Характер - с детства

ХАРАКТЕР — С ДЕТСТВА
Сталин. Духовное училище, или характер проявляется с детства*

Поступить с первой попытки в Горийское православное духовное училище, куда хотела его определить мать,  Сосо не удалось – он не умел говорить по-русски. Навыкам разговорной речи его обучили знакомые матери, после чего в 1888 г. Иосифа приняли во второй подготовительный класс училища, а по его окончании в 1889 г. он был принят и в само училище.

В связи с тяжёлым материальным положением и выдающихся способностей Сосо руководство училища выделило ему стипендию в сумме трёх рублей ежемесячно. Однако 6 января 1890 г., фаэтон вторично сбил первоклассника Иосифа после на землю и проехал по ноге. Виссарион Иванович увёз сына в больницу в Тифлис, в результате чего обучение было прервано.

Сосо обладал недюжинными способностями в обучении, переходя из одного класса в другой лучшим учеником – по первому разряду. Он также обладал музыкальными способностями. За два года он изучил ноты и свободно пел по ним в хоре учеников, исполняя дуэты и соло приятным на слух дискантом, также помогая дирижеру хора и нередко подменяя его.

В годы учёбы Сосо был худым, среднего роста и крепкого телосложения жизнерадостным и общительным мальчиком с живым взглядом и уверенной походкой. Вместе с товарищами любил играть с мячом в лапту и «лахти», подбирая в свою команду лучших игроков. Екатерина Георгиевна заботилась, чтобы одежда сына была опрятной и тёплой. Носил он тогда синее с обмотанным вокруг шеи красным шарфом пальто, сапоги, войлочную шляпу и серые вязаные рукавицы. На учёбу он ходил с сумкой из красного ситца через плечо.

У И.В. Сталина всегда была исключительная память. Он отлично усваивал объяснения учителей, умел в точности пересказать то, что давалось ими на уроках, прекрасно отвечал, когда его вызывали к доске. От своих слов  никогда не отказывался, уверенный в  правильности им сказанного. Ошибался он редко, но всегда был внимательным к людям и прислушивался к их мнению и доводам,  первоначально веря в их искренность и право на собственное мнение, никогда им не пренебрегая.

Не терпел людей лживых, не сдерживающих своих обещаний и обязательств. Был требовательным и к себе, и к другим. Сам он всю жизнь был верным своему долгу и делу, которому он служил. Сталин был непримиримым к несправедливости, обладал упорным характером, охотно помогал слабым ученикам.

Поскольку в духовном училище воспитывались будущие священники, режим в училище был строгим, а ученикам старались привить богобоязнь и смирение. Однако И.В. Сталин  был и навсегда остался смелой и свободолюбивой личностью. Если большинство учеников трепетали перед школьным начальством, то  Иосиф смело обращался к любому преподавателю, выясняя причину отставания того или иного ученика и возможности исправления такого положения.

По инициативе Иосифа в духовном училище были разрешены часы светского пения и занятий гимнастикой. Хотя в училище этому и  не обучали, сам он умел отлично рисовать, сделав, в частности, портреты Шота Руставели и других грузинских писателей.

Юный Иосиф очень любил читать, увлекаясь научной и художественной литературой, прочитав «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Историю одного крестьянина» Эркмана-Шатриана, «Базар житейской суеты» У. Теккерея и многое другое. Любил грузинских авторов – Ш. Руставели, Илью Чавчавадзе, Важу Пшавела.

Дети в то время зачитывались книгами Ильи Чавчавадзе, Ал. Казбеги и других. «Коба» – одна из наиболее известных партийных кличек, выбранная Сталиным по имени героя одной из книг Казбеги. Любимой среди школьников была поэма Ильи Чавчавадзе «Разбойник Како». Кстати, именно в те годы Сталин выработал в себе навыки быстрого чтения, до конца своей жизни прочитывая ежедневно по 400 и более страниц книжного текста и запоминая их содержание.

В июле 1894 года Иосиф окончил училище и как лучший ученик был рекомендован к переводу в семинарию. Он особенно отличился на выпускных экзаменах и получил аттестат с пятёрками по большинству предметов. В выписке из его аттестата указано:
«Воспитанник Горийского духовного училища Джугашвили Иосиф… поступил в сентябре 1889 года в первый класс училища и при отличном поведении (5) показал успехи:

По Священной истории Ветхого Завета               — (5)
По Священной истории Нового Завета                — (5)
По Православному катехизису                — (5)
Изъяснению богослужения с церковным уставом — (5)
Языкам:
русскому с церковнославянским  — (5)
греческому        — (4) очень хорошо
 грузинскому      — (5) отлично
Арифметике   — (4) очень хорошо
Географии    — (5)
Чистописанию    — (5)
Церковному пению:
Русскому— (5)
и грузинскому— (5)»
Вместе с аттестатом Иосифу выдали похвальный лист, что было в  то время событием исключительным, ибо его отец не имел духовного звания и занимался сапожным ремеслом.

Между родителями Иосифа возникли споры по его воспитанию. Отец считал, что сын должен унаследовать профессию отца, а мать считала иначе. Отец забрал сына в Тифлис и отдал его работать на фабрику Адельханова. Пятнадцатилетний Иосиф на фабрике помогал рабочим, мотал нитки, прислуживал старшим. Некоторые из преподавателей, зная об этом, советовали матери оставить сына в Тифлисе, а служители экзарха Грузии обещали зачислить его в хор экзарха в Тифлисе, но мать увезла сына в Гори.

