесов, полей и рек...» слышится неприличное слово.
У Алены Апиной в песне «Леха» мне очень понравилась рифма пошел-пошел:
Призывник мой мальчик Леха
Нынче в армию пошел,
Что же делать, коль мальчишке
Девятнадцатый пошел?
А помните «В далекой бухте Тимбукту есть дом у Сары Барабу» (Секрет). У Секрета оказались проблемы с географией, потому что Тимбукту это не бухта, а город в пустыне.
В песне Тухманов на слова Рубальской «Напрасные слова», «В расплавленных свечах мерцают зеркала», хотя должно быть наоборот – в зеркалах мерцать свечи.
Интересно получается с песней Розенбаума «Скрипач Моня» в исполнении Шуфутинского. Там есть такие слова:
Играй, маэстро Моня, я вечно на перроне.
Я трусь об них, как трётся о струны канифоль.
Об кого герой трется непонятно? У Розенбаума все-таки написано «я вечно на перронах» - во множественном числе, но, видимо, Шуфутинскому больше по душе была рифма «Моня-перроне», чем «Моня-перронах».
На сегодня все.
Свидетельство о публикации №117022710374