Младшая сестра. Сборка
1.
Считается, что всё известно
О Маяковском с парой Брик,
Но если рассказать всё честно,
Всю подноготную интриг;
То был не только «треугольник»,
В нём вклинен новый персонаж,
В ту пору был он просто «школьник»,
Но он дополнил весь пейзаж.
Четвёртой стороной фигуры
Явилась младшая сестра,
С характером «стальной натуры»
И негасимого «костра».
По имени сестрица – Элла,
Моложе Лили на пять лет,
Но лишь коснувшись мы до дела,
Немало было в жизни бед.
Различными росли сестрицы,
Характер разный, внешний вид,
И вот они уже девицы,
Но много было всех обид.
Головка рыжая у Лили
И карие её глаза,
Неотразимыми все были –
Фигура, общая краса.
А Эллочка была блондинкой,
В глазах с бездонной синевой,
И с видом внешним, как картинка,
Мужчин за ними вился рой.
Во всём, всегда слова весомы,
О Лиле мы продолжим речь,
Но все пути полны истомы,
Чтоб нашу Лилю бы привлечь.
Уже с гимназией расставшись,
Но как же «осчастливить» мир,
То математике отдавшись,
Учёбу превратила в пир.
То поворот к архитектуре,
Учёба надоела вновь,
То тяга новая к скульптуре,
Но вдруг пронзила и любовь.
К годам четырнадцати Лиля
Уже влюбилась в первый раз,
И эта тяжкая в ней «гиря»
Перевалила за «экстаз».
А в зрелом возрасте девичьем,
Уже под двадцать с лишним лет.
Ей мужем стал вполне приличный,
Он – Осип Брик, как новый свет.
Но до замужества успела
«Свершить» всех «тайна-тайн» – аборт,
Зато в дальнейшем не сумела
Детей иметь, продолжив род.
А Эллочка росла послушной,
Была способнее сестры,
Учёба оказалась нужной
Архитектурной ей мечты.
Но, несмотря на все различия,
Имели общие черты:
Глубокая их интуиция
И честолюбия – версты.
Привязанность сестёр друг к другу,
К мужчинам ранний интерес,
Любовь к их общему, как другу,
Достался Лиле перевес.
Итогом и у Эллы тоже
От связей с ней на стороне,
Аборт привёл её на ложе,
И не родит детей стране.
В разгар романа с Маяковским,
Семнадцать Элле было лет,
Решить вопрос по миротворски,
И в Питер «выбрался» поэт.
Надеясь, Лиля адвокатом
Сыграет твёрдо эту роль,
Чтоб папа с мамой стали ладом
Решать для Эллы эту боль:
Согласье дать, чтоб быть женою
У Маяковского, в любви;
«Уже ни от кого не скрою,
Что он давно в «моей крови».
Чрез много лет она напишет:
«Лишь только он всю полноту
Смог дать любви, она чем «дышит».
На деле вскрыв всю наготу.
Любовь, зачатая в постели,
Окрепла за поэта дар,
И годы жизни пролетели,
Но Элла помнит тот угар.
Предвидев в нём талант поэта,
И личность распознала в нём,
И память о поэте века
Всю жизнь, как жгла её огнём.
2.
У Бриков новую поэму
Названьем «Облако в штанах»,
Он Лиле посвятил всю тему,
Роман их с Эллой вышел в прах.
В борьбу с сестрою за мужчину
У Эллы не хватало сил,
Она, «сомкнув свою пружину»,
Не стала «тратить» своих жил.
Володя с Лилей увлечённо,
Друг в друге как бы «растворясь»,
Общались слишком уж влюблено,
Скандалов, сплетен не боясь.
И все свои произведенья
Он Лиле-музе посвящал,
Так «треугольник день рожденья»
Свою фигуру «начертал».
Супруг Лили; не был помехой,
Изданье двигал он поэм,
Считать все склонны странной вехой
В поэта жизни всех проблем.
Оставим этот «треугольник»,
О нём так много пишут слов,
О них судачит каждый школьник,
Рассудит их «Совет Богов».
Но тяжким грузом эта травма
На душу Эллочки легла,
И, несмотря на «прелесть шарма»,
Разрыв с «семейством» не сочла.
До самой смерти же поэта,
Меж ним, сестрою и самой,
Как «медицинская диета»,
Не грянул их семейный сбой.
«Высокие их отношенья»
Всё время выражались в том,
В любой оказии отраженье,
Имели место и потом.
Подарки слали беспрерывно,
Бельё, косметику, духи,
Поток сей «лился» так активно,
Как Маяковского стихи.
