Спасибо, Харьков! 2015 г
"ПЕДАГОГИКА УСПЕШНОСТИ" (ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ ХХII РЕГИОНАЛЬНОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ СЭПШ ХГУ «НУА»
17–18 апреля 2015 года), Харьков, Издательство НУА, 2015.
В этом пособии упомянуты некоторые авторы сайта СТИХИ.РУ, в том числе и я.
Полагаю, что благодаря этому серверу, русскоязычных авторов читают и украинские педагоги.
Спасибо, родная СТИХИРА! Спасибо, Харьков!
Вот материалы, скопированные из вышеупомянутого пособия, стр. 68-70:
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
ПИСАТЕЛЕЙ ХІХ–ХХІ ВЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ
В рейтинге жизненных ценностей украинцев в возрасте 14–
35 лет, согласно исследованиям О. Яременко [1], первое место
занимает семья, следом идут друзья и свободное время. Также
в ходе соцопроса выяснилось, что 74% опрошенных считают
семью главным носителем моральных ценностей.
«Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья –
это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его
формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее,
третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой
стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревья, конечно,
разные» [2]. Классическое определение семьи гласит: «Семья –
основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены
которой связаны общностью быта, взаимной помощью и
моральной ответственностью» [3]. Семейные ценности – «это
явная или неявная характерная для семьи совокупность представ-
лений, которая влияет на выбор семейных целей, способов
организации жизнедеятельности и взаимодействия и т. п.» [4].
Вопросами семейных ценностей, их классификации занимались
различные ученые: социологи (М. С. Мацковский, Л. И. Савинов),
психологи (В. М. Минияров, В. М. Устименко), педагоги
(Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова) и др.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы выяснить, как
представлена семья в детской литературе, какие ценности в
разное время были доминирующими.
Во время выполнения научной работы было отобрано
25 произведений из круга детского чтения, касающихся темы
семьи и семейных ценностей. Произведения передают разный
социальный опыт их авторов. Все три века, рассматриваемые в
работе, представляют нам различные типы семей, чем-то похожих
между собой, но всё же такие разные по составу семьи, по
отношениям между родителями, между старшим и младшим
поколением.
69
В ХІХ веке тема семьи ярко представлена в произведениях
украинских писателей, таких как: М. Коцюбинский, Б. Гринченко.
Характерным для этих произведений является изображение
страдания детей, несчастливая судьба семьи. В ряде рассказов
Бориса Гринченко («Сестриця Галя», «Батько та дочка») нашли
отражение сиротские судьбы детей, которые, несмотря на свой
возраст, помогают своим младшим братьям и сёстрам выжить
в этом мире.
У А. Куприна в рассказах («Слон», «Чудесный доктор») тоже
демонстрируется сострадание, поддержка в семье. Семья в его
произведениях – это особый мир, где тебя все любят и ценят.
В ХХ веке ситуация немного меняется. На этот исторический
период приходятся две мировых войны, революции, гражданская
война, голодомор и другие события, которые неизбежно
отражались на гражданах и их представлениях о семье. Наверное,
именно поэтому в произведениях писателей ХХ века (Н. Носов,
В. Осеева) чаще всего изображены неполные семьи, где дети
растут с мамой. Отсутствие пап легко объясняется социально-
политическими причинами. Например, в большинстве замечатель-
ных произведений Николая Носова всегда есть мама, а про папу
не сказано ни слова (больше десятка рассказов – «Огурцы»,
«Федина задача», «Мишкина каша» и др.)
Контрастным исключением на этом фоне выглядят рассказы
Виктора Драгунского, у которого представлена семья в полном
составе. Прототипом главного героя рассказов стал сын писателя
Денис, а в одном из рассказов упоминается рождение младшей
сестры Дениса Ксении.
ХХІ век – это наше сегодняшнее время. В нашей работе оно
представлено, в первую очередь, стихотворениями. О семье пишут
Натали Самоний*, Олег Бундур, Марина Дружинина, Ольга
Чусовитина, Светлана Веркина, Ирина Яворская, Юрий Дергунов,
Аркадий Млынаш и др. Особенно хочется отметить творчество
поэта Олега Бундура, в произведениях которого мы видим
прекрасные образцы взаимоотношений между родителями, то, как
это влияет на развитие ребёнка. Образ семьи в творчестве
О. Бундура – это приближённые к идеалу взаимоотношения
между родителями, это счастливые дети, поддержка и понимание
70
между собой: «Что такое уют? – Это когда семья, Это когда живут
Папа, мама и я»
Вместе с тем писатели ХХІ века изображают в своих произве-
дениях не только позитивные стороны нашей жизни. В совре-
менном мире семья перестала часто распадаются, но страдают
от этого больше всего дети. Именно поэтому тема развода
родителей тоже не прошла мимо детской литературы. Об этом
рассказ венгерской писательницы Норы Майорош «Семья 3х1».