Духовная семинария и первые шаги в революцию

В сентябре 1894 года, после сдачи приёмных экзаменов, Иосиф Джугашвили был зачислен в православную духовную семинарию в Тифлисе, которая была тогда одним из лучших учебных заведений Закавказья.
Здание семинарии располагалось в центре Тифлиса, неподалёку от Эриванской площади. На балконе здания висели на железной штанге колокола. В большом дворе около здания росли акации, около которых были скамейки, у стены были сложены большие поленницы дров. Между стеной и дровами было довольно широкое укрытое место с углом, в этом углу часто сидели Иосиф и его товарищи, дискутируя по разным вопросам. Иосиф часто здесь один читал книги.

В глубине двора помещалась начальная школа для детей, которые жили у себя дома и в которой воспитанники 5-го и 6-го классов семинарии давали им пробные уроки.Напротив входа в здание семинарии была больница, а при входе в него на первом этаже – помещения для инспектора, надзирателей и канцелярии. В подвале располагались гардероб и столовая с кухней. Посреди второго этажа была церковь семинарии. Вокруг неё с окнами на улицу – классы, учительская и квартира ректора с секретной дверью, через которую ректор мог незаметно войти в церковь и наблюдать за поведением учеников. Библиотека и спальные комнаты были на третьем этаже.

В семинарии господствовал иезуитский режим, вызвавший у Иосифа протест и революционные настроения. Он начал тайно посещать нелегальный социал-демократический кружок.Под влиянием русских марксистов, проживавших в Закавказье И. Джугашвили включился в революционное движение. В нелегальном кружке изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова.В августе 1898 года он и формально вступает в Тифлисскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии, став членом группы «Месаме-даси» – первой социал-демократической организации в Грузии.

В 1893 – 1898 годах эта руппа сыграла положительную роль в распространении марксизма, несмотря на свою политическую неоднородность: её большинство стояло на позициях «легального марксизма», склоняясь к буржуазному национализму. Сталин, Кецховели, Цулукидзе представляли то революционное марксистское меньшинство «Месаме-даси», которое стало зародышем революционной социал-демократии в Грузии. И. Джугашвили вёл пропаганду марксистских идей среди рабочих Тбилисских ж.-д. мастерских.

Сам И.В. Сталин позже так вспоминает об этом периоде в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом:
«Людвиг. Разрешите задать Вам несколько вопросов из Вашей биографии. Когда я был у Масарика, то он мне заявил, что осознал себя социалистом уже с 6-летнего возраста. Что и когда сделало Вас социалистом?
Сталин. Я не могу утверждать, что у меня уже с 6 лет была тяга к социализму. И даже не с 10 или с 12 лет. В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе.
Людвиг. Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей?
Сталин. Нет. Мои родители были необразованные люди, но обращались они со мной совсем не плохо. Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения.
Людвиг. Но разве Вы не признаёте положительных качеств иезуитов?
Сталин. Да, у них есть систематичность, настойчивость в работе для осуществления дурных целей. Но основной их метод — это слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательство, — что может быть в этом положительного? Например, слежка в пансионате: в 9 часов звонок к чаю, уходим в столовую, а когда возвращаемся к себе в комнаты, оказывается, что уже за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики… Что может быть в этом положительного?»  (И. Сталин. Беседа с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 г. Соч., т. 13, СС. 115-114).

Одной из первых книг, прочитанных им в 1894 году, был «Капитал» Карла Маркса. Этот труд основоположника марксизма заложил в юном Сталине основы понимания сущности отношений между трудом и капиталом и капиталистического воспроизводства и в дальнейшем использовался им при разработке базы социалистического производства в годы первых пятилеток  в СССР.

Увлекаясь изучением марксистской и чтением художественной литературы, Сталин, в период учёбы в Тифлисской семинарии, написал несколько стихотворений, очень понравившиеся Илье Чавчавадзе, который опубликовал их в редактируемой им газете на первой странице, на видном месте. В июне–декабре 1895 года на страницах газеты «Иверия» за подписью И. Дж-швили, а затем — Сосело, было напечатано пять стихотворений Иосифа, из которых одно посвящено писателю Рафаэлу Эристави, другое называется — «Луне», а остальные не озаглавлены. Шестое стихотворение, «Старец Ниника», было напечатано в газете “Квали” в июле 1896 года. Эти стихи Чавчавадзе помещал на видном месте первой странице.

Так что уже с юных лет Иосиф Джугашвили стал знаменитым, внеся и свои творения в сокровищницу грузинской культуры. В 1901 году грузинский общественный деятель М. Келенджеридзе составил пособие по теории словесности, в котором поместил среди лучших образцов грузинской классической литературы стихотворение за подписью Сосело. В 1907 году он же составил и издал “Грузинскую хрестоматию или сборник лучших образцов грузинской словесности” (т. I), в которой на 43-й странице поместил стихотворение Джугашвили, посвященное Р. Эристави.

Обычно человек, пишущий стихи, выдаёт то сокровенное, что находится в его душе. Например, в стихотворении, посвящённом Рафаэлу Эристави, дух патриотизма совершенно отчётливо звучит в каждой строфе. А «Утро» юного Иосифа завершают такие строчки:

«Цвети, о Грузия моя!
Пусть мир царит в родном краю!
А вы учебою, друзья,
Прославьте Родину свою!»

Великим патриотом своей Родины (Грузии, России, СССР) он был до конца своей жизни.

*Из книги: Савельев И.В., Харчиков А.А. Космический Корабль ИС – 130.  Книга 1. Взлёт. Часть первая. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ.https://www.proza.ru/2010/05/31/139

Опубликовано также:
http://www.klaipeda1945.org/nashi-gosti/harakter-s-detstva/
http://maxpark.com/community/1920/content/5703574#share

ИгВаС.

26.2.2017.


Рецензии