И даже иногда лекарства,
К примеру, Лилиных подруг,
Плисецкой – из балета царства,
Лечить колена от «недуг».
Когда ж поэт сам был в Париже,
То Элла с бурею в душе,
Не опускалась в нравах ниже,
И в поведении – хуже;.
Охотно делала покупки
Аксессуаров для сестры,
Не стали связи их столь хрупки,
А отношения – остры.
Поскольку между ними с детства
Врождё;нно редкое сродство,
Душевно(е) и духовно(е) средство,
Возведенное в божество.
В их душах средство, став опорой,
Всех обстоятельств жизни их,
Не допусколо кончить ссорой,
Чтоб задевала их двоих.
3.
Прошло три года от разрыва
С поэтом пролетарских масс,
Но все они без перерыва –
Огонь любви в них не угас.
Чтоб заглушить гнетуще(е) чувство
Неугасающей любви,
У нашей Эллы так искусно
Возник «пожар» в её крови.
Избранником прекрасной девы
Французский «выплыл» офицер,
Богач, красавец, пел напевы,
И Элла тот «взяла» барьер.
Он поражён её глазами
Небесно чистой синевы,
Во Францию увлёк «цунами»,
В места природной красоты.
Во Франции назвалась Эльзой,
По мужу – Эльза Триоле,
Женитьба выгодная, с пользой
На новой для неё земле.
Глаза французов волновали,
Художник их – Анри Матисс,
Картину глаз её создали,
Её все приняли на бис.
«Глаза у Эльзы» под названьем
Увидела картина мир.
А Арагон под воздыханьем,
Как тоже глаз её кумир;
Поэму посвятил он Эльзе,
Где о глазах «в плен» брал слова,
Где чудным всем глазам на пользу,
О женской красоте – молва:
«В глубинах глаз твоих, где я блаженство пью,
Все миллиарды звёзд купаются, как в море.
Там обретает смерть безвыходное горе,
Там память навсегда я затерял свою.
И если мир сметёт кровавая гроза,
И люди вновь зажгут костры в потёмках синих,
Мне будет маяком сиять в морских пустынях,
Твой, Эльза, дивный мир, твои, мой друг, глаза».
Сначала жили на Таити,
Где Эльза начала писать,
Она попала в эти сети,
И хобби стало увлекать.
А мужу были непонятны
Её занятия письмом,
Ему, по большей части, внятны,
Коней и яхт постиг умом.
Несовпаденье интересов,
Как трещина в земной коре,
Немало породило стрессов
В семейной их, с Андре, «норе».
Она оставила супруга,
В Европу «двинула стопы;»,
Берлин и Лондон – лучше «друга»,
И там писателей «столпы».
А в Лондоне, с её призваньем,
В архитектурное бюро
Пошла «продать» свои познанья,
Но не бросала и перо.
Работать, так, пошла от скуки,
Ей деньги присылал ведь муж,
Но опустились её руки,
Когда свалился «тяжкий гуж».
4
Особенно ей стало плохо,
Когда и Лиля и поэт
Прибы;ли в Лондон, и, как эхо,
Вновь «вспыхнул старенький сюжет».
Итогом этой «сладкой» встречи
Последовал с Анри развод,
Чтоб не давило всё на «плечи»,
«Пошла искать по миру брод».
В Париж уехала внезапно,
Поддержки мужа больше нет,
Работой мелкой поэтапно,
Нашла в той жизни «весь ответ».
В мансарде, в крохотной квартирке
Работала не покладая рук,
И снисходила и до стирки,
И делать бусы – её «круг».
Из пуговиц цветных, ракушек,
Из жемчуга, любых колец,
Изделия под вид игрушек,
И бус изделья, как венец.
Последние «ломились» спросом
У многих там парижских дам,
И потянулось даже «тросом»
В дома их моды, как бы шарм.
Она – отличный переводчик,
Втянувшись в творческу(ю) среду,
Она, как тот студент-заочник,
Работала и на еду.
Знакомство с Луи Арагоном,
Их случай свёл в кафе одном,
Тогда ещё он не был «доном»,
Но Эльза «растворилась» в нём.
Почувствовала в нём поэта,
Что музой может стать ему,
Тем более, что их «портреты»
Сошлись по «спектру, по всему».
Характер проявив бойцовский,
Соперницу отбив в борьбе,
Она с энергией «бесовской»
Его «присвоила» себе.
Но, как ни странно, Маяковский
Помог ей очень в той борьбе,
В Париже был поэт московский,
Знакомство – в творческой среде.