В произведениях писателей ХХІ века также открыто говорится о
том, что у папы или мамы до создания этой семьи вполне могла
быть и другая семья. Например, Кристина Нестлингрен (Австрия)
«Само собой и вообще», Энн Файн (Англия) «Пучеглазый».
Все семьи разные, но их ценности все же остаются прибли-
зительно в одном составе. Не стоит забывать, что на родителях
лежит огромная ответственность перед детьми за то, чтобы они
знали понятие «семья», а так же дорожили теми качествами,
которые спустя некоторое время ребёнок с уверенностью назовёт
семейными ценностями.
АВТОРЫ: Емец А. А., Бугарь Ю.
Литература
1. Яременко Ольга. Украинская молодежь выбирает семейные
ценности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.
2. Гаврилюк Ирина. Христианизация и укрепление института
семьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 3. Социология : учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М. : Академический Проект, 2001. – 508 с.
4. Кравченко О. Семейные ценности и традиции [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.tepka.ru/Obschestvoznanie_5/
21.html
из "ПЕДАГОГИКА УСПЕШНОСТИ"
ПРОГРАММА И МАТЕРИАЛЫ
ХХII РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
СЭПШ ХГУ «НУА»
17–18 апреля 2015 года
Харьков
Издательство НУА
2015
ПОЭТЫ САЙТА СТИХИ.РУ:
Чусовитина Ольга,
http://www.stihi.ru/avtor/chus67
Светлана Веркина,
http://www.stihi.ru/avtor/vera2012
Аркадий Млынаш,
http://www.stihi.ru/avtor/alikmlynash
Олег Бундур,
http://www.stihi.ru/avtor/bundur1
Моя тематическая подборка
"СЕМЬЯ ВСЕГО ДОРОЖЕ",
http://www.stihi.ru/2011/05/11/4387
УДК 373(477)(063)
ББК 74.24(4УКР)я431
П24
Рекомендовано к опубликованию Ученым советом
Харьковского гуманитарного университета
«Народная украинская академия».
Протокол № 8 от 23.03.2015
Редакционная коллегия: В. И. Астахова, д-р ист. наук, проф.;
Е. В. Астахова, д-р ист. наук, проф.; Е. В. Батаева, д-р филос. наук;
И. В. Змиева, канд. филол. наук, проф.; О. А. Иванова, канд. экон.
наук; Е. Г. Михайлева, д-р социол. наук, проф.; Л. В. Нечипорук,
д-р экон. наук, доц.; В. В. Панкратьева, канд. геогр. наук;
Е. А. Подольская, д-р социол. наук, проф.; А. В. Строкович, канд.
экон. наук, доц.; В. Ф. Сухина, д-р филос. наук, проф.; Е. В. Тарасова,
канд. филол. наук, доц.; И. В. Тимошенков, д-р экон. наук, проф.;
Т. М. Тимошенкова, канд. филол. наук, проф.; И. С. Шевченко, д-р
филол. наук, проф.; О. Л. Яременко, д-р экон. наук, проф.; учителя
высшей категории Л. Я. Бельчикова, Т. И. Бондарь, И. В. Дубинская,
Г. Н. Зобова, А. А. Рябко.
Книга містить у собі тези виступів учителів Спеціалізованої економіко-
правової школи ХГУ «НУА» на щорічній науково-практичній конференції,
присвяченій проблемам успішності учнів.
Головний висновок, який обґрунтовується в наданих матеріалах –
успішність школяра – основний фактор його особистісного розвитку. Автори
не тільки дають переконливу аргументацію даного положення, але і діляться
досвідом впровадження в практику принципів педагогіки успіху.
Педагогика успешности : программа и материалы ХХII регион.
науч.-практ. конф. учителей СЭПШ ХГУ «НУА», 17–18 апр. 2015 г. /
Департамент науки и образования Харьк. обл. гос. администрации,
Совет ректоров вузов Харьк. региона, Ин-т высшего образования
Нац. акад. пед. наук Украины, Харьк. акад. непрерыв. образования,
Нар. укр. акад. ; [редкол.: В. И. Астахова и др.]. – Харьков : Изд-во
НУА, 2015. – 124 с. – (Дни науки в НУА).
Книга включает в себя тезисы выступлений учителей Специализиро-
ванной экономико-правовой школы ХГУ «НУА» на ежегодной научно-
практической конференции, посвященной проблемам успешности учащихся.
Главный вывод, который обосновывается в предоставленных материа-
лах – успешность школьника – основной фактор его личностного развития.
Авторы не только дают убедительную аргументацию данного положения,
но и делятся опытом внедрения в практику принципов педагогики успеха.
УДК 373(477)(063)
ББК 74.24(4УКР)я431
© Народная украинская академия, 2015
Свидетельство о публикации №117022600452