07 01 000 Бедные люди бедная религия

Эп: Что нам до Бога – то и Ему до нас.

07 01 001
В последнее время наблюдается новый духовный феномен, который  в Европе называют «бедная религия». «Бедная» не в плане несчастная, больная или безденежная.  А «обеднённая, скупая». Апологетов этой «религии» на Западе называют «люди нет». И количество их, ни много, ни мало, около миллиарда.
У новой религии нет догматов, нет культовых сооружений, нет обрядов и нет посредников. И, самое странное, нет даже самих прихожан.  Никто из тех, кто попадает под определение «бедная религия» не считает себя религиозным. Кто-то, в силу обстоятельств, может принадлежать к той или иной конфессии, или не принадлежать ни к какой, но и это не обязательно.  «Бедная религия» - вовсе не объединяет людей в миллионы, нет, это – миллионы одиночек. Но у всех этих одиночек есть что-то общее:

1 Все они верят в Бога.
2 Всех их не устраивают имеющиеся религиозные представления.
3 Они не хотят посредников.

Вера в Бога у них варьирует в широком диапазоне. От слабенького «ну, да, наверное, там что-то такое есть», до мощного фанатичного «я на прямой связи с Богом!»
Эти люди отрицают имеющиеся религиозные культы. А если не отрицают полностью, то согласны их исполнять лишь по собственному выбору: "Вот пост я соблюдать буду, а на колени становиться не буду. Я вам не раб!"

Но именно эти люди часто становятся рабами разного рода религиозных сект.
В основе веры этих людей лежит, во-первых, полный или частичный религиозный нигилизм. Они не только не верят религии, они не верят и в атеизм, и в материализм. Произошло своего рода «отрицание отрицания», которое, впрочем, не привело к позитиву. «Не верю, что Бога нет. Но при этом и не верю, в благообразного дедушку на иконах, которого вы называете Богом».
Это даже не богоискательство – никто из них не ищет Бога, как смысл земного бытия. А что до загробной жизни – там видно будет.

07 01 002
Казалось бы, да ну его нафиг, этого Бога, сегодня и без него неплохо прожить можно. Но нет, маются чего-то, потеют, вздыхают; словно ощущают присутствие невидимых сил. Вот только что это за силы, понять не могут. Нет в их лексиконе таких «невидимых» слов, а просто верить в Бога – старо и неинтересно.

Бедные люди – они оказались без Бога. "Бедная религия" – вера бедных людей.
Но почему «бедных людей» не устраивает всё богатство и разнообразие уже имеющихся религий? Казалось бы, ну, не нравится тебе быть ортодоксом (православным, иудеем) – будь буддистом, хасидом, квакером, сатанистом, наконец.
Но, нет. Не хотят.
Потому что. Все имеющиеся на сегодня религии много внимания уделяют тому «как надо верить», и стремятся уйти от вопросов «почему и зачем нужна вера?».

Современные люди больше не хотят «верить как дети», и не задавать глупых вопросов. Они все грамотные, многие даже с высшим образованием, и неплохим житейским опытом. И опыт этот подсказывает: всех, кто «верит как дети» обязательно наё…ют. 

Поэтому современному человеку мало сказать: «Бог не хочет, чтобы ты ел свинину». Он хочет знать, почему Бог этого не хочет. А когда говорят, что в храме женщина должна быть в платке, он хочет знать, зачем? И почему католической женщине можно ходить в храм без платка, а православной нет? Бог не хочет, чтобы в храме находились с непокрытой головой, или священники? Или у католиков другой Бог? Ну, и у кого Бог настоящий, а у кого подделка? Современные люди хорошо эрудированны и имеют возможность сравнить обычаи разных религий, отдавая предпочтение наиболее обоснованным и рациональным из них. В этом проявляется естественное право человека, право данное ему от Бога: выбирать, что получше. А теперь попробуйте доказать Человеку Рациональному, что во время молитвы нужно говорить "Господи помилуй" 12 раз. А почему не одиннадцать? Неужели можно оскорбить Бога тем, что один раз пропустить: «Господи, помилуй»? Неужели Господь всепрощающий не помилует? Ах, можно и одиннадцать? Тогда почему не один?.. А то и вовсе можно обойтись.
И так во всём. Ни в одной религии священники не любят, когда прихожане задают слишком много вопросов. Тем более, когда на вопросы нет ответов.

То, что современники Христа считали Чудом, для современников Дэвида Коперфильда не более чем ловкий фокус. И они хотят знать лишь одно: «Как это было сделано?»
Чудо больше не является доказательством божественного вмешательства в реальность. Существование Бога требуется доказать. Условия задачи. Дано: Чудо. Требуется: доказать связь между Чудом и Богом.

И тут наступает логический провал. Такая постановка вопроса ставит под сомнение само существование Бога. То есть, если не принять Бога за аксиому, то все чудеса можно объяснить с помощью науки. А те из них, которые объяснить нельзя, объясняются недостаточным развитием науки.
Да, сегодня всё это пока не понятно, но когда-нибудь (когда-нибудь!) ученые обязательно во всём разберутся, и нам объяснят.