Проникся он «российским духом»,
В культуру русскую, и в ней,
Нашёл своим поэта «слухом»,
Что Эльза всех ему милей.
В лице той женщины с России,
Культура русская влекла,
И Эльза с чувствами «мессии»,
Всю жизнь поэту отдала.
К тому же он и член Компартии,
И он прекрасный журналист,
Сотрудничал в печати «братии»,
Он – литератор, романист.
Но даже после их женитьбы,
Доход семьи был слишком мал,
И чтобы вместе им прожить бы,
Известным он ещё не стал;
Ещё Луи не «развернулся»,
Известен был один роман,
И к Эльзе бизнес вновь вернулся,
Семейный наполнять карман.
Но, как писательницу, Эльзу
В Париже мало кто и знал,
Дебютом книга шла на пользу,
И нарастал её «накал».
В Москве ей книга «На Таити»
И «Земляничка» вслед за ней,
Связали крепкие с ней нити,
И целый ряд других вещей.
Роман «Тереза, добрый вечер!»
Лишь на французском языке,
Заставил молвить о ней речи,
Писать о ней не на песке.
Уже пред самою войною
Они оформили свой брак,
Война накрыла их волною,
А немец был их общий враг.
Луи – известный всем писатель,
Таким он встретил и войну,
Он с Эльзой Франции спасатель,
Его страна «пошла ко дну».
Супруги жили нелегально
В Сопротивлении рядах,
И Эльза выпустила тайно
Рассказ, на свой и риск, и страх.
«Любовники из Авиньона»,
Он в сборнике военных лет,
И это самая та зона,
В истории оставив след.
А премию Гонкура сборник,
Он в сорок пятом получил,
И эта премия, как «дворник»,
Её талант весь «раскрутил».
Уже в годах послевоенных
И до последних жизни лет,
Двенадцать книжек полноценных
Увидели по миру свет.
В России, в русском переводе,
При жизни Эльзы Триоле,
Читают с жадностью в народе,
На её родной земле.
Роман «Никто меня не любит»
И вновь -- ему четыре вслед,
Никто здесь Эльзу не осудит,
Оставив яркий в мире след.
5
Внимание к её романам
Тематикой понятно нам,
Она к социализма странам
Примкнула вся по тем годам.
Тематика была обширной:
Проблемы атомной войны,
Она взывала к жизни мирной,
И как достигнуть тишины.
Еврейской теме – тоже место:
С антисемитами борьба,
Расизм совсем иного теста,
И в нём достаточно дерьма.
В Союзе Арагон в почёте:
Изданье массовое книг,
Он даже как бы был «на взлёте»,
Настолько в нашу жизнь он вник.
Лауреат Международной
Он премии Ленинскою стал,
Он заслужил любви народной,
Для мира много сил отдал.
В Москве их радостно встречали,
Желанных, дорогих гостей,
Везде их с честью привечали,
Никто не был нам столь родней.
Но после съезда коммунистов,
Двадцатый знаменитый съезд,
Их гнев к Союзу стал неистов,
Включая к Венгрии «подъезд».
В общественной, литературной
Всей жизни знаменитых лиц,
Рождалась критика столь бурной,
От действий «мирных» соц-столиц.
И в перву(ю) очередь Союза
С идеологией «простой»,
Подобной, как «речному шлюзу»,
Где может быть воды застой.
В романе «Памятник» у Эльзы –
Влиянье личности, как культ,
В искусстве «ставится на рельсы»,
А рядом – «управленья пульт».
Её протесты с Арагоном
К судам – Синявский – Даниель,
А также общим громким стоном –
Чехословацкая «купель»:
Когда армада русских танков
Заполонила пол-страны,
Чтоб не дождаться в ней останков
Социализма стороны.
И обличавшими статьями
Фальсификации стихов,
Со всеми и его друзьями,
Поэта ленинских основ.
Статей уклон – антисемитский
Компании травли Лили Брик,
Похожа на иезуитский
Веков тех средних злобный крик.
Она знакомила французов
С культурой русского письма,
Не проходя французских ВУЗов,
Приличный перевод, весьма.
И Чехов, Гоголь, Маяковский,
И Северянин, Пастернак,
И круг писателей московский,
И даже, следующий шаг.
Она создала «Антологию
Поэзии русской двух веков».
Создав о Чехове трилогию
И Маяковском всех годов.
Он был её кумиром в жизни,
Хотя и счастлива потом,
Но с теплотою в сердце тризне,
Отдала должное умом.
Свидетельство о публикации №117022606285