07 01 003
Но даже если принять существование Бога и Его умение творить чудеса за аксиому, всё равно останется множество факторов препятствующих возвращению населения в религию.
1 Запутанность и непонятность обрядов (об этом позже).
2 Низкое качество пастырей. Ну, не может быть волк пастырем у овец. Одно из двух: или пропагандируй нестяжательство, или езди на Мерседесе. Пополам не получается. Лицемерие получается и плутовство.

Я вовсе не говорю о том, что Мерседес – это плохо. Это хорошо. Но уж если ты ездишь на Мерседесе, то вместо нестяжательства проповедуй что-нибудь другое. Мерседесы проповедуй. Дело ведь не в Мерседесе – дело в лицемерии. В лицемерии и вранье. А с другой стороны, если ты проповедуешь Мерседесы, то и христианского в твоих проповедях будет немного. Ну, и какой ты мне после этого пастырь?

3 Но и при хорошем пастыре проблемы остаются. Любая религия претендует на твоё время. Утренние молитвы, вечерние молитвы, Воскресная служба, отнимают не так много времени. Но ведь совершенству нет предела.  Наступает момент, и религия начинает расширять территорию притязаний, и потихоньку начинает покушаться на всё твоё свободное время. А его у современного человека остаётся не так уж много. И он вовсе не готов им жертвовать, не готов угроблять свою земную жизнь ради мифической загробной «жизни вечной».
В былые времена люди были куда сильнее привязаны к церкви, потому что вокруг неё выстраивались многие аспекты жизни. Обучение, воспитание, суд, распорядок жизни, физическая подготовка, военное дело и даже шоу  - всё это прихожанин находил в Церкви. Сегодня все перечисленные сферы находятся вне стен церкви, и каждая из них требует и времени, и сил.

4 Церковь консервативна и догматична. Такой она и должна быть по сути; все новшества лишь ослабляют религию, дискредитируют веру в чудо. Но ведь мир-то ушёл далеко вперёд! Люди опустились на дно океана и улетели в космос, изобрели мобильники и базон Хикса. А Бог остался всё тем же – добрым старичком, каким и был при царе Горохе. И представления церкви о мире остались теми же.
Что убивать не хорошо, что прелюбодеяние – грех, это каждый школьник знает. А вот грех или нет летать на ракете? Вот тут и призадумаешься. На всякий случай, всё, что ей не понятно, церковь объявляет грехом. Играть в карты – грех, смотреть телевизор – грех, сидеть в контакте – тоже грех. Такое шельмование повседневной жизни общества без объяснения причин, отвращает людей от религии.

5 Церковь не только не способна ответить на вызовы современности, но и путается в вопросах вечных, в вопросах морали и нравственности.  Там, где должна стоять крепко, в тех вопросах, которые не допускают двойных толкований.  Но нет. Оказывается, в каждой заповеди Церковь допускает исключения. "Не убий". Ничего лишнего, никаких двойных толкований. Но, защищая отечество, оказывается, можно убивать.  Церковь благословляет.  "Будь милосердным и всепрощающим". Но только не к тем, кто "оскорбляет чувства верующих". Статью специальную ввели в уголовный кодекс, идя навстречу чувствам этих самых верующих.

И так во всём. Спору нет, всё это мероприятия полезные и нужные. Но даже те, кто поддерживает полезность и нужность этих мероприятий, ощущают двойственность бытия. Одна реальность описана в Евангелиях, и совсем другую мы видим в повседневной жизни. Почему Христос простил Иуду, а патриарх Кирилл не смог простить Пусси Райт? Правильно, прости одних, и завтра в алтарь полезут тысячи идиотов. Общество у нас такое, невоспитанное. Во времена Христа общество лучше было. Культурнее, гуманнее и просвещённее. Так что, прав Патриарх, ох, как прав! Вот только с правотой Христа его правота не совпадает.  Ну, и какой он после этого христианин?

Всё это, и многое другое, привело к тому, что люди сейчас находятся в интересном положении: «верующий, но не религиозный». Быть верующим – это сегодня прогрессивно и модно. А вот быть религиозным – это глупо, и попахивает фанатизмом.
Может, люди и пошли бы в религию, если объяснить им подробнее, кто такой Бог, и зачем Он нужен. Но, увы. Ни одна из религий не утруждает себя этими вопросами. "Бог всевидящий и Всемогущий", и этого достаточно.

Другим, может, и достаточно, а вот мне не хватает. Я не понимаю, зачем нужно ходить в церковь, если Бог меня увидит и выслушает тут же, на диване. Или тех, кто ходит в церковь, Бог лучше видит? Ну, и что это за всеведение с ограничением по зрению?

Непонимание того, кто есть Бог, плодит всё новые точки зрения, всё новые течения как внутри самой церкви, так и за её пределами. Из этих сект впоследствии вырастут новые религии, так же не имеющие никакого представления о том, кто их Бог.


Рецензии